Голубинский сельский совет (укр. Голубинська сільська рада) – административно-территориальная единица, Бахчисарайского района Крыма (Украина).
Территория сельсовета занимает земли на крайнем юго-востоке района, в верхней части долины реки Бельбек, долинах рек Коккозка и Суаткан, включая западные склоны Ай-Петри. Через территорию сельсовета проходит автомобильная трасса Бахчисарай-Ялта.
Население совета – 4 487 чел. (2001 г.)
В состав сельсовета входит 9 сёл: Голубинка, Аромат, Богатое Ущелье, Нижняя Голубинка, Новополье, Поляна, Путиловка, Соколиное, Солнечноселье
Граничит на северо-востоке с Зелёновским сельсоветом, на северо-западе – с Куйбышевским поссоветом на юге с Балаклавским районом Севастополя, и на востоке – с землями Ялтинского горсовета.
Территория совета богата археологическими памятниками средневековья, таврскими могильниками, остатками исаров и поселений времён Мангупского княжества.
У Соколиного обнаружено таврский могильник, а также остатки поселения и пещерной церкви VIII-X вв. Неподалеку сел Голубинка, Поляны и Солнечноселье были размещены три средневековые поселения, могильник, монастырь и 2 замка (VI-Х ст., XIV-XV века).
ГОЛУБИНКА (до 1945 г. Фоти-Сала; укр. Голубинка, крымскотат. Фоти Сала) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, центр Вилинского сельского совета.
Расположено на берегу реки Бельбек в юго-западном Крыму, в 25 км от Бахчисарая. У села Голубинка русло Бельбека, пересекая продольную долину между Главной и Внутренней горными грядами Крымских гор, значительно расширяется.
Население – 1327 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
В 4 км от с. Голубинка, на высоте 200 м над уровнем моря находится Куйбышевский источник с целебной минеральной водой.
Происхождение названия
Историческое название села Фоти-Сала (зафиксировано в исторических документах в формах Фоти-Сала, Фод-Сала, Фота сала (осман.), Фоциала, Фот-Сала, Феттах-Сала, Foczola, Fecciala (итал.). Точная этимология названия (как и схожих топонимов региона с компонентом «-Сала») неизвестна. Высказывались предположения, что оно могло быть связано с именем святого Фотия, в честь которого в селе был построен храм.
История
Ученые предполагают, что впервые поселение на месте нынешнего села было основано скифами, оставившими надгробия с рельефами.
В дальнейшем село было заселено «крымскими греками» (так тогда называли христиан греческого закона, то есть православных) – урумами, готами, аланами, куманами (половцы, кыпчаки) и черкесами. В поздневизантийский период село было частью владений княжества Феодоро и Готской епархии.
В 1475 году княжество Феодоро было завоёвано османскими войсками и включено в состав Османской империи. На его территории был образован Мангупский кадылык (округ). Во время вторжения храм Св. Фотия в селе был разрушен, после чего данная территория перешла в подчинение Османской империи. Село получило название Фота-Сала («сала» – село). Жители Фота-Салы были прихожанами храмов в близлежащих крупных населенных пунктах, в частности в Керменчике или Богатыре.
После захвата османами генуэзских колоний в Крыму некоторые из жителей Каффы и северокавказских владений Генуи (Матрега)нашли приют в Крымском ханстве. Им было предоставлено право поселиться в селении Сююр-Таш, в низине к югу от Бахчисарая. Ханы пользовались услугами генуэзцев для сношений с христианскими государями. Эту группу итальянцев сделали «тарханами», включив в привилегированную прослойку, освобожденную от уплаты налогов и несущую единственную обязанность: сопровождать хана в походах. Примерно в 1604 году их переселили в Фоти-Салу (Fecciale) на расстоянии полдня пути от резиденции хана. И на новом месте они продолжали пользоваться прежними привилегиями и льготами. В этническом отношении значительную часть общины составляли черкесы – потомки «туземных» жён и родственников генуэзских колонистов, прибывших в Крым с Северного Кавказа.
По свидетельству побывавшего в Крыму в начале XVII века доминиканского монаха Эмиддио Портелли д’Асколи (префект Каффы и Татарии, итальянский миссионер из доминиканского ордена), оставалось в его время только 12 домов, удержавших католическое вероисповедание. Родной язык они уже забыли и говорили по-турецки, по-татарски, и по-черкесски. «Отче наш» и «Богородицу» знали по латыни, но исповедовать их, как и проповедовать приходилось по-турецки. Женились они на черкешенках или местных «гречанках» и в своих нравах сблизились с черкесами. Папский миссионер прилагал все усилия к тому, чтобы «исправить нравы своих одичавших соплеменников» и, по его словам, имел успех.
Список глав христианских семей в 1652 году отражен в «Османских налоговых ведомостях» («Джизье дефтера Лива-и Кефе», 1652 году), которые представляют собой список отдельных христианских жителей Крыма, с которых взимался налог в казну. Христианские жители в 1652 г.
Десятилетиями лишенная священников католического вероисповедания, группа постепенно ассимилировалась в религиозном и культурном отношении с окружающими народами. Первой сменила конфессиональную принадлежность верхушка общины, перейдя в ислам и влившись тем самым в ряды местной мусульманской знати. Тот же процесс (с преобладанием перехода в православие) шел и в остальной части общины, завершившись к концу XVII века: наиболее поздний надгробный памятник с латинской эпиграфикой, зафиксированный на кладбище Френк-Мезарлык («Кладбище Франков») в урочище Аян-Су близ Фоти-Салы, относился к 1685 году. Это, очевидно, знаменовало полную ассимиляцию потомков генуэзских колонистов-католиков в иноконфессиональной среде. При выселении христиан из Крыма в 1778 году христиан римско-католического вероисповедания в Фоти-Сале зафиксировано уже не было. Православная часть населения Фоти-Салы организованно покинула село, их кладбища прекратили свое функционирование. Предания крымских татар Бельбекской долины вплоть до начала XX века сохраняли память о генуэзском («ceneviz») происхождении фоти-салинцев.
На холме Кильсе-Баир (Церковный холм) в 1914 году историк и археолог Р.Х. Лепер обнаружил фундаменты христианского средневекового храма и кладбище с надмогильными плитами, установленными, судя по тексту, в конце XIII–XVI веках. Судя по тексту эпитафии на христианском надгробии одной из них, здесь в 1362 году была погребена «Раба Божия Куманиса, дочь святого Феодорита Хадим». Под другой плитой, установленной в 1271 году, покоился прах «раба Божия Михали, сына Садыка». Имя погребенной (безусловно, христианки) заставляет вспомнить об этнониме «куманы»: это кипчаки, половцы русских летописей. Кипчаки были тюркоязычны; вероятно, половцем был и отец христианина Михали, похороненного возле храма. Вытесненные из степи татарами, куманы-кипчаки переселились в горные районы. Их потомки приняли христианство греческого обряда.
Не обнаружено археологических следов почитания мусульманами холма Кильсе-Баир в конце XVIII – начале ХХ века, поскольку во время раскопок не было найдено следов ритуальных традиционных жертвоприношений (остатков костей жертвенных животных, посуды этого времени и т. д.). Обнаруженный на территории прилегающей к селу фундамент древнего православного храма имеет ориентацию восток-запад, все захоронения вокруг него христианские.
В те годы дубовый лес в этих местах был вырублен местными жителями, а надгробия сдвинуты со своих мест. На территории самого села на левом берегу реки Бельбек у здания школы Н.И. Репников во время разведок застал следы заброшенного мусульманского кладбища. К тому времени надгробия были повреждены, а некоторые из них вмонтированы как стройматериал в кладбищенскую ограду. По характеру погребальных постаментов и арабских надписей исследователь отнес их к концу XVIII века. Другое (действующее) мусульманское кладбище, отмеченное на военных топографических картах конца XIX века, находилось на правом берегу реки в 0,7 км к юго-востоку от предместья Куртлер.
В начале 30-х годов XX века в селе Фоти-Сала начался голод из-за изъятия властями продовольствия на нужды развития военной промышленности. Зимой 1933-го в селе Фоти-Сала Бахчисарайского района группа турецких подданных «вела антисоветскую агитацию», утверждая, что все колхозники умрут от голода, а вот у них есть что поменять в «Торгсине» (синдикат по торговле с иностранцами). Они были арестованы и осуждены к высылке из СССР.
В годы второй мировой войны, согласно докладу шефа полиции безопасности, в селе Фоти-Сала результаты добровольной вербовки на военную службу в вермахт были неплохие. Подобные случаи в дальнейшем послужили причиной выселению татар из Крыма.
В ноябре 1941 года в эти места снова пришла война. Части Приморской армии пробивались в Севастополь. Только по старой французской дороге могли они попасть из Бельбекской долины в Байдарскую. Но фашисты успели занять деревни Фоти-Сала (Голубинка) и Яны-Сала (Новополье), блокировав шоссе. Три дня продолжались ожесточенные бои за эти Села и поселки. Наконец 4 ноября советские войска заняли деревни. Путь к перевалу был открыт. В тот же день передовые части Приморской армии вступили в Уркусту (Передовое).
На рубеже 1943-1944 годов нарастает размах карательных действий гитлеровских национал-социалистов, в селе Фоти-Сала многие жители были расстреляны и сожжены в своих глинобитных домах, причем теперь нацисты не делают исключений для крымских татар.
В 1944-1945 годах, в связи с выселением крымских татар и других народов, ряд районов и населенных пунктов Крыма были переименованы. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании сельских Советов и населенных пунктов Крымской области» переименованы Фоти-Сальский сельсовет – в Голубинский и селение Фоти-Сала в Голубинку.
АРОМАТ (ранее Витим; укр. Аромат, крымскотат. Аромат) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, входит в состав Голубинского сельсовета.
Расположено у слияния рек Коккозка и Бельбек в Бельбекской долине.
Село связано автобусным сообщением с районным центром. Через село проходит автомобильная трасса Ялта-Бахчисарай.
Население – 295 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
На территории села находится водолечебница «Чёрные воды» (Аджи-су) – «крымский Баден-Баден» (лечение радоновыми ваннами). Наличие в регионе большого разнообразия минеральных и термальных источников, а также уникальные свойства местной голубой глины определили широкую популярность санатория.
История
Ещё в XIX веке в этом месте, на развилке долин, располагались водолечебница Аджи-Су и здание Богатырского волостного правления. Село было основано как опытная станция Всесоюзного научно-исследовательского института табака и махорки (ВИТИМ) и первоначально называлось Витим. Позже оно получило новое название Аромат по специализировавшемуся на выращивании эфиро-масличных культур совхозу «Ароматный», к которому относилось село.
БОГАТОЕ УЩЕЛЬЕ (до 1945 г. Коклуз; укр. Багата Ущелина, крымскотат. Коклуз) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, административно подчинено Голубинскому сельскому совету.
Богатое Ущелье занимает площадь 23 гектара на которых в 58 домах на 2007 год проживало 130 человек. Село популярно среди туристов, любителей горного Крыма, как последнее перед хребтами, откуда начинаются многие маршруты.
Богатое Ущелье расположено на юго-востоке Бахчисарайского района, в глубине Второй гряды Крымских гор, в долине, образованной левым притоком Бельбека – рекой Суаткан, в 5,5 километрах к югу от шоссе Бахчисарай-Ялта. Расстояние до Бахчисарая от села около 32 километров, ближайшая железнодорожная станция – Сирень, примерно в 27 километрах. Вершины вокруг села превышают 700 м (горы Ак-Яр, Пещера, Два Татарина, Караул и др.), и покрыты лиственным лесом.
Достопримечательности
Происхождение названия.
Историческое название села – Коклуз. Этимология названия неясна, по-видимому оно происходит из одного из языков, распространённых в Крыму в дотюркскую эпоху (греческого, готского, аланского, скифского, таврского).
История
Ранняя история Богатого Ущелья – Коклуза известна плохо, археологических и других исторических исследований на территории села не проводилось, известно только, что в средние века деревня входила в состав княжества Феодоро и, очевидно, как и вся долина Суаткана, являясь вотчиной владетеля замка, располагавшегося в XIII-XV веках на горе Сандык-Кая. Остатки небольшой средневековой крепости сохранились на горе до наших дней. После падения княжества Феодоро в 1475 году село было включено в состав Мангупскаго кадылыка Кефинского эялета (провинции) Османской империи, о чём имеются письменные источники. В составе Крымского ханства село пробыло всего 9 лет: от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783 году, хотя экономические, да и прочие связи с остальным Крымом были очень тесными, даже «служить» местные мужчины шли в войско Крымского хана (назывались они Таты, район – Татским Илем и считались лучшими воинами-пехотинцами в ханстве). Османское же присутствие ограничивалось в основном в сборе налогов. В 1778 году, после русско-турецкой войны 1768-1774 годов, по инициативе российского командования при поддержке последнего митрополита Готфейско-Кафайского Игнатия греческие жители села (румеи и урумы), были выселены в Приазовье.
В 1784 году был издан манифест о присоединении Крыма к России, а 8 февраля 1784 года указом Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору князю Г.А. Потемкину на территории Крымского Ханства была образована Таврическая область. К этому времени было составлено Камеральное описание Крыма, в котором, правда, название Коклуз не фигурирует, но, учитывая, что русские писари, впервые столкнувшись с новыми названиями на незнакомом языке, внесли в записи множество ошибок (на эту проблему обращал внимание в своей работе Генрик Янковский). В окрестностях Коклуза в составе Мангупскаго кадылыка бакчи-сарайскаго каймаканства записаны три деревни Маркур, две деревни Карло, две Янисала (Енисале) и две Янджо, становится очевидным, что Коклуз записан под одним из этих имён.
В новой, Таврической области прежний Мангупский кадылык был с 8 февраля 1784 года включён в состав Симферопольского уезда. После Павловских реформ, с 1792 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии, а после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, в Махульдурскую волость Симферопольского уезда. В 1829 году волости были реорганизованы и Коклуз отнесли в Байдарскую, а в 1838 году после образования нового Ялтинского уезда и последующей реорганизации, во вновь образованную Богатырскую волость, в составе которой деревня состояла до советской реформы административного деления в 1921 году.
После установления Советской власти волости были упразднены (заменены советами), 18 октября 1921 года была создана Крымская АССР, а в 1923 году уезды преобразованы в районы. На 1926 год, по новому административному делению, Коклуз отнесли к Бахчисарайскому району, а само село было центром Коклузского сельсовета. В 1930 году западная часть Ялтинского района была выделена в новый Фотисальский, переименованный в 1933 году в Куйбышевский.
После освобождения Крыма, в Отечественную войну, согласно Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года 18 мая того же года все крымские татары Коклуза были выселены в Среднюю Азию, а в пустующие дома заселили переселенцев с Украины. 21 августа 1945 года Коклуз было переименовано в Богатое Ущелье, а Коклузский сельсовет – в Богатоущельский. В 1960-х годах произошло укрупнение сельсоветов, Богатоущельский был влит в Голубинский; в декабре 1962 года ликвидирован Куйбышевский район, а сёла переданы Бахчисарайскому.
НИЖНЯЯ ГОЛУБИНКА (до 1960-х Нижнее Заречье, до 1948 г. Нижняя Фоти-Сала; укр. Нижня Голубинка, крымскотат. Ашагъы Фоти Сала) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, в составе Голубинского сельсовета, входит в состав ЗАО (ранее совхоза) Ароматный.
Нижняя Голубинка расположена в юго-восточной части района, на обеих берегах реки Бельбек, посередине Второй гряды Крымских гор, на шоссе Бахчисарай-Ялта, идущем через Ай-Петри. Высота над уровнем моря 181 м. До Бахчисарая от села около 25 километров, ближайшая железнодорожная станция – Сирень, примерно в 20 километрах.
В селе более 90 дворов, в которых, по переписи 2001 года, проживает 273 человека.
Площадь – 30 гектаров.
История
Историческое название села Нижняя Фоти-Сала (Ашагы-Фоти-Сала), по преданию, восходит к ещё более древнему Ай-Фотий – Святой Фотий, но есть вариант, что оно происходит от крымско-татарского слова арабского происхождения fatih (фатих – завоеватель). Археологические находки в районе села датируются первыми веками до н. э. В более позднее время село входило в состав княжества Феодоро со столицей на Мангупе. Древнейший эпиграфический памятник – надпись на христианском надгробии кладбища на холме Кильсе-Баир (Церковный холм), обнаруженная в 1914 году историком и археологом Р.Х. Лепером, датируется 1271 годом, там же обнаружены остатки христианской церкви того же времени. Невдалеке археолог Н.И. Репников обнаружил остатки ещё двух храмов и кладбище примерно того же времени.
После падения Мангупа в 1475 году село, вместе с землями бывшего княжества, входило в Мангупский кадылык Кефинского эялета (провинции) Османской империи. Около 1604 года в селе (и в окрестных сёлах) османы поселили католиков из захваченной ими Кафы, переселив последних из Сююр-Таша. Генуэзцы, знавшие латынь, служили у хана послами в европейских государствах. Последнее итальянское надгробье старого кладбища (местное название Френк-мезарлык – кладбище франков) датировано 1685 годом. К концу XVII века потомки генуэзцев растворились среди местного христианского населения, переняв язык и религию и через век были выселены как крымские греки (румеи и урумы), после русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в Приазовье.
В 1829 году проведена волостная реформа и деревню приписали к новой Байдарской волости, а в 1838 году образовали новый, Ялтинский уезд, границы опять перекроили и Фоти-Сала оказался в Богатырской волости, в составе которой числился до советских административно-территориальных реформ 1923 года.
18 мая 1944 года почти все жители села были выселены в Среднюю Азию, а в пустующие дома заселили переселенцев с Украины. 18 мая 1948 года село Нижняя Фоти-Сала переименовано в Нижнее Заречье (хутор Нижний Фоти-Сала в Верхнее Заречье).Позже сёла были объединены и ещё раз переименованы в Нижнюю Голубинку. В 1962 году произошла ещё одна реорганизация – Куйбышевский (ранее – Фотисальский) район, присоединили к Бахчисарайскому.
НОВОПОЛЬЕ (до 1945 г. Яни-Сала; укр. Новопілля, крымскотат. Янъы Сала) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, в верховьях реки Бельбек. В административном отношении входит в состав Голубинского сельсовета. До 1945 года называлось Яни-Сала (с крымскотатарского – «новая деревня»).
Население – 338 чел. (2001 г.)
Известные люди
Художник Амди Мустафаев родился 11 июня 1918 года в селе Яны-Сала. Его отец получил в Стамбуле высшее духовное образование. В 1930 году отца раскулачили, ему пришлось перебраться в Мелитополь, потом в село Махульдур.
Достопримечательности
Село фактически расположено в живописном межгорье в центре древнего православного княжества Феодоро.
В 5,5 км от села находится древний пещерный город Мангуп.
В 5,5 км от села находится пещерный город Эски-Кермен.
В 5 км от села расположены Сюйреньская крепость и пещерный монастырь Челтер-Коба.
Недалеко находится Большой каньон Крыма.
В окрестностях села находятся: плантации роз, водолечебница «Черные воды», источник Аджи-Су («соленая вода», вода здесь по составу близка мацестинской и применяется для лечения радикулита, ревматизма и некоторых кожных, гинекологических заболеваний. Источник находится северо-западнее с. Соколиное), табачные поля, река Кокозка.
История
Предполагается, что впервые поселение на месте нынешнего села было основано скифами, оставившими надгробия с рельефами.
В дальнейшем деревня была заселена готами, смешавшимися с остатками местного населения.
В VIII веке Херсон (Херсонес) увядал. Его жители, чтобы иметь пропитание, переселялись в сельскую местность, часто возрождая на пепелищах старых античных посёлков, заброшенных после нашествия гуннов, новые. К созданию новых поселений был причастен и Юстин II, видевший главную военную силу империи в посаженных на землю воинах – колонистах, называемых «акритами». Эти люди имели примерно те же задачи, да и права, как и русские казаки. Поселения акритов представляли десяток глинобитных домов, окруженных полями и виноградниками. Возможно, именно так, примерно в VIII веке, возникла деревня, позже получившая название Яны-Сала. Расположенное на возвышенном месте на развилке дорог, ведущих в деревни Карло и Янджо, это по сути был небольшой городок с прекрасными, судя по руинам, постройками.
Неподалёку от села также обнаружены остатки небольшого поселения VIII–X вв. Это развалины, известные под именем Хани-Кая, в урочище Дербиза (между Новопольем и селом Соколиное (Коккоз)). По числу руин надо полагать, что здесь был небольшой городок, оставленный людьми. По народному же преданию, здесь было селение Ханийкой. Трудно сказать о причинах, но в период позднего средневековья жители поселения переместились на место нынешнего села Новополье, которое в XV веке было довольно значительным.
Во времена княжества Феодоро, в XIII-XV веках на вершине Сандык-Кая располагалась крепость. Под властью владельца замка Сандык-Кая было несколько общин. Деревня Новополье находится на месте средневековых земельных владений местного феодала. В деревне обнаружены следы жизни времен княжества Феодоро.
После падения княжества в 1475 году включения его территории в состав Мангупскаго кадылыка Кефинского эялета Османской империи, постепенно начал увеличиваться приток турок, а с севера – крымских татар, которые селились вместе с греками, составляя этнически смешанные села.
Вследствие сужения сферы употребления греческого языка христианское население Юго-Западного Крыма, а также греки-горожане, от двуязычия (кроме греческого или готского языка крымские христиане также говорили и на тюркских диалектах) перешло полностью на крымско-татарский язык. Показателем этого явления можно считать исчезновение на рубеже XVI-XVII вв. надписей на греческом языке.
Деревня Яны-Сала была населена православными-татарофонами, которые говорили на кыпчакско-половецком говоре с незначительным количеством огузских элементов. В формировании средневекового греческого этноса на первом этапе принимали участие потомки античных греков и эллинизированного «варварского» населения: аланы, готы, представители некоторых тюркоязычных племен, среди которых определенно выделяют только праболгар. Поскольку все жители православной Византийской империи (ромеи) автоматически считались потомками греков, то вполне возможно, что и на негреческих по крови жителей Крыма впоследствии распространилось это название. К 1778 году ни одного христианина в деревне не осталось.
В 1945 году, после депортации крымских татар, Яни-Сала была переименована в Новополье.
ПОЛЯНА (до 1945 г. Маркур; укр. Поляна, крымскотат. , Маркъур) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым. Административно подчинено Голубинскому сельсовету, ходило в состав совхоз-завода Ароматный.
Площадь, занимаемая селом, 30,1 гектара, на которой в 93 дворах, согласно переписи 2001 года, проживало 236 человек
Село расположено в горах, в глубине Второй Гряды Крымских гор, в небольшой долине ручья Маркур, впадающего в речушку Суаткан, левый приток Бельбека. Это юго-восток района, в 11 километрах от неофициального центра долины посёлка Куйбышево.
Достопримечательности
На одной из вершин хребта, горе Сандык-Кая над селом, сохранились остатки небольшой средневековой крепости эпохи княжества Феодоро. Судя по находкам керамики – это замок феодала XIII – XV веков – владетеля окрестностей, в том числе и средневекового Маркура.
История
Историческое название села Маркур (есть вариант, что это всего лишь морковь). Так же называется ручей, на котором стоит село и перевал (Маркур-богаз) через находящийся к югу горный хребет в Байдарскую долину.
По результатам археологических находок, село существовало уже в VIII веке, процветало до XI века, затем был период упадка, связанный с активностью печенегов и с XII века новый расцвет, связанный с возникновением княжества. Населяли средневековый Маркур потомки готов, смешавшиеся с остатками местного населения, принявшими в IV веке, стараниями Иоанна Златоуста, православие и, собственно, создавшими горное княжество, известное в истории как Дори, Дорос и, наконец, Феодоро. После завоевания Мангупа Османами в 1475 году Маркур, как и всё бывшее княжество, включили в состав Мангупского кадылыка Кефинского эялета – то есть, провинции Османской империи. Взаимные перемещения представителей разных конфессий (христиан и мусульман) из княжества в Крымское ханство и наоборот, а также, исламизация горцев, началось, видимо, давно, и усилилось во времена владычества Порты. В состав Крымского ханства Маркур официально входил всего 9 лет: от обретения независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783-м, приписан был опять к Мангупскому кадалаку, но Бахчисарайского каймаканства, что зафиксировано в Камеральном Описании Крыма 1784 года, где в Мангупском кадылыке записаны три деревни с названием Маркур, но без географической привязки.
После присоединения Крыма к Российской империи, по новому административному делению, с 8 февраля 1784 года деревня была приписана к Махульдурской волости Симферопольского уезда Таврической области Новороссийской губернии. После воцарения Павла I в 1796 году Таврическую область упразднили и весь полуостров включили в Акмечетский уезд. С 8 (20) октября 1802 года область была восстановлена в статусе Таврической губернии, также были восстановлены Симферопольский уезд и Махульдурская волость в прежних границах. После волостной реформы 1829 года Маркур приписали к Байдаской волости, а в 1838 году, после образования Ялтинского уезда деревню передана в Богатырскую волость нового уезда в котором числилась до советской административной реформы1923 года.
В начале 1920-х годов в деревне создан Маркурский сельсовет, тогда же, по переписи 1926 года зафиксировано 634 жителя, из которых 630 – крымские татары, на 1926 год, по новому административному делению, Маркур отнесли к Бахчисарайскому району. По административному делению 1930 года деревню отнесли к новому, Фотисальскому району (с 1933 года – Куйбышевский район). До освобождения Крыма Маркур оставался практически крымскотатарским селом, но 18 мая того же года коренное население деревни было депортировано в Среднюю Азию, а в опустевшие дома завезли переселенцев с Украины. 21 августа 1945 года Маркур переименовали в Поляну, а сельсовет, соответственно, в Полянский. В декабре 1962 года Куйбышевский район упразднили и Поляну отнесли к Бахчисарайскому, тогда же сельсоветы укрупнили, ликвидировав Полянский, присоединив к Голубинскому.
ПУТИЛОВКА (до 1945 г. Янджо, Янджу; укр. Путилівка, крымскотат. Янджу) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, в составе Голубинского сельсовета, входит в состав ЗАО (ранее совхоза) Ароматный.
Путиловка расположена в юго-восточной части района, в долине речки Суаткан, левого притока Бельбека, у подножия отрога Ак-Яр (макс. высота 743 м) Второй гряды Крымских гор, в 5 километрах от шоссе Бахчисарай-Ялта. До Бахчисарая от села около 30 километров, ближайшая железнодорожная станция – Сирень, примерно в 25 километрах.
В селе более 130 дворов, в которых, по переписи 2001 года, проживает 320 человек.
Площадь – 49 гектаров.
История
Историческое название Путиловки – Янджо (есть вариант Янджу). Село возникло, видимо, в раннее средневековье и, как и вся долина Суаткана, входило в вотчину замка, располагавшегося в XIII-XV веках на горе Сандык-Кая. Остатки небольшой средневековой крепости сохранились на горе до наших дней. После падения княжества Феодоро в 1475 году деревня вошла в состав Мангупского кадылыка Кефинского эялета (провинции) Османской империи. Деревня была маленькая: в 1542 году, по османским документам, в ней всего 6 семей, из которых 3 уже мусульманские, а в 1652 году в джизйе дефтера Лива-и Кефе (османская налоговая ведомость), где перечислялись греки-христиане, подданные султана, не упомянута вовсе. Возможно, греков в деревне не оставалось, потому что ни в ведомости Суворова о выведенных из Крыма христианах (от 18 сентября 1778 года), ни в ведомости митрополита Игнатия название Янджо не встречается.
В составе Крымского ханства, в которое деревня номинально входила около 9 лет – от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783 году, Янджо включили в Мангупский кадылык Бахчисарайского каймаканства, что зафиксировано в Камеральном описании Крыма 1784 года, где записаны две деревни Янчу и Другой Янчу.
После присоединения Крымского ханства к России Янджо, с 8 февраля 1784 года, включили в состав Махульдурской волости Симферопольского уезда Таврической области (в правление Павла I – 1796 – 1801 год – Акмечетский уезд Новороссийской губернии). 8(20) октября 1802 года Таврическую область восстановили в виде Таврической губернии, восстановили и уезды в прежних границах. В 1829 году произведена волостная реформа и деревня оказалась в Байдарской волости, которую через 9 лет передали во вновь образованный Ялтинский уезд, а Янджо приписали к Богатырской волости, в составе которой деревня состояла до ликвидации волостей в 1921 году.
На военно-топографической карте 1842 года в Янджо записано 78 дворов, столько же в Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 г., но ещё указано, что жителей 397 человек.
На 1926 год, по новому административному делению, Янджо отнесли к Бахчисарайскому району, а само село было центром Янджинского сельсовета.
11 мая 1944 года из села депортировали крымских татар, на их место завезли переселенцев из Украины, а 21 августа 1945 года село Янджо было переименовано в Путиловку, и соответственно Янджинский сельсовет – в Путиловский, позже присоединённый к Голубинскому. До 1962 года село входило в Куйбышевский (ранее – Фотисальский) район, присоединённый к Бахчисарайскому.
СОКОЛИНОЕ (до 1945 г. Коккозы; укр. Соколине, крымскотат. Коккозь) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, в составе Голубинского сельсовета.
Расположено на реке Коккозка. Село связано автобусным сообщением с районным центром. Через село проходит автомобильная трасса Бахчисарай – Ялта. В окрестностях села находится Большой каньон Крыма.
Население – 1396 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Происхождение названия.
Историческое название села Коккозы в переводе с крымскотатарского означает «голубой глаз», «голубоглазый» (kok – голубой, koz – глаз).
История
Судя по названию села, его с древности (возможно, с III века) населяли голубоглазые готы, отличавшиеся от издавна населявших Крым тёмноглазых представителей индоиранских и тюркских народов.
Деревня (скорее всего их было несколько, расположенных рядом), как и вся округа, в средние века принадлежала княжеству Феодоро, но, ввиду малой археологической исследованности Соколиного, более подробной информации, кроме малоизученной средневековой церкви у пещеры Данильча-Коба (св. Даниила?) нет. После падения Мангупского княжества в 1475 году Коккоз был включён в Мангупский кадылык Кефинский эялет Османской империи (Татский иль Эвлии Челеби). В составе Крымского ханства деревня входила всего 9 лет: от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783-м, но к тому времени христиан в Кокозах не осталось и в Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах от 18 сентября 1778 г. А.В. Суворова деревня не значится.
В документах название деревни впервые встречается в Камеральном Описании Крыма 1784 года как Кокос и Другой Кокос Мангупскго кадылыка Бахчисарайскаго каймаканства – так по последнему административно-территориальному делению ханства.
В составе Российской империи Коккозы были включены с 8 февраля 1784 года в состав Симферопольского уезда Таврической области. В правление Павла I, с 1796 года – Акмечетский уезд Новороссийской губернии, а с 8(20) октября 1802 года – в Махульдурскую волость Симферопольского уезда новой Таврической губернии.
В результате реорганизации волостного деления 1829 года Коккозы приписали к Озенбашской волости, а через 9 лет – к вновь образованной Богатырской нового, Ялтинского уезда, в составе которого деревня состояла до советской территориальной реформы 1921 года.
В начале 1920-х годов в деревне был образован Кокозский сельсовет, на 1926 год, по новому административному делению, Кокозы относились к Бахчисарайскому району. С 1930 года Кокозы вошли в Фотисальский район, в 1933 году переименованный в Куйбышевский. К началу Второй мировой войны население Коккоз выросло почти до 2 000 человек (большинство – крымские татары), но после освобождения Крыма, 18 мая 1944 года состоялась депортация коренного населения – крымские татары были выселены в Среднюю Азию, а в опустевшие дома завезли переселенцев с Украины. В 1945 году селение Кокозы переименовано в Соколиное, а Кокозский сельсовет – в Соколинский. В 1962 году Куйбышевский район и соответственно, Соколиное, присоединили к Бахчисарайскому, в те же годы, на волне укрупнения хозяйственных единиц, Соколинский сельсовет был объединён с Голубинским.
СОЛНЕЧНОСЕЛЬЕ (до 1945 года Аиргуль; укр. Сонячносілля, крымскотат. Айыргуль) – село в Бахчисарайском районе Автономной республики Крым, входит в состав Голубинского сельсовета.
В селе более 80 дворов в которых, по переписи 2001 года, проживает 174 человека.
Площадь села – 38 гектаров. Ранее входило в совхоз (ныне ЗАО) Ароматный, сейчас активно развивается как горный курорт.
Солнечноселье расположено практически в центре района, на водоразделе рек Бельбек, и Кача в середине Второй Гряде Крымских гор, на высоте 356 метров над уровнем моря. Село состоит из двух частей, лежащих одна выше другой по склону горы Чуку на расстоянии полукилометра, бывших ранее отдельными сёлами – Верхним и Нижним Аиргулями. Расстояние до автомобильной трассы Бахчисарай-Ялта 4 км, до райцентра около 34 км, ближайшая железнодорожная станция – Сирень в 25 км. Соседние сёла: Аромат (4 км) и Высокое – 3 километра просёлка через перевал Керменчик высотой 540 м.
История
Старое название Солнечноселья – Аиргуль. Происхождение названия до сих пор вызывает споры: в названии видят и розу – гуль (гюль), и сад – аир (чаир), а выдающийся исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард считал название производным от Ай-Йори (Св. Георгий), к тому же ещё в конце XIX века в селе сохранялись развалины церкви св. Георгия. Селение Аиргуль, как и многие другие, исторически состояло из двух частей – маале (кварталов), каждый квартал всегда имел собственное название, в Аиргуле это Ашага – нижний, нижняя часть села и Юхары – верхний, каждый, соответственно, со своей приходской мечетью. Исторически Солнечноселье – это Нижний, или Ашага-Аиргуль.
Село, как и все другие в округе, древнее, но детальных археологических исследований не проводилось и историки осторожно считают, что сёла существовали ещё в период княжества Феодоро и входили в личные владения князей Мангупа. Населяли их христиане, потомки алан и готов (в позднем средневековье называвшиеся таты, а окрестные земли соответственно татским илем – то есть татским краем).
После падения Мангупского княжества в 1475 году сёла присоединили к Османской империи в составе Мангупского кадылыка Кефинского эялета, в состав же Крымского ханства они входили всего 9 лет: от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783 году.
Тогда же название деревни впервые встречается в документах – в фирмане Шахина Герая и в Камеральном описании Крыма 1784 года как две деревни (на самом деле – маале – приходы) бакчи-сарайскаго каймаканства Мангупскаго кадылыка Аируги и Другой Аируги.
Вскоре после присоединения Крыма к России, 8 февраля 1784 года было введено новое административно-территориальное деление, по которому Аиргуль (как одна деревня), был отнесён к Симферопольскому уезду Таврической области. После Павловских реформ, с 1792 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. В эти годы Аиргуль упоминается в губернаторских документах от 3 октября 1796 года по случаю выделения земли надворному советнику Оспурину. По новому административному делению, после создания 8(20) октября 1802 года Таврической губернии Аиргуль был включён в состав Махульдурской волости Симферопольского уезда.
На 1926 год, по новому административному делению, сёла разделили официально и Нижний Аиргуль, согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г., относился к Бахчисарайскому району, а само село было центром Аиргульского сельсовета, ликвидированного в 1930-е годы, так как на 1 января 1941 года Аиргульский сельсовет не существовал. С 1930 года деревню включили во вновь образованный Фотисальский (с 1933 года – Куйбышевский район).
После освобождения Крыма во время Второй мировой войны состоялась депортация коренного населения – 8 мая 1944 года все крымские татары Нижнего Аиргуля были выселены в Среднюю Азию. 21 августа 1945 года село Нижний Аиргуль было переименовано в Солнечноселье, а Верхне-Айригульский сельсовет – в Солнечносельский. В село завезли переселенцев из Украины. 30 декабря 1962 года Горное присоединили к Солнечноселью, Солнечносельский сельсовет объединён с Зелёновским, который, вместе с районом, присоединили к Бахчисарайскому.