Наши путешествия
Главная strelka Украина strelkaЧерниговская областьstrelkaЧернигов, Черниговский районstrelkaДостопримечательности Черниговаstrelka
strelkaЦеркви Чернигова
Села и поселки района

Церкви Чернигова

Елецкий Свято-Успенский монастырь

Один из древнейших монастырей Чернигово-Сиверщины был основан на Елецкой горе на правом берегу р.Десна, чуть дальше на запад от древнерусского детинца Чернигова. Есть предположение археологов, на Елецкой горе в X - начале XI в. был княжеский двор. Этому предположению противоречит легенда об основании монастыря, зафиксирована Елецким архимандритом в XVII в.: «На том городе монастыря от людей идущих образ Пресвятой Богородицы лучами светлыми, как огнем окружен, есть видений и найден на дереве Елов». Чудотворная икона посреди елового леса была найдена 3 февраля 1060 Тогда же князь черниговский Святослав Ярославич, сын великого князя киевского Ярослава Мудрого, основал на месте явления иконы монастырь Успения Богородицы, который в народе прозвали Елецким. С этими событиями связана чудотворная икона Елецкой Богородицы. До наших времен дошла и хранится в Черниговском историческом музее одна из копий иконы, сделанная в XVII в. Древняя копия, вряд ли является оригиналом, и в 1860 г. она была передана в харьковский Успенский собор.

подробнее...

Троицко-Ильинский монастырь

Вблизи западной окраины исторического центра города Чернигова на Болдиных горах над необозримой поймой р.Десны в окружении древних славянских курганов возвышается ансамбль Троицко-Ильинского монастыря. Величественный семиглавый собор и высокая колокольня венчают высокий холм, а у подножия горы прижалась маленькая Ильинская церковь. Этот барочный ансамбль доминирует в панораме Чернигова благодаря высотной композиции Троицкого собора и колокольни.

подробнее...

Собор святых Бориса и Глеба

Собор святых Бориса и Глеба

Каменный собор расположен в центре города на территории древнего детинца между Спасо-Преображенским собором и Коллегиумом. Построен в 1120-1123 гг. (По другим данным - около 1170 г.) артелью местных мастеров на фундаменте неизвестных каменных сооружений начала XI в. Около 1120 г. черниговский князь Давид Святославич на своем дворе начал строительство каменного храма в честь своего патрона Св.Глеба (в святом крещении - Давида). Таким образом, первоначальное посвящение этого придворного храма - Глебоборисовский.

В начале XIII в. при Глебоборисовском храме организовали монастырь, который пришел в упадок после монголо-татарского погрома Чернигова. Сведения о нем вновь встречаются в источниках лишь в 1611 г., когда он пострадал от пожара во время штурма Чернигова польскими войсками, и 1 декабря 1627 г., Когда король Польско-Литовской Речи Посполитой Сигизмунд III велел передать Глебоборисовский храм доминиканскому монастырю.

После начала Хмельничины в 1648 году Доминиканы вынуждены были бежать из Чернигова, а храм был заново освящен как Борисоглебский. В 1657 г. новопоставленый черниговский архиепископ Лазарь Баранович возобновил при храме монастырь. В 1671 владыка переселился из Новгорода-Северского в Чернигов и Борисоглебский монастырь с тех пор развивается как кафедральный. В 1672 г. к западному фасаду пристроена восьмигранная колокольня-притвор. В начале XVIII в, собор стал пятибанным. Об облике собора в то время можно судить по обложке книги «Алфавит ... рифмами сложений», изданной в 1705 году. Там изображен Борисоглебский собор и символическое родовое древо русских монархов начинается святых Владимира и Ольги, святые князья Борис и Глеб, а заканчивается Петром I.

В 1857 собор расширен на восток пристройкой новых апсид вместо разрушенных первоначальных. Памятник был сильно поврежден в течение 1941-1943 гг., Во время боевых действий второй мировой войны. В 1952-1958 гг. реставрирован в предполагаемых первоначальных формах по проекту архитектора Холостенко. Не сохранились галереи и часовни, окружавшие собор (от них уцелели нижние части стен и фундаменты), а колокольня-притвор в 1672 была разрушена во время проведения реставрации.

С Борисоглебским собором связаны несколько широко известных памятников древнего украинского искусства. Одна из самых загадочных - так называемые капители и краеугольные камни Борисоглебского собора. Эти каменные резные элементы архитектурного декора с типично романской плетенкой, изображениями фантастических существ - птицы Сирина, пса Симаргла, львов и т.д. найдены во время археологических исследований собора. На фасадах реставрированного собора установлены копии этих архитектурных деталей. Но до сих пор идет дискуссия о том, принадлежали ли они Борисоглебскому собору, или какой-то другой постройке. Дело в том, что нижний диаметр так называемых капителей меньше, чем верхний диаметр полуколонн на соборных фасадах. На взгляд археологов, эти элементы могут принадлежать предыдущему сооружению начала XI в., на месте развалин которого возведен храм.

Еще одна археологическая находка, связанная с собором - более 300-летней давности: В 1701 г. при растройке Коллегиума в земле был найден серебряный языческий идол. По приказу гетмана И. Мазепы его переплавили, и с этого серебра за счет полкового судьи Карпа Мокриевича в 1702 г. в Гданьске были изготовлены серебряные с позолотой детали царских врат иконостаса Борисоглебского собора. Это - выдающееся произведение металлопластики. В основе композиции - известный мотив «древа Иесеевого» с изображениями Давида, Иессея и апостолов. Соборный иконостас утрачен, а царские врата сохранились и ныне экспонируются в соборе.

В Борисоглебском соборе были похоронены выдающиеся православные иерархи Лазарь Баранович и Св.Феодосий Угличский. Погребения первого из них осквернено в 1950-х гг.: Покойника раздели и его облачения (панагию и др.) выставили на всеобщее обозрение. Рака с мощами св.Феодосия 1988 г. была возвращена Украинской Православной Церкви.

Сейчас Борисоглебский собор является памятником архитектуры национального значения и относится к Национальном архитектурно-историческому заповеднику «Чернигов древний». Используется как православный храм и как музей.

г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Каменный собор расположен в историческом центре города Чернигова посреди бывшего детинца. Был главной архитектурной доминантой Чернигова. Благодаря высоким башням, фланкирующим западный фасад, и сейчас играет роль важной доминанты.

Собор заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем Храбрым в1033 году. В 1036 г., когда умер основатель, «положиша и в святаго Спаса, юже сам заложил бе бо въздано ея при немь възвыше яко на кони стояшие досящы». Эта летописное известие говорит, что по состоянию на 1036 г. собор был выстроен на высоту около 4 м. Собор был завершен и освящен в 1041. Первоначально он был крестовым, восьмистолпным, трехнефным, трехапсидным, пятибанным, с нартексом и прилегающей к нему с севера лестничной башней. В течение XI-XII вв. с северной и южной сторон были пристроены многочисленные часовни, а также крещальня (не сохранились).

Во время штурма Чернигова монголо-татарами в 1239 г. храм значительно разрушен, в частности провалены своды и частично - бани. На протяжении XV-XVI вв. повреждения были исправлены. Собор пострадал во время штурма Чернигова поляками в 1611 году. При восстановлении в 1675 за средства черниговского полковника В.Дунина-Борковского были надстроены апсиды и построены новые барочные верхушки. В 1750 г. в соборе случился большой пожар, во время которого сгорел иконостас, погорели крыши, потрескались мраморные колонны трифория. В 1754 г. проводились ремонтные работы, однако собор долго стоял под временными соломенными крышами и деревянными крышами.

В течение 1791-1798 гг. собор подвергся самой значительной реконструкции: разобраны прилегающие часовни и крещальной у южного фасада, надстроена лестничная башня и на месте разрушенной крещальни возвели идентичную вторую башню, симметрично первой; фасады заново поштукатурены и побелены; изменены формы бань, которые стали сферическими. В интерьере были разобраны остатки хоров в боковых навах (остались только хоры над нартексом), а мраморные колонны трифория, которые потеряли прочность, были обложены кирпичом. Тогда же сделали новый пол из чугунных плит. В 1818 по проекту архитектора А. Карташевской с севера, юга и запада пристроены тамбуры. Иконостас, который сохранился до сих пор, изготовлен в 1798 нежинскими резчиками С.Волощенком и С.Билопольським по проекту архитектора И.Яснигина. Иконописные работы выполнил борзнянский священник И.Мизко. Росписи интерьера совершил в 1820 художник Я.Юрынов с помощниками. В конце XIX в. под наблюдением инженера Д.Савицкого был проведен капитальный ремонт собора: в 1891 г. соборные башни и шпили башен позолочены; в 1899 г. устроено паровое отопление.

Памятник архитектуры национального значения. Уникальное высокохудожественное произведение древнерусской архитектуры. Своей распланированную-пространственной композицией оказал решающее влияние на украинскую архитектуру XI-XVII вв.

г. Чернигов, Вал

Церковь Св.Екатерины

Церковь Св.Екатерины

Памятка расположена в историческом центре города, вблизи бывшего детинца в перспективе Аллеи Героев и автомагистрали Киев-Чернигов. Является одной из ведущих архитектурных доминант города.

Построена на месте предыдущего деревянного храма напротив Замка в честь героизма казаков Черниговского полка, выявленного при штурме Азова в 1696 г. под руководством полковника Я.Лизогуба. Церковь освящена в 1715 году. Значительных преобразований не претерпела. В XIX в. после пожара 1837 г. были сделаны некоторые перестройки, в частности к западному фасаду пристроен притвор, а в 1908 г. - каменная колокольня (разобраны при реставрации памятника в 1951 г.). Была разрушена в 1941-1943 гг. (Сгорели крыши и верха бань). Реставрационные работы проводились в два этапа: 1947-1955 и 1975-1980 гг.

Екатерининская церковь в Чернигове является выдающимся в Украине памятником стиля украинского (казацкого) возрождения XVII-XVIII вв., Сохранившаяся в аутентичном виде, оказала решающее влияние на развитие украинской церковной архитектуры XVIII в. и до сих пор играет роль градостроительной доминанты исторического центра города.

г. Чернигов, пр. Мира, 6-а

Церковь Св. Параскевы Пятницы

Церковь св. Параскевы Пятницы

Каменная церковь построена в конце XII - начале XIII в. посреди торговой площади. Церковь была освящена в честь св.Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Автор - вероятно Петр Милониг. До 1786 г. была соборным храмом Пятницкого женского монастыря.

Церковь прошла сильные разрушения и перестройки, впервые - в 1239 г. во время нашествия монголо-татар. Перестроена в 1670 г. В 1690-х гг. с участием выдающегося украинского архитектора И. Зарудного на западном и восточном фасадах построены барочные фронтоны, а над куполом - многоярусный верх. Кардинальные изменения архитектурного устройства сооружения произошли при восстановлении церкви после пожара 1750 г. и в XIXст., Когда к ней были пристроены боковые приделы, а в 1818 - 1820 гг. по проекту архитектора А.Карташевского к западному фасаду была пристроена ротонда-колокольня и церковь превратилась в семибанную. Разрушена в период второй мировой войны. В течение 1943-1945 гг. были проведены консервационные работы, а в 1962 г. завершена реставрация в кажущемся первоначальном виде с использованием метода анастилоза по проекту выдающегося русского реставратора П.Барановского. При этом не были восстановлены первоначальные боковые притворы, а также пристройки XVII-XIX вв.; Ротонда-колокольня булла уничтожена комсомольцами по приказу местной коммунистической власти. Сейчас памятник находится посреди сквера вблизи центральной площади города, играя роль архитектурного акцента в застройке.

Пятницкая церковь представляет наивысшие достижения последнего, передмонгольського этапа развития архитектурного искусства Киевской Руси. Памятник архитектуры национального значения.

г. Чернигов, ул. Гетмана Полуботка, 3.

Церковь Св. Троицы

Церковь Св. Троицы

Одноэтажная деревянная церковь стоит в центре села на треугольном в плане участке вблизи пересечения нескольких улиц в окружении раскидистых деревьев. Это несколько уменьшает ее композиционную роль как архитектурной доминанты.

Памятка точно не датирована. В литературе встречаются датировки XVII в. и 1646 г., однако они документально не подкреплены. Скорее, церковь построена в первой половине XVIII в. (Не позднее 1739 г.). Сохранились документальные свидетельства о ремонте этой церкви в 1777 г. Первоначально она была тридольной, с одним двозаломным верхом над навой. Стены алтаря и бабинца значительно ниже, чем стены центрального четверика. Вдоль алтаря маленькие прямоугольные ризнички. Благодаря доминированию в композиции центрального четверика с ярусным верхом и постепенному снижению других объемов церковь имеет отчетливо центрическую пирамидальную композицию с нарастанием масс к центру.

Троицкая церковь является уникальным произведением Чернигово-Северской школы деревянной монументальной архитектуры. Церковь и колокольня с 1979 г. является памятником архитектуры национального значения.

с.Новый Белоус

Церковь Рождества Богородицы (Благовещенская)

Церковь Рождества Богородицы

Каменная однобанная церковь стоит на высоком холме правого берега р.Снов в центре поселка рядом с усадьбой Лизогубов и является архитектурной доминантой Седнева.

Построена в 1690 году на средства черниговского полковника Я.Лизогуба как семейная церковь-усыпальница. Для захоронений под церковью есть подвал-крипта, перекрытая частично коробным сводом, частично - деревянными балками. Церковь в XIX в. была трехпрестольной. Главный престол - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Боковой алтарь был во имя Благовещения, поэтому церковь известна еще и под названием Благовещенской. В литературе бытует также ошибочное название церкви - Воскресенская. В течение 1796-1814 гг перенесла ремонты и перестройки, при которых изменены формы крыш и бани: баня получила сферическую форму, крыши были значительно снижены. В советское время церковь была закрыта и она была разрушена. В 1982 г. завершена реставрация памятника с воспроизведением по аналогиям первобытных форм крыш и бани (архитекторы О.Граужис, В.Безякин).

Церковь Рождества Богородицы в Седневе - лучшая девьятидильна однобанная церковь эпохи украинского возрождения.

пгт Седнев

Церковь Cв. Юрия (Георгиевская)

Церковь Cв. Юрия

Тридольная, одноэтажная деревянная церковь находится на древнерусском городище. Благодаря выразительному башнеподобному силуэту играет роль градостроительной доминанты.

Время постройки церкви точно не установлено. С.Таранушенко датирует ее XVII в., Однако более вероятно, что церковь возвели между 1715 и 1747 гг. Претерпела существенных перестроек в 1852 г., когда ее приподняли и подвели кирпичный фундамент: достроили с запада массивный притвор и колокольню (не сохранились), снижены объемы лестничных клеток вдоль бабинца, разобрали западную стену бабинца. В советское время церковь была закрыта и подверглась значительным разрушениям. В 1975-1978 гг. под руководством архитектора М.Говденко осуществлен первый этап реставрационных работ: разобраны пристройки 1852 г., в частности разрушенный западный притвор с колокольней, реставрирован центральный восьмерик и алтарь. Эти реставрационные работы не были завершены, в результате чего в начале 1990-х гг. памятник оказалась в аварийном состоянии.

Церковь св.Юрия в Седневе является уникальным для Левобережья произведением деревянного церковного строительства.

пгт Седнев