Вблизи западной окраины исторического центра города Чернигова на Болдиных горах над необозримой поймой р.Десны в окружении древних славянских курганов возвышается ансамбль Троицко-Ильинского монастыря. Величественный семиглавый собор и высокая колокольня венчают высокий холм, а у подножия горы прижалась маленькая Ильинская церковь. Этот барочный ансамбль доминирует в панораме Чернигова благодаря высотной композиции Троицкого собора и колокольни.
Преподобный Антоний из Любеча, основатель монашества на Руси, в 1069 г. пришел из Киева в Чернигов, «возлюби Болдин гору, ископав пещеру, ту ся деревни». В том же году черниговский князь Святослав Ярославич над пещерой Антония поставил деревянный храм Св.Пророка Ильи. Так возник монастырь. Через три года Антоний вернулся в Киев, а монастырь остался. В течение XI-XII вв. пещера Антония превратилась в сложный подземный комплекс, перед входом в который на нижней террасе Болдиной горы в середине XII в. черниговские зодчие возвели вместо деревянной небольшую каменную тридольную однокупольную Ильинскую церковь, сохранившуюся до наших дней.
Во время монголо-татарского погрома Чернигова в 1237 году нападающие разрушили наземные монастырские сооружения и убили монахов, спрятавшихся в пещерах. После того монастырь пал до середины XVII в.
В 1649 году монастырь был восстановлен на средства черниговского полковника Стефана Пободайла, героя Хмельнитчины. Ильинский монастырь как самостоятельный просуществовал до 1672 г., пока на соседней горе, на верхнем плато Болдиных гор, отделенном оврагом от Ильинского монастыря, не начали строить ансамбль Троицкого монастыря.
В середине XVII в. монастырь стал крупным центром церковной живописи. Ведущим художником был выходец с Волыни Григорий Константинович Дубенский, в монашестве Геннадий. В 1654 г. он написал одно из величайших произведений украинской иконописи XVII в. - Икону Божьей Матери для Ильинского монастыря, которая впоследствии прославилась чудом в 1662 году. На протяжении 8 дней из глаз иконы Богоматери, находившейся там, текли слезы. В эпоху Руины она вызвала огромный наплыв паломников. Учитывая это архиепископ Черниговский Лазарь Баранович решил значительно расширить монастырь, частично перенеся его на вершину соседней горы. Там был возведен ряд каменных сооружений. По проекту архитектора из Вильно Иоганна-Баптиста Зауэра в 1695 г. завершено строительство монументального трехнефного семиглавого Троицкого собора. В 1677-1679 гг. построена Введенская церковь с трапезной и три корпуса келий. С тех пор обновленный монастырь стал называться Троицко-Ильинским.
Тогда же был упорядочен пещерный комплекс, который состоит из нескольких ярусов подземных галерей, часовни, келий и трех подземных тридольных церквей: Преподобного Антония, Преподобного Феодосия и Св. Николая, князя черниговского (Николая Святоши). Здесь же был создан открытый склеп с останками монахов, убитых татарами в 1237 году.
В 1719 г. были построены восточные кельи, пекарня и стены, окружавшие монастырь. В середине XVIII в. монастырскую территорию расширили, в связи с чем были построены новые участки стены с двумя восьмигранными башнями. В 1750 построено здание архимандрита, во второй половине XVIII в. - Хозяйственный корпус с погребами и ледником, кухню со службами и т.д.. Окончательных форм и границ ансамбль приобрел в 1771-1775 гг., когда была построена колокольня, которая стала высотным акцентом архитектурной композиции монастыря и одной из главных градостроительных доминант Чернигова.
В XVII-XVIII вв. Ильинская и Троицкая части ансамбля были соединены деревянной галереей (не сохранилась).
Троицко-Ильинский монастырь во второй половине XVII в. стал одним из центров украинского летописания.
В 1679 г. Лазарь Баранович перевез в Троицкий монастырь типографию с Новгорода-Северского. К северу от монастыря было устроено «типографский двор» и Троицко-Ильинский монастырь превратился в ведущий центр книгопечатания, причем не только Левобережной Украины: книги черниговской типографии расходились по Киевской и другой епархиях, а в 1720 г. при организации российским императором Петром I типографии в Александро-Невской лавре в Петербурге лучшие «типографы» были вызваны из Чернигова.
После 1709 г. усилились цензурные притеснения украинского книгопечатания. В Чернигов из петербургского Синода поступило требование, чтобы печатные здесь книги «соответствовали московским без алейшей отмены и перемены». А в 1721 г. начались настоящие репрессии от Синода, и книгопечатания в Чернигове прервалось на 20 лет.
В 1743 Троицко-Ильинская типография возобновила свою деятельность после упадка. Синод запретил типографии выдавать светскую литературу, произведения на иностранных языках. Круг изданий ограничилось богослужебными книгами, предварительно проверенными Синодом. Однако 1783 г. вышел указ о запрете любом книгопечатании в Чернигове без московской цензуры. Книгопечатание пришло в упадок, а в 1820 г. и вовсе прекратилось.
10 апреля 1786 года российская императрица Екатерина II издала указ: «Троицкий Черниговский Ильинский монастырь выбрать для помещения университета, в сем городе учрежденного». Но дело с университетом затормозилась, поэтому 1790 монастырь был отдан под архиепископскую резиденцию.
С 1967 г. Троицко-Ильинский монастырь входил в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника.
Тяжелой и трагической является судьба пещерного комплекса Ильинского монастыря. Он до сих пор полностью не исследован. В 1984-1985 гг. при строительстве коммунистического монумента на Болдиных горах в грунт забивали железобетонные сваи, в результате чего в сводах пещерных ходов и церквей появились опасные трещины. Ситуацию усугубили и такие меры, как намыв песка в пойме Десны (район Лесковицы), создание искусственного озера, строительство коттеджей почти у подножия Ильинской церкви с пещерным комплексом, что привело к изменению гидро-геологического режима территории.
В 1988 г. монастырь передан под резиденцию архиепископа Черниговского и Нежинского Украинской Православной Церкви, величественный Троицкий собор заново освящен, он стал кафедральным, открыт доступ верным к раке с мощами св.Феодосия Угличского.
Троицкий собор построен по инициативе Лазаря Барановича средства гетманов И. Самойловича и И. Мазепы. Собор трехнефный, шестистолпный, трехапсидный, с четко выделенным трансептом и семью куполами: пять из них возвышались над основным объемом, и две - над лестничными башнями, фланкирующих западный фасад. Под собором является шестикамерная крипта, которая использовалась как место захоронения церковных иерархов. Собор перекрыт системой коробовых и крестовых сводов.
После пожара 1731 четыре боковых купола над основным объемом не были восстановлены и собор стал трехбанным. После пожаров 1781 и 1808 гг. собор отстроен, в результате чего он приобрел черты классицизма (появились массивные треугольные фронтоны на всех фасадах вместо требовательных барочных).
Иконостас Троицкого собора был закончен на момент освящения собора в 1695 г. После пожара 1808 иконостас реконструирован при архиепископе черниговском Михаиле. При этом от первоначального иконостаса сохранились только общая композиция, отдельные детали и фрагменты, в частности - резьба колонок с мотивами виноградной лозы с гроздьями. Иконостас высокий, семиярусный, занимал всю ширину храма и достигал низу центрального подбанниках. Иконы наместного ряда имели чеканные металлические одежды. Этот иконостас был демонтирован и уничтожен в 1920-х гг.
Ильинская церковь является древнейшей достопримечательностью ансамбля. Сначала выполняла функции хрещальной и была тридольной, однокупольной, миниатюрных размеров; состояла из прямоугольных в плане бабинца, навы и полукруглой апсиды. С запада к бабинцу прилегал небольшой притвор.
Церковь была разрушена во время монголо-татарского погрома Чернигова. В конце XVI в. стены были надстроены и снаружи увенчанные карнизом. Над апсидой и бабинцом построили небольшие бани и церковь превратилась в трехбанную. С юга к апсиде пристроили ризницу. Существенные перестройки памятник перенес в 1649 г.: вместо разобранного притвора пристроен большой граненый объем, который значительно увеличил площадь храма. Разобран баню над старым бабинцем и построено новое над пристройкой. Построен многоярусный верх над центральным куполом. В результате этих перестроек памятник приобрела явные черты стиля украинского барокко.
В интерьере церкви доминирует высотный принцип раскрытия внутреннего пространства. Сохранился иконостас в стиле рококо 1774 года.
План Ильинской церкви с фрагментом ещерного комплкса. Чертеж конца 19 века. |
Ильинская церковь является единственным уцелевшим сооружением такого типа в архитектуре Киевской Руси. Она начала развитие тридольного типа храма в украинских каменной архитектуре XIII-XVIII вв.
К юго-западу от Ильинской церкви в 1908-1910 гг. построили трехъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике». Нижний двухъярусный четверик каменный, верхний восьмерик - деревянный. Венчает колокольню двухъярусная баня барочных очертаний.
Пещеры и подземные сооружения - это сложная система галерей, отдельных сооружений и помещений различного назначения, расположенных в четыре яруса в холме, прилегающем к Ильинской церкви с северо-востока. В подземный комплекс устроено два входа - непосредственно с Ильинской церкви и снаружи, от северного фасада церкви.
Древнейший ярус находится на глубине 12 м от поверхности (здесь сделаны археологические находки, датируемые XI в.). Во втором ярусе - подземные церкви Антония и Феодосия с хорошо выраженными объемами притвора, навы и алтаря. Каждое помещение этих церквей перекрыто особым типом свода: притвор и нава церкви Св.Антония - сферическими куполами, алтарь - сплочены сводом с распалубками; притвор церкви св.Феодосия - сплоченя сводом, нава и алтарь - такими же сводами с распалубками. В других помещениях (галереи, переходы) - коробовые своды. Стены помещений и своды обложены кирпичом. Большой и лучшей по архитектурным решением является церковь св.Феодосия, высотой 8,4 м. Стены ее украшены пилястрами, нишами, увенчанные развитым, энергично розкрипованым на пилястрах барочным карнизом. Здесь сохранилась кафельная печь. В третий ярус пещерного комплекса ведут кирпичные ступени. Здесь есть часовня, тупиковые коридоры, а также выход на хоры церкви св.Феодосия. Галерея круто поднимается вверх, на четвертый ярус - церкви Николы Святоши, перекрытой трехцентровыми сводами, и кельи Антония.
Общая длина известных на сегодня пещер составляет 315 м, причем: первый ярус - 85 м, второй - 80 м, третий - 54 м, четвертый - 96 м. Ширина галерей - от 0,5 до 1,0 м, высота около 1, 9 м. Полы церквей Антония и Феодосия вымощены керамической плиткой.
Комплекс Ильинской церкви с колокольней и пещерами является редкой памятником архитектуры и градостроительства национального значения.
Четырехъярусная надвратная колокольня высотой 58 м стоит посреди северного прясла монастырской стены, фланкированная барочными воротами с пластическими фронтонами. Колокольня в плане - квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами. Нижний ярус очень массивный, имеет непосредственный арочный проезд и угловые контрфорсы, оформленные как декоративные волюты. В верхних ярусах устроены арочные проемы звона с круглыми отверстиями-розетками над ними. Крыле акцентировано пучками колонн: на втором ярусе - римо-доричного ордера, на третьем - ионического, на четвертом - коринфского ордеров. Каждый ярус имеет развитый, энергично розкрипований карниз. Плоскости стен украшает барельефная декоративное лепка растительного характера. Венчает колокольню граненая баня параболических очертаний с куполом.
Введенская трапезная церковь расположена с северной стороны собора. Она с двумя куполами, имеет композицию, типичную для украинских монастырских трапезных XVII в.: Вся постройка - линейной многокамерной структуры, с последовательным нанизыванием помещений вдоль оси восток-запад: алтарь, неф, зал братской трапезы, сени, хозяйственные помещения, сама церковь безстолпная, общего типа, с граненой алтарной апсидой. Над помещениями алтаря и навы - по одной двузаломной бане, причем над навой - баня на световом восьмерике. Трапезный зал перекрыт цилиндрическим сводом с распалубками над окнами. Сооружение отмечается изящным кирпичным декором, включая развитые цоколь и карниз, пилястры, полуколонны, развитые наличники окон из сандриками. Особенно изысканно декорирован главный северный фасад, обращенный в сторону собора. Стилистика декора связывает это место с московской архитектурой второй половины XVII в.
Иконостас церкви был создан на средства гетмана Ивана Мазепы в начале XVIII в. Во время архимандритства Лаврентия Крщоновича. На иконостасе был герб Ивана Мазепы в знак его фундаторства. Иконостас пятиярусный, но Иконостас Введенской трапезной церкви не сохранился.
На территории монастыря сохранилось несколько каменных корпусов хозяйственного и жилого назначения. Среди них наиболее интересными по архитектурно-градостроительным решением являются северо-восточные кельи, построенные в два этапа: в 1670-1680-х гг. и в 1770-1780-х гг. Они имеют сложную форму плана. Расположены на северо-восток от собора, прилегая к северо-западного и северо-восточного прясел монастырской ограды, образуют небольшой внутренний двор, отделенный от остальной территории ансамбля. Памятник условно можно разделить на два Г-образных объемы: восточные и северные кельи. Восточная часть корпуса келий построено в 1670-1680-х гг., Имела секционную планировку. Секции трехкамерные, с прихожей посередине. Прихожие имели два входа - со стороны монастырского двора и из внутреннего двора. Все кельи были перекрыты крестовыми сводами, а прихожей - цилиндрическими с распалубками над дверными проемами. Каждая келья отапливалась отдельной печью. Сначала плоскости фасадов памятника рсачленяли лопатки, которые отвечали поперечным стенам; окна были украшены ушастыми наличниками, стены венчал развит профилированный карниз. В 1770-1780-х гг. к первоначальному объему пристроено северное крыло. Оно имеет плоские балочные перекрытия келий. Фасады расчленены ритмично расположенными лопатками. Прямоугольные окна окаймлены наличниками с рельефными замковыми камнями и надоконными сандриками. Внутренняя планировка обоих корпусов изменилась вследствие приспособления их в XIX-ХХ вв. под хозяйственные и жилые помещения.
Дом архимандрита, возведен в 1750 г., Неоднократно перестраивался, в частности в 1793 г. и на протяжении XIX-XX вв. Расположен напротив главного западного фасада Троицкого собора, формируя парадный двор монастыря. Н-образный в плане, двухэтажный, первоначально - перекрыт кирпичными сводами, ныне - с плоскими железобетонными перекрытиями. Фасады расчленены лопатками и увенчанные массивным карнизом. Прямоугольные оконные проемы расположены в неглубоких нишах с профилированным обрамлением.
Ограждение с воротами и башнями возведено в два этапа и датируется концом XVII и серединой XVIII в. До наших дней дошли с некоторыми потерями: от северной башни остались фрагменты юго-восточной и юго-западной стен; восточная башня перестроена в XIX в. и к ней пристроен одноэтажный корпус. Древнейшие башни были четырехгранными (не сохранились), а построенные в 40-50-х гг. XVIII в. - восьмигранные. Ограждение, ворота и башни выдержаны в стилистике барокко. Плоскости с напольной стороны расчленены лопатками и завершены развитым карнизом. Выделяется также профилированный цоколь. Дворовые фасады ограждения - гладкие, без декора. Западная и южная башни идентичны по архитектуре - двухъярусный восьмерик, увенчанный барочными куполами с маковками.
В восточного прясла ограды находятся Ильинские ворота, построенная в начале XVIII в. Это прямоугольное, трехдольное, двухъярусная здание с аркой проезда в нижнем ярусе. Ворота имели существенное значение для всего монастырского ансамбля, ибо к ним примыкала галерея, которая объединяла Ильинскую и Троицкую части монастыря.
В общем, эта ограда вместе с башнями и воротами не имеет оборонительных сил и выполняет функции архитектурного ограничения ансамбля, выделения его в окружающей среде.
Ансамбль Троицко-Ильинского монастыря имеет выдающуюся универсальную ценность, поскольку является уникальным произведением архитектуры и градостроительства, оказал определяющее влияние на развитие украинской архитектуры XVII-XVIII вв. Является исключительно ценным свидетельством культуры Украинского государства эпохи барокко, имеет в своем составе типологически уникальные сооружения, известные в единичных образцах и является аутентичной достопримечательностью - как в целом, так и в каждом своем компоненте.