О многовековой истории города свидетельствуют многочисленные достопримечательности природы, истории и культуры. Среди них – первый монументальный памятник Т.Г.Шевченко, монументы И.Ф.Федьку, Б.Хмельницкому, О.А.Деревскому, П.И.Калнишевскому, братские могилы и памятники, посвященные Второй мировой войне.
От Ромнов прошлых лет сохранились многочисленные архитектурные ансамбли – Святодуховский собор, Вознесенская церковь, здания прежних реального и духовного училищ, женской гимназии, богодельни, городской думы, земской больницы.
На околицах города расположились две достопримечательности садово-паркового искусства, которые включены к естественно заповедным фондам, – "Пивной лес" и "Огнивщина". Созданы они в конце прошлого века. А так же Беловодский гидрологический заказник общегосударственного значения, земли которого занимают площадь 1515, 7 га поймы реки Сула и Гора Золотуха
Комплекс городского собора расположен в историческом средместии на ровном месте возле края высокой горы на кромке правобережья р. Сулы. С юго-западной стороны к соборному двору прилегает Базарная площадь, которая существует на этом месте с XVII ст. На юг находится прежний древнерусский детинец (средневековый Замок), который в настоящий момент имеет вид узкого и высокого останца.
Комплекс состоит из трех каменных побеленных сооружений: Святодуховского собора, Василевской теплой церкви с колокольней, дома священника и ограждения. Благодаря расположению комплекса в зоне наивысшей композиционной активности и выразительным высотным силуэтам двух храмов, он является важнейшей градостроительной и ландшафтной доминантой не только города, но и всей округи, увенчивая живописные горы и прекрасно проглядываясь с отдаленных видовых точек в радиусе до 5 км., особенно с прилегающих сел и равнинного левого берега р.Сули.
Святодуховский собор (автор неизвестен, первая половина XVIII в.).
  Собор расположен на самой высокой точке города, и его маковки видны отовсюду. В его композиции органично слились типичный для русских храмов кубический объем и характерные черты украинских трехчастных церквей. Северный и южный фасады куба расчленены редкими пилястрами па две равные части, каждая из которых оканчивается вверху фигурным фронтоном. Окна собора расположены в два яруса. Высокие и узкие, они обрамлены тонкими колонками и стрельчатыми сандриками. Три плотно поставленных круглых барабана заканчиваются грушевидными куполами, переходящими в стройные шестигранные фонари с барочными маковками. Собор удачно вписан в окружающий ландшафт. Кажется, что массивный куб вырастает из обрыва и является естественным продолжением крутых склонов. Фронтоны, расчленяющие массивный объем, облегчают сооружение, придают ему характер движения вверх. Это ощущение усиливают упругие линии куполов, подхватывают параллельные грани фонарей, маковки которых тонут в синеве неба.
В соборе имелась картина с изображением мадонны, одетой в украинскую национальную одежду. Висела она над местом захоронения Марии Маркович – дочери известного украинского мемуариста Якова Марковича. Предполагают, что это ее портрет. Писал картину талантливый украинский художник XVIII века Г.Стеценко. Сейчас картина экспонируется в Роменском краеведческом музее.
Собор принадлежит к типологически уникальным сооружениям стиля украинского возрождения первой половины XVIII ст. Как достопримечательность архитектуры и градостроение национального значения имеет охранный № 624.
Васильевская церковь с колокольней (автор неизвестен, перестроена архитектором В.Червинским, 1866-1867).
  Построенная в 1751-1780 гг. на средства бунчуковых товарищей Лубненского полка Андрея Павловича Полетики (1692-1773), его сына Андрея Андреевича Полетики (1741-1798) и лубненского полкового писаря Петра Лукъянова. Основатели церкви были представителями одного из самых выдающихся казацко-старшинских родов Левобережья времени Гетьманщины, который дал ряд выдающихся политических и культурных деятелей Украины.
Церковь стоит рядом со Святодуховским собором и является его колокольней. После перестройки она стала удлиненной, бескупольной, с двухскатной кровлей, заканчивающейся граненой алтарной апсидой, над которой возвышается небольшая декоративная главка. Над крышей западного притвора вырастает невысокий четверик, из которого стремительно взлетает колокольня, состоящая из высокого изящного восьмерика со сквозными арочными проемами. Над ним возвышается второй восьмерик, меньших размеров, без проемов, со стрельчатыми арочками. Колокольню завершает изящная главка на высоком цилиндрическом барабане. Вход решен в виде арочного проема, прорезанного в мощном центральном ризалите, выступающем на западном фасаде. Входная арка фланкирована своеобразно стилизованными капителями. Над входом – большое круглое окно.
  В декоре церкви применены самые разнообразные детали русско-византийского стиля – килевидные завершения арок, ажурные пояса карнизов, колонки с «дыньками» (овальными вставками). В целом колокольня в кружевном уборе рядом с мощным кубическим объемом Святодуховского собора выглядит очень стройной и трогательно хрупкой.
Василевская церковь является самым поздним образцом зального типа храма, который был распространен в Украине в течение второй половины XVII, – начала XVIII ст. Невзирая на перестройки, сохранила основные особенности оригинальной розпланировачно-пространственной структуры. Как достопримечательность архитектуры национального значения имеет охранный № 1535.
Дом священника прилегает к соборному ограждению с юго-западной стороны от собора. Своей миниатюрностью он подчеркивает значительный масштаб собора. Построен в 1876 г. как скамья для продажи церковных свеч. Дом прямоуголен в плане, одноэтажный, трехкамерный, с пристроенным закрытым крыльцом. Декора на фасадах нет, только нарежники зафиксированы лопатками. Отопление печное. Пол из досок. Перекрытия плоские, по деревянным балкам. Крыша вальмовая, по деревянным стропилам, укрытый кровельной сталью.
Комплекс собора Святого Духа является уникальным в украинской архитектуре как за сложностью строительной истории, так и за типологической неповторимостью двух основных сооружений, что, невзирая на разную стилистику и многочисленные перестройки формируют гармоничный архитектурный комплекс, который отмечается художественным единством.
Базарная площадь, 15
Комплекс, который состоит из каменных церкви и колокольни, находится в историческом центре Ромен на главной улице города – Полтавской (в советские времена – ул. Ленина). Благодаря высокой колокольне комплекс играет композиционную роль важной градостроительной доминанты в современном общегородском центре.
Первая деревянная Вознесенская церковь на этом месте была построена в 1700 г. по грамоте Киевского митрополита Варлаама Ясинского. Поскольку эта местность была за пределами городских укреплений, то в грамоте церковь локализована «под городом Ромны». Впоследствии рядом с ней построили деревянную теплую церковь св. Варвары. К середине XVIII ст. колокольни при этих храмах не было.
10 мая в 1795 г. было заложено каменную Вознесенскую церковь. Основные строительные работы завершили в 1797 г., после чего центральная баня только что построенного храма врасплох разрушилась. Баню отстроил тот же, неизвестный нам на имя мастер, который строил церковь. Освятили ее 21 июля в 1801 г. Деревянный иконостас в эту церковь сделал Иван Бабицкий (иконостас разобран в 1869 г.). Главный престол был во имя Вознесиния Господнего, а на хорах в 1814 г. находился алтарь во имя св. Великомученицы Варвары.
Храм одноэтажный, круглый в плане. Главное помещение церкви размещается внутри большой внешней окружности, а алтарь и притвор небольшими цилиндрическими объемами примыкают к нему с востока и запада. Вокруг центральной части образована одноэтажная галерея. Церковь заканчивается широким барабаном, который расчленен карнизом по горизонтали на две части, и низким круглым куполом.
Колокольня, в которой на первом ярусе содержится Трехсвятительская теплая церковь, стоит к югу от Вознесенской церкви, прилегая к ограждению. Это здание было заложено как церковь св. Великомученицы Варвары
4 сентября в 1753 г. и освященная в 1763 г. Она была перестроена в 1804 г. средством местного купца Василия Троянского. В 1814 г. в церкви устроены отапливаемые печи и хоры, после чего она стала теплой и ее было переосвячено на Трехсвятительскую. Над церковью возвышалась невысокая одноярусная колокольня. В 1879 г. к западному притвору церкви пристроили сторожку, а в 1895 г. над колокольней свели высокий восьмигранный второй ярус и увенчали ее двухъярусной баней необарокового характера с люкарнами. В 1896 г. в притворе церкви открыли церковно парафиальную школу. В 1898 г. сооружение снова испытало перестройки: уменьшены хоры, сделан новый иконостас.
Оба сооружения каменные из местного кирпича на известково-песчаном растворе, побеленные. Полы из досок. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью. В 1905 г. церковная усадьба окружена кирпичным ограждением с металлическими решетками и вратами художественной работы. В течение советского времени оба храма были закрыты, запущены и испытали частичные разрушения. В начале 1990-х гг. сооружения вернули церковному обществу. Реставрационные работы завершены в 2000 г.
Церковь и колокольня принадлежат к уникальным сооружениям украинской архитектуры XVIII-XIX ст. Как достопримечательности архитектуры и градостроения национального значения имеют охранный № 623.
(скульптор А.Сипко, архитектор В.Миненко, 1982)
А.А.Деревская в годы войны спасла и воспитала 48 детей-сирот. Ее скульптура установлена на высоком постаменте. Мать-героиня изображена в спокойной позе, в накинутом на плечи платке. Скульптурное изображение на фоне облицованной гранитом стелы придает памятнику мемориальный характер.
Улица Щучки, 57
Первый в Украине полноразмерный памятник выдающемуся украинскому поэту и общественному деятелю Т. Шевченко установлен в Ромнах в 1918 г. (по другим данным – в 1919 г.). Город Ромны в то время уже находился под контролем большевиков, которые активно поддерживали культ «поэта-революционера». Автор монумента – известный скульптор И. Кавалеридзе. Скульптура, изображающая Шевченко сидящим в задумчивой позе, считается самым «человечным» памятником поэту. В Киеве, на Андреевском спуске, установлен макет этого памятника.
(скульпторы В.Климушко, В.Горбань, архитектор С.Миргородский, 1977)
Бронзовый бюст командарма в буденовке установлен на граненом, расширяющемся книзу постаменте из красного гранита, который отдаленно ассоциируется с военной шинелью. Памятник стоит на просторной площади, вымощенной гранитными плитами. С улицы Горького на площадку ведет широкая гранитная лестница.
Привокзальная площадь
Роменский краеведческий музей входит в состав Государственного историко-культурного заповедника «Посулье». Оба здания, в которых он расположен – бывшие помещение городского банка, построенного в 1886 году, ныне памятники архитектуры
В 1919 году группа любителей-краеведов основали Товарищество охраны памяток культуры и старины, которое сразу же занялось сбором, учетом предметов, имеющих художественную и историческую ценность.
Собранная Товариществом коллекция разрослась, и возникла потребность в создании музея. 28 ноября 1920 года первые посетители восторгались уникальной экспозицией Роменского краеведческого музея.
Среди фундаторов музея известный скульптор и кинорежиссер И.П.Кавалеридзе, первый директор Н.НСеменчик, будущие работники учреждения: доктор географических наук В.П.Гринчук, кандидат сельскохозяйственных наук Л.О.Овсиенко, писатели Л.Д.Платов, П.Ю.Ключина, Д.И.Кулиняк.
Современная экспозиция музея состоит из тематических выставок, что постоянно меняются, и открытого показа фондов.
Роменский краеведческий музей состоит таких из отделов: природа края, истории Роменщины, изобразительного и декоративного искусства Роменщины, выставки материалов последнего кошевого Петра
Калнышевского. Основной фонд музея – более 41 тысяч экспонатов.
Городище, расположенное поблизости с. Басовка, принадлежит к скифским расчленяющим городищам сложного типа. Включает три мыса, которые возвышаются над долиной, прилегая к плато. С двух сторон от трех мысов – глубокие овраги, которые впадают с правой стороны в р. Хмелевку – правый приток р. Сулы. Каждый мыс по периметру окружен земляным валом и сухим рвом. От плато каждый мыс отделяется двойными линиями валов. Восточный мыс, который называется «Городок», принадлежит к городищам классического расчленяющего линейного типа, поскольку разделенный поперечными валами на три части. Весь оборонный комплекс с напольной стороны защищает полукольцевой земляной вал, концы которого упираются в склоны боковых оврагов. Городище существовало с VII по II ст. до н.э.
Городище в 1906 г. исследовал М.О.Макаренко, в 1946-1947 гг. – И.И.Ляпушкин, в 1947-1949, 1957, 1959 гг. – Левобережная экспедиция Института археологии АН Украины (В.А.Иллинская). Городище хорошо сохранилось и в настоящее время является достопримечательностью археологии.
  Село Басовка
Назван в честь атамана 17-го века Семена Гаркуши, под которым он вершил суд и одаривал бедных.
Обхват – 6 м.
Высота – 34 м.
Возраст 600 лет.
Заповедан в 1972 году.
Имеется ограждение и информационный знак.
Растет в селе Гаи Роменского района.
В 1686 г. Глинская сотня включена в Лубненский полк. Именно тогда сформировалась достаточно сложная, уникальная по структуре система укреплений местечка, позже описанная Афанасием Шафонским и зафиксированная планами XVIII ст. Главная крепость (цитадель) на мысу между Глинском и Большим Муховцем составляла в плане неправильную трапецию. Оборонное ограждение состояло из земляного вала с дубовым палисадом. С напольной северной стороны был выкопан сухой ров. Цитадель имела двое деревянных врат – с севера и юга. Оборонных башен не было.
К юго-востоку от цитадели между Большим Муховцем и р. Сула проходит хребет горы, значительно более высокий от центрального мыса. По нему был насыпан земляной вал длиной 250 сажен. На одном конце вала, на самом краю мыса над р. Сула, было устроено треугольное в плане земляное укрепление с пороховыми погребами. Такое же укрепление было и на противоположном конце вала. До этих укреплений от р. Сула и городской цитадели шел земляной вал со рвом.
Во второй половине XVIII ст. укрепления Глинска перестали поддерживаться и постепенно разрушились. Доныне сохранились замчища городской цитадели и укрепления над р. Сула.
с. Глинск
Каменная однобанная церковь стоит в центральной части поселения на высоком правом берегу р. Сула. Играет роль архитектурного акцента в близлежащей застройке.
Деревянная Николаевская церковь в Глинске известная с конца XVII ст. Каменную на ее месте учредили 20 сентября в 1791 г. Строилась она на средства майора премьера Антона Антоновича Крижановского. Освященная летом в 1794 г. Первобытно церковь была тридольной, одинбанной. Впоследствии, в первой половине XIX ст., перед южными и северными дверями пристроили четырехгранные тамбуры, одной высоты с основным объемом, с обеих сторон алтаря – низенькие прямоугольные в плане ризницы, а перед бабинцом впритык к нему свели деревянную двухъярусную колокольню типа «четверня на четверне» с чотырехколонным крыльцом. В 1930-х гг. церковь была закрыта, деревянная колокольня и иконостас в интерьере – уничтожены. В 1991 г. церковь вернули религиозному обществу и произвели ремонт.
Церковь тридольная, с прямоугольной навой и гранеными бабинцом и алтарем. Их покрывают низенькие крыши стожков. Прилегающие к нави с севера и юга притворы имеют на гранях чел чотырехколонные портики тосканского ордера со спаренными колоннами, увенчанные треугольными фронтонами. Над этими компартиментами несколько возвышается центральная четверня, увенчанная очень массивной и монументальной баней, которая состоит из светового восьмерика и восьмигранной палатки, увенчанной фонариком с маковкой и крестом. Первобытно палаточный верх венчался деревянным двухъярусным глухим фонарем.
Фасады достопримечательности решены в стилевых формах, переходных от позднего барокко к классицизму. Нарежники акцентированы пилястрами; стены увенчаны полным раскрепощенным антаблементом с полосой сухариков под карнизом; окна с лучковыми перемычками окаймлены простыми тянутыми наличниками; плоскости стен членят плоские прямоугольные ниши.
В интерьере доминирует высотно раскрытое пространство центрального участка (нави). Переход от четверни к восьмерику осуществлен с помощью простых тромпов. Восьмерик венчается восьмилоточным сомкнутым сводом. Алтарь и бабинец перекрыты полулотковыми сводами. Поскольку стены здания достаточно тонки, то для усиления конструкции баня, все арки и тромпы взысканы парными железными затягами.
Церковь каменная из местного кирпича формата верстной системой на известково-песчаном растворе. Внешне и внутри стены побеленны. Рисунков в интерьере нет. Пол кирпичный. Крыши и верх по деревянным стропилам укрыты кровельной сталью.
Николаевская церковь в Глинске является редкой сохраненной на Роменщине достопримечательностью каменной церковной архитектуры XVIII ст. она включена к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область»), однако до сих пор не поставлена на государственный учет и не внесена в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей Украины.
с. Глинск, ул. Т.Шевченка, 16
Обхват 7,10 м.
Высота 37 м.
Возраст 800 лет.
Заповедан в 1972 г.
Нет охранного знака и ограждения.
Растет в селе Кропивинцы Роменского района.
(архитектор С.Носов, 1900-1906)
Храм построен в псевдорусском стиле. Церковь пятиглавая, четырехстолпная, трехнефная, в плане квадратная с выступающими с трех сторон пятигранными снаружи и полукруглыми внутри апсидами. Построена из кирпича, внутри оштукатурена, снаружи облицована красновато-желтым кирпичом. Центральная часть перекрыта куполом на высоком барабане, опирающемся на срезанный сомкнутый свод. На перекрытиях угловых частей возвышаются главы.
С западной стороны к церкви примыкает четырехъярусная колокольня. Два нижних яруса – четверики, верхних – восьмерики, завершение – шатровое. Фасады церкви и колокольни рустованы, в верхней части протянуты пояса карнизов, кокошников, арочек. Все три входа обрамлены наличниками. Паруса, полуциркульные ниши свода центрального купола, восточная апсида и северо-восточная часть северного нефа расписаны. Церковь отличается хорошими пропорциями, четким силуэтом.
Сейчас Николаевский храм действующий, принадлежит УПЦ МП.
Село Пустовойтовка
Деревянная церковь стоит в центральной части села на незначительном возвышении. В результате разрушения верхов потеряла композиционную роль архитектурной доминанты.
Церковь Святой Троицы, которую еще называют храмом Калнишевского, построена в 1773 г. на средства уроженца с. Пустовойтовки, последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Ивановича Калнишевского (1690-1803).
По делам Запорозькой Сечи в ЦДИА Украины в Киеве сохраняются материалы о начале строительства храма где, в частности, указано: «5 августа 1772 года ктиторы выторговали 130 колел для Пустовойтовской церкви». Другой документ свидетельствует: «Войска запорожского низового господин кошевой атаман Петр Иванович Калнишевский в селе ведомства протопопи роменской Пустовойтивки, в котором он, господин кошевой, родился, от своего средства собственного опять деревянную во имя Пресвятой Троицы церковь на месте вольному построили».
Церковь была тридольная, трехэтажная, с двузаломными верхами. Первобытно она была покрыта гонтом, а в 1818 г. бани укрыли железом, перед тремя входами пристроили притворы, а с обеих сторон алтаря – ризницу и паламарню. При этом несколько переделали бабинец. Церковь ремонтировали в 1887 г.
В 1901 г. достопримечательность исследовал выдающийся украинский ученый М.Макаренко (1877-1938). Тогда же он опубликовал статью «На родине последнего гетмана запорожского П.И.Калнышевского», благодаря которой Троицкая церковь в Пустовойтивке и Покровская церковь в Ромнах, которая тоже была построена на средства кошевого, стали известными широкой научной общественности как выдающиеся достопримечательности архитектуры времени «украинского возрождения» (срок М.Макаренка).
В 1929 г. здание исследовал С.Таранушенко, который оставил детальное ее описание и пять фотографий. Архитектурно искусствоведческая характеристика храма дана в его монографии «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины».
Этот храм был одним из наибольших шедевров, созданных украинским народом в отрасли архитектуры. По мнению С.Таранушенка «церковь строил один из лучших мастеров того времени... Здание высоко, одна из наиболее импозантных и величавых на Левобережье. Могучие формы ее не лишенны грациозности, но не мягкой, розманеженой, а мужественной... Из разных точек силуэт здания воспринимается другим и каждый раз эффектным; но наиболее поражает аккорд, который создает контур верхов, когда рассматривать их с юга или севера... Интерьер залит светом. Весь объем строения раскрывается предельно четко и ясно».
Завершали храм бани с ковнирами и перехватами, глухие фонарики и грушевидной формы маковки с позолоченными коваными крестами.
В 1929 г. церковь закрыли, разобрав наполовину. Там был клуб, потом магазин, состав, пункт приема стеклотары, в конечном итоге – пустота. Сегодня остатки храма напоминают старый полуразвалившийся сарай, хотя после опытов в 1929 г. С.Таранушенко подчеркивал, что тогда техническое состояние сохранения здания было безукоризненным.
В настоящий момент церковь имеет крещатую многодольную структуру, центр которой вытянут по оси север-юг восьмерик, к которому прилегают граненый алтарь и прямоугольные в плане рамена, причем западное – очень удлинено. Церковь составлена из дубового бруса на кирпичном фундаменте. Все рамена накрыты щипцовыми крышами с треугольными фронтонами на фасадах.
Сегодня состояние сохраненности здания – не больше 30 процентов. Поэтому воссоздание этой достопримечательности предусмотрено правительственной Программой воссоздания выдающихся достопримечательностей истории и культуры, принятой в 1999 г. На сегодня существует несколько проектов воссоздания достопримечательности, разработанных в течение 1991-2001 гг., последовательно, Львовским институтом «Укрзахидпро-ектреставрация», институтом «Гражданпроект-реставрация» (г. Сумы), а также архитектурным факультетом Полтавского технического университета строительства и архитектуры. В 2001 г. на остатках церкви проведены работы – расчищены деревья и кустарники вокруг, устроена временная крыша, установлен памятный знак. Церковь включена к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область»), однако до сих пор не поставленная на государственный учет и не внесена в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей Украины.
с. Пустовойтовка
Первый в Украине памятник последнему кошевому атаману Запорожской Сечи П. Калнышевскому установлен в селе Пустовойтовка, где он родился в 1691 г. Фактически, с установки этого памятника в 1991 г. началось создание в Пустовойтовке мемориала Калнышевского. Атаман изображен с гетманской булавой в руке.
Авторы памятника – академик В. Бородай и скульптор Р. Синько.
с. Пустовойтовка