Наши путешествия
Главная strelka Украина strelka Сумская область strelka Конотоп, Конотопский район strelkaДостопримечательности Конотопа
Достопримечательноси Села и поселки История

Достопримечательности Конотопа

В районе проведены работы по благоустройству трех источников, которые находятся на территории Кузькивского (с. Жолдаки) и Великосамбирского сельских советов. На территории района находятся природно-заповедные объекты, а именно: Мутинский парк (Казацкий сельский совет), Карабутивский парк (Карабутивский сельский совет) и Присеймовский парк (Присеймивский сельский совет), которые занесены в реестр биологических объектов общегосударственного значения. Проведена реконструкция Мемориала Славы в с. Вязовое.
Трамвай   6 сентября 2008 года в центре города, на бульваре Конотопа, был открыт памятник Коню. Также в городе находится два памятника украинскому писателю Тарасу Григорьевичу Шевченко, русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, Владимиру Ильичу Ленину. Около музея – усадьбы Михаила Ивановича Драгомирова находится его бюст. Около центрального универмага находится бюст Степана Ивановича Радченко, бюст его брата Ивана Ивановича Радченко находится немного дальше. В центральном парке расположен бюст Сергея Мироновича Кирова. На проспекте Ленина расположены мемориальные плиты погибшим в Афганистане, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы и жертвам Голодомора. На выезде из города стоит памятник трактору. А круг трамвайного депо – памятник трамваю Конотопа.
Мемориальный комплекс Вечной славы   Всегда упорядочен и ухожен мемориальный комплекс «Вечной славы» в г. Конотоп, построенный в честь 1700 жителей города, которые не вернулись с фронта. Рядом с братскими могилами расстрелянных немцами военнопленных установлен памятник-стела с 1674 фамилиями на 84 чугунных плитах.


Свято-Вознесенский собор

Свято-Вознесенский собор

В народе Драгомиривска церковь, построенная в 1846 году. Находится по 3-му переулку ул. Свердлова. За годы советской власти была разрушена центральная баня и снят крест. Разрушена колокольня. Недавно баню церкви отстроили. На территории церкви находится семейный склеп Драгомировых.


Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая

Расположена на Загребелли, построена в 1891 г. С историей церкви связаны трагические события, которые и спасли ее от разрушения. В 1933 г. к Конотопу прибыл отряд, который отправился на Загребелля и приступил к экспроприации церковного имущества. Увидев это, церковный староста из благословения О.Тимошевского, ударил в колокол «на всполох». Члены отряда отступили. Вечером в тот же день О.Тимошевский был убит.


Водонапорная башня

Находится на углу площади Конотопских дивизий и ул. Урицкого. Построена в 1929 году. Башня обеспечивала население города питьевой водой. В 1980 г. бак был демонтирован. В настоящее время башня является одним из наиболее выдающихся силуэтных объектов города, памятником инженерной мысли и градостроительства. Автор памятника академик В.Г.Шухов.

Музеи

Краеведческий музей

Краеведческий музей Конотопа имени О.М.Лазаревского – один из самых старейших музеев Сумской области, которому в сентябре 2005 года исполнилось 105 лет.

Музей находится в доме прежнего Земства.

Музей был основан благодаря выдающемуся историку Левобережной Украины уроженцу Конотопщины, одному из инициаторов создания и активного сотрудника известного в тот период журнала «Киевская старина» О.М.Лазаревскому.

Первыми экспонатами музея стали подаренные О.М.Лазаревским произведения живописи, старинное оружие, рукописи. Библиотечному фонду музея положило начало собственная библиотека, которая была пожертвована Земству известным ученым – библиографом XIX ст. С.И.Пономаревым.

В настоящее время в музее находится почти 23 тысячи экспонатов музейного фонда, которые рассказывают об истории края Конотопа с древних времен к настоящему.   В 10 залах музея представлены природа и историческое прошлое края.

Высокую художественную и историческую ценность среди экспонатов составляет кресло последнего гетмана Украины, графа К.Розумовского, казацкое оружие и конская сбруя времен Освободительной войны, 1648-1657 гг. К лучшим образцам книгопечатного искусства принадлежит Евангелие в 1708 г.

С этнографией края вас познакомит экспозиция «Конотопская ведьма в персонажах», где представлена вышивка и ткачество, ковровщик и народная картина, резьба по дереву и керамика.

Уникальные экспонаты одного из залов музея рассказывают о пребывании большого сына украинского народа Т.Г.Шевченко на Конотопщине.

41600. Сумская обл., г. Конотоп, ул., Садовая, 2. Тел.: (05447) 2-31-27

Музей усадьба М.И. Драгомирова
 Музей усадьба М.И. Драгомирова   Узнайте о жизненном пути выдающегося генерала, который всегда оставался верным своей Родине, своему народу и своему языку; пользовался уважением и простых людей, и вельмож; был и является национальным героем Болгарии и просто Человеком с большой буквы.

Стоимость экскурсии – 1 грн. Количество экскурсантов – не менее 15 лиц.

Расписание работы музея: понедельник: 13.00-17.00, вторник-пятница: 8.00-17.00, суббота, воскресенье – выходные (в выходные – экскурсии на заказ)

Сумская обл., г. Конотоп, ул. Драгомирова, 18, Тел.: 2-80-50 (пригласить работника музея)

Музей авиации
Музей авиации   Приглашаем вас посетить Музей авиации, в котором вы познакомитесь с историей зарождения и развития мировой авиации и авиации в нашем городе, увидите собственными глазами настоящие вертолеты Ми-2, Ми-6АЯ, Ми-8Т, Ми-24А, Ми-24В, а также учебно-боевой самолет Л-39. Кроме того, музей предоставляет уникальную возможность побывать в середине транспортно-боевого вертолета Ми-8Т, посидеть в пилотском кресле и собственноручно испытать работу управления.

Также вы можете: заказать экскурсию, выполнить фото и видео съемку, приобрести рекламную продукцию ознакомиться со свежей авиационной прессой Украины, получить консультацию по интересующим вопросам авиационной тематики.

Заказ экскурсий по тел.: 8-067-722-87-30

Мы работаем: вт-вс с 9.00 до 17.

Наш адрес: г. Конотоп, 1-й проул. ул. Рябошапка 1/1

Церковь Воскресения Христова

Церковь Воскресения Христова

Каменная однокупольная церковь с колокольней находится на локальном повышении в равнинной местности в центре села. Занимает островное положение в глубине усадебных участков. В результате незначительных размеров и горизонтальной структуры не играет заметной роли в градостроительной композиции поселения, а является архитектурным акцентом в застройке.

Церковь построена в 1795 г. на заказ и средства графа Кирилла Разумовского. Она имеет незначительные размеры, поскольку предназначалась для небольшого села (около 400 душ), в котором находился конный завод К.Разумовского. Первоначально церковь была Крещатой, пятидольной, одноэтажной, без колокольни. Во второй половине XIX в. она претерпела существенные перестройки: к западной ветви пристроена каменная прямоугольная в плане колокольня. Тогда же была устроена новая баня, а фасады церкви получили декор в стилевых формах историзма с применением неороманской аркатурой. В 1930-х гг. Верхние ярусы колокольни разрушили, а церковь закрыли. По прямому назначению ее стали использовать снова во времена немецкой оккупации 1942 г., тогда же на уцелевшем каменном четверике нижнего яруса колокольни были надстроены верхний небольшой деревянный четверик, увенчанный четырехгранной палаточной крышей. В послевоенное время церковь стояла закрытой и не использовалась.

Композиция церкви центральная, с симметричными равноценными фасадами. Все участки плана прямоугольные, причем плечи уже, чем центральный четверик. Последний, с помощью переходной конструкции, включающей треугольные пандативы и срезанную пирамиду, несет гораздо уже световой восьмерик, завершенный восьмилотковым сомкнутым сводом. В западной ветви были устроены хоры на деревянной балке, опиравшаяся на две пристенные колонны (перекрытие хоров утрачено). Нижний ярус колокольни имеет плоское перекрытие по деревянным балкам.

Воскресенская церковь в Кошарах, несмотря на простоту своего вида и многочисленные перестройки, имеет несомненную историко-архитектурную ценность как самый древний храм, сохранившийся на Конотопщине, и как памятник масштабной строительной деятельности семьи Розумовских. Церковь включена в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Сумская область»), поставлена на государственный учет как памятник архитектуры и градостроения местного значения.

с. Кошары

Церковь Покрова Богородицы

Церковь Покрова Богородицы

Деревянная церковь находится в центре села на холме над долиной р. Недры (правый приток р. Ромен). Изначально была главной градостроительной доминантой села.

Малый Самбор основал князь Иеремия Вишневецкий в первой половине XVII в. Первые документальные упоминания про Покровскую деревянную церковь датируются серединой XVIII в. Нынешнюю церковь построили в 1883 г. на месте предыдущей. Она была Крещатой в плане, девятидольной, однокупольной, с колокольней над западным притвором. Все срубы прямоугольные в плане. Церковь довольно большая – длина ее составляет 28 м, подкупольный квадрат – 8х8 м. В 1943 г. были разрушены церковная баня, верхние ярусы колокольни, северное плечо и помещения в северо-западном межрамении. Сооружение сохранилась только потому, что в послевоенные годы была приспособлена под сельский клуб и библиотеку. После этих перестроек церковь потеряла доминантную композиционную роль и выглядит как здание гражданского назначения.

Составлена из соснового бруса на кирпичном фундаменте. Архитектура выдержана в формах «епархиального стиля» в рамках историзма второй половины XIX века, однако в очень строгих и рационалистических формах. В формировании образа здания значительную роль играли своеобразные крыльца-лоджии на боковых фасадах. Первоначально окна были прямоугольными, очень удлиненных пропорций. Нынешние окна значительно ниже, окаймленные простой дощатой каймой.

В интерьере первоначальный декор не сохранился. В западном притворе уцелели лестницы, ведущие на верхние ярусы колокольни. Все перекрытия плоские, по деревянным балкам.

К востоку от церкви у дороги стоит здание церковно-приходской школы, которое было построено в 1911 г.

Церковь включена в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Сумская область»), и поставлена на государственный учет как памятник архитектуры и градостроения местного значения с охранным № 242-См.

с. Малый Самбор

Церковь святых Петра и Павла

Церковь святых Петра и Павла

Деревянная церковь находится в центре села, западным фасадом выход на главную улицу. Изначально была архитектурной доминантой села, сейчас ее низкий объем не выделяется среди застройки.

Построена в 1882 из бревен на каменном бутовом фундаменте, цокольная часть которого внешне облицована кирпичом. Церковь тридольная, глубинно-осевой композиционной структуры. Изначально была одноэтажной. В композиции доминировал широкий восьмерик центрального сруба, увенчанный световым верхом. К восьмерику с востока примыкает узкий граненый алтарь. В 1920-х гг. верх церкви разобрали, превратив ее в сельский клуб. В 1950-х гг. в центральный восьмерик с севера пристроили большой прямоугольный в плане тамбур.

Памятник относится к церквям так называемого епархиального стиля 1880-х гг. в русле господствующего в то время стилевого направления историзма отмечается рационалистичностью архитектуры. Декор сведен до минимума.

Церковь включена в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Сумская область»), поставлена на государственный учет как памятник архитектуры и градостроения местного значения с охранным № 243-См.

с. Салтиково

Свято-Николаевский храм

Свято-Николаевский храм

Свято-Николаевский храм был построен недавно. Эта замечательная церковь радует зрение каждого, кто проезжает по автотрассе мимо села. В обрамлении стройных сосен стоит она, сведя в поднебесье роскошные бани.

Неповторимой красоты иконостас без единого гвоздя изготовил для храма житель села Василий Максименко, а Анатолий Беляев подарил церкви выполненную на холсте картину, где изображен Иисус Христос при заходе солнца.

с. Бочечки.


Дворец князей Львовых

Дворец князей Львовых

Каменный двухэтажный дворец находится на окраине небольшого села посреди ландшафтного парка, имеющего площадь 10,4 га. В течение XVIII-XIX вв. село Бочечки, которое тогда принадлежало Путивльскому уезду Курской губернии, владели князья Львовы. Они в 1745 г. заложили усадебный парк на регулярной основе, который имел строго осевую композицию. Со временем парк превратился в ландшафтный. Сейчас в нем растут липа, дуб, клен, осокорь, а также различные кустарники.

Дворец построен в 1783 г. в стиле высокого классицизма по заказу владелицы имения – княгини Львовой. Автор проекта не установлен. В 1870-х гг, когда селом владел подполковник князь Александр Николаевич Львов, во дворце были реконструированы фасады, после чего они приобрели некоторые черты, присущие неоренессансной стилистике. При советской власти во дворце была устроена сельская школа. При этом был полностью утрачен декор интерьеров, а также коринфские капители колонн и пилястр паркового фасада.

Дворец расположен на продольной оси парка. На его симметричные фасады ориентируются оси главной парковой аллеи и подъездной аллеи, которая заканчивается традиционной для классицизма круглой клумбой с круговым объездом перед парадным фасадом дворца.

Дворец имеет очень компактную распланировачно-пространственную композицию. Он прямоугольный в плане, с массивной полуротондой танцевального зала, выступающей на парковом фасаде. Под боковыми частями корпуса имеются подвалы.

Первоначальная планировка обоих этажей была анфиладная, сейчас она коридорная с двусторонним расположением классов. Танцевальный зал двухсвитный, с балконом на колоннах.

Парадный фасад решен в классицистических архитектурных формах. Здание имеет высокий, энергично профилированный цоколь, межэтажный карниз и развитый антаблемент венчания. Плоскости фасадов первого и второго этажей рустованы, причем первый этаж имеет глубокий рельеф. Парадный фасад имеет три креповки: среднюю – на три окна и боковые – однооконную. Все окна первого этажа прямоугольные, расположены в неглубоких нишах, имеют рельефно выделенные замковые камни. Окна второго этажа разнообразнее: в креповках – арочные, с горизонтальными импостами, архивольтами и замковыми камнями, на западающих плоскостях – прямоугольные, с развитыми горизонтальными сандриками На оси парадного фасада устроены широкие прямые лестницы. Над ними был балкон с балюстрадой (разрушен в 1988 г.).

Главным акцентом паркового фасада является полуротонда танцевального зала, окруженная колонной галереей. Полуротонда имеет несколько иную структуру стены, чем остальные корпуса: высокие прямоугольные оконные и дверные проемы первого яруса и «ампирные» сегментные окна второго яруса.

Дворец построен из кирпича на известково-песчаном растворе, побелен. Перекрытия плоские балочные, полы из досок, вальмовая крыша на деревянных стропилах покрыта шифером.

Дворец княгини Львовой в с. Бочечка является уникальным для Сумщины образцом усадебного дома эпохи высокого классицизма. Памятник включен в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Сумская область»), однако до сих пор не поставлен на государственный учет и не внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины.

После 1917 года в этом доме был открыт сельскохозяйственный техникум, который работал до 1934 года. В 1935 году это помещение перестроили для сельской школы, где она находится и сейчас.

с. Бочечки.

Комплекс церкви Покрова Богородицы

Комплекс церкви Покрова Богородицы

Комплекс, состоящий из церкви, двухклассного училища и дома церковного причта, находится на высоком берегу р. Куколки (левый приток р. Сейм) в центре села. Монументальный объем церкви с весомыми акцентами верха и колокольни доминирует в окружающем ландшафте и застройке, хорошо просматриваясь с расстояния до 2 км, в т.ч. по автодороге Конотоп-Киев.

Деревянная Покровская церковь в с. Вировки известна по документам с середины XVIII в. В 1818 г. она сгорела и на ее месте планировали построить одноименную каменную. Однако вместо этого в 1820 г. построили деревянную церковь на кирпичном фундаменте. В 1861 г. к ней пристроили такую же колокольню. В 1894 г. вместо старого деревянного храма на средства местного уроженца купца Шинкаренко построили новую каменную церковь. В 1896 г. к востоку от церкви построили кирпичный двухэтажный дом сельского двухклассного училища. Одновременно с училищем, западнее церкви, ниже по рельефу построили кирпичный одноэтажный дом церковного причта. В советское время церковь была закрыта и подверглась частичным разрушениям. В течение второй половины 1990-х гг. ее реставрировала церковная община, которой здание передали в начале десятилетия, при этом восстановили четыре угловые глухие верха.

Церковь доминирует как в общей градостроительной ситуации, так и в церковном комплексе. Здания церковного причта и училища составляют сомасштабное окружение для церкви, подчеркивая ее значимость. Однако каждая из трех зданий имеет самостоятельную историко-архитектурную ценность.

Церковь стоит на самой высокой отметке прибрежного плато. Она кубическая, одноэтажная, с колокольней над западным притвором. Первоначально имела еще четыре угловые декоративные верха, утраченные во второй половине XX в. Основной объем крестообразный, девятидольный, разделенный четырьмя внутренними пилонами на три нефа. С востока примыкает алтарная апсида, полукруглая внутри и граненая извне. Она значительно уже, чем средняя нава. С запада примыкает притвор, одинаковой ширины с апсидой. Он соединяет церковь с двухъярусным объемом колокольни, нижний ярус которой – тридольный. Перед главным западным входом – арочное крыльцо.

Здание поднято на высокий цоколь. Под колокольней и притвором есть трехкамерный подвал с отопительными печами.

Церковь построена из красного и желтого кирпича. В оформлении фасадов в полной мере использованы декоративные свойства строительного материала – все профили и детали набраны из лекального кирпича. На темно-красном фоне стены четко выделяются светло-желтые группы, зубчатые карнизы, оконные перемычки с бровки, архивольты порталов и т.д. На окнах сохранились первобытные железные кованые решетки с геометрическим орнаментом.

Так же, как снаружи, в интерьере взаимодействуют два принципа раскрытия внутреннего пространства: глубинно-осевой и центричный. Световой четверик, опирающийся на подупругие арки, венчается сомкнутым сводом с распалубками над окнами. В западной ветви находятся хоры, опирающиеся на систему железно-кирпичных сводов. Западный притвор и помещения первого яруса колокольни имеют коробовый свод. В интерьере храм побелен. Рисований нет. Иконостас не сохранился. Пол выложен с полихромной керамической плитки.

Училище обращено к храму западным фасадом. Оно прямоугольное в плане. Лоб имеет диссиметричную композицию учитывая, что входной тамбур смещен к северу от оси симметрии, остальные фасады симметричны. Ось продольного фасада акцентирована фигурными щипцами и террасой, опирающейся на четыре квадратных столба. Капитальными стенами дом разделен на шесть основных помещений, на фасадах места прилегания внутренних стен акцентированные широкими лопатками. Планирование первого этажа анфиладное, с единым распределительным узлом. Начальная планировка второго этажа была такой же; сейчас она коридорная с двусторонним расположением классов. Под северной частью дома находится однокамерный подвал.

Фасадный декор очень лаконичный и функциональный. Кроме лопаток, стены членят межэтажная группа и зубчатый фриз под карнизом. Окна большие, прямоугольные, с выделенными клинообразными перемычками и рельефными замковыми камнями... В общем, такие архитектурные формы свойственны рационалистическом направлении так называемого кирпичного стиля конца XIX в.

Дом имеет плоские перекрытия по деревянным балкам, деревянные лестницы, Вальмовая крыша на деревянных стропилах, покрытая кровельной сталью. Используется как сельская школа.

Церковь, училище и дом церковного причта формируют редкий по степени сохранности ансамбль общественного центра села конца XIX в. Комплекс включен в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Сумская область»), поставлен на государственный учет как памятник архитектуры местного значения с охранным № 238-См.

с. Вировка

Храм Покрова Божией Матери

В центре с. Вязовое стоит старинный памятник – церковь, которую начали строить в 1859 году на месте старой деревянной. На хуторе Варухивський (ныне с. Совинка) работал кирпичный завод, откуда и брали кирпич для постройки храма, а также с кирпичных заводов, которые были расположены в Мостище. Чтобы крепче было здание, в известь добавляли яйца. Храм строился долго – 16 лет. В 1878 году церковь начала действовать. Храм Покрова Божией Матери построили в виде креста с куполом и колокольней. К сожалению, первоначальный вид церкви не сохранился, и старожилы вспоминают, что она была обнесена со всех сторон забором, вокруг был посажен сад, который частично сохранился до наших дней. В церковь вели 4 входа: с запада - главный - и три вспомогательные - на юг, на север и на восток. Вдоль выходов проложены аллейки.

с. Вязовое

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы

Деревянная пятикупольная церковь находится в центральной части села, на равнинной местности на левом берегу р. Ромен. Является очень выразительной градостроительной доминантой в ландшафте и застройке села, хорошо просматриваясь в панорамах с расстояния до 3 км. В структуре застройки занимает островное положение сбоку от прилегающих улиц, свободная для обозрения со всех сторон.

Село Дептовка заселено с середины XVII в. С конца XVII в. есть документальные упоминания о деревянной церкви Рождества Богородицы. Она сгорела в 1799 г. и на ее месте в 1801 г. построили новую деревянную церковь. В 1902 г. черниговский епархиальный архитектор Павел Андреевич Вакуловский выполнил проект нового деревянного храма на 2 тысячи человек. Построенный храм был освящен в 1906 г. Он был трипрестольным, с боковыми алтарями Петра и Павла и Введение Богородицы в храм. Основной объем церкви крестообразный, девятидольный, пятикупольный. С запада к очень удлиненному бабинцу вплотную примыкала высокая трехъярусная колокольня, а с востока к диаконнику и жертвеннику прилегают небольшие срубы хозяйственного назначения. В отличие от проекта, в западной ветви хоры не были устроены. Колокольня полностью разобрали в 1930-х гг, поэтому вместо нее сейчас находится небольшой тамбур с крыльцом. При советской власти церковь была закрыта и возвращена религиозному обществу только в 1988 г. Тогда был сделан ремонт и устроен новый иконостас.

В интерьере все участки объединены большими полуциркульными арками-вырезами, благодаря чему образовался единое внутреннее пространство храма.

Внешне отчетливо доминирует монументальная пятиглавая композиция с энергично выделенным центральным верхом. Все восьмерики поставлены на массивные приземистые четверики и увенчаны гранеными куполами сферических очертаний с глухими фонариками и маковками Второй зал центрального верха в основе акцентированный кокошник. Причелка ветвей завершена массивными глухими треугольными фронтонами. Большие арочные окна расположены на фасадах в два яруса и окаймлены дощатым наличниками с килевидным завершением архивольт.

Церковь Рождества Богородицы в с. Дептовка является одним из самых поздних произведений епархиальной архитектуры в стиле позднего историзма. В ней органично сочетаются черты традиционной объемно-пространственной структуры, присущие украинской народной архитектуре, с неоренесансными формами. Памятка отличается высокими архитектурно-художественными качествами: удачным расположением в ландшафте и градостроительной структуре, монументальностью объемов, гармоничными пропорциями и декором, высокой степенью сохранности первоначальных архитектурных форм. Церковь включена в Свод памятников истории и культуры Украины (том «Сумская область»), поставлена на государственный учет как памятник архитектуры местного значения с охранным № 240-См.

с. Дептовка