Наши путешествия
Главная strelka Украина strelkaЛьвовская областьstrelkaЛьвовstrelkaДостопримечательности ЛьвоваstrelkaЦеркви Львова
Села и поселки Достопримечательности История

Церкви Львова

Монастырь святого Онуфрия

Монастырь датируют примерно XIII веком. Сохранилось мало сведений о раннем и в частности княжеском периоде (до завоевания Львова Казимиром III). Также существует довольно специфический документ, касающийся древнего монастыря - фальсифицированная в XV веке грамота о якобы предоставлен в 1292 году привилегия церкви св. Николая от короля Руси Льва Даниловича, в котором, в частности упоминается Онуфриевский монастырь.

Подробнее

Комплекс монастыря и костела бернардинцев

На месте современной постройки деревянный монастырь был построен в XV веке. Память о первом, деревянный, костеле находим в 1460 году. В 1511 деревянный монастырь сожжен во время осады Львова молдавским господарем Богданом III Слепым. Был отстроен в 1514 году.

Подробнее

Архикафедральный собор святого Юра

Архикафедральный собор святого Юра

Замысел нового строительства на Святоюрской горе принадлежал митрополиту Афанасию Шептицкому.

Строительство греко-католической кафедры началось в 1744 (или 1745 ) году по проекту м Бернарда Меретина, который до конца жизни (1759) работал над совершенствованием архитектурных особенностей храма. После его смерти строительство продолжил Клеменс Ксаверий Фесинґер. Работы продолжались до 1764 года. Отделочные работы завершились только в 1770 или 1772 годах.

В середине XIX в. над Святоюрским ансамблем нависла неожиданная и серьезная угроза. Австрийские власти рассматривала прилегающую к нему территорию как один из возможных вариантов создания мощной военной цитадели на основе новейших правил такого строительства - с мощными казематами, цейхгаузами, артиллерийскими позициями и тому подобное. В случае выбора именно этой территории ансамбль должен не только нежелательного соседа, но и опасность от возможных военных действий. К счастью, предпочтение отдали другой области, и сооружения цитадели было начато несколько южнее собора.

Фасад храма акцентирован монументальным порталом с фигурами отцов восточной церкви Афанасия и Льва работы скульптора Ивана Геория Пинзеля.Скульптурная группа «Георгий-Победоносец», венчающая аттик - также работы Пинзеля. Над внутренним убранством храма работали в 1768-1770-х годах скульпторы Себастьян Фесинґер, Михаил Филевич, живописцы Лука Долинский, Юрий Радивиловский, Франциск Смуглевич.

Храм святых безсрибеников Козьмы и Демьяна

Храм святых безсрибеников Козьмы и Демьяна

Бывший костел Матери Божьей Неустанной Помощи при монастыре кармелиток босых, а позже - францисканцев. Сегодня монастырский комплекс является памятником архитектуры местного значения .

В 1875 власть Пруссии ликвидировала монастырь кармелиток босых в Познани. Монахини временно поселились в Кракове в доме на улице Лобзовський. Дом оказался слишком тесным и это стало причиной переселения в дом в Величципоблизу Кракова. Сообщество Однако пополнялась. Вероятной причиной было то, что неподалеку, в самом Кракове в то время уже существовали два монастыря кармелиток. 1886 графиня Каролина Рачинская из дома Оттинген-Валлерштайн обратилась к кармелиток с предложением поселить их в Львове. 5 февраля 1888 Рачинская вместе с мужем Карлом-Эдвардом купила участок на улице Курковой (ныне ул. Лысенко), где уже стояли два каменных дома. Средства Рачинских их переоборудованы на временный монастырь и построена небольшая часовня. Кармелитки заселились 31 липня1888 года. Вскоре Рачинская решила построить существующий монастырь и уже в 1889 году Юзеф Каэтан Яновськийрозробив проект перестройки, который в следующем году был реализован. 24 августа 1891 отец Иероним (Готти) освятил храм и монастырь.

Кармелитки разместили в храме икону Матери Божьей Неустанной помощи. Икона получила славу чудотворной и это притягивало все большее количество верующих. Этот факт, а также быстрый рост конгрегации, привели к тому, что помещения монастыря и храм оказались малы. Поэтому был куплен участок для нового монастыря при улице Кшижова (ныне ул. Чупринки). 6 сентября 1886 кармелитки переселились в новый монастырь, который находился на стадии строительства.

Дальнейшая история монастыря связана с орденом «Францисканок семьи Марии», образованным 1857 в Санкт-Петербурге. Основателем ордена был архиепископ Зигмунт Щенсный Фелинский.

Советская власть разместила в монастыре инфекционную больницу, а в храме устроен красный угол. В 1998 году работники больницы решили вернуть храму сакральную функцию. Он был освящен как греко-католическая Церковь бессребреников Космы и Дамиана.

Преображенская церковь

Преображенская церковь

Церковь Преображения Господня появилась на месте костела Пресвятой Троицы отцов Тринитариев, которые заложили свой монастырь 1703 у краковской ворот. В 1783 году монастырь закрыт, а его здания переданы сначала для судебных учреждений. По распоряжению императора Иосифа II в бывшем монастыре открыт университет: в помещении костела устроили библиотеку и актовый зал, в котором 16 ноября 1784 состоялась торжественная инаугурация университета. Когда 2 ноября 1848 университетские здания были разрушены артиллерийским огнем и пожаром, университет перебрался на ул. Святого Николая (теперь Грушевского), а разрушенные здания император Франц Иосиф I подарил своим верным русинам, которые построили здесь в 1851-1864 годах Народный дом.

На основе сохранившихся стен бывшего костела тринитариев началось сооружение второй (после Успенской) церкви для львовского центра города. В 1850 году архитектор Антон Фрех изготовил первый проект будущей церкви, который так и не дождался реализации: здесь временно устроен склад декораций для театра Скарбека (теперь театр им. М. Заньковецкой).

Изменилась архитектурная мода и 1874 году уже утвержден второй проект храма, разработанный Сильвестром Гавришкевича. Строительство продолжалось двадцать лет (1878-1898), еще несколько лет велись работы над отделкой Преображенской церкви, которую освящен 29 апреля 1906 митрополитом Галицким Андреем Шептицким, епископомПеремишльським Константином Чехович и епископом Станиславской Григорием Хомишиным. Над отделкой храма работали художники Леонард Маркони, Фаддей Попель, Фердинанд Маерск, Теофил Копистинского, Корнило Устиянович, Андрей Коверко.

6 января 1919 во время украинского-польских боев за Львов в стену церкви со стороны улицы Корнякта попал снаряд, однако взрыва не произошло. В память об этом снаряд были вмурован в стену и сделана подпись «6.1.1919». Кладку вокруг снаряда нештукатурили.

Преображенская церковь первой в Львове вернулась к УГКЦ: 29 октября 1989 года.

ул. Краковская № 21

Церковь святого Иосафата и всех украинских мучеников

Церковь святого Иосафата и всех украинских мучеников

Костел святого Войцеха построен в 1607 году на северном склоне змеи горы. Изначально здесь появилось небольшое кладбище для детей, умерших от холеры. На средства жителей окрестностей впоследствии построен храм. В 1702 году деревянный дом рядом с храмом заменен новым каменным. Этот факт породил распространенную практику ошибочно датировать этим годом и каменный храм, которому якобы предшествовал деревянный от 1607 года. По исторической традиции считается, что в монастыре останавливался шведский король Карл XII во время осады Львова. В 1749 году при храме поселились отцы Миссионеры, которые прибыли во Львов четырьмя годами ранее по приглашению Николая Герардо Вижницкого.

В 1780-х годах австрийской властью, монастырь отменен, а храм закрыт и превращен в пороховой склад. После этого икону с изображением Святого Войцеха переместили в церковь на Вознесение, а главный алтарь - в храм на Сихови.

В монастыре устроенную бурсу для студентов латинской семинарии. Во время Первой мировой войны костел закрыт, а 1916 реквизированы колокола. Опять действовать храм начал только в 1932 году. После Второй мировой войны в костеле разместилась воинская часть.

В 1996 году освящен как греко-католическая церковь священномученика Иосафата и всех украинских мучеников.

Костел святого Антония Падуанского

Костел святого Антония Падуанского

Земля под строительство в местности под названием «Сухая воля» предоставлена магистратом 23 июня 1617. Разрешение предусматривал строительство лишь деревянного костела и монастыря. Стоительство продолжалось в течение 1618-1630 годов. Осенью 1648 года постройки полностью сгорели во время осады Львова войсками Богдана Хмельницкого.В 1652 году снова произошел пожар в храме, который только строился. 1669 начато строительство храма из тесаного камня на средства Константина Кшиштофа Корибута Вишневецкого.

Строительство велось долго, вторая его фаза началась в 1718 году на средства кастеляна краковского князя Януша Антония из рода Вишневецких. В 1739 суфраган Самуэль Гловинский освятил храм. Храм в 1765 реконструирован Франциском Кульчицким, достроены также барочный фронтон с вазами по проекту Петра Полейовского. На момент занятия Львова австрийскими войсками в монастыре насчитывалось четыре священника и два монаха. Вследствие йосифинских реформ, в 1786 году костел стал приходским, вместо костела Петра и Павла, который был отдан греко-католикам. В 1818 году архитектором Йозефом Маркля построена колокольня для трех колоколов, а в 1830 года костел окружен стеной, в которую встроили и колокольню.

В 1902 достроена часовня Распятого Христа, а в 1904 - св. Варвары и св. Иосифа. В советское время костел не был закрыт, он был одним из двух действующих во Львове римо-католических храмов.

Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии

Архикафедральная базилика Успения Пресвятой Девы Марии

Собор находится в центре площади Кафедральной и со времен средневековья остается архитектурной доминантой юго-западной части бывшего центра города (города в стенах).

Обстоятельства основания кафедры, точная датировка и основатели остаются невыясненными. главной проблем ой является полное отсутствие первичных документов.

1353 годом датируется первое документальное упоминание о костел Девы Марии во Львове. Источником является грамота 1359 года, в которой говорится о пожертвовании храмовые комитисою Анной мельницы на Збоищах. В дальнейшем в течение всей второй половины XIV века встречаются документы о храме Девы Марии, однако ни один из них не дает уверенности - говорится о храме в центре или костел Марии Снежной

В 1384 впервые упоминается пожертвование на строительные работы, хотя и в дальнейшем непонятно котором храмовые (вполне возможно и перестройка костела Марии Снежной).

По первоначальному проекту у собора должно было быть две башни - одну завершили в конце XIV в., Другая так и осталась незаконченной из-за нехватки средств.

В 1404 году Николай Гансечке закончил алтарную часть храма, а на следующий 1405 год она была освящена перемышльским епископом Мацеем Яниной с участием архиепископа галицкого Якова Стрепы.

В 1510 году в соборе установили первый орган. В 1527 году во время большого львовской пожара сгорел практически весь готический город. Пострадал и собор - особенно западная его сторона и башня. Восстановлению храма способствовал тогдашний архиепископ Бернард Вильчек, при содействии которого был отлит новые колокола, один из которых получил название «Бернардин», восстановлено или заново вимурувано своды, крыша башни.

Восстановлением храма занялись уже ренессансные архитекторы, что повлияло на будущий вид сооружения - в частности, в 1566 году по инициативе архиепископа Станислава Сломовського устанавливают новый алтарь. Простоял он недолго - в 1616 в храме уже другой, позднеренесансний алтарь работы Лукаша Калинского.

В 1623 году, после нескольких лет мора, голода, пожаров, нападения врагов на город, Боим Павел Юрий вместе с другими райцо-резидентами принял решение фундуваты алтарь св. Роха в кафедре.

В течение целого XIX века в интерьер и экстерьер внесено много изменений.

Во время Второй мировой войны храм почти не пострадал, однако мемориальные таблички, посвященные Грюнвальдской битве и Петр жалобе, нацистами были уничтожены.

С обретением Украиной независимости восстанавливается Львовская архидиецезия.

Церковь Покрова Богородицы

Церковь Покрова Богородицы

Первые тринитарии прибыли во Львов в 1685 из Испании. Постепенно они приобрели несколько домов в львовском центре, где устроили временный монастырь.

Деревянный монастырь на каменном фундаменте был построен в 1694 году. Через 2 года завершено строительство деревянного костела святого Николая. В 1739-1745 годах на средства Самуэля Мухавецького и Яна Яблоновского построено современное здание костела. В 1769 году произошел пожар. Восстановление продолжалась до 1777 года.В 1782 году орден тринитариев был отменен.

В 1790 году костел стал приходским, а в монастыре разместилась плебания. В 1837 храм отдан под опеку Иезуитам. В 1853 году рядом с костелом, в доме Иезуитского конвикта находился Львовский университет. В 1903 году завершена реставрация под руководством Михала Лужецкого.

Авторство проекта приписывается итальянцу Франческо Плачидо. Строителем, вероятно, был монах-тринитариев Казимир Гронацький, уроженец Люблина.

ул Михаила Грушевского, 2

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая

Храм построен предположительно между 1264 и 1340 годами. Документ 1292 года, о предоставлении князем Львом церкви земельных угодий, может указывать на одну из возможных дат завершения строительства. В 1471 году церковь была освобождена от налогов, а 1543 парофия освобождается от замкового приговора.

С 1544 при церкви существовало Николаевское братство. С 1700 года церковь принадлежала греко-католической церкви, с 1946 - к Православной Церкви Московского Патриархата, с 1989 - Православная Церковь Киевского Патриархата.

Памятка не сохранила своего первозданного вида. Во второй половине XVII в. церковь перестроили и работы закончены в 1701 году, как об этом свидетельствует надпись на арке главного нефа. В 1776 году было пристроено ризница.

В 1926 году вокруг храма была построена каменная ограда с железными решетками, которую изготовили по проекту Александра Лушпинского.

ул. Богдана Хмельницкого, 28 г

Храм святого Иоанна Златоуста

Храм святого Иоанна Златоуста

Настоятельница конгрегации Мария Моравская упорно работала над идеей строительства во Львове храма и монастыря. 2 августа 1876 Министерство Австро-Венгерской империи по делам религии дало разрешение разместить на территории Галичины конгрегации францисканок Святейшего Сакраменто. 9 августа того же года сестры зголосилы свои планы архиепископу Францишеку Вешхлейському и получили согласие. 3 декабря того же года будущее строительство благословил папа Пий IX.

В финансировании строительства приняли участие представители аристократии Львова, Галичины и Вены. 13 сентября 1877 архиепископ Лодовико якобины, апостольский нунций в Вене освятил краеугольный камень будущего монастиря. В 1880 году было завершено западное крыло монастыря, в 1883 - восточное. Дата завершения северного крыла не выяснена, однако это произошло не ранее 1889. 24 июня 1883 в храме состоялись первые торжества - принятие монашеских обетов Магдаленой Тесмер и облучины Ольги Колачковськои.

В 1901 году в монастыре устроен водопровод и канализацию. На краю участка до 1919 года было построено два одноэтажных дома для костельной службы и для сдачи в аренду. 1927 одном из домов достроено два этажа (один - мансардный) для гостей и резиденция капеллана.

В декабре 1939 года советская власть реквизировала часть монастыря для архива. В остальных помещениях монахини находились до 13 мая 1946 года.

В 1991 году храм и левое крыло передано Украинской автокефальной православной церкви. В помещениях монастыря находится основанная в 1990 году духовная семинария (ныне Львовская православная богословская академия).

ул. Лысенко, 43.

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Памятник архитектуры национального значение в Львове, принадлежащий к Всемирному наследию ЮНЕСКО; единственный храм Армянской апостольской церкви в Западной Украине.

Армянскую церковь построили во второй половине XIV века .

На протяжении веков она была общественным и религиозным центром армянской колонииу Львове. В 1367 году церковь стала соборной: во Львове был создан епархиальный центр армян Руси и Валахии. В дальнейшем вокруг церкви сложился один из наиболее интересных ансамблей, в который вошли колокольня, дворец архиепископа, армянский банк, монастырь бенедиктинок , памятная колонна с фигурой святого Христофората деревянный алтарь с композицией «Голгофа», ограждения с воротами (XVII-XIX века).

Сам собор неоднократно перестраивался: в 1437 году вокруг него возведена открытая арочная галерея..

В советское время Армянский собор был закрыт. Советские власти закрыли структуру Армянской католической церкви. Сначала здесь находилось фондохранилище Львовской картинной галереи, а с 1953 года - музея имени Ленина. В январе 2000 года церковь вернули армянской общине. 6 января 2001 было совершено первое богослужение.

Успенская (Волошская) церковь

Успенская (Волошская) церковь

Построена Успенским братством храм имел трех своих предшественников. Первая Успенская церковь существовала, возможно, еще в княжеские времена и была сожжена во время нападения на Львов польских феодалов в 1340 году. Вторая, каменная церковь, которая впервые упоминается под 1421годом, просуществовала до пожара 1527 Разрушенный пожаром храм отстраивает в 1547 -1559 гг. архитектор Петр Итальянец. Средства на его строительство дал, кроме местного населения, молдавский господарь Александр Лопушанин (Лопушняну) и его жена Роксана: в память об этом церковь называли Волошской. Она также недолго простояла, сгорев при пожаре 1571 года.

Здание четвертой Успенской церкви - сохранилась по сей день - братство начало в 1591 сразу после освящения часовни Трех Святителей. Автором проекта и руководителем строительных работ был Павел Римлянин. Сначала церковь возводили из кирпича, но после возведения части стен братство приняло решение заменить кирпич на облицовочный кирпич. Строительство закончено в 1629 г.., освящение 26 января 1631 провел львовский владыка Иеремия Тисаровский при участии киевского архимандрита Петра Могилы и многих гостей.

В 1779 церковь была повреждена пожаром. Отстроили в 1796 г.., При этом изменения претерпели крыша и центральный купол. 1926-1927 - церковь украшена высокохудожественными витражами Петра Холодного-старшего.

В 1965-1973 г.. проведены ремонтно-реставрационные работы.