Краткая история дворца.
  Хан-Сарай – бывший ханский дворец в Бахчисарае – является выдающейся достопримечательностью Крыма. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы своими глазами увидеть эту жемчужину восточной архитектуры.
Ханский дворец – ровесник Бахчисарая, поскольку город начал строиться одновременно с резиденцией правителей Крымского ханства. Точное время установить трудно, ученые утверждают, что строительство было начато в конце XV - начале XVI века, в правление хана Менгли-Гирея I (1468-1515). На протяжении последующих веков существования Крымского ханства дворец постоянно строился и перестраивался, значительные восстановительные работы потребовались после сильнейшего пожара 1736 года – Хан-Сарай был практически возведен заново.
Архитектурный стиль дворцового комплекса наследует традиции османского зодчества XVI-XVII веков. Резиденции восточных правителей значительно отличаются от пышных и монументальных дворцов Европы. В них иная эстетика: в легких, напоминающих беседки дворцовых постройках, окруженных садами, с множеством фонтанов и цветников, с обилием растительного орнамента на стенах, воплощено мусульманское представление о том, как выглядит райский сад. Именно эта идея – олицетворение рая на земле – была главной для архитекторов и строителей Бахчисарайского дворца.
После присоединения Крыма к России дворец перешел в ведение Министерства внутренних дел Российской империи и подвергся многочисленным ремонтам и переделкам, что нанесло дворцу существенный урон: было не только нарушено единство стиля, искажен облик зданий, но и попросту исчезли многие вещи из внутреннего убранства помещений.
В 1908 году было принято решение о создании музея при Ханском дворце, его открыли для посещения научных работников и многочисленных гостей, в том числе различных высокопоставленных персон: например, в 1912 году в Бахчисарае побывал император Николай II с семьей.
После Октябрьской революции на базе дворца был организован музей истории и культуры крымских татар. В 1961-1964 годах киевскими научно-реставрационными мастерскими была проведена научная реставрация, в результате которой восстановлен ряд архитектурных деталей и росписей Хан-Сарая.
Территория музея в наши дни составляет 4,3 гектара, а при Гиреях дворцовый комплекс занимал гораздо более обширные площади.
В мае 1787 года императрица Екатерина II, сопровождаемая австрийским императором Иосифом II, послами Австрии, Франции и Англии, а также многочисленными сановниками, прибыла в Крым. Это путешествие рассматривалось русским правительством как дипломатический акт, который должен был узаконить присоединение Крымского ханства к Российской империи. На путешествие императрицы было истрачено 15 миллионов рублей (для сравнения стоит заметить, что дойная корова в то время стоила 8 рублей).
По пути следования императрицы по распоряжению Григория Потемкина через каждые десять миль возводились так называемые «екатерининские мили». Одна из них и находится у каменного моста через реку Чурук-Су, напротив дворцовых ворот. «Миля» представляет собой колонну, установленную на кубовидном постаменте; верхняя часть ее окаймлена шестигранником. Колонна сложена из хорошо обработанного известняка на известковом растворе. В 1818 году на двух гранях была сделана надпись на русском и татарском языках: «Благородной памяти Императрица Екатерина 11-я изволила быть въ Бакчисараъ въ 1787 году Маія 14».
  Мост через реку Чурук-Су.
Вход во дворец начинается у моста через речку Чурук-Су.
Название этой реки в переводе означает «гнилая вода». Чурук-Су делит город на две неравные части: на правом берегу расположены главные улицы Бахчисарая; Ханский дворец же находится на левом берегу реки. Первоначально резиденция Гиреев располагалась неподалеку - в шести километрах от современного Бахчисарая - в долине Ашлама-Дере. Вокруг дворца появился городок Салачик. Однако со временем долина стала тесной для ханского двора, войска, челяди. Поэтому резиденция правителя была перенесена из ущелья на открытый берег реки Чурук-Су. Началось строительство дворца, и постепенно вокруг него вырос новый город - Бахчисарай.
Пройдя по мосту, мы оказываемся перед массивными деревянными воротами, обитыми кованым железом. Это северный вход в Ханский дворец (когда-то таких входов было четыре). Арка над воротами украшена изображением двух сплетающихся змей. По легенде, именно на этом месте несколько веков назад увидел сын Менгли-Гирея схватку двух змей, одна из которых чуть не погибла, но чудом выжила, что напомнило молодому хану о несчастной судьбе рода Гиреев, пострадавшего от золотоордынцев. Наблюдая за раненой змеей, он увидел, как она погрузилась в воду, стала двигаться быстрее, и вода чудесным образом залечила ее раны. Сын Менгли-Гирея счел это за счастливый знак, рассказал отцу - и действительно, спустя некоторое время они узнали о том, что ордынский хан наголову разбит Оттоманской Портой. Старый хан приказал на месте смертельной схватки змей выстроить дворец, а над входом изобразить это сражение в память потомкам.
Ворота ведут в широкий, вымощенный камнем двор дворца. Сейчас здесь – место сбора экскурсионных групп.
  Сторожевая надвратная башня и свитский корпус.
Над северными воротами мы видим пестро расписанную сторожевую башню с цветными стеклами в окнах. Справа и слева от ворот расположены помещения Свитского корпуса. Здесь размещались стража и свита хана, а позднее, после присоединения Крыма к России, в этой части дворца расселяли многочисленных гостей. Когда императрица посетила Ханский дворец, в Свитском корпусе разместили ее приближенных. В наши дни в восточном крыле здания находится службы администрации.
  Свитский и часть жилого корпусов в настоящее время занимает обширная этнографическая выставка из фондовых коллекций заповедника. Представлены предметы декоративно-прикладного искусства крымских татар, орнаментальное тканье и вышивки, мужская и женская одежда и обувь, посуда и ювелирные украшения, предметы быта и сельскохозяйственные орудия.
Восхищают изделия медников – мастерски изготовленные кувшины, подносы, тарелки, подсвечники. Можно осмотреть отдельные экспозиции – комнату невесты, жилую комнату, крымско-татарскую кухню, а также выставку рукописных книг.
На втором этаже жилого корпуса размещались ханские покои, посольский зал, где проводились торжественные приемы и аудиенции у хана.
Из Свитского корпуса спускаемся в примыкающий к нему кухонный дворик. В ханские времена на кухне работали только мальчики и мужчины, женщины не допускались. Посреди дворика растет шелковица, возраст которой – около 400 лет, и она помнит многих крымских ханов.
По другую сторону ворот – широкий двор, вымощенный камнем. Во времена Гиреев это была пустая, без вымостки, ничем не засаженная площадь. Здесь хан собирал и напутствовал войско перед очередным военным походом, здесь народ мог изредка видеть своего окруженного стражей властелина. На этой площади встречали послов и гостей хана.
  Ворота в посольский дворик.
Сад Посольского дворика засажен тополями и кустами самшита, в нем размещены фонтан из резного камня и небольшой фонтан в центре сада. Отсюда мы попадаем в главный ханский корпус, где принимали иностранных послов, где заседал Диван - орган законодательной и судебной власти Крымского ханства.
  Главный дворцовый корпус с «Посольскими дверями».
Именно здесь мы своими глазами можем увидеть древнейший датированный памятник архитектуры Ханского дворца – портал Алевиза. Создатель портала – талантливый итальянский зодчий Алевиз (прозванный на Руси Фрязиным Новым), следовавший в Москву по приглашению Ивана III. Хан Менгли-Гирей задержал мастера и его сопровождение у себя во дворце, и около года итальянец провел в Крыму, работая над украшением ханского дворца.
Портал Алевиза, или Демир-Капу (Железная дверь), – настоящая архитектурная изюминка Бахчисарайского дворца. Он украшен орнаментом, характерным для итальянского искусства эпохи Возрождения (цветы, дубовые листья и желуди, бусы), а также восточным геометрическим орнаментом из вдавленных прямоугольников. Над дверью – арка, расписанная цветами и растительными завитками, а ниже, в круге, – велеречивая надпись: «Владетель этого жилища и царь этой области, султан величайший благороднейший Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, да простит аллах ему и его родителям в обоих мирах». В середине надписи – родовая тамга династии Гиреев, а под нею – еще одна, столь же панегирическая надпись: «Приказал построить этот величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан обоих материков и хакандвух морей, султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан, сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году» (1503).
Через эту дверь послы и купцы, пробыв определенное время в Посольском садике, входили в Фонтанный дворик и направлялись на прием к хану.
Диван – совещательное собрание при восточных правителях, занимающееся законодательной и судебной деятельностью. Именно в этом зале хан и его сановники собирались для обсуждения важнейших государственных дел, вели судебные процессы, разбирали претензии и споры, изучали различные жалобы. Диван обладал реальной властью в Крымском ханстве, без согласия своих старейшин хан не принимал важных решений.
  У южной стены, в центре зала, находился трон, на котором восседал хан, руководивший заседаниями. Вдоль стен, по обеим сторонам от трона, располагались низкие диваны для ханских приближенных.
Над входом в зал вдоль стены расположена темная узкая комната. Существует легенда, что в ней находился хан, если он по какой-либо причине не хотел присутствовать на заседании совета. Вследствие хорошей акустики хан слышал каждое слово...
  Ханские покои сильно пострадали от пожара в первой половине XVIII века. Восстановление началось при хане Селямет-Гирее (1737-1743), дальнейшее строительство связано с именем Крым-Гирея (1758-1769). Тогда и был создан лишенный внутреннего единства и целостности, но в то же время весьма декоративный и пышный ансамбль. В зданиях, окружающих Посольский садик, находились парадные и личные покои крымских ханов. Первые этажи строились в XVI веке, вторые - значительно позднее, в XVII-XVIII веках. Слева от Посольского садика находились парадные помещения, справа - личные покои хозяина дворца. Интерьеры ханских покоев были сильно изменены в XIX веке после нескольких ремонтов.
Фонтаны восточного типа сильно отличаются от европейских. Вода во многих странах Востока добывается с трудом, поэтому ее берегут, а фонтаны носят не столько декоративный, сколько символический и даже сакральный характер. Многие фонтаны устанавливались специально для омовения мусульман перед молитвой.
Когда-то в Бахчисарае радовали жителей своим журчанием около 150 фонтанов, и не менее двух десятков ихних находилось в Ханском дворце.
  В Фонтанном дворике сперва привлекает внимание Золотой фонтан, как раз предназначенный для ритуальных омовений. Он был возведен в 1733 году в правление Каплан-Гирея. Названием фонтан обязан позолоченному орнаменту на мраморной облицовке.
  В противоположном углу дворика находится другой фонтан, поначалу незаметный посетителям. Но именно он прославил дворец и Бахчисарай. Это Фонтан слез, знаменитый Сельсебиль. По одной из версий, первоначально он находился возле стен дюрбе (усыпальницы) Диляры-Бикеч, любимой жены хана Крым-Гирея, в память о которой фонтан и был сооружен иранским мастером Омером в 1764 году. Перед приездом Екатерины II фонтан перенесли в Фонтанный дворик (так как источник, питавший его возле дюрбе, иссяк). Капли воды, что ритмично выделяет холодный камень, и сегодня падают на две розы – красную и белую (как в поэме А. С. Пушкина).
Как гласит старинная легенда, увековеченная А.С. Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан», Диляра-Бикеч («Прекрасная княжна») была польской княжной, похищенной татарами и попавшей в гарем Крым-Гирея. Хан по-настоящему полюбил ее, но красавица-полячка погибла во цвете лет от руки другой жены правителя – ревнивой Заремы. Безутешный Крым-Гирей приказал построить в память о любимой женщине фонтан, ставший впоследствии символом человеческой скорби и горя, коварства и любви.
Также прекрасные поэтические строки фонтану слез посвятили А. Мицкевич и Л. Украинка
Из Фонтанного дворика можно попасть в Малую дворцовую мечеть – одно из ранних сооружений, датированное XVI веком. Роспись мечети относится к более позднему времени (XVII-XVI11 вв.), купол же был расписан мастером Омером в конце XVIII века. Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты, так как ислам запрещает изображать людей и животных. В этой мечети исполнять религиозные ритуалы могли только представители ханской семьи и ближайшие сановники.
Когда-то беседка была одноэтажной и открытой, позднее в центре установили мраморный фонтан (чешме) с бассейном, надстроили второй этаж, а широкие окна застеклили цветными стеклами. Стена над входом украшена тонкой филигранной росписью мастера Омера. Вдоль стен расположены удобные диваны, позволяющие отдохнуть в тени и прохладе от летней изнуряющей жары.
Над Летней беседкой на втором этаже расположен Золотой кабинет, созданный все тем же талантливым иранцем Омером. Интерьер этой ханской гостиной очень привлекателен: двадцать четыре окна с цветными стеклами, резной деревянный потолок, лепнина на стенах в виде ваз с фруктами, под карнизом – арабская вязь, это надписи, восхваляющие Крым-Гирея, руководившего перестройкой дворца и восстановительными работами после пожара.
Здесь проживали жены и наложницы хана.
По закону хан (как и любой мусульманин) мог иметь четырех законных жен и неограниченное количество так называемых одалисок – наложниц (в отличие от жен, они не имели никаких прав и содержались отдельно от членов ханской семьи).
«Гарем» в переводе с арабского – «запретное». Согласно законам шариата, женщинам в мусульманских семьях запрещалось общаться с посторонними людьми без разрешения мужа. Поэтому они проживали в отдельных помещениях, соблюдая хиджаб (затворничество). Как уживалось столько женщин на ограниченной территории гарема – загадка... Непонятно также, куда они все девались, когда одного хана сменял другой.
  От огромного гарема сейчас сохранился только один небольшой флигель, реставрированный совсем недавно, в восьмидесятых годах XX века. Можно осмотреть три комнаты гарема и характерные предметы быта той эпохи: ковры, мангал, шкатулки, подсвечники, кальян, курильница, музыкальные инструменты....
Ханский гарем состоял из четырех больших корпусов, к концу XVIII века насчитывавших в общей сложности 73 комнаты. Доступ на женскую половину дворца был разрешен только самому хану, его сыновьям и, разумеется, евнухам – гаремной охране и прислуге.
К приезду Александра I, который побывал в Бахчисарайском дворце в 1818 году, большую часть обветшалых помещений снесли, и сейчас музейные экспозиции размещены в трех комнатах сохранившегося гаремного корпуса.
  Соколиная башня (Тоган кулеси).
Над южной стеной гарема возвышается Соколиная башня. Свое название она получила потому, что, по преданию, здесь содержались ханские охотничьи соколы. Нижний этаж башни каменный, верхний же выполнен из дерева, на нем находится небольшая смотровая площадка, с которой ханские жены и сестры, скрытые от посторонних глаз деревянными решетками, могли наблюдать за тем, что происходило на дворцовом дворе.   Большая дворцовая мечеть (Хан-Джами). С восточной стороны к Свитскому корпусу примыкает самое большое и красивое здание дворцового комплекса – мечеть Хан-Джами. Это одна из крупнейших мечетей в Крыму. Она сооружена в XVI в. и основательно перестроена в 1740 г. при хане Селямет-Гирее, о чем сообщает надпись над входом. Она была восстановлена после пожара 1736 года мастером Омером (во время правления хана Селямет-Гирея). По бокам мечеть украшают два легких изящных минарета, островерхие крыши которых завершает алем – полумесяц. С минаретов муэдзины призывали правоверных на молитву. Сегодня мечеть вновь используется по прямому назначению. Как и столетия назад, призыв муэдзина (уже радиофицированный) пять раз в день оглашает Бахчисарай. Фасад мечети, выходящий на реку Чурук-Су, был отделан под мрамор и расписан каллиграфическими арабскими надписями. С этой стороны находился главный вход в мечеть, который предназначался для жителей города. В архитектуре здания заметны черты османского искусства. Над четырехскатной черепичной крышей возвышаются два стройных минарета, с которых пять раз в день служители мечети муэдзины призывали мусульман совершать намаз. Внутри мечети – никаких украшений, только на южной стене расположены окна с цветными стеклами, наполняющие помещение неярким светом. На стенах с трех сторон – хоры (балконы), поддерживаемые колоннами, с них ведут вниз две винтовые лестницы. В глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью. В нее ведет отдельный вход со двора. «Простые смертные» совершали намаз в общем зале, где на южной стене расположена специальная ниша – михраб. Во время молитвы нужно было обращаться к ней лицом, так как в этом направлении находится священный город мусульман Мекка.   Ханское кладбище (мезарлык). Рядом с Хан-Джами находится фамильное кладбище бывших повелителей Крыма – Гиреев с великолепными надгробиями (их более 100) и двумя мавзолеями (дюрбе) XVI и XVIII вв. Первое захоронение на нем датируется XVI веком. Всего здесь находятся могилы девяти ханов, сорока пяти членов ханского рода и ряда представителей высшей придворной знати. Большой интерес представляют мраморные и известняковые надмогильные памятники. Мужские погребения украшены навершиями в форме чалмы, женские – подобием феса (плоской шапочки). На многих надгробиях арабской вязью высечены пышные эпитафии, нанесены каллиграфически исполненные орнаменты. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Тексты эпитафий представляют собой настоящие образцы крымскотатарской поэзии: поэты воспевают подвиги погибших воинов или красоту умерших женщин, говорят о тщете мира земного. Ротонда над могилой хана Менгли-Гирея II. Менгли-Гирей умер в 1739 году, и в его честь была возведена ротонда – круглое купольное сооружение с восемью колоннами и арочным перекрытием. Внутри ротонды – украшенное резьбой мраморное надгробие над могилой хана.   Мавзолей Диляры Бикеч Мавзолей, построенный над могилой основателя династии крымских ханов Хаджи-Гирея в 1501 г. его сыном Менгли-Гиреем; здесь же в 1515 г. похоронен и он сам. Гробница похожа на выстроенную ранее в 1437 г. в Чуфут-Кале гробницу Джанике-ханым: в плане она представляет восьмигранник, украшенный на стыках граней резными колонками, с порталом, богато декорированным в духе сельджукской архитектуры: пилоны портала поддерживают сталактитовый полу купол, ниши в боковых стенах также имеют сталактитовое полукупольное завершение.
  Конюшенный корпус дворца. Конюшенный корпус состоит из целой серии зданий. На первых этажах находились конюшни, на вторых жили их смотрители. В специальном помещении находилась драгоценная позолоченная сбруя. В 50-х годах XIX века конюшни были перестроены. Это каменное двухэтажное здание, квадратное в плане. Построено уже в XIX веке.   Баня Суры-Гюзель («Желтая красавица»). Эта баня, построенная в XVI веке (1532 г.), является одним из старейших сооружений дворца. Предполагается, что поначалу это была общественная городская баня, позднее включенная в дворцовый комплекс. Мощное каменное квадратное здание из нескольких комнат, перекрыто куполами с отверстиями в виде звезд и полумесяцев. В моечном помещении нет окон, свет проникает через отверстия в куполах. Состоит из двух отделений – мужского и женского. Для женщин баня была своего рода клубом: местом отдыха, встреч и бесед. Мужчины часто вели здесь деловые переговоры и назначали встречи. Отапливалась баня сложной системой отопительных устройств. В подвальном помещении размещалась топка, жар из которой согревал воду и воздух внутри бани. Горячая и холодная вода поступала наверх по свинцовым трубам. Прочность здания обеспечила ему долгую жизнь: баня использовалась по своему прямому назначению еще в 20-х годах XX века.   Время работы: июнь-октябрь – с 9.00 до 18.00, без вых.; октябрь и май – с 9.00 до 17.00, вых. – вт.; ноябрь-апрель – 9.00 – 16.00, вых. – вт., ср. Адрес: г. Бахчисарай, ул. Речная, 133, тел. (06554): директор – 4-28-81, организатор экскурсий – 4-76-40.
  Мавзолеи Северное и Южное дюрбе. Нельзя было оказать большей чести покойнику, чем воздвигнуть ему дюрбе – мавзолей. На кладбище находятся два восьмигранных купольных мавзолея, один из которых создан в XVI, другой в XVII веке. В них в общей сложности находится 26 захоронений разного времени (из них 17 могил ханов). Внутри дюрбе устанавливали каменные или деревянные саркофаги, покрытые сукном с вышитыми изречениями из Корана; ставили подсвечники, в нишах стояли светильники, курильницы, лежали священные книги.
  Рядом с ханским дворцом находится мавзолей Диляры Бикеч – любимой жены жестокого Крым-Гирея. По преданию, здесь первоначально был установлен Фонтан слёз.