Александрия – государственный дендрологический парк Национальной академии наук Украины. Расположен в северо-восточной части Правобережной лесостепи, в 80 км к югу от Киева на северо-западной окраине города Белая Церковь, на высоте 80-106 м над уровнем моря.
Парк расположен на площади 297 гектаров на берегу реки Рось. Площадь декоративных водоемов парка (ставки и р. Рось) составляет 21 га. Общая длина аллей и дорожек составляет более 20 км. Парк является образцом пейзажной парковой композиции, основу которой составляют растения, архитектурные сооружения, скульптуры, водная гладь реки Рось и прудов. Это самый большой архитектурно оформленный ландшафтный парк в Украине.
В композиции плана и стилевой направленности архитектурных объемов и сооружений Александрия имеет общие черты с другими парками романтического стиля. Стиль архитектуры – поздний классицизм.
В 1774 году польский король Август Станислав Понятовский получает в пожизненное владение от Речи Посполитой тогда богатейшее в Украине Белоцерковское староство, которое 13 декабря того же года передает вместе со зданиями в Варшаве великому коронному гетману Польши Франциску Ксаверию Браницкому, герба Корчак. Эти земли Ксаверий Браницкий получил в награду за подавление волны крестьянско-казацких восстаний – Колиивщины. В его новые владения входили города Белая Церковь и Сквира, а также 134 села с населением более 40 тысяч человек. С этого времени Белая Церковь становится частным городом графов Браницких.
В 1781 году в Санкт-Петербурге гетман женился на любимой камер-фрейлиной императрицы Екатерины II, племяннице светлейшего князя Григория Потемкина, Александре Васильевне Энгельгардт. Екатерина II подарила супругам на свадьбу Шуваловский дворец в Петербурге. Доход К. Браницкого с одной только Белой Церкви приносил 750000 золотых. Вместе с имениями – Ставище, Рокитное, Лысянка и другими он составлял примерно 2 миллиона.
Зиму Браницкие проводили при дворе Екатерины II в Петербурге, а летом переезжали в свои имения в Украине, чаще всего в Белую Церковь. Впоследствии, в 1784 году, А.В. Браницкая получила это имение в подарок от своего мужа и начала приводить его в порядок. По характеру графиня была волевой, целенаправленной женщиной, умела самостоятельно решать вопросы руководства имением. Несмотря на огромное состояние, она была очень экономной хозяйкой.
Парки европейских столиц, где она неоднократно бывала, вдохновили Александру Браницкую на создание не менее изысканного парка в своей главной резиденции. Сначала она намеревалась построить парк в Шкаровском лесу (в 10 км к югу от Белой Церкви), но впоследствии, детальнее ознакомившись с окружающей местностью, остановилась на участке вековечной дубравы в западном направлении, в 3 км от Белой Церкви, в урочище Гаек. Название парка дала в свою честь – «Александрия».
В 1791 году умирает князь Григорий Потемкин. После его смерти графиня, при поддержке Екатерины II, получает большую часть наследства князя. Учитывая ту роль, которую сыграл в ее жизни Г.Потемкин, Браницкая решает посвятить строительство будущего парка его памяти, а также построить в парке его мавзолей. Проект мавзолея выполнил в 1795 году известный архитектор, автор Таврического дворца Г.Потемкина в Петербурге – Иван Старов. Мавзолей должен был стать доминантой всей новой композиции парка «Александрия». Он должен был рассказывать о жизни и величии Г.А. Потемкина.
После смерти Екатерины II, российский трон унаследовал Павел I, который крайне отрицательно относился ко всему, что связано с именем князя Таврического. Браницких перестали принимать при дворе, за ними был установлен негласный надзор. Поэтому графиня вынуждена была отказаться от строительства мавзолея. Вместо него, опираясь на композиционные части проекта И.Старова, построено несколько других сооружений. Для строительства парка из Европы были приглашены специалисты-паркостроители.
Автором генерального плана застройки парка стал французский архитектор Мюффо. Позже в парке работали архитекторы и садоводы Ботани, Станге, Бартецкий, Витт, Йенс, которые воплотили в жизнь проект генплана и заложили основу парковых композиций, используя существующий лесостепной ландшафт и природные дубравы. Одновременно с созданием парковых насаждений началось строительство резиденции и других архитектурных строений. Первые работы начались в 1793 году.
Многие растения для парка завозили из Польши, других стран Европы и мира. Параллельно началась работа по строительству летней резиденции графов Браницких. «Аустерия» сначала была лишь летней резиденцией, а позднее стала и зимней. Рядом с ней был расположен комплекс павильонов, в том числе Монарший павильон, Бальный Зал и другие. С северной, восточной и западной сторон главный дворец окружали административно-хозяйственные здания, замыкались внутренней площадкой (дидинцем) размерами 92х74 м. При бурных событий XX века эти здания были уничтожены и до наших дней не сохранились.
Остальная территория была предназначена для художественной части паркового обустройства. К ним относятся Малая и Большая лужайки с прилегающими архитектурными сооружениями: Колоннада «Эхо», «Китайский мостик», «Руины», «Арочный мостик», «Остров Марии», «Остров Роз», различные виды фонтанов, водопадов и другие малые архитектурные формы. Вместе с лужайками и дубравой, прудами и речкой Рось они образовали единый парковый ансамбль. Аллеи парка украшали бронзовые и мраморные скульптуры, вазы.
На расстоянии около 500 метров от «Аустерии» расположен экономический двор (с 1946 года администрация парка) – правление эконома, руководившего парковым хозяйством. Здесь содержалось жилье постоянных работников, мастерские, оранжерея и цветочное хозяйство, фруктовый сад, рядом – рыбные пруды. Большой штат обслуги обеспечивал быт Браницких и их гостей. В теплицах для их нужд выращивались экзотические растения: кактусы, орхидеи, ананасы, инжир, цитрусовые, итальянский виноград, китайские розы, которые достигали небывалых размеров.
Наряду с дворцовым комплексом с западной стороны расположен сад «Мур» (огорожен каменной кирпичной стеной для защиты теплолюбивых плодовых деревьев от холодных ветров); с восточной стороны – «Клинья», сад Екатерины II, Сад Потемкина, Русский сад, огороды.
Западная часть парка – треть всей парковой территории, отграниченная дорогой от экономического двора до Сквирского пути, была отведена под охотничьи угодья (зверинец) и служила как лесопарк. Сейчас она расширена еще на 96 га.
В восточной части парка был сад, который назывался «Дружеский». На железных декоративных воротах было отчеканено на французском языке: «Перед тем как войти, посоветуйся со своим сердцем: умеешь ли ты ценить дружбу». В глубине сада была построена Ротонда в виде раковины, где стоял бюст князя Григория Потемкина.
В 1815 году А. Браницкая привезла в Белую церковь из Берлина молодого садовника Августа Енца, который в течение следующих 54 лет работал в парке, создавая все новые и новые композиции. Творением его рук являются ландшафтные композиции, которые сохранились и до наших дней на Большой и Малой полянах. В благодарность за его многолетний труд и в честь 50-летия его службы, хозяева установили в парке памятную металлическую колонну.
В середине XIX века парк «Александрия» приобрел незаурядную славу. Его посещали известные люди того времени: Г.П. Державин, А.С. Пушкин, Т.Г. Шевченко. Неоднократно здесь бывали декабристы (члены Южного общества): Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Пестель и др., Известные польские поэты и художники: Ян Липпоман, который написал о «Александрии» стихи, Ян Бровинский, который после посещения парка издал поэму «Александрия».
Интересны рисунки, созданные художниками того времени: Вилибальд Рихтером, Наполеоном Орда, Михалин Бержинскою, Феликсом Брзозовским и др. (период 1820-1840 гг.). Лучшие рисунки были выполнены Вилибальд Рихтером – так называемый «Альбом Белоцерковский, документации места и эпохи», который находится сейчас в Марии Рей из дома Потоцких в замке Монтрезор во Франции. Альбом является большой книгой (24 иллюстрации), переплетенной в кожаную оправу с позолотой и металлическим обрамлением, где размещены цветные акварели.
Парк часто посещали члены царской семьи, с которыми Браницкие поддерживали очень тесные отношения. В парке было отдельное место, так называемый Царский сад, где росли одна лиственница и 7 американских лип, которые были посажены императорами Александром Павловичем и Николаем Павловичем, княгиней Александрой Федоровной. Каждое дерево было обнесено чугунной оградой, на которой под кроной была медная дощечка с надписью: кем и когда посажено дерево.
Реформа 1861 года лишила Браницких бесплатной рабочей силы. С этого времени замедляется развитие парка «Александрия». Практически до 1917 года в нем выполнялись работы, связанные только с уходом уже существующих объектов. После отмены барщины, когда за работу стало нужно платить, художественный образ парка каждый раз ухудшается. Пришла в упадок дорожная сеть, протоки островов заиливаются, острова сливаются со сплошным берегом, павильоны, в частности «Руины», повреждаются и не восстанавливаются. Некоторые другие декоративные павильоны («Люстгаус» и т.п.) превращаются в сараи.
Три поколения графов Браницких строили парк. После смерти Александры Браницкой в 1838 году парк и имения унаследовал ее сын Владислав Ксавериевич (1783-1843). Следующим владельцем был Владислав Владиславович (1826-1884). Последней обладательницей имений до 1917 года была жена графа Владислава – Мария Евстафиевна из рода Сапег. По свидетельству современников – это был очень милосердный человек, которая с добротой и уважением относилась к простым людям. Потомки Браницких и поныне живут во Франции, Польше и других странах мира.
Во время гражданской войны 1918-1921 годов парк понес огромные потери. Большинство архитектурных сооружений было полностью или частично разрушено. С «Александрии» вывезли большое количество ценных мраморных и бронзовых скульптур, значительные убытки были нанесены и парковым насаждениям.
С 1921 года «Александрия» становится основной базой учебно-опытного хозяйства. «Александрия» получает новое название – парк им. Ч.Г. Раковского. Исходя из потребностей восстановления хозяйства первых лет Советской власти время от времени, медленно «на кирпич» разбирались разрушенные или полуразрушенные сооружения, вырубались деревья.
Площадь парка использовалась не для декоративных целей, как это должно было быть, а для добывания древесной массы. Еще большего разрушения парк получил после решения Белоцерковского окружного исполнительного комитета в феврале 1928 г. о застройке на территории парка водопровода для города.
В 1922 году решением Киевского губернского комитета парк «Александрия» был провозглашен заповедником и до 1946 года входил в состав сельскохозяйственного техникума, а затем института.
Большое разрушение принесли парку годы Второй мировой войны. Еще больше были разрушены архитектурные сооружения, повреждена или полностью уничтожена значительная часть деревьев. Во время немецкой оккупации в 1943 году было срезано более 3 га вековых деревьев сосны обыкновенной. Одновременно на предыдущем редколесье: зона Дидинца, Сада Екатерины II и Потемкина – все покрылось густым самосевом, нивелировав предыдущий художественный образ этих участков парка. Руины сооружений – дворца, флигелей, танцевального павильона зарастали.
Постановлением от 10 апреля 1946 г. Совет Министров СССР передал парк «Александрия» в ведение Национальной академии наук Украины, которой он подчинялся в то время. С этого времени начинаются работы по восстановлению парка, которые получили особый смысл после передачи «Александрии» в 1953 году для научно-методического руководства Центральному республиканскому ботаническому саду Академии наук УССР. В 1955 году разработан проект реставрации и развития парка. В 1957 году, под руководством и при активном участии Д.М. Криворучко в парке начались реставрационные работы. Были восстановлены все основные парковые сооружения за исключением дворца и танцевального павильона: главный вход, Ротонда, Колонна печали, Большой водопад, колоннада «Эхо», Китайский и Арочный мостики, фонтаны. Одновременно были построены новые объекты – источник «Лев», «Круглая беседка», заложены новые парковые насаждения. В процессе реставрации и развития растительного комплекса были определены ландшафтные районы парка, проведена комплексная оценка природных факторов территории и ландшафтная таксация существующих насаждений, организовано центральное планировочное ядро, найдено решение новых участков в сочетании с композицией парка в целом. Была упорядочена и развита сеть аллей, обеспечены водо- и электроснабжения, канализация.
Поскольку старое архитектурное ядро – Дидинец, было потеряно, возникла необходимость организации нового композиционно-планировочного центра. Сеть девяти аллей, отходящих от бывшего композиционного центра – дворца, сохранилась и занимает господствующее положение в композиции парка. В связи с этим было признано логичным и необходимым восстановление памятника архитектуры – дворца и танцевального павильона на прежнем месте с размещением там административной части и паркового музея с картинной галереей. В западной части парка появилось несколько ландшафтных фрагментов, мало связанных между собой: еловая аллея, полукруг каштанов и куртина елей.
Обновленная широкая дубовая аллея, которая начинается от Дидинца, проходит дубровки, каменную дамбу, раскрывает пейзажи ореховой поляны, Круглой беседки и вливается в аллею, ведущую к Палиевой горе. В восточной части парка проектируется Восточная поляна, окруженная рамкой из старых парковых насаждений
Летом 2007 года дендропарк «Александрия» – один из номинантов проекта «Семь чудес Украины».
С редкими, интересными растениями, лужайками и дубравой, к парковому ансамблю были включены и довольно много архитектурных сооружений различного целевого назначения, которые гармонично дополняли парковый ансамбль. Среди них есть немало таких, которые сохранились и до нашего времени.
Восточная часть
Недалеко от главного входа находится сооружение, которое носит название «Ротонда». В разные времена она была известна, как «Павильон Потемкина» или «Раковина Потемкина». Сооружение построено в стиле развитого классицизма в виде полукруглого павильона с прорезанной в передней стене полукруглой аркой. Купол и арка украшены оригинальным декоративным лепным орнаментом. В центре павильона находился мраморный бюст Г. Потемкина с надписью под ним: «Полезен миром и войной, Екатеринин друг, Благотворитель мой». Сооружение доминирует над пейзажем этой части парка. Именно для того, чтобы подчеркнуть ее значение, перед ней была создана прямоугольная площадка. Высота павильона «Ротонда» 10.5 метров, ширина – 9 метров. Некоторые исследователи предполагают, что «Ротонда» была ядром мемориального комплекса, посвященного князю Г.А. Потемкину, в который еще входило подземное святилище. Не подтверждена и не опровергнута версия о перезахоронении праха Григория Потемкина в парке «Александрия».
Недалеко от центральной аллеи парка, на каменном квадратном постаменте стоит колонна, которая сейчас называется «Колонна Пеликана». Верхняя часть колонны завершалась скульптурой пеликана, который кормит четырех птенцов. Многие исследователи считают, что колонна построена в честь царя Александра I и его масонских предпочтений. Известно, что царь был не только покровителем масонов, но и сам неоднократно принимал участие в их обрядах. Знаком масонской ложи был крест, в центре которого находился пеликан в короне, который кормил своих детей.
Одной из самых оригинальных архитектурных сооружений парка являются «Руины», построенные в конце 18 века. Своим видом они напоминают старинный разрушенный замок. Основная цель сооружения – создать иллюзию разрушенных временем зданий. Кроме эстетического назначения, «Руины» выполняют практическую роль подпорной стены. Здание состоит из двух ярусов. Нижний ярус находится наполовину в земле, второй, в виде высокого здания без крыши, находится на дамбе. Из под «Руин» бьет мощный водопад. Посередине сооружения расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на реку Рось. Сегодня этому архитектурному ансамблю принадлежит островок с фонтаном и мостик через узкий пролив, который впадает в Рось. Подобного архитектурного сооружения в других парках Украины нет.
Одним из самых интересных объектов «Александрии» является Колоннада «Эхо», которая выполнена в виде греческого амфитеатра. С восточной стороны она прилегает к Большой поляне, создавая вместе с ней единый архитектурно-парковый ансамбль. Сооружение выполнено в форме полукруглой стены с радиусом 16 метров. Фасад – открытая колоннада с 14 колоннами, которые образуют галерею. Оба конца галереи завершаются прямоугольными помещениями, оформленными фронтонными портиками, что придает сооружению архитектурную форму. На фронтонах боковых помещений есть барельефное изображение молодой женщины, которая сидит, качая на ноге ребенка.
Главный фасад павильона «Эхо» ориентирован на поляну и реку Рось, что открывается за ней. Во времена Браницких в павильоне находилось собрание мраморных скульптур и ваз. Перед павильоном расположена полуовальная площадка со скульптурой римского бога торговли, покровителя путешественников – Меркурия. Название павильона «Эхо» не случайно и связано с уникальными акустическими свойствами сооружения. Слово, даже шепотом произнесенное в одном конце сооружения, без искажений, передается в другой конец, хотя расстояние составляет 34 метра. Когда, во время приезда гостей, в павильоне играл оркестр, его звуки звучали во всех уголках парка. В праздничные дни в павильоне «Эхо» проводились концерты духовой и камерной музыки.
«Китайский мостик» – так называется еще одна малая архитектурная постройка. Такое название она получила благодаря беседке на мостике, крыша которой напоминает крыши китайских пагод. Сооружение моста-беседки происходило в период активной застройки парка. Местный ландшафт подчеркивает экзотический вид мостика, с которого открываются виды на верхнее озеро с водопадом и нижнее озеро. Для предоставления сооружению монументальности, нижняя часть мостика выполнена из массивных блоков гранита и песчаника. Расположенный на дамбе между двумя прудами Средней балки, мостик выполняет чисто декоративную функцию.
В начале 90-х годов 19 века перед зданием были установлены бронзовые скульптуры китайского мудреца и китаянки, которые удачно дополнили архитектурный ансамбль. Существует поверье, что если подержаться за бороду мудреца, то можно надеяться на выполнение самых сокровенных желаний.
В 1829 году была создана еще одна архитектурная композиция – «Варна». Она была построена неподалеку летнего дворца Браницких в честь взятия русскими войсками, как тогда считалось, очень прочной, неприступной турецкой крепости в городе Варна. В штурме крепости участвовал и зять графини Браницкой Михаил Воронцов. На окруженном рвом небольшом острове есть два обломка скалы, стянутые обручем. В этой нише стояла скульптура.
В верховье балки пруда «Холодный», в исторической части парковых устройств находится колонна «Глобус». Идея этого памятника точно не известна. На изготовленной из песчаника колонне установлен глобус (Земной шар), – опоясанный серебряным обручем. На глобусе, также из серебра, нанесена картосхема земельных владений графов Браницких (в соотношении к Земному шару).
В 1992 году в честь гвардейских офицеров, участников войны России с Наполеоном (1812) – Пестеля, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола и др., которые неоднократно посещали парк «Александрию» установлена Скамья декабристов.
На территории парка есть много мест, где на поверхность пробиваются источники с кристально чистой водой. Наиболее обустроенный и известный источник носит название «Лев». Название оно получило благодаря скульптуре, которая находится рядом и как бы охраняет источник. По одну сторону балки проложены пешеходные дорожки из дикого камня, построены подпорные стенки. Сами склоны покрыты многовековыми деревьями. Вода в источнике насыщена радоном, лечебные свойства которого известны. Температура воды постоянна и не зависит от времени года – +9°C. Недалеко от него из-под земли бьет источник, который охраняет скульптура по размеру меньшего льва.
Источники – это часть общей гидросистемы парка, которая насчитывает 25 водоемов: Зеркальный, Холодный, Водяной, Русалка, Лебединый, Серебряная дымка и другие.
В 1962 году на территории парка на первом этаже административного здания был открыт музей. Его экспозиция знакомит посетителей с историей создания парка «Александрия», тремя поколениями его владельцев – графов Браницких. Основой экспозиции является скульптуры из белого итальянского мрамора. Несколько из них работы известных итальянских мастеров 18 века, авторство других скульптур не установлено, но выполнены они на очень высоком художественном уровне. Это лишь небольшая часть огромного собрания из коллекции Браницких. Скульптуры были приобретены владельцами парка во время поездок по Европе. Многие работы были подарены Браницким Екатериной II и князем Г.А. Потемкиным. Во времена революции, гражданской войны, а позже и Немецко-советской войны, большинство коллекции было разграблено или уничтожено. Сохранилось лишь 15 прекрасных скульптур итальянских художников: Три грации (Антонио Канова), Мальчик с собакой и Мальчик с луком (Памполони) и другие, напоминающие былую роскошь дворцов и парка.
В западной части парка находится самая высокая Палиева гора. Крутой, каменный склон этой горы достигает в высоту 27 метров. В начале 18 века здесь длительное время (1702-1704 гг.) находился с лагерем один из отрядов казацкого предводителя Семена Палия. В глубине Палиевой горы и до сих пор видны остатки земляных укреплений казаков. В 1980 году в честь тех давних событий, на горе был установлен памятник. Это каменная башня с барельефом казацких голов и сценами из боевой жизни казаков. У башни находится чугунная пушка с ядрами. С этого места открывается живописный вид на реку Рось. Известны свидетельства современников о том, что Палиева гора имеет разветвленную систему подземных ходов, один из которых когда-то выходил к реке Рось.
В северной части находится сад «Мур». Он имеет прямоугольную форму с размерами сторон 300 м х 100 м. Площадь 3 га. По всему периметру огражден кирпичной стеной высотой 3 м и покрыт красной черепицей. Построен с целью создания на территории парка еще более обособленного, интимного уголка, который позволял бы хозяевам избежать нежелательного общения с посетителями. Наряду с декоративными растениями, здесь размещен целый ряд ценных сортов, видов и форм плодовых и ягодных растений, которые в то время были довольно редкими в Украине. Сейчас здесь происходит восстановление насаждений. Создается имитация тайного сада с оригинальным лабиринтом, выполненным из растений, а также заложена декоративно оформленная коллекция перспективных форм и сортов плодовых растений. Создан дегустационный зал.
В южной части парка, недалеко от реки Рось, находится сооружение, которое имеет название Турецкий домик. Он был построен после турецкой кампании 1828 г. В его стены были вделаны мраморные плиты, на которых есть надписи на древнетурецком языке, прославляющие величие шаха Махмуда Хача Газы, который построил неприступную крепость в городе Варна (Болгария). После взятия крепости русскими войсками фельдмаршал Румянцев (который дружил с графами Браницкими) привез их как трофей в «Александрию».
Видовой состав деревьев, кустов и травянистых многолетников насчитывает 2240 таксонов. Некоторые из них имеют возраст более 200 лет: сосны черная и Веймутова, можжевельник виргинский, тюльпанное дерево, лиственницы польская и европейская, дуб красный, гледичия триколючкова, боярышник розовый махровый и др. Особую ценность представляет многовековая дубрава парка, где кроме 300-400 вековых дубов, много деревьев и кустов из Северной Америки, Китая, Японии, Кореи, Западной и Южной Европы, Крыма, Кавказа, Дальнего Востока
Музеями растений можно назвать Великую (9 га) и Малую (4 га) поляны парка. На Большой поляне растет 83 вида деревьев, из которых 17 являются представителями местной флоры, а 66 – интродуцированные. Среди них семейное дерево Браницких – четырехстолбная сосна обыкновенная, которая растет из одного корня, а дальше, подобно генеалогическому дереву, разветвляется на четыре ствола. Неподалеку колоннады «Ехо» находится любимое дерево графини А.В. Браницкой – сосна Веймутова. Среди своей породы это самое старое дерево в Украине. Кроме деревьев, Большая поляна является колыбелью 97 видов трав, многие из которых находятся на грани исчезновения и занесены в Красную Книгу.
В северной и восточной частях парка на довольно значительных площадях доминирующим видом является ясень обыкновенный – сопутствующий вид в чисто дубовых лесах. Как примеси к ясеню на этих участках выступают граб обыкновенный, клен остролистный, липа сердцелистная. Среди аборигенных пород в парке в незначительном количестве встречаются также сосна обыкновенная, клен полевой, ольха клейкая, береза повислая, ива козья, яблоня дикая, осина и др. В подлеске растут такие кустарники: барбарис обыкновенный, бересклет европейский, бузина черная, калина гордовина, лещина, шиповник обычный, черемуха обыкновенная. В травянистом покрове парка встречаются такие характерные лесные виды: ветреница дубравная, герани луговая и Роберта, звездочки желтые, звездчатка лесная, зеленчук желтый, звонки персиколистный, бугила лесная, медуница темная, ряст Галлера, щитовник мужской, подснежник обычный.
В центральной части парка еще и сегодня живописно выглядят отдельные деревья сосны черной и Веймутовой, групповые посадки ели европейской и лиственницы европейской, каштан обычного, можжевельников обыкновенного и виргинского, лириодендрон тюльпановый в виде ординара, который является одним из старейших деревьев в Украине и могучий дуб красный. Кроме этого в парке собрано коллекции древесных, кустарниковых и травянистых растений. Наиболее многочисленными являются значительные коллекции отдельных родов: Боярышник, Сирень, Садовый жасмин, Таволга.
Парк Александрия является постоянным объектом изображения художниками и фотографами. Картины с видами парка можно увидеть и приобрести на постоянно действующей выставке в Белоцерковском Доме органной и камерной музыки.
В парке проходили съемки фильма «Владыка Андрей» украинского режиссера Олеся Янчука, а также снимались эпизоды фильма «Дорога на Сечь» (1995), в которых появляется колоннада «Эхо», композиция «Руина» и здание администрации.
г. Белая Церковь 13, бул. 50-летия Победы, +38 (0456) 34-05-51, (0456) 34-05-47