Успенская церковь в центре Тульчина является уникальной реликвией. Это здание пережило две мировые войны. На нем нет никаких разрушений, целая высокая колокольня и красивый фигурный купол. А в 20 веке, когда большинство храмов были переоборудованы под хозяйственный нужды, Успенская церковь оставалась закрытой, сохраняя внутри расписной интерьер и нарядный декор стен.
Церковь в стиле классицизма, кирпичная, крестовая в плане с очень короткими ветвями по оси север - юг, одноглавая (барабан и верх деревянные). К восточной части с обеих сторон примыкают узкие боковые помещения. Внутреннее пространство широко благодаря высотно раскрытой центральной части.
Колокольня расположена с северной стороны. Церковь построена вместо бывшей деревянной в середине XIX в. Кирпичная, двухъярусная.
Первый ярус квадратный в плане, двухэтажный с прямоугольным пристройки по обеим сторонам (Лестничная клетка, привратное помещение) и арочным проходом, верхний ярус представляет узкий восьмигранный объем, увенчанный шлемом. Памятник отличается стройным столпообразным силуэтом. Кирпичная ограда построена в 1872 г.
История храма тесно связана с историей самого Тульчина. В конце 18 века в городе проживал знаменитый граф Станислав Потоцкий, который принес здешним местам заметное процветание. На средства этого горожанина был построен Успенский храм в 1789 году. В течение долгих лет потомки графа имели непосредственное отношение к руководству церкви и назначали священнослужителей по особому принципу. Наиболее значимые священники и прихожане имели право быть похороненными на территории двора церкви. Согласно архивным данным, здесь находится более 50 захоронений, но до наших дней сохранились только два могильных креста,на которых подробно описывают кто под ними похоронен.
Храм считается одним из главных святынь современного Тульчина. Здесь проводят регулярные реставрации и поддерживают красоту вокруг здания. Успенская церковь имеет почетное звание памятника архитектуры, построенного более 200 лет назад и сохранившего свой первозданный вид.
г. Тульчин
Построен примерно в 1780 г. Сооружение перестроено в 1874 г.
Костел в стиле раннего классицизма представляет кирпичную, трехнефную, восьмистолпную с полуциркульной апсидой, однокупольную базилику с трансептом.
Интерьер выполнен в системе полного коринфского ордера. Главный свод и арки кессонированы (с розетками). Лепка отличается высоким профессиональным уровнем исполнения.
г. Тульчин
Главная достопримечательность Печеры - костел-мавзолей семьи Потоцких. Возведен он был по заказу Константина и Янины Потоцких известным архитектором В.В. Городецким в 1904 году.
Для строительства костела Городецкий использовал различные природные и искусственные материалы: гранит, песчаник, бетон, дуб, и тому подобное. Лепные украшения и декоративный камень для облицовки выполнены из цемента. Пол склепа и костела устланы метлахскими изразцами производства харьковской фабрики Е.Е. Бергенгейма, окна были заполнены стеклоблоками фирмы Фальконьер. Двери выполнены из более традиционного материала - они дубовые. Над воротами можно увидеть герб Потоцких.
Семейный склеп находится под апсидой храма, большинство ниш так и не была изпользована, но некоторые захоронения, которые прикрыты мраморными надмогильными плитами, были осуществлены. Прах самого основателя, графа Константина Потоцкого, потомки перевезли в Польшу.
В советское время здесь был устроен клуб, а сейчас снова действует костел.
с. Печера
Находится на месте замка, построенного здесь в период 1682– 1685 гг. В 1838 г. к церкви с запада, а в 1869 г.к центральному срубу с юга пристроили кирпичные притворы, акцентированные четырехколонными деревянными портиками с треугольными фронтонами.
Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Все срубы восьмигранные в плане со значительным наклоном стен внутрь, перекрыты шатровыми главами на восьмериках с одним заломом, увенчаны декоративными главками. В интерьере эффект высотного раскрытия внутреннего пространства иллюзорно усиливается благодаря резкому за* лому, очень узким боковым граням восьмерика и наклону стен внутрь. Бабинец соединяется с центральным объемом двухъярусной аркой- вырезом. Верх украшен альфрейными росписями XIX в.
Компоновкой масс с преобладанием вертикальных членений, строгим силуэтом, совершенными пропорциями памятник относится к характерным произведениям подольской школы народной деревянной архитектуры.
В ансамбле с церковью сооружена кирпичная, двухъярусная, восьмигранная в плане колокольня, не имеющая завершения.
с. Печера