Построен в 1595 на средства польского магната Яна Замойского, великого канцлера коронного и освящен в честь Святого Флориана - покровителя его рода. В честь Флориана Шарого назван Шаргород. В один год с костелом в городе сводилась и крепость. Костел получил серьезные повреждения во время Хмельниччины в 1648, был отстроен в 1717 с незначительными архитектурными переделками, затем еще раз в 1899
Здание построеноиз каменного песчаника и камня в стиле барокко. В плане это трехнавная четырехстопная базилика. Главный фасад увенчан барочным фронтоном. Главный вход решен в виде трехпролетной арки, также украшенной барочным фронтоном. Во дворе есть фонтан со скульптурами в народном стиле. Храм окружает забор с надвратной аркой с изящной работы скульптурой Святого Флориана в нише.
В сакристии (разницы) является старинный портрет основателя Я. Замойского с указанными датами жизни и надписью: «Ян Сириуш Замойский, высший военачальник и канцлер Коронный,
На пилонах и в боковых навах в 1905 установлены 14 привезенных из Польши горельефных композиций XIX в., выполненных из тонированного алебастра, изображающие крестный путь Спасителя; распятие работы итальянских мастеров в главном алтаре, две деревянные полихромные скульптуры и резной амвон XVIII в. На сводах и стенах восточной части осталась орнаментальная живопись, выполненная в 1895-1899 гг. художником А. Тенчинским в стиле «гротеск» и расчищеная в 1963
Храм закрывался лишь на непродолжительное время в 30-е годы ХХ в. на апогее гонений большевиков против религии. В 1937 во время репрессий было расстреляно 300 прихожан с ксендзом Максимилианом Туровским. Об этом событии напоминает мемориальная доска, установленная в помещении костела.
На хорах остался фрагмента органа - виндлада, на которой сохранились несколько регистров труб, несколько способных имитировать настоящий орган.
Основан в 1627 г. и после разрушений отстроен в 1786–1791 гг.
Костел в стиле барокко представляет собой кирпичную трехнефную восьмистолпную базилику, перекрытую системой крестовых сводов, с двумя башнями на фасаде. С юго-востока примыкает Г -образный в плане двухэтажный корпус келий (XVII! в.), покрытый двускатной крышей с заломом. Планировка келий коридорная с двусторонним расположением помещений, перекрытия – полуциркульные своды с распалубками.
Интерьер, его убранство (главный и боковые алтари выполнены в системе коринфского ордера декорирован орнаментальной лепкой и росписью первой половины XIX в. Витражи с орнаментально-тематическими рисунками изготовлены в Варшаве в 1895 г. Обращают на себя внимание горельефные композиции (вторая половина XIX в.), резная кафедра.
Территория памятника ограждена высокой кирпичной стеной с пятиугольной башней в северном углу и- однопролетными парадными воротами в южном.
Православный монастырь был основан, как униатский в 1719 году напротив костела, через центральную дорогу. В 1782 новый владелец Шаргорода Юзеф Сильвестр Сосновский предоставил для продолжения сооружения монастыря и школы-бурсы, развалины замка и необходимые средства. Школа, в которой иногда обучалось до шестисот учащихся, славилась на всем Правобережье.
Николаевский монастырь представляет собой памятник разновременных сооружений и состоит из Николаевского собора, привратного корпуса с колокольней, братского корпуса с Михайловской церковью, угловой башни и хозяйственного корпуса.
Николаевский собор построен Архитектором Феофаном в1829 г. в стиле классицизма, кирпичный, крестовый в плане, однокупольный, четырехстолпный, с прямоугольными симметричными пристройками к южной ветви креста. В интерьере сохранилась настенная роспись. Собор с восточной стороны соединен двухэтажным зданием келий с братским корпусом.
Привратный корпус с колокольней построены в конце XVIII в.– начале XIX в. Кирпичное, одноэтажное, прямоугольное в плане сооружение с арочным проездом, над которым размещена надвратная двухъярусная с шатровым завершением колокольня. Сооружение оштукатурено. Перекрытия балочные.
Братский корпус с Михайловской церковью построены в XVIII в. Во время перестройки 1833 г. церковь получила новую главу.
Кирпичное, прямоугольное в плане сооружение вытянуто с севера на юг, двухэтажное со встроенной церковью. Церковь крестовая в плане, однокупольная, с четырехколонным портиком, увенчанным фронтом на западном фасаде. В братском кор- раазмещалось духовное училище, в котором учился М. М. Коцюбинский и С. В. Руданский (мемориальные доски и бюсты писателей установлены на восточном фасаде). Планировка коридорная с односторонним расположением помещений. Перекрытия – цилиндрические своды с распалубками. В настоящее время в здании музыкальная школа.
Угловая башня со стенами, XVIII в. Расположена на юго-запад от собора. Кирпичная, квадратная в плане, двухъярусная (восьмерик на четверике) с шатровым завершением. С востока к башне примыкают кельи привратного корпуса, а с севера она замыкала часть стены, которая была разобрана.
В XX в. при установлении советской власти в Шаргороде, как и по всей Украине, было преследование христиан, а особенно католиков.. В 1937 году монастырь был закрыт. В послевоенные годы, с 1946 по 1963 годы, в его стенах был размещен сельскохозяйственный техникум. Затем, после закрытия техникума, были годы забвения, когда древние стены стояли пустыми.
В начале 80-х годов прошлого века в помещении монастыря был размещен городской музей изобразительного искусства. Тогда на монументальных колоннах вместо старинных икон разместили портреты передовиков социалистического труда.
Только в 1986 году была возобновлена работа монастыря. Сейчас это действующий Свято-Николаевский Шаргородский мужской монастырь. Несколько лет назад при монастыре была создана школа звонарей. Ученики школы своим мастерством прославились далеко за пределы не только города, области, но и на просторах Украины.
Построена в 1589 по канонам фортификационной архитектуры, это сооружение имеет толстые, до 2 м, каменные стены, патрульно-боевой обход по периметру крыши, рубежи с бойницами, вместительные подвалы с тайными подземными путями-соединениями и выходами на поверхность, а также комнаты для путников , содержания заключенных и тому подобное. В частности, синагога выдержала нападение казаков Северина Наливайко в 1595
В 1672-1699 гг. Во времена турецкого владычества на Подолье, использовалась как мечеть. Затем, после возвращения земель Речи Посполитой, а затем и в составе Российской империи - снова как синагога. Была закрыта большевиками в 30-х годах ХХ в. и передана в качестве одного из цехов сокоморсового завода. Сейчас ее вернули иудейской религиозной общине Шаргорода.
В результате перестроек под разными архитектурными влияниями синагога в конце концов сочетает традиционный мавританский стиль и выразительные ренессансно-барочные формы (маньеризм).
В ее аттиках северного фасада до сих сохранились бойницы для ведения обстрелов вверху. Изначально объем синагоги состоял из квадратного зала для молитвы, который был окружен с северной, западной и южной сторон одноэтажными пристройками. Прируб с юга потеряно (на его месте построено современное здание). Сооружение основательно реконструировано в начале XVIII в., С окончанием турецкого господства, чтобы избавиться аналогий с мечетью.
В 1893 проведена очередная реконструкция - новая отделка гребней и угловых маленьких башен на крыше, прорублены в центре фасада новый главный вход, который используется по сей день.
Композиция молитвенного зала близка к центрической с амвоном-бимой («бима» - стол или тумба, стоит посередине молитвенного зала, на который кладут свиток во время чтения) посередине. Молитвенный зал организована в соответствии с традициями середины XVI в. - Биму окружают четыре сближенных к центру столба, на которых с помощью системы арок опираются девять крестовых сводов. Девяти соединенных друг с другом внутренним объемам молитвенного зала отвечают большие окна - по три на каждом фасаде. В пристройке к основному зданию находилась школа-хедер.
Бима с различными деревянными перилами была разобрана при перепланировке синагоги в заводской цех. Не уцелели и внутренние арки сводов, которые держались на восьмигранных колоннах.
По преданию церковь перевезена из Шаргорода. Интерьер церкви перестроен в 1796 г. В 1862 г. к восточной части пристроено с севера прямоугольное в плане помещение.
Деревянная, трехсрубная, трехглавая, с поддашием на приставных кронштейнах. Основные срубы одной высоты, перекрыты шатровыми главами с перехватами на высоких восьмериках с одним заломом и завершены маковками. В компоновке масс подчеркнута приземистость храма, усиленная горизонтальным ярусным членением. В интерьере высотное пространство всех объемов открыто до основания главок. Бабинец отделен от центрального сруба арочным вырезом.
На восток от церкви расположена деревянная квадратная в плане, трехъярусная (четверик на четверике), завершенная восьмигранным шатром с перехватом, увенчанным фонариком, колокольня.
Оба сооружения, окруженные низкой деревянной и частично каменной оградой, образуют ансамбль памятника подольской школы народной архитектуры.
село Лозовая
Построены в 1700– 1702 гг. В 1838 г. сделаны пристройки.
Деревянная, трехсрубная, трехглавая, с поддашием на фигурных выразительного рисунка кронштейнах-выпусках венцов срубов. Основные срубы одной высоты, перекрыты барочными верхами на восьмериках с двумя заломами, увенчаны главками. Компоновка масс динамична, ритмика членений развивается вверх и выявляет стройный силуэт компактно объединенных объемов с развитыми восьмериками. Бабинец отделен от центрального пространства трапециевидным вырезом. В интерьере высотное пространство всех срубов открыто до основания главок.
На запад от церкви размещена деревянная, квадратная в плане, трехъярусная, увенчанная барочной главой с перехватом колокольня, первый ярус которой окружен поддашием на фигурных кронштейнах. Первый ярус срубный, верхние (четверик на четверике)– каркасные.
Это – один из ансамблей памятников подольской школы народной архитектуры.
село Лозовая
Построена в 1750 г.
Перестроена и поднята на каменный фундамент в 1877 г.
Деревянная, трехсрубная, одноглавая, с позднее пристроенными помещениями и двухъярусной колокольней. Основные срубы – квадратные в прямоугольный сруб колокольни по ширине равен бабинцу. Центральный сруб перекрыт восьмигранной шатровой главой, увенчанной изящной главкой на высоком восьмерике с двумя заломами. Колокольня (вытянутый восьмерик на четверике) перекрыта главой такого же абриса. В композиции масс господствуют вытянутые вверх пропорции основного сруба и восьмериков. Внутреннее пространство динамично раскрыто ввысь, иллюзорно повышено ритмом светотеневой игры заломов и сужающимися кверху восьмериками. Высокая фигурная арка-вырез объединяет центральное пространство с бабинцем. В интерьере настенная масляная живопись XIX в.
Памятник относится к оригинальным образцам подольской школы народной деревянной архитектуры.
село Слобода-Шаргородская