Свято-Воскресенский кафедральный собор – старейшее каменное сооружение в городе. Церковь была сооружена на средства первых сумских полковников Герасима и Андрея Кондратьевых, и она является их родовой усыпальницей. По легенде, в стену была замурована сестра Кондратьева – Мария, атаманша разбойничьей шайки. Входил в систему городских укреплений (оборонный характер сооружения подчёркивают окна-бойницы), к реке вёл подземный ход, который теперь засыпан.
После революции 1917 г. Воскресенскую церковь отдали под общежитие работникам. В советские времена использовалась под склады производства Облснаба. Потом в помещении церкви длительное время был расположен отдел декоративно-прикладного искусства художественного музея.
  1702 г. Автор неизвестен. Двухъярусная, внизу расположена зимняя, теплая церковь, наверху – холодная, летняя. Нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками (высота 5,5 м); верхняя в плане повторяет нижнюю: с квадратными нефом (7,7х7,7 м) и алтарем (5,5х5,5 м) и прямоугольным бабинцем (5x6 м). С южной, северной и западной сторон храма устроены закрытые лестницы-крылечки для входа в верхнюю церковь. Венчают его три восьмигранных верха с одним заломом (высота среднего верха 25 м). Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленным с двух сторон узкими карнизами, а углы акцентированы спаренными полуколонками. Восьмерики и фонарики оформлены одинарными полуколонками. Такими же полуколонками украшены окна, завершенные фигурными разорванными фронтончиками. Благодаря сильно расчлененным массам и разнообразному декору облик церкви живописен, а в связи с тем, что она двухъярусная и увенчана высокими верхами, выглядит легкой и стройной. Особенность архитектуры этого храма состоит в том, что средний верх значительно превосходит по высоте боковые, карниз восьмериков которых едва достигает подоконников окон среднего.
Интерьер нижней церкви напоминает светские залы; интерьер верхней отличается дивной красотой гармонии трех высотно раскрытых верхов. Созданная талантливым мастером, эта церковь принадлежит к наиболее выдающимся памятникам слобожанской школы зодчества, исполненным в стиле украинского барокко. Кроме того, в ее облике воплощены характерные особенности украинских трехчастных, трехверхих храмов, но своеобразно истолкованные в каменном варианте.
Первоначальный вид церкви не сохранился. Современный вид храм приобрел после реставрации в 70-ые годы XX века. Трехсрубное, трехбанное сооружение относится к особо ценным типам храмов, в котором гармонично сочетаются традиционные приемы и черты деревянной и каменной украинской архитектуры. Архитектурно-планировочной особеностью Воскресенской церкви является ее двухярусность. Нижний (теплый, «зимний») храм был освящен во имя Андрея Первозванного, небесного заступника Андрея Кондратьева, верхний – во имя Воскресения Господнего.
Колокольня Воскресенской церкви, 1906г. В стиле барокко, каменная. Украшения фасадов перекликаются с декором храма.
Ул. Воскресенская, 19
Спасо-Преображенский кафедральный собор, памятник архитектуры 1776-1788 годов. Это главный храм города. Сначала он был деревянным, потом – кирпичным; нынешний вид приобрел после капитальной реконструкции в 1882-1892 годах под руководством известного архитектора М. Ловцова на средства Сумского мецената Д.И. Суханова. Освящен храм был в ноябре 1892 г.
В архитектуре собора сочетаются элементы ренессанса, позднего барокко и классицизма. Обращают на себя внимание чугунные трехметровые статуи, коринфские колонны, позолоченные купола с многопрофильными маковками, двухярусные портики. В самом храме поражает Иконостас, выполненный из мрамора и малахита. Когда-то интерьер храма украшали живописные работы на библейские темы, написанные иконописцами Маковским и Лебедевым. Некоторые из этих робот сегодня сохраняются в Сумском областном художественном музее им. Н.Онацкого. Главные Церкви и храмы - чудотворные иконы Тихвинской Богоматери и Корсуньской Богородицы. Праздничные службы транслируются на улицу.
Во второй половине ХІХ века к Спасо-преображенскому собору была достроена 56-метровая колокольня, выполненная в барочных формах. Ее, как и сам Собор, увенчивает золотой купол. На колокольни установленные куранты.
В годы гражданской войны часы были повреждены и до 1947 года не работали. В 1947 году настоятель Спасо-Преображенского собора обратился с просьбой к руководству завода им. Фрунзе наладить часы собора. Эту работу поручили главному энергетику предприятия И.П.Лищинскому, для которого второй профессией была профессия часовщика. Часы Сумского главного храма совершеннее, чем Кремлевские. Если московские куранты заводят дважды в сутки, в 12 и 24 часов, то часы Спасо-Преображенского собора заводятся только раз в течение трех суток.
Улица Соборная, 31
Первая, деревянная Ильинская церковь была построена до 1705 года. В 1705 году был направлен священник Антоний Словинскывший с 1721 года протоиереем Сумского собора. По переписи 1732 года видим при Ильинском храме двух священников и школу.
В 1791 году в результате пожара в Сумах церковь сгорела. В 1792 г. вместо сгоревшей построили новую, тоже деревянную церковь. Этот храм сгорел в августе 1839 года.
До этого в июле 1836 года заложен каменный храм, по благословению архиепископа Мелетия. По случаю разорения города и прихожан пожаром, постройка храма, возведённого до окон, остановилась, да и не предвиделось надежды на окончание постройки, потому что приход составляют почти одни казённые крестьяне, бедность которых была доведена до крайности пожаром.
В 1844 году попечителем храма стал сумской купец Степан Игнатьевич Тихонов. Он с полным усердием начал приводить храм к окончанию постройки. В 1845 году освящён придельный престол святого Митрофана на хорах, а 1851 году освящён главный храм. Купец Тихонов употребил до 1500 рублей серебром своего капитала на дом Божий. Из прежнего храма спасены от огня: Евангелие в серебренном окладе вызлащенное и четыре иконы бывшие местными: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Пророка Илии, в серебренных ризах, в коих весу 39 фунтов. Эти ризы пожертвованы в 1786 году секретарём Иваном Емельяновичем Стрельченком.
По данным 1904 года земли усадебной, пахотной и сенокосов нет. Хворостяного леса 13 десятин 595 сажен. Прихожан мужского пола 3403, женского пола 3499. Церковно-приходская школа и земское училище. Хутора: Гаек и Косовщина в 4-х верстах, Кононенково и Бульбовщина в 5 верстах, Россоховатый в 7 верстах. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика.
Ильинская церковь построена в стиле классицизма. Это кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане храм со срезанными северо-восточными и юго-восточными углами и пристроенной колокольней с западной стороны. Настенные росписи представлены лишь четырьмя трапециевидными композициями с изображением Евангелистов на парусах.
Часовня святителя Тихона Задонского
В архитектурный комплекс церкви входит также часовня святителя Тихона Задонского, заложенная в 1995 году по благословению Высокопреосвящейнейшего Варфоломея, в то время архиепископа Сумского и Ахтырского. Окончание строительства и освящение часовни было приурочено к 2000-летию Рождества Христова и состоялось на праздник пророка Илии в 2000 году.
Расписана часовня в греческом стиле. На стенах мы можем видеть изображения Троицы, Спасителя, Божьей Матери «Всецарица», святых наиболее почитаемых в Пророко-Ильинской церкви, а также святых, чьи имена носят спонсоры, меценаты, вложившие свою посильную лепту в строительство и благоустройство часовни.
Ильинская церковь нашла свое воспроизводство в картине К.А.Труговського «Базар в провинции».
Улица Красногвардейская, 10
Собор построен в начале ХХ века (1901-1914 гг.) за композицией напоминает Исаакиивский собор в Санкт-Петербурге. Закладка первого камня состоялась в мае 1901 года. В начале, для подготовки проекта, П.И. Харитоненко обратился к московскому архитектору А.В. Щусеву, который в силу занятости не смог заниматься всем проектированием собора. И храм проектировал и строил сумской архитектор – инженер Г.А. Шольц. А вот проект мозаичного пола и церковной ограды выполнил А.В.Щусев.
На строительство Троицкого собора П.И. Харитоненко потратил примерно полмиллиона рублей. В 1905 году работы были приостановлены, так как Харитоненко оказался на грани банкротства в связи с общим экономическим кризисом в России. Однако, вскоре положение улучшилось и Харитоненко смог продолжить строительство. Мечтая повторить чудо Владимирского собора в Киеве, Павел Иванович обращается к известному художнику – Михаилу Нестерову, с которым был достаточно хорошо знаком по Москве, и заказывает ему образа для иконостаса собора. Шесть великолепных образов – Христос, Богоматерь, Троица, Никола, архангелы Гавриил и Михаил, – над которыми работал художник в течение 1913-1914 годов, принадлежат к лучшему, что было сделано Нестеровым в области церковной живописи. Эти шесть образов исчезли из Троицкого собора еще в 20-е годы ХХ века.
В интерьере храма живопись на холстах и в нишах под окнами и на парусах выполнял московский художник Н. Нивинский. Позже, в 1914-1915 годах над витражем «Троица» работал петербургский художник К.Петров-Водкин. Величественный мраморный иконостас погиб во время войны, когда его транспортировали на корабле из Италии.
Используется как зал органной и камерной музыки областной филармонии и музей скульптуры.
Улица Троицкая (бывшая Дзержинская), 24-а
Построена по проекту архитектора А.В. Щусева. Финансировал строительство богатый купец – сумчанин, который имел несколько магазинов готовой одежды – И. Кулишос. В 1911 году открылась церковь – композиционный центр будущего Пантелеймоновского монастыря. В 1913-1914 годах был построен весь монастырский комплекс, который включал Пантелеймоновскую церковь, двухэтажный дом архиерейского корпуса и сторожку.
Пантелеймоновская церковь является композиционным центром Пантелеймоновского монастыря от которого сохранились двухэтажные кельи, сторожка и хозяйственные постройки. Сооружение возведено в формах псковско-новгородской архитектуры 12-13 вв., кирпичное, оштукатуренное внутри, облицовано белым с кремовым оттенком кирпичом, одноглавое, четырехстолпное, крестовокупольного типа, прямоугольное в плане с тремя полукруглыми апсидами. С западной стороны колокольня, примыкающая к северо-западному углу, и прямоугольное помещение с главным входом и лестницей на хоры. Под западной частью подвал. Центральная часть перекрыта куполом на высоком круглом барабане с шлемовидной главой, опирающимся на паруса, остальные – системой полуциркульных с распалубками и крестовыми сводами, апсиды – конхами, подвал – полуциркульными сводами.
Колокольня прямоугольная в плане двухъярусная. В нижнем ярусе размещена лестница, верхний с арочными проемами предназначался для колоколов. Стены расчленены лопатками, по осям завершены декоративными щипцами с нишами для росписей, декорированы поясами городков, розетками, орнаментами. Барабан купола и апсиды украшены архитектурными поясами. На главном входе оригинальный портал в виде полуциркульной арки, опирающейся на два столба, в виде бочек, завершенный высоким щипцом с заломом. Плоскость щипца украшена розетками, поясом городков, тремя круглыми нишами для живописи.
Судьба Пантелеймоновского монастыря не была безоблачной. Монастырь был закрыт в начале 30-х годов. Церковь же функционировала до 1963 года, затем была закрыта. Долгое время церковь использовали как склад, потом решили открыть там планетарий.
Церковь была реставрирована силами прихожан. 19 января 1991 г. здесь состоялось первое богослужение.
Памятник оригинален в объёмно-пространственном решении, отражает архитектурные направления начала XX в.
Представляет собой кладбищенскую церковь, поскольку расположена на городском кладбище.
Есть образцом классицизма. Ее план был утвержден в 1840 году, но строить церковь начали только в 1843 году. Возле храма находятся захоронения Сухановых и Харитоненко.
Церковь каменная, крестово-банная. Колокольня соединена с храмом коротким переходом. Сохранились первоначальные украшения интерьера, масляная живопись. Один из лучших образцов классицизма в восточных областях Украины.
Каменная однобанная церковь с колокольней находится на северо-восточной околице Сум, которая имеет историческое наименование слобода Лука, на ул. Орджоникидзе, 87. Церковь является главной архитектурной доминантой Луки, хорошо проглядывается с железной дороги, с Липенского городища и с берегов р. Псел. Территория церкви окружена стеной с двумя коваными орнаментальными вратами конца XIX ст.
В 1687 г. сумской полковник Герасим Кондратьев учредил на Луке девичий Иоано-Предтеченский монастырь, в котором в 1691 г. был построен одноименный деревянный храм. Монастырь был отменен в 1787 г. На его месте в 1837 г. средством семьи местных дворян Линтваревых была построена каменная тридольная церковь с колокольней как парафиальный храм для Луки и соседнего села Барановки. В 1907 г. к церкви пристроено два боковых алтаря – Св. Троицы и Св. Иоанна.
В результате пристроек церковь в настоящее время является прямоугольной в плане, девятидольной, четырехстолпной, с прямоугольным алтарем, который не выделен во внешних объемах, и с двухъярусной колокольней над западным притвором и четырехколонным портиком тосканского ордера на западном фасаде. С обеих сторон портика акцентированы треугольными фронтончиками дополнительные входы, каждый из которых ведет в соответствующий боковой алтарь. Колокольня является четверней, прорезанными большими арочными отверстиями звона. Четверня увенчана цилиндровым подбанником со сферической баней и высоким шпилем. Середохрестие увенчано сферической баней на цилиндровом подбаннике, который опирается на подупругие арки и широкие трапециевидные сферические пандативы. Все боковые участки перекрыты крестовыми сводами. Под церковью есть подвал.
Здание решено в стилистике позднего провинциального классицизма. Внешний ордерный декор достаточно скромен – ниши, лопатки и пилястры, руст и карнизы на модульйонах. Арочные окна центрального подбанника размещены в неглубоких прямоугольных нишах. Венчает подбанник гладкий и блестящий фриз и карниз на модульйонах. Алтарь акцентирован на восточном фасаде пилястровым портиком и фронтоном.
Здание каменное из красного кирпича на известково-песчаном растворе, внутри и внешне (кроме северного и южного фасадов) побелена. Крыши и бани по деревянным стропилам и кругам укрыты кровельной сталью. Пол из досок. Отдельные рисунки, которые есть в интерьере, в частности «Евангелисты» в пандативах, а также иконостас датируются второй половиной XX ст.
Церковь вместе с усадебным комплексом Линтваревых, хотя и несколько удаленные друг от друга, однако составляют единственное пространственное и историко-культурное целое. Церковь является достопримечательностью архитектуры местного значения с охранным № 175-См.
Лука, ул. Орджоникидзе, 87
Культовое сооружение, 1911 г.
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии выстроен по принципу романских церквей-базилик и готических храмов. Небольшое сооружение из красного кирпича с высокой двускатной крышей повернуто торцом к улице. Сам торец украшен центральным порталом и круглым окном-розой над ним. Стрельчатую арку на высоком фронтоне поддерживают миниатюрные угловые заостренные башенки. На боковых фасадах виден четкий ритм стрельчатых окон и пилястр. В 1945-53 гг. в здании размещался краеведческий музей, в 1953-72 гг. - спортивный зал пединститута, в 1972-94 гг. - спортивный зал школы. В 1994 г. храм был возвращен католикам.
ул. Троицкая (бывшая Дзержинская)
Храм в честь святой мученицы Валентины, построенный в 2003 году по благословению Преосвященного Иова, эпископа Сумского и Ахтырского, трудами благодетеля Александра Михайловича Царенко, ректора СНАУ
Построена по благославению Илария, эпископа Сумского и Ахтырского в честь 1020-летия Крещения Руси и празднования 350-летия основания Сумского Слободского козацкого полка.
Покровская площадь
Первый местный храм был построен не позднее 1660 года.
Верхнесыроватская Свято-Успенская церковь была построена в течение 1805-1812 гг. по проекту Александра Александровича Палицына на средства потомка старшинского рода поручика Николая Власовского. Руководителем строительства был подпоручик Николай Власовский. Кирпич и иконостас были приобретены с разобранного Сумского монастыря. В 1844 г. молния ударила в колокольню и, пройдя внутрь храма, обожгла позолоту иконостаса, но сам храм уцелел. Особым почетом пользовалась храмовая Ченстоховская икона Божьей Матери, которую по преданию еще в старую деревянную церковь принес польский шляхтич из Ченстохова.
В 1932 г. советская власть прекратила богослужения. После закрытия Успенская церковь использовалась как склад, а во время Второй мировой войны – как наблюдательный пункт и сторожевая башня.
Находится в неудовлетворительном состоянии. Требует постоянного ухода как памятник архитектуры.
с. Верхняя Сыроватка
Каменная однобанная церковь находится в центральной части поселка на открытой равнинной местности близ берега р. Псел и усадьбы Кондратьевых-Сухановых, от которой сохранились усадебный дом и остатки парка. В розпланировачно-пространственном отношении церковь является неотъемлемой составляющей архитектурной композиции центра поселка, единственной его градостроительной доминантой. Она хорошо просматривается с широких открытых пространств обоих берегов реки, а также в перспективах нескольких улиц.
Церковь построена в 1903 г. средством сумского сахарозаводчика Д.Суханова, владельца имения в Низах, на месте более давней деревянной церкви по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х.Немкина. Здание не испытало изменений, за исключением колокольни, которая возвышалась с западной стороны и верхний ярус которой был разрушен взрывом в 1943 г. В советские времена церковь была закрыта и использовалась для хозяйственных потребностей, в результате чего потеряно рисование иконостаса.
Здание центрично, крещатой структуры. К основному девятидольному, четырехстолпному, крещато-баневому объему с запада впритык прилегает притвор. Повышены рамена пространственного креста, перекрытые коробовыми сводами, на фасадах обнаруженные высокими треугольными щипцами усложненных очертаний. В межраменах – четыре несколько сниженых помещения. Благодаря их срезанным внешним углам церковь имеет вид октогона, в который врезан повышенный крещатый объем. Все это предоставляет целому зданию большей центричности и ротондального характера композиции с пирамидальным нарастанием масс к центральной бане. Она имеет очень монументальные формы: двенадцатигранный световой подбанник поставлен на невысокую четверню, которая отвечает подкупольному квадрату. В каждой грани – по одному арочному окну. Подбанник несет ребристую двенадцатигранную баню сферических очертаний.
Пространство интерьера строго центрично. В нем доминирует щедро освещенное подкупольное пространство. Четыре массивных крещатых пилона с помощью подупругих арок и сферических пандативов несут цилиндровый подбанник со сферической баней. Помещения в межраменах перекрыты трилотковыми сомкнутыми сводами с роспалубками, западный притвор – коробовым сводом, входной тамбур (первый ярус колокольни) – сомкнутым сводом. В притворе, который продолжает западное рамено пространственного креста, устроены небольшие хоры, вход на которых – из колокольни.
Все здание поднято на высокий цоколь. Под ней есть большой подвал, перекрытый сводами. Система фасадного декора очень строга и логическая. Главным мотивом является ритм больших, вытянутых пропорций арочных окон, сдвоенных и строенных наподобие романских бифориев и трифориев. Трифории под общим архивольтом устроенны в лобовых гранях рамен пространственного креста, а бифории – в сниженных помещениях межрамен. Окна разделяют импосты в виде трехчетвертных колонок с перехватами и «дыньками». Такими же полуколонками подчеркнуты углы архитектурных форм и простенки подбанника. Стены завершает развитой карниз, под которым проходит неширокий фриз поребрика и городков. Щипцы, которые венчают рамена пространственного креста, декорированные ступенчатым зубчатым карнизом. На западном фасаде – перспективный портал, в духе романо-византийского зодчества. Все декоративные элементы и формы с использованием мотивов романского и готического стилей набраны из лекального и фасонной кирпича.
В интерьере декор сводится к профилируемым группам, которые подчеркивают опорные конструкции, – пилоны и арки. Сохранился первобытный резной из серого мрамора иконостас и такие же два киота – высокохудожественные образцы церковного декоративно прикладного искусства начала XX ст.
Церковь построена из темно-красного, очень крепкого кирпича на цементном растворе с расшивкой швов. Фасады никогда не красились. В интерьере стены окрашены в светло кремовый цвет. Нижняя часть стен была обложена плитами из черного мрамора (не сохранились). Сохранился пол, изложенный разноцветными керамическими плитками. На всех окнах – кованые железные решетки художественной работы. К 1990-ым гг. сохранились первобытные деревянные двери с очень изысканными за рисунком коваными металлическими завесами. Крыши и баня по деревянным стропилам и кругам, укрытые кровельной сталью.
Церковь Рождества Богородицы в Низах является редким образцом церковного здания, поскольку в ней синтезированы два архитектурных типа храма: ротондального и крещато-баневого. Это творение позднего этапа развития историзма, в котором органически совмещена исходная композиционная схема «российско-византийской» церкви с формами девятидольного соборного храма, традиционного для Слобожанщины. Мастера, которые возводили эту церковь, виртуозно владели техникой кирпичного сооружения, в полной мере использовав выразительные возможности фасонного и лекальной кирпича при общей сдержанности декора. Церковь в Низах с 1988 г. является достопримечательностью архитектуры местного значения с охранным № 115-См.
пгт Низы