Сумы - это красивый современный город, в котором исторические достопримечательности и уголки природы органически соединяются, создавая неповторимые ансамбли. В центре города расположена Воскресенская церковь - уникальный памятник архитектуры конца XVII века, который вобрал лучшие черты древнерусского и украинского деревянного зодчества.
Сумчане гордятся своим художественным музеем, одним из самых давних и наиболее интересных в Украине. Произведения живописи, графики и скульптуры разместились в доме прежнего казначейства, памятнике архитектуры XIX ст.
Здесь описаны: Воскресенская церковь, Спасо-Преображенский собор, Ильинская церковь, Троицкий собор, Пантелеймоновская церковь, Петропавловская церковь, Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Благовещенский костел, Украинская Православная церковь на территории СНАУ, Свято-Успенская церковь (с. Верхняя Сыроватка), Церковь Рождества Богородицы (пгт Низы)
Здесь описаны: Альтанка, Памятник «Сумка», Мемориал Вечной Славы, Мемориал жертвам голодомора, Памятник Т.Г. Шевченко, Памятник студентам, Скульптурная композиция «Партизанский рейд», Памятник И.Г. Харитоненко, Монумент «Героям Сумщины», Мемориал погибшим воинам-интернационалистам, Памятник Героям Сталинграда, Памятный знак жертвам концлагерей, Памятный знак жертвам Чернобыля, Памятник И.Кожедубу, Памятник М.Щепкину, Памятник-мемориал сотрудникам милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, Памятный знак сотрудникам милиции, погибших в борьбе за советскую власть, Бюст С.П. Супруну, Бюст А. Макаренко, Бюст И. Федько, Бюст М. Фрунзе, Памятник труженикам рафинадного завода, погибших на фронтах ВОВ, Памятник в честь сахара, Памятники на Центральном кладбище
Здесь описаны: Сумской областной художественный музей им. Н. Онацкого, Сумской краеведческий музей, Дом-музей А.П. Чехова, Музей Чайковского (пгт Низы)
На северо-восточной окраине Сум река Псел выходит на просторный луг и делает крутой поворот к югу, образуя излучину, названную Лукой. Здесь, у подножия крутого склона к реке, в окружении парка располагается архитектурный ансамбль бывшей усадьбы помещиков Линтваревых (ул. Чехова, 79, 92). От семи построек усадьбы сохранились лишь три – бывший барский Дом и два флигеля. Международного историко-культурного значения этому комплексу придает то обстоятельство, что с Лукой связан Украинский период жизни и творчества великого русского писателя А.П. Чехова.
Памятник архитектуры, 1895 г.
Жилой двухэтажный дом дворцового типа с архитектурными украшениями, конторское здание в подвале и длинное одноэтажное здание служб, обнесённые ажурной решёткой. Сейчас размещён институт прикладной физики, службы Банковской Академии, одно из подразделений МВД.
ул. Петропавловская, 57
Парк им. И. Асмолова – памятник садово-паркового искусства. Парк площадью около 3 га находится через дорогу от собора Св. Троицы в Сумах. В середине XIX в. купец ІІ гильдии И. Асмолов купил квартал земли на ул. Троицкой для строительства своей резиденции. Вокруг дома, выстроенного по последней архитектурной моде, был разбит парк. Асмолову, страстному путешественнику и селекционеру, со всего мира привозили экзотические растения, которые прекрасно уживались с местными. Сейчас в парке произрастает около 100 редких пород хвойных и лиственных деревьев, около 30 сортов сирени. На территории парка расположен Сумской областной специализированный диспансер радиационной защиты населения. Дом Асмолова является одним из его корпусов.
пл. Троицкая (быв. Свердлова), 14
Памятник архитектуры, 1873 г.
Александровская гимназия – старейшее учебное заведение Сум. Названа в честь российского императора Александра III, в период правления которого была открыта. Основной корпус в стиле классицизма сооружен в 1873 г. Позже был построен пансион на 40 человек для иногородних учеников. Благодаря остроконечным башенкам, зубцам, стрельчатому порталу и таким же окнам, это здание напоминает средневековый замок. В этом же стиле построена больница. Необычна по красоте лестница, ведущая на второй этаж главного корпуса, и двусветный актовый зал. Сейчас Александровская гимназия специализируется на углубленном изучении английского языка.
ул. Троицкая, 5. Тел. +38 (0542) 22-52-66
Архитектор Ю. Кобыляков, А. Ивченко, инженер-конструкторы В. Соболевский, С. Моргослип, 1987
Четырехэтажное современное здание представляет собой квадратный объем размером 30х30 м. Пространство между стойками практически обнаженного несущего каркаса застеклено. Четвертый этаж имеет навесные конструктивные элементы, благодаря которым объем строения расширяется кверху, что придает зданию своеобразный индивидуальный облик. На первом этаже размещено книгохранилище, на втором – вестибюль и световой дворик на всю высоту четырехэтажного здания. Эта своеобразная шахта завершается световым фонарем со специальными отражателями. По периметру (на высоте второго этажа) на мощных консолях вынесены читальные залы, освещаемые снаружи и изнутри, из светового дворика. Каждый этаж по периметру опоясывает балкон. Внутри этажи соединяются круглой в плане скульптурообразной лестницей.
Относительно основания библиотеки несколько гипотез. В литературе можно встретить, что ее прародительницей была первая публичная библиотека, основанная в Сумах в 1860 году. Библиотека получала почти все газеты и журналы, которые на то время выходили в России. Содержалась библиотека на средства читателей, они платили взнос в размере 10 карбованцев на год. Материально не обеспеченные платили 3 карбованца.
В отчете директора библиотеки И.М.Олейник (приблизительно 1943-1944 гг.) находим, что Сумская областная библиотека существует с 1917 г. А из "Исторической справки о государственной областной библиотеке им. Н.К.Крупськой", подписанной ее директором Г.Коляденко (приблизительно 1970 г.) узнаем, что она основана на базе городской библиотеки в 1939 году. Документального подтверждения той или другой дате до этого времени не найдено.
По штампам из книг, которые сохранились в фонде библиотеки, установлено, что в 1920 году библиотека имела название Сумской центральной библиотеки, а в 1927 году – Сумской центральной окружной библиотеки им. Крупскои-Ульяновой.
С образованием Сумской области в 1939 г. библиотека стала областным научно методическим и координационным центром для библиотек всех систем и ведомств области. Книжный фонд насчитывал 60 тис. томов. Библиотека находилась в помещении музея. 30 сентября 1941 г. в результате бомбардировки помещение библиотеки было разрушено и большинство книг погибли. Лишь часть смогли спасти библиотекари Олійник С.Ф., Зелль М.Ф., Козловський Ю.А., Луговой Е.К. и работник музея Таранец. Во время немецкой оккупации спасенные книги находились в помещении прежнего общежития пединститута. Потом фонд областной библиотеки был разделен и в фонд библиотеки пединститута отошла вся литература на иностранных языках. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков 3-го сентября 1943 г. библиотека обновила свою деятельность, ее директором был назначен И.М.Олейник. Послевоенная библиотека имела: читальню массовую, абонемент, детскую городскую библиотеку и читальню, общий отдел обработки. Книжный фонд ее на 10 сентября насчитывал 19000 экземпляров.
Книжный фонд библиотеки создавался путем сбора книг у населения и бесплатной помощи библиотек г. Ленинграда. До конца 1943 г. книжный фонд составлял 22965 прим. В 1943 г. библиотека обслужила 2100 читателей, которым было выдано 42248 книг. В течение 1944-1959 годов библиотеку возглавляли Н.Г.Мавродий, Г.Т.Нерубенко-Деркач, Г.О.Коляденко, И.О.Черняк. В 70-х годах состоялась реорганизация библиотеки из массовой в научную. Свыше 14 лет, до 1981 года, коллективом библиотеки руководил О.К.Сайко.
С 1981 по 1994 год директором библиотеки работала А.Р.Калашникова, которая внесла неоценимый вклад в строительство нового помещения библиотеки по проекту заслуженного архитектора Украины Кобилякова Ю.Г. в 1982 году. И уже в 1986 году библиотека гостеприимно отворила двери для читателей города и области.
В 1997 г. состоялась реорганизация структуры библиотеки и присоединения к ней областной юношеской библиотеки.
Улица Героев Сталинграда, 10.
Памятник архитектуры, 1890 г.
Дом гражданских собраний для дворян в Сумах построен в кон. ХІХ в. На первом этаже располагался музыкальный салон, театральный зал, ресторан. На втором - комнаты для курения и залы для игры в азартные игры. После революции Дом гражданских собраний превратили в филармонию. Зал Сумской областной филармонии славится своей акустикой. В 2008 г. был проведен капитальный ремонт и установлен орган.
ул. Петропавловская, 63, тел. +38 (0542) 276-317, 222-361
Во II половине XIX в. в центре города был основан сквер им. Тараса Шевченко. Это место на протяжении всей истории города остается свободным, хотя, судя по первому генплану, здесь должен был размещаться административно-деловой центр. В конце XIX столетия по периметру сквера сформировалась довольно значительная застройка: казначейский банк, женская гимназия, гостиница.
В сквере установлены памятник Т.Г. Шевченко и памятник студентам, а так же находится Дворец детей и юношества и Юридический факультет Украинской академии банковского дела.
Дворец детей и юношества
  Архитектор Ю. Кобыляков, А. Чумак, Т. Поливанова, инженер-конструктор С. Моргослип.
Здание, не превышающее соседние постройки, возводится по индивидуальному проекту, тактично включается в историческую застройку. Центр постройки – круглый в плане зал, перекрытый плоским куполом. Дом размещается на бровке склона и выгодно просматривается с улицы Героев Сталинграда.
Юридический факультет Украинской академии банковского дела
  Бывшая женская гимназия, автор неизвестен, XIX в.
Пластичное по архитектуре, двухэтажное кирпичное, оштукатуренное здание размещено параллельно улице Ленина, на бровке склона. Такое положение позволяет обозревать его как со стороны центра (воспринимается как уютный парковый дворец), так и со стороны улицы Героев Сталинграда: возвышаясь на откосе, оно господствует над площадью у Харьковского моста.
Корпус состоит из симметричной части, сориентированной главным входом на ось сквера, и продленного правого крыла, нарушающего симметрию. Фасады здания имеют дворцовый характер. Несмотря на внушительную протяженность (свыше 60 метров), оно не выглядит однообразным: стена расчленена раскреповками, пилястрами, чередующимися оконными проемами разной формы. Здание можно отнести к характерным постройкам исторического центра города.
www.academy.sumy.ua Офіційний сайт Української академії банківської справи
Площадь Независимости в Сумах - исторический и административный центр города.
Современный общественно-административный центр города. Образована в соответствии с проектом детальной планировки Центрального района, разработанным в 1968 году КиевНИИП-градом (авторы проекта – архитекторы В. Орехов, А. Барабаш и Н. Войцеховский). Площадь занимает северную оконечность детинца и является логичным началом улицы Соборной, проходящей через весь Центральный район. Удачно ее положение на плане города: на стыке Центрального и Привокзального районов.
Объемно-пространственное решение площади основано на контрасте горизонтального объема административного здания и вертикали гостиницы «Сумы», замыкающей перспективу проспекта Карла Маркса. Архитектурный ансамбль дополняет здание молодежного центра «Романтика», расположенное на набережной реки Сумки, за пределами площади, но хорошо с нее просматривающееся.
Площадь раскрыта на набережную реки Сумки и раскинувшиеся за ней парк Дружбы и детский парк «Сказка».
С этого места город начинался в середине XVII в., когда его основатели полковник Сумского Слободского казацкого полка Г. Кондратьев и воевод К. Арсеньев стали воплощать в жизнь свои планы по строительству и обустройству Сумской крепости и ее посада. В 1694 г. была построена деревянная Николаевская церковь, не дошедшая до наших дней. Уже после смерти полковника Кондратьева в 1702 г. было завершено строительство Воскресенского собора, который теперь является главным украшением площади. Сформировавшиеся вокруг храмов площади Николаевская и Воскресенская позже слились в одну. Долгое время она называлась Петровской, поскольку здесь побывал царь Петр I накануне Полтавской битвы. После Второй мировой войны площадь была реконструирована, в это время носила имя В. Ленина. В 1991 г. переименована в площадь Независимости.
Гостиница «Сумы»
Архитектор О. Вирченко, 1981
Архитектурное решение основано на контрасте: горизонталям Административного здания, расположенного рядом, противопоставлена концентрация вертикальных линий гостиницы. 18-этажное здание имеет клиновидный компактный план. Первые два этажа являются стилобатом. В отделке интерьеров использованы высококачественные материалы – гранит, мрамор, дерево. 16-этажная жилая часть расчленена вертикальными линиями балконов и устремлена ввысь. Уютные, одно-, двух- и трехместные номера оборудованы современной мебелью, имеют все удобства.
Фасады здания обработаны светлой терразитовой штукатуркой, отделаны черным гранитом и лабрадоритом.
Административное здание
  Архитектор О. Вирченко, 1979
  Восьмиэтажное здание доминирует в застройке. Его дугообразно выгнутый фасад протяженностью свыше ста метров создает глубину площади. Свободный полет плавно изогнутых линий карнизов, оконных проемов, протяженность ступеней входной площадки, переливы светотени на плоскостях фасада, меняющиеся в течение дня, делают здание величественным и торжественным. Официальность строения подчеркивает четкая ритмичность фасада. К основному объему примыкает двухэтажное здание конференц-зала, замыкающее перспективу улицы Соборной при подходе к площади с юга. В отделке использованы стекло, металл, гранит.
Покровская площадь – самая старая в нашем городе и самая интересная с точки зрения исторических событий, происходивших на ней и менявших ее облик. По сути, это место, побывав где, можно смело утверждать: «Я был в Сумах».
В годы оккупации памятник Ленину, который стоял тогда на месте нынешнего памятника Харитоненко, спрятали, а сама Покровская площадь стала местом, где зачитывались все немецкие указы. Там же вершили расправы. На виселицах, установленных на Покровской площади, казнили местных подпольщиков, коммунистов, воров, партизан или людей, переметнувшихся на сторону фашистов, но в чем-то провинившихся перед ними. На трупы вешалась табличка с указанием вины казненных. Кстати, в годы Гражданской войны там же казнили революционеров, и на месте одного из сегодняшних фонтанов долгое время была их братская могила. Затем ее перенесли на Центральное кладбище.
После войны сумчане захотели так преобразить Покровскую площадь, чтобы ничто не напоминало об ужасах войны. На ней построили фонтаны, разбили цветники, аккуратные дорожки посыпали ракушечником. До сих пор некоторые сумчане вспоминают, как находили по краям тех дорожек целые ракушки.
Сегодня Покровская площадь не является центральной. Была идея сделать ее мемориальной, собрав на ней все памятники города, которые рассказывали бы о его истории. Говорят, что одних только памятников Ленину на Покровской площади было аж пять. Одно время, в 1980-е, планировали сделать ее пешеходной, а от улицы Харьковской до «Макдональдса» проложить подземный тоннель для транспорта...
На Покровской площаде стоят Альтанка, Памятник И.Г. Харитоненко и скульптурная композиция «Партизанский рейд».
Образована на месте бывшего жилого квартала. С севера ограничена Красной площадью, с запада – улицей Кирова, с юга – Первомайской улицей, с востока – короткой (около 200 метров) улицей Гагарина (бывш. Кустовская), проходящей по бровке вдоль городского парка.
Квартал был занят по периметру преимущественно одноэтажными ветхими жилыми домами. Из старой застройки осталось два интересных сооружения – здание бывшего банка (Красная площадь, 1) и дом на противоположном углу по улице Кирова, 2, занимаемый краеведческим музеем.
Идея создания пространственной композиции Театральной площади принадлежит архитекторам Киевского научно-исследовательского и проектного института градостроительства В.М. Орехову, А.В. Барабаш, Н.П. Войцеховскому. Они в 60-х годах разработали проект детальной планировки центральной части города. Новая площадь связала исторический центр с парком культуры и отдыха над Пслом. Архитектура ее впечатляет крупным масштабом. Южную часть площади, прилегающую к Первомайской улице, занимает массивное здание театра, перед которым со стороны Красной площади образован парк с газонами, цветниками, декоративными группами деревьев. Здесь доминирует обширная система фонтанов с уютными уголками отдыха. С западной стороны площади выстроены три 14-этажные жилые дома башенного типа, обращенные фасадами на парк и Псел. Они как бы обрамляют площадь и создают вместе с театром законченный градостроительный ансамбль.
Пешеходная часть площади покрыта крупными бетонными плитами, движение транспорта по ней перекрыто. С восточной стороны площадь раскрыта на городской парк культуры и отдыха.
Любителей искусства у входа в одноименный театр встречает жизнерадостный бронзовый Михаил ЩЕПКИН – талантливый актер и режиссер, который бывал на Сумщине.
На Театральной площади размещены Музыкально-драматический театр имени М.С. Щепкина, Памятник М.С. Щепкину и краеведческий музей.
Музыкально-драматический театр имени М.С. Щепкина
  Архитектор С. Слепец, М. Лушпа, А. Чернодид, 1978
Архитектура театра современна – строга и лаконична, основана на сочетании монолитных прямоугольных объемов с остекленными плоскостями. Здание визуально четко разграничено на зрительскую и сценическую части. Сценическая часть замкнута, официальна, зрительская имеет остекленный, насквозь просматривающийся вестибюль и по периметру фойе второго этажа – балкон. Эта часть театра приподнята на ступенчатый стилобат с широкой входной лестницей, облицованной черным шлифованным гранитом. Лишенные декора фасады покрыты светлым песчаником. На главном фасаде, нарушая аскетизм чистого поля гладкой стены, четко выделяются четыре группы декоративных стилизованных под старину фонарей на мощных металлических кронштейнах.
Просто и четко решены интерьеры театра. Отделка их празднична, но без излишней роскоши и вычурности. Черный гранит пола в вестибюле хорошо оттеняет белый мрамор стен и прямых массивных лестниц, ведущих на второй этаж. Фойе второго этажа высокое, двухсветное, с выходами на балкон. Особую праздничность создают фигурный паркетный пол, белые мраморные стены, свисающие с потолка люстры, выполненные в виде белых стилизованных цветов.
Глухая стена фойе украшена панно из белого фарфора, выполненным художниками Сумского фарфорового завода. Стены зала отделаны светлыми деревянными панелями, с которыми гармонируют белый складчатый потолок с точечными светильниками и алая обивка кресел.
Привокзальная площадь сформировалась в 70-е годы и застроена зданиями в простых индустриальных формах. Площадь по периметру ограничивают почтамт (1980 год), вокзал (1984 год) и девятиэтажное здание управления Сумского отделения Южной железной дороги с залом пригородных касс (1982 год). Крытый переход на уровне первого этажа объединяет его с трехэтажным вокзалом. Архитектура нового вокзала четкая и строгая. Прямоугольный объем строения ориентирован длинной стороной на площадь и имеет большой витраж. Проект вокзального комплекса разрабатывал Харьковский институт Жилдорироект при участии специалистов Сумского филиала института Укргорстройпроект.
Чуть южнее Привокзальной площади, в сквере, стоит Монумент «Героям Сумщины»
В Сумах возле Военного института артиллерии и ракетных войск открыт Афганский сквер на котором находится Мемориал погибшим воинам-интернационалистам.
Парк создан в 60-е годы по проекту специалистов-дендрологов Ботанического сада Академии наук УССР и архитекторов Сумского филиала института Укргорстройпроект. Его территория организована по ландшафтному принципу. Свободно растекающиеся аллеи, живописно расположенные группы деревьев, цветники создают множество уютных уголков. Центральное место занимает светомузыкальный фонтан, состоящий из трех круглых бассейнов, расположенных в разных уровнях, диаметром от 10 до 20 метров.
Парк – органическая часть единого культурного центра для детей и юношества, куда входят также молодежный центр «Романтика». Парк занимает свыше двенадцати гектаров бывшей поймы реки. Центр композиции – фонтан с высотой струи свыше десяти метров. От него радиально расходятся аллеи в различные зоны парка.
Расчистка старого русла Сумки позволила создать непересыхающие водоемы, среди которых возведены романтические замки, приспособленные для игр детей. В них множество лесенок, переходов, проемов с выходом на видовые площадки на крыше. Замки окружены пушками, мостиками. В парке есть аттракционы, автогородок. В разных уголках установлены скульптуры героев сказок. Здесь все сделано добротно, с выдумкой, все можно трогать руками.
В создании парка принимали участие архитекторы, специалисты многих проектных институтов города и ряда промышленных предприятий, строительство его велось методом народной стройки.
Молодежный центр «Романтика»
Архитектор Ю. Кобыляков, 1987
Здание танцевального зала расположено по соседству с гостиницей «Сумы» на обширном зеленом газоне над Сумкой. Обращенное главным фасадом на юг, оно замыкает перспективу улицы Героев Сталинграда при движении от Харьковского моста. Зрительно участвуя в архитектурном ансамбле площади Независимости, здание территориально тяготеет к парковой зоне, с детским парком «Сказка» будет связано пешеходным мостиком через Сумку.
По архитектуре здание напоминает шкатулку ювелирной работы. Прямоугольное в плане, оно подчеркнуто разделено на два этажа. Первый – невысокий, строгий, с небольшими квадратными оконными проемами – облицован красным гранитом и служит основанием для высокого, с широкими оконными проемами второго этажа. По всему периметру на уровне второго этажа здание опоясывает широкий балкон с фигурными перилами. Венчает здание мощный крылоподобный, с большим выносом карниз, опирающийся на рельефный пояс, состоящий из небольших накладных арок с изящными светильниками в каждой. Второй этаж отделан светлой камневидной штукатуркой и доминирует в архитектуре. Вход оформлен тонкой, как бы парящей аркой с декоративной композицией на уровне окон второго этажа, выполненной из рельефно изогнутых металлических листов.
В первом этаже размещаются вестибюль, гардероб и другие подсобные помещения. Темный гранитный пол, светлые из искусственного мрамора стены, оригинальные люстры делают интерьер современным и парадным. Второй этаж весь отведен под танцевальный зал с паркетным полом, мобильными удобными креслами для посетителей. Световое оформление сделано с применением лазерной техники.
В молодежном центре работают творческие студии, проводятся дискотеки, конкурсы бальных танцев.
Улица Героев Сталинграда, 3
Парк назван в честь летчика И.Н.Кожедуба
Кожедуб Иван Никитович (родился 08.06.1920, село Ображиевка, ныне Шосткинского района Сумской области), советский лётчик, генерал-полковник авиации (29.04.1970), трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945).
Родился в семье украинского крестьянина. В 1940 окончил химико-технологический техникум. В Советской Армии с февраля 1940. Окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (1941), после чего – инструктор-пилот Военной авиационной школы пилотов (1941-1942). В Второй мировой войне 1941-1945 участвовал с марта 1943 на Воронежском, Степном, 2-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, был старшим лётчиком, командиром звена, авиационной эскадрильи и заместителем командира истребительной авиации полка. Совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолёта противника. После войны окончил Военно-воздушную академию (1949) и Военную академию Генштаба (1956). С января 1964 1-й заместитель командующего авиацией Московского военного округа. С 1971 на руководящей работе в ВВС. Автор книг: "Служу Родине" (1949), "Верность отчизне" (1967) и др. Награжден орденом Ленина, 7 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
Перед центральным входом в Парк культуры и отдыха им. И.Н. Кожедуба установлен памятник И.Кожедубу.
Карта-схема парка им. И.Н.Кожедуба
Сосна посажена основателем «поповской академии» известным просветителем, местным дворянином, адьютантом Румянцева Палициным на могиле его жены.
Обхват 3,82 м.
Высота 29 м.
Возраст более 200 лет.
Заповедана.
Растет в Сумском районе, Верхнесыроватском сельсовете.
Неоренессансный дворец в Киянице считается одной из жемчужин усадебного строительства Слобожанщины. Построен в 1890 г. помещиками Лещинскими, получившими Кияницу в наследство от богатого сахарозаводчика И. Харитоненко. Двухэтажный Кияницкий дворец с изящной башенкой, окруженный вековым парком, особо романтично выглядит с противоположного берега пруда. В Кияницком парке (56 га) произрастают более 70 видов деревьев и кустарников, среди которых можно встретить платаны, гинкго, серебристые ели, сосны, липы, клены и, конечно, главную паркообразующую древесную породу – дуб. Также сохранился небольшой флигель. В советские времена на территории усадьбы размещалась база отдыха «Кияница». Сейчас здание находится в собственности Аграрного университета, проведена частичная реставрация.
с. Кияница
Лишь два аварийных флигеля сохранились от некогда роскошной усадьбы в Хотени, которую сто лет назад называли одной из примечательнейших усадеб во всей Российской империи. С XVII в. имение Хотень принадлежало членам семьи Кондратьевых. Дворцовый комплекс был построен в 1790-х гг. при А. Кондратьевой, которая вышла замуж за тайного советника М. Камбурлея. Супруги пригласили крупнейшего петербургского арх. периода расцвета классицизма в России Д. Кваренги. Усадьба была построена по традиционной в то время осевой системе и окружена большим парком. Во дворце насчитывалось 87 комнат, все они были оформлены в разной цветовой гамме. В нач. XX в., когда за усадьбу разгорелась судебная тяжба, дворец пришел в упадок. Последним владельцем был помещик-сахарозаводчик из соседней Кияницы Н. Лещинский. В 1918 г. Хотенский дворцовый ансамбль был уничтожен пожаром. От него сохранились два боковых флигеля, в которых в советские времена размещается средняя школа. Сейчас здания в плохом состоянии.
пгт Хотень