В 1867 г. царь Александр II разрешил помещику К.Д.Хрущеву учредить мужской монастырь.
Константин Дмитриевич Хрущев был из давних помещиков, суровый хозяин, был для своих соседей образцом управления огромным поместьем. Был очень религиозным человеком, молился со слезами на глазах и клал много земных поклонов. Не имея прямых наследников, К.Д.Хрущев (1796-1876) задумал основать в своем селе Ряснянский мужской монастырь, завещав ему все свое наследство: 4434 десятин земли и 100 000 рублей в кредитных билетах. 14 сентября 1867 было дано императорское согласие на учреждение Свято-Димитриевского двухклассного Ряснянского мужского монастыря. Настоятель Святогорской Успенской пустоши архимандрит Герман уговорил Хрущева поставить монастырь подальше от мирской суеты. С 1869 г. монастырь начал строить свои сооружения и новые храмы.
Весть об открытии нового монастыря вызвала в Харьковской епархии чувство духовной радости и подъем. Архиепископ Харьковский Макарий предоставил право самому К.Д.Хрущеву выбрать настоятеля монастыря. Выбор Константина Дмитриевича пал на игумена Евстартия, настоятеля Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. Владыка одобрил выбор и назначил игумена Евстратия настоятелем Свято-Димитриевской обители. В первые годы малочисленной братии монастыря пришлось пережить много неприятностей. На содержание братии К.Д. Хрущев выделял небольшие средства и не спешил обустраивать келии, монахи жили рядом с лошадьми и другими домашними животными. Игумену Евстратию долгое время никак не удавалось отказать К.Д.Хрущеву от устройства обители в с. Рясное, только визит настоятеля Святогорского Успенского монастыря отца Германа убедил основателя, что монастырь стоит устраивать подальше от села.
В 1869 г. архиепископ Харьковский Нектарий основал Свято-Димитриевскую обитель на новом месте. В 1870 г. монастырь оставил настоятель архимандрит Евстратий, который поссорился с К.Д.Хрущевым. Исполнение обязанностей поручилось последовательно иеромонахам: Антонию, Иллариону, Илиодорию.
В течении пяти лет, прошедших с момента основания обители на новом месте, строительство велось очень активно, и в 1874 г. она украсилась прекрасным храмом с серебристыми куполами, высокой колокольней с большим колоколом над святыми воротами, был построен братский корпус с 28 кельями, обитель ограждена широким каменным забором со множеством башен, начато строительство трапезного корпуса с небольшим храмом. Однако малочисленная братия все это время жила на господском дворе, богослужение проходило в маленькой церкви, построенной еще в 1868 г. около приходской колокольни.
В 1871 и 1874 гг. К.Д.Хрущев составил два духовных завещания, по которым жертвовал в вечное владение монастыря 4434 десятин земли и 100 000 руб. в процентных выкупных удостоверениях и пятипроцентных билетах государственного банка при условии, чтобы капитал оставался неприкосновенным, а проценты шли на содержание монастыря, училища и богадельни. Харьковское епархиальное начальство не полагалось справедливо на силу духовного завещания и просило жертвователей сделать дарственную запись, что он со временем пообещал, но в 1876 г. К.Д.Хрущев умер, так и не дождавшись окончания построения монастыря. Он был похоронен в особом склепе возле малой монастырской церкви. После этого родственники К.Д.Хрущева, получив в наследство лишь 2500 десятин земли, решили отобрать имущество монастыря, доказывая родовое происхождение имения и незаконности его передачи духовному начальству. Долгие четыре года, пока разбирались судебные дела, монахи жили в большой тоске, не имея достаточных средств не только на одежду и обувь, но и даже на еду. В их собственности оставался только малый храм возле колокольни приходской церкви с. Рясного.
Корыстные намерения наследников К.Д.Хрущева не осуществились. В 1880 г. Правительственный Сенат утвердил решение о том, чтобы оставить ходатайство просителей без последствий. Епископ Харьковский Густый издал распоряжение о надлежащем благоустройстве Ряснянского монастыря и назначил настоятелем архимандрита Евстратия. Пробыв на посту настоятеля восемь месяцев, 30 декабря 1880 г. он умер и был похоронен в ограде новопостроенной обители за алтарем соборного храма. Долгое время Харьковское епархиальное начальство не могло выбрать достойного кандидата на должность настоятеля, только 7 мая 1881 был назначен иеромонах Святогорской Успенской пустыни Софроний. Территория монастыря – огромный прямоугольник, обрамленный кирпичным забором длиной 420 саженей и высотой 2 сажени – была застроена храмами и двухэтажными корпусами для монахов и подсобными хозяйственными помещениями.
Итак, попробуем кратко описать, что было расположено за этой оградой. В монастыре было три храма.
Свято-Димитриевский храм Ряснянского монастыря
Главный храм Ряснянского монастыря – Собор Святого великомученика Дмитрия Солунского, освященный в честь этого святого 25 октября 1881 г. Именем этого святого освящены храмы в Рясном, Новодмитривке, и сам монастырь носит имя Святого Дмитрия.
  Свято-Дмитриевский храм в монастыре имел 7 бань, был крытый белым железом, внешне побеленный, внутри расписан картинами высокого мастерства на религиозные сюжеты. Пол паркетный. Иконостас деревянный, позолоченный. Храм занимал площадь шириной 52 аршина, в длину – 60 аршин.
На его месте сейчас установлен крест с надписью: «Сей крест установлен на месте разрушенного Свято Димитриевского собора Ряснянского монастыря по благословению эпископа Сумского и Ахтырского Иова в лето 2000 года от Р.хр.»
Храм Архистратига Михаила Ряснянского монастыря
В Ряснянского монастыре был построен трапезный храм из красного кирпича, теплый, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, и большей частью позолоченный. Храм освящен 22 октября 1881 в честь Архистратига Михаила.
Свято-Преображенский храм Ряснянского монастыря
В Ряснянском монастыре был построен теплый храм из красного кирпича, имел деревянный иконостас, окрашенный масляной краской, большей частью позолоченный, с иконами работы высокого художественного мастерства. Пол был паркетным. Под храмом была калориферная печь. Храм, освященный в честь знаменательного события – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Освящение состоялось 4 июля 1900 г.
Колокольня в монастыре была одна. Это была высокое кирпичное архитектурное сооружение, крытое железом, снаружи и внутри оштукатурена. Под ее аркой были святые ворота в монастырь. На колокольне было 13 колоколов. Вес главного колокола составляла 423 пуда. Кроме того, в 1902 г. на колокольне был установлены башенные часы с громким боем.
С северной стороны колокольни к ограде была пристроена кирпичная сторожка.
На территории монастыря было пять двухэтажных корпусов, крытых железом. В двух из них нижние этажи кирпичные, верхние – деревянные: в первом пекли хлеб и просфоры, а также было 8 келий, во втором – братском, длинною 46,5 аршин, шириной 22 аршина – холодильник. В одном из корпусов было восемь келий вверху, а внизу – мастерские: сапожная, красильная, портняжная, а так же - сторожка и конюшня для 8 лошадей. Этот корпус имел размер 52 аршина в длину и 25 аршин в ширину.
Еще один добротный корпус длиной 38 и шириной 18 аршин, побеленный снаружи и внутри, с широкой галереей на верхнем этаже. Верхний этаж – с помещением для покоев настоятеля монастыря, а нижний – для келий. С южной стороны колокольни пристроен каменный флигель длиной 15, шириной 12 аршин.
С северной стороны ограды – небольшой двухэтажный флигель с кельями для монахов. Возле каждого корпуса были сараи для дров, в корпусах смонтирован водопровод. Все корпуса между собой соединялись кирпичными тротуарами. Внутри двора по всей площади росли липы, каштаны, белые акации, фруктовые деревья.
Многие здания были за пределами ограды монастыря. Так, с северной стороны, перед его фасадом стояло двухэтажное кирпичное помещение для посетителей и богомольцев, побеленное, крытое железом, с жилым подвальным помещением. В нем было 32 комнаты. Верхний этаж имел особое назначение: здесь был приют для престарелых лиц духовного звания, нижний этаж предназначался для приюта старых мирян. Длина этого помещения 61 аршин, 21 аршин – ширина.
Еще был деревянный на кирпичном фундаменте одноэтажный отель на 8 номеров, а возле него, огражден деревянным забором двор с крытым гонтом сараем для экипажей и лошадей принадлежащих паломникам. Здесь же был кирпичный одноэтажный дом с 7 комнатами, с подвальными жилыми помещениями для путешествующих паломников, пришедших пешком молиться Богу. Был тут еще дом с номерами, кухней, столовой для паломников, которых много прибывало сюда летом. В деревянном одноэтажном доме, обложенном кирпичом, крытом железом, с подвальным помещением, находилась монастырская больница для мирян с 10 комнатами и аптекой. Здесь работал фельдшер, аптекарь и 3 медсестры. Во дворе больницы у колодца построена двухэтажная кирпичная водокачка, крытая железом. Внизу был двигатель, а наверху – два больших чана для воды до 3000 ведер. По чугунным трубам вода текла во все корпуса. Рядом с двором больницы – кирпичная баня с тремя достаточно большими помещениями для мойки, на верхнем этаже было два больших чана для воды, которая нагревалась паровой.
С юга за стенами монастыря на склоне рос роскошный и достаточно большой фруктовый сад, а в нем – пасека на 300 ульев, со всеми необходимыми для сада и пасеки зданиями. На расстоянии 400 сажен от монастыря была монастырская экономия, а в ней 8 капитальных зданий. Там было два корпуса, в которых нижний этаж кирпичный, верхний деревянный. В одном из них жили монахи, которые обслуживали экономию, во втором: внизу – бочарня, столярная, 4 кельи, а вверху – 12 келий. Было еще 2 жилых дома: в одном располагались служащие, во втором – казарма для рабочих (1905 г. сожжена, в 1909 г. – восстановлена). Было еще 4 здания хозяйственного назначения: амбар из дубового дерева (для зерна), крытый железом, с деревянным полом. Был навес на столбах с пятью отделениями, где хранилось зерно. Длина – 102, ширина – 12 аршин; кирпичные риги – для сортировки зерна и вторая – для засыпки зерна; кирпичная конюшня, построенная в 1881 г., на 40 лошадей. Длина – 30, ширина – 14 аршин. С западной стороны пристроен каретный сарай и помещение для конюхов. Кирпичный под железом сарай для скота. Длина 30 саженей. Во дворе экономии был молокозавод, где перерабатывалось молоко на масло и твердый сыр.
На расстоянии 1,5 версты (верста – 1,06 км) с восточной стороны от монастыря располагались две мельницы: деревянная трехэтажная водяная мельница на 4 отделения с просорушкою, крупорушки и кирпичная двухэтажная паровая мельница на 2 отделения. К нему пристроены отделения для двигателей, слесарных и для приезжих. Еще одно кирпичное помещение предназначалось для муки. К нему пристроены кухня и кельи для монахов, которые обслуживали мельницу. Здесь также были: сукновальня, кирпичный дом для монахов, двухэтажный дом (нижний этаж кирпичный, верхний – деревянный) для служащих. Еще двухэтажный дом с помещениями: внизу – для стирки белья, а сверху – 19 келий для прачек. Здесь же деревянный сарай для сушки белья и деревянная кухня для питания прачек.
В двух верстах от монастыря, за Рясным, был монастырский кирпичный завод. При нем два деревянных здания для сторожа и рабочих, деревянные сараи для сушки кирпича и 4 печи для его выжигания. Количество кирпича удовлетворяло нужды монастыря и населения.
За семь верст от монастыря к северу располагалось село Закобылье, которое в 1840 г. в связи со смертью Дмитрия Андреевича Хрущева в результате прошения его сына Константина для увековечивания памяти отца переименовано в Новодмитровку. На средства монастыря здесь было построено немало капитальных помещений. Двухэтажный дом (нижний этаж кирпичный, верхний – деревянно-каменный, обложенный кирпичом), крытый железом. В нем 14 келий вверху, а внизу – кухня, столовая, кладовая, 3 кельи. Теперь здесь лесничество.
Рядом с мельницей была деревянная, крытая железом, сукновальня с 12 ступами. К ней пристроена деревянная кочегарка с 2 чугунными котлами. При мельнице были: деревянный дом для монахов и рабочих, деревянная кладовая и подъездной сарай под железом. В 1909 г. построена достаточно крепкая плотина.
В 1910-1912 гг. на средства монастыря и прихожан сел Новодмитровка, Таратутино, Москалевки с их трудовым участием построена церковь из кирпича достаточно оригинальной конструкции с высоким куполом. В 1930 г. в ней было зернохранилище, а после войны ее разобрали.
Управлялся монастырь настоятелем с помощниками. За богослужением следил ризничий (особа, выдававшая священникам ризы). За поведением и порядком в монастыре следили благочинный и его помощники. Монахи в день своего пострижения, в день бритья обязаны были быть на исповеди у духовника, избиравшегося братией. За монастырским хозяйством ухаживал эконом. В хозяйстве рабочие трудились помесячно, но больше поденно. Выплату денег и другие расходы проводил кассир (казначей). На него возлагалась обязанность вести приходно-расходные книги, которые ежегодно проверялись комиссией при Харьковской Духовной Консистории. Табельщик-послушник ежедневно проверял рабочих. Образовательное и общественное благотворения монастыря началось тогда, когда монастырь был приведен в надлежащий внешний вид. Монастырь удерживал в своем помещении и на свои средства учительскую семинарию, в которой обучались преимущественно дочери священников и лиц духовного звания. После окончания семинарии они направлялись на работу учителями в церковноприходские школы. Эта семинария в 1920 году была переведена в Ахтырку и переименована в педагогическое училище. Монастырь содержал две церковно-приходские школы, одну в Новодмитривке на 80 учеников, там был интернат на 10 детей-сирот, на эту школу монастырь ежегодно тратил 1000 рублей, попечителем был монастырь. Вторая школа была в Рясном непосредственно в помещении монастыря.
Харьковскому епархиальному женскому училищу монастырь отправлял ежегодно 2 стипендии для содержания 2 учениц. С 1910 г. начали устраивать для служащих, рабочих монастыря и посторонних лиц религиозно-нравственные чтения с показом картин такого же значения. С разрешения настоятеля монастыря библиотека выдавала книги для населения. Бедные люди села и окрестностей получали от монастыря необходимые продукты, а иногда даже деньги. Это делалось в Рождественские праздники и Воскресение Христа. Также отпускались дрова и лесоматериал для строительства малоимущим жителям Рясного, доски для гробов беднякам окрестных сел. По доступной цене монастырь сдавал крестьянам в аренду более 3000 десятин пахотной земли и сенокосов, а также в экономии давал возможность заработать деньги. Крестьяне пользовались услугами больницы – фельдшера, медсестры, аптекаря, а при необходимости – приглашался врач. Монастырь имел богадельню для духовных и мирских стариков и тяжелобольных инвалидов.
С 1888 по 1920 г. включительно с разрешения епархиального начальства Харьковской губернии ежегодно осуществлялся крестный ход с чудотворной иконой Святителя Христа и Николая угодника из села Великого Бобрика в Ряснянский монастырь. На время от воскресенья Всех Святых, то есть через месяц после Пасхи, 24 июня, на праздник Петра и Павла, икону несли назад, в Великобобрицкую церковь. Икону сопровождала вся церковь и монашеская братия с большой пышностью и святостью.
  Казалось бы, недавно все это было: и монастырь, и действо вокруг него. Теперь нет ни монастыря, ни многочисленных хозяйственных застроек, – все опустошенное временем и событиями. Ни следа, ни останков. Но осталась история, осталось наше прошлое. Ее надо знать и чтить.
Монастырю была возвращена икона святого Великомученика Димитрия, находившаяся ранее в одном из храмов монастыря. Возрождение монастыря совершается трудами инокини Тамары, которая там же и проживает.
Информация взята из книги "Зруйновані храми Сумщини".
Перевод на русский язык our-travels.info