Наши путешествия
Главная sterlka Украина sterlka Сумская область sterlka Шостка, Шосткинский районsterlkaДостопримечательности Шостки
Достопримечательности Села и поселки

Достопримечательности Шостки

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова Церковь Рождества Христова

Застройка Шостки началась с возведения церкви Рождества Христова. Это самое старое строение в городе. В 1779 г. началось, а в 1785 г. закончилось строительство церкви во имя Рождества Христова. Церковь построена на частные пожертвования, сделанные чинами завода, рабочими. В 1809 г. была построена колокольня.

На Церковной площади у церкви Рождества Христова проводились все торжественные мероприятия: Крестные ходы, военные парады, торжественные богослужения. После революции 1917 г. она называлась им. Красной Армии, в настоящее время входит в состав улицы Ленина.

Церковь св. Владимира

Церковь св. Владимира

Небольшая каменная церковь стоит в центральной части города между парком (с востока) и массивом 5-этажной жилищной застройки (с запада). Возле восточного фасада здания в 1989 г. проложена автомагистраль. Здание окружают высокие деревья, что кое-что нивелируют композиционную роль церкви как архитектурного акцента в застройке.

Построено как кладбищенскую каплицу в 1883 г. Позже алтарь расширили, впоследствии (ориентировочно в 1950-х гг.) к нему с востока пристроили каморку для инвентаря захоронения. Под алтарной частью есть небольшой однокамерный подвал. В настоящее время здание является парафиальным храмом.

Владимирская церковь в Шостке имеет значительную историко-архитектурную ценность как одна из немногих каменных каплиц, уцелевших на Сумщине, а также единственное старинное церковное здание, которое сохранилось в Шостке.

Шосткинский краеведческий музей

Шосткинский краеведческий музей

Долгое время в Шостке музея не было. Существовали, как исключение, музеи предприятий оборонной отрасли, но доступ к ним был ограниченным (специфика производства). Только в 1963 в городе был создан народный историко краеведческий музей (основатель Е. Шугаев). И в 1985 году. До 40-лет- ия Победы был открыт музей Воинской Славы (учредители

И.Ф. Мозговой и Г.Н. Вридник). Но эти музейные учреждения имели статус народных, и их работа акцентировалось, в основном, только на выявлении и хранении предметов исторического наследия. Представление материалов по истории города контролировалось тогдашней политической системой. Содержание печатных изданий, связанных с историей Шостки или отдельных предприятий города, опять же направлялся "сверху". Независимая научно-исследовательская работа в это время проводилась усилиями местных ентузиастив- краеведов. То есть музеи были, но функции их были явно ограничены.

1 января 1993, наконец, в г.. Шостка появилась государственная музейное учреждение - Шосткинский государственный краеведческий музей с художественным отделом.

На сегодня в музее действуют 4 постоянных экспозиции:

1. "Природа края" (2 зала).

2. "История города" (от основания до периода Второй мировой войны - 2 зала).

3. Мемориальная экспозиция, посвященная Народному архитектору СССР Д.Н. Чечулину.

4. "Неплюев и Хрестовозд- Виженский братство".

В процессе работы экспозиция "История города - современность".

Кроме этого, постоянно в выставочном зале музея работают новые тематические экспозиции и выставки художников и мастеров народно-прикладного искусства.

Памятники

Памятник-обелиск установлен в 1971 г. в честь 200-летия юбилея завода «Звезда». За большие успехи в работе завод был награжден орденом Октябрьской Революции. На стеле изображены основные вехи развития завода.

На этом месте в 1905г. произошла кровавая схватка Шосткинских рабочих с жандармерией, пытавшихся разогнать антиправительственную демонстрацию

В 1926 г. по проекту архитектора Кавалеридзе на средства рабочих Шостки и окружающих сёл установлен памятник В.И.Ленину. Памятник был установлен на углу ул. Ленина и ул. К.Маркса.

В настоящее время здесь установлен памятник с надписью: "На этом месте в 1905г. произошла кровавая схватка Шосткинских рабочих с жандармерией, пытавшихся разогнать антиправительственную демонстрацию".

Обелиск Славы

В 1967 г. был установлен обелиск Славы. Тогда же был зажжен Вечный огонь. Проект памятника разработан отделом главного архитектора завода № 9 ("Звезда"). В 2007 г. памятник был реконструирован. Рядом с обелиском Славы установлены мраморные плиты с фамилиями жителей г. Шостка, погибшими в годы Второй мировой войны.

Памятники Шостки
Памятники Шостки
Памятники Шостки
Памятники Шостки
Памятники Шостки
Памятники Шостки
Памятники Шостки
Памятники Шостки

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм был построен в 1904году, на месте деревянного, 1784 года постройки. Место выбрали не случайно, по приданию на месте где явилась снисходящая Матерь Божья одному из местных жителей. После этого на том же самом месте образ видели неоднократно. Для сбора скарба в кузне выковали большую кружку на пожертвования для строительства церкви. Когда храм начал строиться, местные жители помогали, кто чем мог, кто золотыми в кружку, кто яйцами для цемента, кто после основной работы шел и вкладывал свой труд.
  После прихода Советской власти служения в храме и сначала ограничивали, а потом уж и вовсе закрыли настоятельство. Помещение стали использовать и как склад и как кинозал, клуб. И как следствие развития атеистического течения и пропаганды храм разрушили. Причем разрушили с помощью взвода саперов воинской части, ведь строить Церкви и храмы допускали только высококлассных мастеров и использовали крепкий кирпич и раствор. Безбожники хорошо сработали и в архивах, где не осталось почти никаких документов. Случилось это в 1960-х годах.
  Уцелела хоть и небольшая, но самая основная её часть – колокольня. И теперь, спустя вот уже полвека нашлись люди, думающие правильно и действующие в нужном направлении, ведь только наши с вами действия и побуждения приведут к восстановлению святого места, и кто знает, может, даст Бог, наш пример будет взят за основу для всей Украины, а может и всего мира.
  с. Богдановка

Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенская церковь

Каменная однобанная церковь стоит на локальном повышении левого берега р. Осоти и является архитектурной доминантой южного предместья Воронежа. Окруженная одноэтажной усадебной застройкой. К северо-западу от церкви большой став на р. Осоте, что обеспечивает прямую визуальную связь достопримечательности с историческим средместие поселения и хороший обзор ее из далеких видовых точек.
Спасо-Преображенская церковь   Спасо-Преображенская деревянная церковь в Воронеже известна с 1691 г. Каменную на ее месте начали строить средством Михаила Шрамченко в 1783 г. по образцу Николаевской церкви местечка Середина Буды. Построенную церковь освятили в 1791 г. (существует и другая дата освящения – в 1797 г.). Рядом с церковью была колокольня. В начале XX ст. церковь значительно расширили, пристроив с запада трапезную и тридольный притвор с колокольней над средней частью. При этом было частично разрушено западное рамено первобытного храма.

В 1960-х гг. церковь закрыли, а в 1970-х гг. разрушили колокольню. Тогда же сделали деревянные пристройки с северной и юго-восточного сторон, превратив церковь в состав. В 1990-х гг. здание вернули церковному обществу. В 2004 г. завершены реставрационные работы, в ходу которых снесены дисгармоничные пристройки и воспроизведена колокольня.

28 марта 2010 года архиепископ Конотопский и Глуховский Лука освятил иконостас Спасо-Преображенского храма, средства на который жители посёлка собирали в течение 10 лет.

с. Воронеж

Церковь св. Михаила

Церковь св. Михаила

Михайловская церковь вместе с церковно парафиальной школой содержатся в центре поселка на ровном повышенном правом берегу р. Осоти среди одноэтажной усадебной застройки. Церковь стоит на площади возле пересечения нескольких улиц, школа – к северу от церкви, на низших отметках рельефа, с отступлением от улицы. Южным фасадом чела школа обращена к церкви.

Михайловская церковь каменная, двухэтажная, однобанная, с колокольней на западном фасаде. Первобытно стояла посреди площади, в настоящее время к церковному двору из юго-востока впритык прилегают домовладение.

Деревянная церковь архангела Михаила в Воронеже известна с 1652 г. В 1706 г. средством протоиерея Голенковского был основан каменный храм в честь Собора Св. архангелов Михаила и Гавриила. Храм был построен неудачно, быстро начал разрушаться и в 1775 г. его разобрали «в опасности падения». В 1776 г. на его месте средством бунчукового товарища Матвея Ивановича Холодовича и его брата Андрея Ивановича Холодовича был заложен новый каменный храм, завершенный и освященный в 1781 г. В верхнем этаже содержался холодный храм с главным престолом во имя архангелов Михаила и Гавриила. В нижнем этаже была теплая церковь с престолом во имя св. Николая и великомученицы Варвары.
Церковь св. Михаила   За характером архитектурных форм достопримечательность принадлежит к завершающему этапу стиля барокко, окрашенного личностным влиянием творческих манер тогдашних ведущих архитекторов И.Григоровича-Барского, А.Квасова и опосредствовано – В.Растрелли.

Михайловская церковь в Воронеже является архитектурным шедевром времени позднего барокко, архитектурным творением, уникальным за розпланувально-пространственной типологией, целостностью и художественным совершенством образа, совершенством декора. Как достопримечательность архитектуры и градостроения национального значения имеет охранительный № 1552. Церковно парафиальная школа включена к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область»), однако до сих пор не поставленная на государственный учет и не внесенная в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей Украины.

с. Воронеж

Гамалеевский Харлампиев монастырь

Гамалеевский Харлампиев монастырь

Монастырь-тюрьма, один из самых негативных примеров использования историко-архитектурного наследия в Украине.

Монастырский комплекс находится на повышенном берегу р. Шостки в с. Гамалеевка, которое сейчас является предместьем г. Шостки. Село Гамалеевка, как и сам монастырь, лежит на левобережной террасе р. Шостки. Монастырь является композиционным центром этого села.

История монастыря связана с деятельностью казацкой элиты времени упадка Гетманщины после Полтавской катастрофы в 1709 г. Еще во второй половине XVII ст. значительный казак Степан Бугай захватил земли на р. Шостке, которая является левым притоком р. Десны. Генеральный есаул Антон Гамалей откупил у него это займище, построил на реке мельницы и возле него осадил слободку, которую назвал по своей фамилии, – Гамалеевкой. В 1702 г. средствами А.Гамалея здесь построена деревянная церковь Св. Харлампия.

Вокруг нее сразу же возникла Харлампиева пустынка – небольшой женский монастырь. В 1713 г. хлопотами гетьманши Насти Скоропадской скит преобразован на полноценный женский монастырь с соответствующими правами. В 1714 г. гетман Иван Скоропадский провозгласил себя ктитором, то есть покровителем монастыря. На его средства началось каменное строительство, которому гетман предоставлял большое значение, потому что это должен был быть его фамильный монастырь – один из признаков гетманского престижа. По-видимому, совсем не случайно при строительстве этого каменного ансамбля образцом был оборонный тип монастыря – Спасо-Преображенский в соседнем Новгородсиверском. Если учесть тогдашнюю (после Полтавского поражения в 1709 г.) военно-политическую ситуацию на Северном Левобережье, то очень трудно логично объяснить необходимость сооружения в глубоком заполье такой мощной каменной твердыни с собором Рождества Богородицы, теплой церковью Харлампия, корпусами келий, оборонными мурами с четырьмя краеугольными глухими и тремя средостенными надбрамными башнями. К тому же, эта твердыня была не мужским, а женским монастырем. Следовательно, мощные каменные фортификации имели не столько реально, сколько символическое значение, олицетворяя духовную крепость.

В монастыре были построенные и гетманские дома, в которых иногда жил с семьей сам И.Скоропадский, а после его смерти – вдова Анастасия Марковна, которая даже давала здесь балы для украинского благородного. Гетман умер в 1722 г., не успев завершить строительство всех монастырских сооружений. Его похоронили в склепе Харлампиевской каменной церкви, которую на то время уже освятили. В самой церкви была белокаменная резная плита с надписью: «Зди опочивает телом раб Божий Иоанн Скоропадский войск запорожских гетман, сей обители основатель, преставися в Глухови года 1722 месяца июля третьего дня». Анастасия Скоропадская, которая умерла в 1729 г., похоронена рядом с мужчиной. Ее могила отмечена такой же резной плитой. В завещании гетьманша распорядилась превратить монастырь из женского на мужской, что и выполнено в 1733 г.: сюда перевели монахов из Мутинского монастыря, который возле Кролевца. Первым игуменом стал Герман Конашевич (Кононович). При нем завершено строительство всех каменных сооружений.

В XVIII ст. монастырь испытывал неоднократные опустошения и разрушения в результате пожаров и административных действий российской власти. Да, в 1738 г. в полночь загорелась деревянная крыша одной из каменных оборонных башен. Огонь перевернулся к амбару, в котором сохранялось 40 кадок водки. Водка была очень крепка. Она растеклась по территории и подожгла все монастырские сооружения. Сгорели крыши собора, трапезная, кельи. К счастью, не потерпел интерьер собора.

Монастырь просуществовал до 1924 г., когда здесь был открыт дом престарелых и детский приют, а собор превращён в дом культуры. В 1961 г. на территории была основана исправительно-трудовая колония строгого режима №66, склепы Скоропадских замурованы, могилы монахов срыты. Только в 1994 г. была проведена реставрация Харлампиевой церкви, в ней начали проводить богослужения для заключённых. Собор до сих пор используется под мастерские. Вопрос о возвращении монастыря православной церкви не решён.

с. Гамалиевка

Церковь св. Михаила и колокольня

Церковь св. Михаила и колокольня

Каменная церковь с деревянной колокольней находится на равнинной местности в центре села посреди большой площади. Территория окружена каменным из кирпича орнаментируемым ограждением с триарковыми входными вратами. Еще одни врата, одноарочные, находятся с юго-восточной стороны. У кутьи храмной территории стоит одноэтажный каменный церковный дом, который не составляет историко-архитектурной ценности. Композиционно видовая роль комплекса зданий как архитектурной доминанты в застройке села значительно ослаблена высокими деревьями, которые растут во дворе.

Михайловская деревянная церковь в с. Ображеевке известна с 1781 г. В 1835-1839 гг. на ее месте была построена каменная однобанная церковь в переходных стилевых формах от позднего (так называемого Николаевского) классицизма к эклектике. Вскоре первобытная каменная баня разрушилась и церковь где-то в середине XIX ст. (точная дата не выяснена) увенчали деревянным восьмериком. В 1896-1897 гг. по инициативе священника Базилевича по проекту черниговского губернского архитектора Николая Дмитриевича Маркелова вместо деревянного восьмерика был сведен каменный световой восьмерик, увенчанный сферической баней с глухим фонариком и маковкой. Деревянная колокольня построена, ориентировочно в первой трети XIX ст. Кирпичное ограждение вокруг церковного двора сведено в начале XX ст. Церковь понесла потери некоторых и перестроек в течение XX ст.: потерян иконостас, с западной стороны пристроен деревянный входной тамбур.

Михайловская церковь и колокольня является уникальным комплексом церковной архитектуры XIX ст., которая совмещает народные архитектурные традиции с опытом профессионального зодчества.

с. Ображиевка

Церковь Покрова Богородицы и колокольня

Церковь Покрова Богородицы Колокольня

Деревянные церковь и колокольня расположены в открытой равнинной местности Деснянского левобережья в центральной части села и является его архитектурными доминантами. Церковь построена в 1777 г. средством местного помещика М.Холодовского. В XIX ст. построена колокольня, а также тамбур перед бабинцом церкви и пристройки к алтарю.

Колокольня, которая стоит с западной стороны от церкви, двухъярусная, типа «четверня на четверне», каркасной конструкции, оббита досками. Поставленная на кирпичном фундаменте. Венчается невысокой четырехгранной палаточной крышей с маковкой.

с. Пироговка

Памятник

10 марта 1943 года в село Ивот ворвались немцы и расстреляли и сожгли живьем 392 жителей. На фронте смертью храбрых погибли 255 ивотчан. 9 мая 1976 года в селе открыт памятник. На земляном насыпе обложенном дерном, установленная железобетонная скульптура женщины с ребенком, охваченные пламенем. Справа и налево скульптуры – оцементованные стеллы, на которых закреплено 19 мраморных плит. На четырех плитах фамилии воинов, на пяти – имена односельчан, на десяти – имена 392-х жителей, замученные фашистами.

с. Ивот