Заповедник создан в 1993 году на базе комплекса памятников истории, культуры и архитектуры г.. Дубно, который включает в себя Дубенский замок XV-XVIII вв. (дворец князей Острожских, дворец князей Любомирских, надвратный корпус), Луцкие ворота XVI в., Синагогу XVI в., Спасо-Преображенскую церковь XVII в., Свято-Юрьевскую церковь XVII в., Монастырь кармелиток XVII в., Костел бернардинцев и его кельи XVII в., Костел Яна Непомука ХХ в., Свято - Ильинский собор нач. ХХ в., Светские здания XVIII - XIX вв. в центральной части города.
В состав заповедника также входит краеведческий музей.
В залах надвратного корпуса замка князей Острожских-Любомирских функционирует постоянно действующая выставка "Сокровища наши духовные", представленная образцами Волынской школы иконописи - иконами XVI-XIX вв., Наиболее ценная из которых - "Пророк Илья с житием" XVI в.
Образцами местного художественного литья XVI - XIX вв. являются колокола, украшенные растительным орнаментом и ликами святых. Некоторые из них имеют клеймо мастера, а колокол 1572, привезенный из Успенский церкви, имеет надпись кириллицей о месте изготовления - Дубно.
Украшением экспозиции является массивный латунный подсвечник 1575 года, вылитый гданским мастером Лукой Фриделянтом по заказу князя Константина Острожского. Сам подсвечник стоит на трех фигурах львов, а мышцы подпирают ветви в готическом стиле.
Значительную историческую ценность представляют царские врата XVII в. с вырезанными виноградными гроздьями и лозой и изображениями "Благовещение" и четырех евангелистов.
Определенную часть экспозиции занимает деревянная скульптура XVII-XVIII вв., выполненная народными мастерами для католического костела бернардинцев, среди которой следует выделить редкую скульптуру "Беременная Богородица" (II половині XVIII в.) и ангелочек работы школы Пинзеля.
В Тронном зале надвратного корпуса размещена галерея портретов князей-владельцев Дубна - Острожских, Заславских, Любомирских, Сангушко.
г. Дубно, ул. Замковая 7-а
Построен в 1908 году на собственные средства дубенчан. Архитектурная стилистика храма вполне укладывается в канонические рамки неороссийского стиля. Пятиглавое, пятиконечное кирпичное сооружение с прилегающей с севера колокольней в русско-византийском стиле.
Есть несколько входов в церковь - с севера, востока и запада, главный - с севера, с центральной улицы Дубно, что обусловило несколько необычную ориентацию, характерную для православных храмов. Некоторое время, когда в этой церкви находилась благодатная икона Божьей Матери, пожертвованая Дубну еще князем Константином Острожским (о чем писал в свое время и Михаил Грушевский), но через несколько десятков лет эта икона, украшенная жемчугом, была похищена, и теперь в храме есть только ее неудачная копия.
Памятник сакральной христианской архитектуры 17 века. Церковь Святого Спаса на Кемпе построена для монастыря Ордена в 1643 году.
В 1812 году униатская обитель прекратила свое существование.
В 1839 году в ее западном фасаде достроили новую классицистическую колокольню. Зато глухой аркатурный пояс под карнизом стены опоясал храм и был одним из самых примечательных его особенностей, совершенно уничтожен.
В 1970-х годах церковь закрыта советской властью.В 1990-х богослужения в церкви возобновлены под главенством УПЦ.
Спасо-Преображенская церковь имеет небольшие размеры, однонефная, бесстолпная с одной полукруглой апсидой, что по ширине равна самому храму.
К особенностям здания следует отнести миниатюрную баньку на невысоком глухом подбаннике, не связанной с внешней деревянной баней позднего происхождения. На одной поперечной с банькой находятся рудиментарные конхи. Наличие подобных элементов позволяет отнести Спасо-Преображенскую церковь по своей планировке к трифолии со своеобразным трехлепестковым планом.
Ныне Николаевская церковь УПЦ КП. Храм, основан князем Янушем Острожским. Строительство костела и монастыря, которые составляли единый объект, было начато в 1617 году, закончено в 1629 - при Владиславе Заславском.
При возведении стены вокруг монастыря образовалось 2 двора. Монастырь бернардинцев просуществовал более 200 лет, до 1852 года. Вскоре здесь уже был православный Свято-Николаевский собор. Работы по реставрации фасадов и интерьеров начались в 1869, завершились в 1875. Крышу костела, когда крытую черепицей, а позже гонтами, покрыли жестью, достроили одну каменную и пять деревянных бань, стенная роспись в католическом духе переработано на православный, латинские надписи заменили славянскими, четырех римских пап перерисовали на четырех евангелистов. В 1909 году здесь основали женский православный монастырь, который просуществовал до 1920 года, когда здания вновь были переданы римско-католической епархии. 1931 здесь расположилась папская миссия и духовная семинария.
Замок возник как крепость Волыни в Х в. В течение Х-ХIII вв. существовал как детинец летописного Дубна. Уничтожен монголами в 1240-1241 гг. Примерно в конце XIV - начале XV в. князь Федор Острожский воздвиг деревянно-земляное укрепление, которое, конечно, имело несколько иной вид, чем сейчас. Это сооружение было окружено земляными валами, огражден деревянным частоколом по периметру и тесно застроен внутри жилыми и хозяйственными помещениями.
Однако ограниченная площадь замка, недостаточная прочность деревянных стен и укреплений, нередки пожары, и, самое главное, расположения относительно ниже прилегающего участка города, заставило князя Константина Острожского начать строительство новой, рельефно высшей, каменной крепости.
1492 год официально считается датой постройки Дубенского замка.
На протяжении своего существования замок неоднократно перестраивался и укреплялся. В начале XVII ст.каштелян краковский князь Януш Острожский реставрировал замок в стиле позднего ренессанса. Тогда же были достроены два бастиона со сторожевыми башнями. Между старым городищем и новым замком пролегал глубокий ров, который при необходимости легко заполнялся водами Иквы. Второй, более широкий и важный для обороны, ров был вырыт с противоположной стороны замка. Его восточный склон образовывался фасадами бастионов икуртиною, которая их соединяла, а высокая отвесная стена со стороны города была составлена из «дикого» камня. Этот ров также наполнялся водой. В бастионах содержались казематы, соединенные с окрестностями. Они были такими просторными, что туда можно было заехать каретой и развернуться.
Под замком были проложены широкие каменные подземные ходы-тайники, куда во время вражеских нападений прятались местные жители со своим имуществом. Здесь хранились запасы воды и провизии для защитников во время осады. Вероятно, что на территории замка была своя замковая церковь.
В XVI в. замок имел на вооружении 73 пушки. Арсенал постоянно пополнялся за счет собственной литейной мастерской. За всю историю своего существования замок как был свидетелем развития огнестрельные оружия: от ружей, кремневых ружей, фальконетов, гаковниц, древних орудий до современных винтовок, автоматов, пулеметов, пистолетов и т. д.
Замок, как родовое имение князей Острожских проходил через браки от одной княжеской династии к другой, а в целом он был частной собственностью князей Острожских, Заславских, Сангушко, Любомирских. И лишь в конце XIX в. замок был продан военному ведомству, и с тех пор здесь поочередно располагались армейские части: русского царя Николая II, австрийского императора, петлюровцев, поляков, красноармейцев, гитлеровцев, советских войск.
На территории замка расположены два дворца: с южной стороны - дворец князей Острожских, а напротив него, с северной стороны - дворец князей Любомирских. Имя архитектора дворца князей Острожских неизвестно. Справа от входа во дворец, над первым этажом, сохранился небольшой фрагмент средневекового орнамента, на основе которого, по периметру, сотрудники Дубенского заповедника воспроизвели то, что сотни лет украшало это место истории, культуры, архитектуры. Во дворце в свое время хранились ценные архивы князей Острожских, Заславских, Любомирских, Сангушко и даже Конецпольских. Некоторый период тогдашние обладатели замка хранили здесь золото, бриллианты, оружие, продукты, посуду, доспехи.
Сейчас большая часть замка находится в хорошем состоянии, продолжается его реставрация. Территория замка чистая и ухоженная. В замке действует музей, организуются различные выставки.
Памятник оборонной архитектуры. Играла роль центрального звена в оборонной системе города.
Редкий образец оборонительного сооружения - барбакана, что нигде в Украине, кроме Волыни, не встречается. Похожы на другие работы архитектора Якуба Мадлайна - Луцких и Татарских ворот в Остроге.
24 апреля 1623 князь Александр Заславский заключил контракт с архитектором Якубом Мадлайном на строительство Луцких ворот. Возведены они, вероятно, за один строительный сезон, по крайней мере по состоянию на октябрь ворота еще не были достроены. По договору князь обязывался предоставить нужное количество кирпича, камня, извести и «татар к работе». Ворота были включены в оборонительную систему Дубна. Сочетались с земляным валом. Коммуникационный путь пролегал подъемным мостом, перекинутым над рвом с водой, через арочный проезд устроен на первом этаже ворот.
В 1785 году ворота перестроены. Возможно, был разобран аттик, надстроен третий этаж, устроены бойницы и оконные проемы. Осуществлена перепланировки интерьера. Анализ архитектурных элементов, появившихся после перестройки (рустовкой, обелиск), дает основания считать автора изменений архитектора Доминика Мерлини, который в ту пору был привлечен к перестройке Дубенского замка.
Построена в 1784. Является одной из крупнейших синагог в Западной Украине. Одна из иудейских святынь.
Большая Дубенский синагога является одной из крупнейших не только в Украине, но и в Восточной Европе.
Дубенская синагога была построена в XVI в., перенесла реконструкцию в XVIII и ХХ веках и сохранилась до наших дней. Синагоги являются оригинальными памятниками истории, архитектуры и искусства, в которых ярко выражались духовные традиции и культура европейских общин. Слово« синагога »- греческого происхождения, означает «собрание». На иврите это здание называется «бейт-кнессет», то есть молитвенный дом.
Со дня основания синагоги действовал хор, исполнявший лучшие композиции еврейской литургии (некоторые даже на несколько голосов). Здесь действовал и детский хор, который часто выступал в Острожской синагоге и в других иудейских храмах Волыни.
Толщина стен синагоги напоминает о ее оборонительном характере. Элементами укреплений были контрфорсы и ренессансу трехъярусные аттики с бойницами на фасадах.
Во время Первой мировой войны австрийская артиллерия нанесла ущерб иудейскому храму, и отстроен он был только в 1920-х годах. Пространственно-планировочная структура основного объема обновленной синагоги представляла собой большой зал на четыре массивные колонны, на наружные стены которых опирались своды.
В годы фашистской оккупации, осенью 1941 года, в Дубне был создано гетто, которое располагалось возле центральной синагоги и тянулось к прилегающих к ней улицах вправо и влево от нее. Из гетто в период оккупации вывезено и расстреляно около 12000 евреев. Единицам из них удалось спастись благодаря милосердию дубенчан.
Монастырь был основан Анастасией Чернецкой в 1660 году. По другим данным, он был основан в 1702 г.. Княгиней Теофило-Людвика Любомирской. Но здания монастыря появились в разное время: костел датируется 1630 годом, а монастырский корпус - 1686 годом. Теперь трудно установить, корпус с кельями построено для уже существующего монастыря, или монастырь основан тогда, когда уже существовали здания для него.
Монастырю принадлежало село Снос (впоследствии пригород Дубна).
Костел был построен в стиле раннего барокко. Его южный фасад был завершен треугольным фронтоном, который уничтожен недавно.
Кельи содержатся в корпусе, имеющем форму буквы Г. Здание двухэтажное, вдоль переднего фасада проходит открытая арка-галерея. Главный вход оформлен барочным порталом с тремя лепными вазами наверху. Весь комплекс занимает выдающееся место среди архитектурных ансамблей Украины периода раннего барокко.
При монастыре был сад, огород и пастбище
Во времена существования монастыря кармелиток дорога к православному Чеснохрестскому монастырю вела только через ворота этого католического монастыря, другого прохода не было. Начальница кармелиток велела запереть монастырские ворота и монахи Крестовоздвиженского монастыря были заперты в своем монастыре, как в тюрьме. Почаевская лавра, которой принадлежал Чеснохрестский скит требовала передачи всего кармелитского монастыря Крестовоздвиженской пустыни. Было это в 1867, а дело закончилось в 1890 году, когда вся территория кармелитского монастыря вместе со зданиями по царскому указу была передана Крестовоздвиженской пустыни, а монахини были переведены в другое место. Перед отъездом они уничтожили в монастыре все, что можно было уничтожить. И православное ведомство, приняв все, довольно скоро все отстроило, в том числе и костел, который был перестроен в храм в честь преподобного Иова Почаевского.
Над въездными воротами была надстроена колокольня в православном стиле, а над костелом - высокий шпиль с куполом. Но с приходом польской власти после 1920 года эти надстройки были уничтожены, а сам комплекс был передан католическим монахам-кармелитам босым.
После сентября 1939 монастырь был ликвидирован, а помещения были приспособлены для других целей. Сейчас там содержится онкодиспансер. В 2004 году с согласия руководителя Дубенского межрайонного онкологического диспансера г Петра Комисарука здесь выделили комнаты для домовой церкви и под кельи для насельниц монастыря.
В бывшем пригороде Сурмичи в 1700 году была построена Юрьевская церковь - на каменном фундаменте, деревянная, тридольная, трехкупольная, с чрезвычайно оригинальными пропорциями, аналогов которой нет больше в Украине. Рядом построена колокольня 1869, где 5 древних колоколов, из которых 3 - действующие. В храме есть большой художественной ценности иконостас, где находится и икона работы выдающегося украинского художника конца XVII - начала XVIII веков Иова Кондзелевича.
Фарный костел (1830), построенный местным священником о. Алоиз Осинским. Костел был закрыт местной коммунистической властью на основании распоряжения районной совета в помещении был сделан спортзал местной спортивной школы. 28.07.1990 г. здание получило статус памятника архитектуры. Возродилась римско-католический приход в Дубне в нач. 90-х гг. Сначала католики имели право отправлять богослужение только в воскресенье и праздники, а уже 29.03.1991 г.. Костел был неофициально возвращено верующим. Решением № 64 от 9.02. 1994 городская власть вернула храм местному сообществу.