Особый интерес представляет Спасская церковь. Сохранившаяся постройка – часть деревянного Преображенского собора Крестовоздвиженского монастыря, основанного М. Пушкарем и казаками Полтавского полка в 1650 году в честь победы над войсками польской шляхты.
В 1695 году после нападения татар на Полтавщину в крепости сгорела церковь, и на ее место в 1705 году был перенесен монастырский собор. Спасский предел был отстроен на средства полковника Ивана Искры уже как самостоятельный деревянный храм на месте сгоревшей Преображенской церкви. Шло время. Собор начал разрушаться. В 1810 году он был разобран. Остался лишь с некоторыми изменениями Спасский придел. Над ним в 1845 году по проекту архитектора А. Тона был сооружен каменный футляр, сохраняющий ценный памятник архитектуры от разрушений, а два года спустя возвели небольшую каменную колокольню.
Спасская церковь – свидетель многих исторических событий. На площади перед церковью во время осады Полтавы шведами жители крепости поклялись не сдать ее врагу. После победоносной Полтавской битвы в Спасской церкви, по преданию, было проведено торжественное богослужение, на котором присутствовал Петр I, который отдыхал в доме полковника Келина по соседству с храмом. В 1849 г. рядом был установлен памятник на месте отдыха Петра I.
Спасская церковь – типичный образец древнерусского стиля. Сооружение – прямоугольной формы в виде сруба, снаружи обшито досками. Это единственное на Полтавщине культовое сооружение с гонтовой кровлей. Ширина церкви более десяти, длина – 21, высота до верха маковоки – около 14 метров. Здание - единственный образец деревянного зодчества XVIII века на Полтавщине.
г. Полтава, ул. Октябрьская, 10
Строительство Крестовоздвиженского собора началось в 1699 году на берегу р. Ворсклы на средства мещан
Архитектура Крестовоздвиженского собора имеет ярко выраженные черты украинского барокко. В основу плана положено типовое решение древнерусского трехнефного храма с четырьмя пилонами, на которые опирается центральный купол. Это единственный сохранившийся на Украине храм с семью куполами. Крестовоздвиженский собор напоминает известные памятники архитектуры – соборы Николаевского и Братского монастырей в Киеве, Троицкого в Чернигове, Мгарского в Лубнах. Однако полтавский собор заметно отличается от них постановкой куполов, широкими угловыми лопатками и обработкой оконных и дверных проемов. Все стороны собора имеют равнозначное архитектурное решение. Расположенный на возвышенности, он обозревается с любой точки. В 1981 году начата реставрация купольной части собора.
Вторая монастырская церковь – Троицкая, или во имя Святой Троицы, была сооружена в 50 шагах от соборной в 1750 году. Она каменная, одноярусная, однокупольная. Считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны – великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону – во имя Архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку – помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келья монаха, который заведовал трапезой.
Третья церковь на территории Крестовоздвиженского монастыря – Семеновская (Симеоновская), или во имя святого Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году неподалеку от Троицкой церкви, с южной стороны. Она каменная, однокупольная (одноглавая). Ее соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И. С. Котельников в память о своём единственном сыне Семёне, который умер в Полтаве. В 1886 году родители везли своего безнадежно больного сына на лечение в Крым и по дороге заехали в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Юному Семёну так понравился монастырь и его живописные окраины, что он захотел быть похоронен здесь, если умрет. Это скоро и случилось, и родители, выполнив последнюю волю сына, навсегда остались в Полтаве. Семеновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келья для монаха, который заведовал трапезой. Размеры этого храма: длина – 39,5 аршина (свыше 28 метров), ширина – 14,5 аршина (10,5 м).
Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная за 20 саженей (42,6 м) от соборной Крестовоздвиженской (Воздвиженской) церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки. Сооружение замечательной итальянской архитектуры с элементами украинского стиля, который называют украинским барокко. Близка к стилю колокольни Киево-Печерской лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Высота ее 22 сажени (47 метров). Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов. И гордостью ее был огромный колокол весом в 400 пудов (свыше 6,5 тонн). Реставрация ее произведена в 1981 году.
Кроме этих культовых сооружений, на территории монастыря еще были дом настоятеля, деревянный, на каменном фундаменте, на семь комнат, с подвальным помещением из четырёх комнат, сооруженный в 1885 году вместо старого, который существовал с 1770 года; дом для братских келий, построенный в том же 1770 году, потом реставрированный в 1863 и 1892 годах (стоял он вдоль монастырской стены со стороны города); с юго-западной стороны — каменный одноэтажный дом на 8 братских келий с отделением для больницы, сооруженный купцом И.С. Котельниковым в 1889 году. С северной стороны, за монастырской стеной-оградой, стоял деревянный на каменном фундаменте одноэтажный дом на четыре комнаты с кухней. Это – так называемый странноприимный дом, построенный в 1887 году на пожертвования. Весь монастырь был обнесен каменной оградой, часть которой сооружалась в 1881, а остаток – в 1887 году.
Во время войны со шведами здесь находилась ставка Карла XII. В первой половине XX в. монастырь был закрыт и разграблен. С 1933 года до конца 30-х помещения использовало НКВД в качестве тюрьмы для малолетних, затем как школа-интернат. В конце 30-х годов бывшие кельи монахов, другие подсобные помещения были переданы Полтавскому государственному педагогическому институту, и там устроили общежития для студентов, студенческую столовую; отдельные помещения занимали преподаватели. Комплекс возвращён церкви в 1991 г.
Монастырские сооружения – собор, церковь, колокольня, которые варварски использовалось и просто стояли без надлежащего ухода десятки лет, требуют большого, капитального ремонта. Изгородь за последние годы была совсем уничтожена. Заброшен монастырский сад, места, где были огороды. Ко всему необходимо приложить руки и большие средства. И чтобы возродить все основные сооружения в их бывшем виде, нужны не десятки и не сотни тысяч, а уже миллионы рублей. Итак вся надежда на то, что полтавчане не оставят в беде свой уникальный памятник истории и культуры и помогут собрать средства на его возрождение.
г. Полтава, ул. Свердлова, 2-а. +38 (05322) 7-90-59
Первое каменная церковь в Полтаве – Успенский собор, который строился 22 года – с 1748 по 1770 год. Строили его местные умельцы под руководством талантливого архитектора и инженера С. Стабанского. Построено на месте деревянной церкви, которая стояла на Вечевой площади Полтавской крепости, на Ивановой горе.
Памятником архитектуры конца XVIIІ века является колокольня этого собора, заложенная в 1774 году и построенная в 1801 году. Внешние формы и элементы декора колокольни несут черты борокко. Однако четкая композиция, шпиль, а не купол, вход в виде четырехколонного портика свидетельствуют о значительном влиянии русского классицизма. На колокольне высотой 44 м висел колокол "Кизи-кермен", отлитый из турецких пушек в конце XVIII в. (теперь в краеведческом музее). В 1934 г. собор был уничтожен большевиками, но колокольня чудом сохранилась. В 1999-2007 гг., по инициативе Президента Украины, собор реконструирован и возвращён православной церкви.
г. Полтава, пл. Соборная, 3, +38 (05322) 7-31-77
Скромный Свято-Макариевский храм с 1962 г. является кафедральным собором Полтавской епархии. Небольшая приходская Макариевская церковь была построена на окраине города в нач. ХХ в. Согласно пророчеству юродивого Кузьмы Ивашина из Горбаневки, жившего в 20-х гг. прошлого века, этот храм должен был выстоять в тяжелые времена и со временем стать кафедральным, поскольку почти все остальные церкви города будут уничтожены. Так и случилось - волна храмовых разрушений в советские времена обошла Макариевскую церковь. А после сноса в 1962 г. Преображенского собора она действительно получила статус кафедрального храма. Несколько реставраций не изменили ее изначального вида. В интерьере сохранились росписи нач. ХХ в., в северной части храма находится самая большая святыня собора - Горбаневская чудотворная икона Пресвятой Богородицы (1786 г.), в Ильинском приделе - почитаемая Каплуновская чудотворная икона.
Храм святого великомученика и целителя Пантелеймона расположен в парке им. И. Котляревского, на территории которого раньше находилось городское кладбище. При кладбище действовала Всесвятская кладбищенская церковь, в которой в кон. XIX в. служил священником знаменитый поп Гапон, лидер христианского профсоюза Санкт-Петербурга, организатор массового шествия рабочих в день "Кровавого воскресенья". В советские времена Всесвятская церковь была уничтожена. В 1999 г. по решению городских властей Полтавы неподалеку было начато строительство храма Св. Пантелеймона. 19 сентября 2000 года состоялось освящение церкви, а 23 сентября – первая божественная литургия.
Адрес: г. Полтава, ул. Фрунзе, 64
Храм в честь великомучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии воздвигнут в 2002 г. по инициативе городских властей и женской религиозной общины Полтавы. Автор проекта - заслуженный художник Украины арх. А. Чернощеков. В середине храма земное жилище Иисуса Христа отделяет на всю высоту церкви резной иконостас, выполненный мастерами львовской фирмы "Сияние". Некоторые иконы привезены из Почаевской Лавры. Пятибанный храм в стиле классицизма венчает центральный пятиметровый крест. Декоративные бани содержат семь колоколов. Все они отлиты на Полтавском тепловозоремонтном заводе. Самый мощный из них, весом 271 кг, носит имя "Полтава".
Адрес: г. Полтава, пр. Первомайский, 23, +38 (05322) 2-16-59