Спасо-преображенский собор на Соборной площади занимает особое место среди храмов Одессы. Это - крупнейший православный храм Одессы; заложен в 1794; освящён в 1808. После полного восстановления заново освящён в 2001 - часовня колокольни; в 2002 - нижний храм; в 2003 - верхний храм.
Собор по мере своего архитектурного развития отражал уровень развития Одессы и всего края. Будучи небольшим культовым сооружением в начале XIX века, он стал одним из крупнейших соборов России в начале ХХ века. Спасо-Преображенский кафедральный Собор к началу ХХ стал главным храмом Новороссии.
В августе 1794 состоялось торжественное освящение города Одессы, во время которого на Соборной площади было освящено место строительства церкви в честь Николая Чудотворца, а в 1795 был заложен первый камень.
Cтроительство каменной соборной церкви в Одессе, было поручено архитектору, инженер-капитану В.Вонрезанту и 14 ноября 1795 рядом с временным Николаевским храмом на одной из главных площадей в Одессе митрополит освятил закладку каменной церкви во имя того самого святителя.
20 мая 1808 завершили строительство нового каменного храма - главный массив собора. 25 мая 1808 главный алтарь собора был освящен во имя Преображения Господня, правый - во имя Св. чудотворца Николая Мирликийского, а левый - во имя Св. Спиридона и с тех пор собор начал именоваться не Николаевским, а Спасо-Преображенским.
После реконструкции 1903 г. Спасо-Преображенекий собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи (размер 90 х 45 м, высота колокольни - 72 м), вмещал около 9 тыс. чел. Внутри собора были похоронены архиепископы Иннокентий (1857), Иоанникий (1877), Дмитрий (1883), Никанор (1890), а также новороссийский генерал-губернатор (1823-1844) князь М.С. Воронцов (ум. 1856) и его супруга Е.К. Воронцова (ум. 1880).
В 1936 собор был разрушен. В начале он был разграблен, а затем разобран по камешку. Как показали современные раскопки, фундамент Собора остался в целости. Перед этим, под давлением заинтересованных в разрушении Собора лиц, главный архитектор города подписал постановление о том, что Собор не представляет архитектурной ценности. На месте алтаря установили фонтан с большой мраморной вазой в виде цветка (прозванной впоследствии вазой Филатова). После восстановления Собора в 2005 г. этот фонтан был перенесен на место первого городского фонтана на Соборной площади.
Главной святыней Собора была чудотворная икона Касперовской Божьей Матери, которая доставлялась ежегодно в Одессу из села Касперовка 25 сентября и оставалась в Соборе до праздника Святой Пасхи.
В 1876 году прибывшие с Афона монахи арендовали у одесского домовладельца г-на Николаиди домик, а затем на этом месте возникло Пантелеймоновское подворье. 9 мая 1893 года заложили строительство храма по проекту архитектора Н. Никонова. А уже 10 января 1896 года состоялось освящение одного из самых величественных храмов Одессы и всей Украины.
Великий храм во все времена имел громадное значение в жизни одесситов и паломников - сюда приезжал великий святитель Иоанн Кронштадтский. Не случайно постановлением от 26 января 1909 года Ново-Рыбная улица переименована в Пантелеймоновскую.
В годы послереволюционной России, когда у власти были большевики, Пантелеймоновский монастырь, как и множество других церквей, был закрыт, а в храме действовал планетарий. И только 22 сентября 1991 года храм с подворьем был возвращен верующим.
В соборе установлено 11 колоколов, отлитых на Воронежском колокольно-литейном заводе. Колокола разнятся по размерам, самый маленький весит 5 кг, а самый большой - 1200 кг.
Первоначально это была деревянная церковь, а 29 июня 1804 года состоялась торжественная закладка каменного храма. Храм был построен по проекту архитектора Ф.Фраполи и весной 1808 года торжественно освящен.
В начале XIX века греческая церковь Святой Троицы была духовным центром греков.
В храме были погребены греческие архиреи, скончавшиеся в разное время. В мае 1907 года у восточной стены храма в специальной пристройке был погребен благотворитель и общественный деятель, один из виднейших членов греческой общины, почетный гражданин города Одессы - Григорий Григорьевич Маразли.
С 1936 года храм был закрыт большевиками и превращён в спортзал, были разграблены многочисленные захоронения виднейших архипастырей, священнослужителей и граждан Одессы, разрушены купол и колокольня.
В 1954 году при Свято-Троицком (греческом) храме учреждается подворье Александрийского патриарха в Русской православной церкви, которое просуществовало до 1 апреля 1999 года, после чего, перенесено из Одессы в Москву, а Свято-Троицкой (греческой) церкви возвращен статус городского храма Одесской епархии Украинской православной церкви.
В середине 90-х годов XX века были установлены новый купол и стройная колокольня, продолжаются восстановительные работы.
В храме имеется чтимый образ Божией Матери "Нечаянная радость", перед которым по установившейся традиции каждую пятницу вечером совершается акафист Пресвятой Богородице. В храме действуют воскресные школы для взрослых и детей. Есть приходская библиотека.
ул. Екатерининская, 55
Синагога была построена в 1850 году архитектором Ф.О. Моранди. Это - двухэтажное здание с большими полукруглыми окнами, фасад и внутренняя отделка которого выдержаны в флорентийском стиле, смешанном с романским.
В советские времена здание синагоги было передано Одесскому педагогическому институту, в нем был размещен факультет физвоспитания. Внутренние помещения синагоги подверглись значительным изменениям. Молитвенный зал был превращен в баскетбольный и разделен перекрытием на два этажа. Боковые проемы были наглухо закрыты; балконы, предназначенные для женщин и для хора, превращены в аудитории.
В 1996 году здание Главной синагоги было передано Одесской иудейской религиозной общине, и в сентябре 1996 года, на Рош-а-Шана, евреи Одессы впервые за долгие года молились в главной синагоге города.
За последующие годы в здании был проведена серьезная реконструкция, восстановлена бима, построена миква. Сегодня здесь проводятся ежедневные и праздничные молитвы, собирающие несколько сотен прихожан. На большие праздники сюда приезжают не только одесситы, но и верующие иудеи из Белгорода-Днестровского, Ильичевска, Измаила…
В специальном помещении при синагоге, где расположена библиотека книг и видеофильмов по еврейской истории, культуре и традиции, проходят регулярные семинары по знакомству с иудаизмом, уроки иврита и еврейской традиции.
С началом возобновления религиозных служб Главная синагога Одессы стала одним из пунктов посещения туристов (в основном из США, Израиля, Великобритании и Польши), интересующихся ею не только как памятником архитектуры, но и как центром возрождения еврейского самосознания в Одессе.
ул. Еврейская, 25 (угол Ришельевской)
Свято-Успенский мужской монастырь - одна из известнейших обителей Одессы, знаменитая своими святынями. С 1946 года, когда здесь разместилась летняя резиденция московских Патриархов, монастырь получил название Патриаршего. Примерно в это же время сюда перевели Одесскую Духовную семинарию, находящуюся здесь и по сей день.
На территории монастыря находится Храм Успения Пресвятой Богородицы. Ранее на его месте в 1953 году была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 года была сооружена церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен купол и колокольня.
В Успенском храме бросается в глаза огромная икона преп. Серафима Саровского, загораживающая собою клирос. В левой части храма - рака с мощами преподобного Кукши Одесского.
В 1961 году, рядом с монастырем, в бывших помещениях монастырской гостиницы, разместилась, переведенная из города, Одесская Духовная Семинария. В Семинарии есть храм в честь святого апостола Андрея Первозванного - небесного покровителя Семинарии.
C 1998 года на территории монастыря идет строительство нового собора в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник". Проект строительства собора предусматривает двухъярусное здание. В верхнем храме будут освящены три предела. Главный из них - в честь чудотворного образа Божией Матери "Живоносный источник", а нижний будет посвящен памяти преподобного Кукши Одесского. Храм построен в старинном русском стиле и рассчитан на 3 000 молящихся. В настоящее время строительство храма завершено - собор с его пятью куполами возвышается на морском берегу. Но еще ведутся внутренние работы, а также роспись стен и потолков собора.
С разрешения Святейшего Синода в 1828 году была заложена Михайло-Архангельская церковь. По окончании строительства в 1833 году, церковь имела два придела: во имя св. Пророка Илии и во имя иконы Божией Матери Феодоровской. До 1841 года в Херсонско-Таврической епархии действовали четыре мужских монастыря и ни одного женского.
В 1841 году при церкви с Высочайшего разрешения был учрежден женский монастырь 3-го класса с целью "воспитания и образования сирот женского пола духовного звания". Строительство монастыря осуществлялось при содействии одесских негоциантов.
Торжественное освящение - состоялось 9 мая, по старому стилю, 1844 года. При монастыре был открыт сировоспитательный приют для круглых сирот духовного звания, позже преобразованный в Епархиальное женское училище. С тех пор монастырь стал очагом благотворительности, милосердия и духовности, а в дальнейшем прославился иконописью, шитьем риз.
В 1923 году монастырь закрыли, а в 1931 - его Архангело-Михайловский собор был взорван. Монастырские помещения перешли к Высшей сельскохозяйственной школе. Во время румынской оккупации, в 1842 году, монастырь вновь был открыт.
Новое закрытие монастыря произошло в 1961 году, с началом очередного периода ликвидаций очагов христианства по всей стране. Возрождение Архангело-Михайловского женского монастыря началось в 1991 году. В апреле 1993 года монастырю возвратили часть сохранившихся помещений, в которых располагалась туберкулезная больница и с 1 мая начались богослужения в открытом Архангело-Михайловском храме.
Под руководством настоятельницы обители игуменьи Серафимы монастырь превратился в настоящий православный и культурный центр в Одессе. На его территории возведен монастырский приют - современное здание Дома Милосердия, построена часовня, Музей "Христианская Одесса".
ул. Успенская, 46
Собор начали возводить в 1847 году по проекту архитектора Франческо Моранди. Храм освятил 16 августа 1853 года епископ Фердинанд Канн.
Храм построен в форме латинского креста. Внешне его стиль можно назвать как смешанный романский и готический. Фронтоны и окна колокольни выполнены в готическом стиле, двойные полукруглые окна, восьмиугольный купол – в романском.
К собору вели три входа, над центральным размещался орган. Рассчитан собор был примерно на 2000 верующих. В храме была икона Божьей Матери – оригинал работы известного флорентийского художника XVII века Карло Дильче (подарена собору доктором Рено в честь освящения в 1853 году). От Святейшего Отца Пия ІХ собору была подарена мраморная крестильница. Настоящим произведением искусства была мраморная резьбленная кафедра, которая не сохранилась до наших дней.
При коммунистической власти собор был закрыт, а в здании устроили болгаро-немецкий клуб. Некоторые ценные вещи из собора удаль сохранить в храме св. Петра. В начале войны немцы возвращают католическому обществу отобранный собор. Но в 1949 году храм страдает от варварского разрушения: сносятся колонны, разбивается мрамор, в середине строят несколько этажей. Храм превращается в спортивный зал, а места захоронения священников и графа Ланжерона – на ямы для прыжков в длину.
Политические изменения в 80 и 90-х годах прошлого века верующие Одессы стали добиваться возвращения храма. И 9 августа 1991 року отец-прелат Тадеуш Хоппе получил ключи от разрушенного храма. С этого момента собор постоянно реставрируется: восстановлены памятные доски на месте захоронения Ланжерона и епископов. В 2003 году из церкви св. Петра в собор были возвращены образ Успения Пресвятой Богородицы, картины Крестного Хода, крестильня.
В настоящее время в соборе проходят концерты, выставки, молитвенные встречи. Много приезжих в Одессу приходят сюда, чтобы увидеть местные Церкви и храмы и дотронуться до памятника христианской истории города.
ул. Екатерининская, 33
Построена по проекту архит. Г. К. Шеврембрандта в 1897 г. Яркий пример эклектики конца XIX в.: объем здания близок к готике, план и декор фасадов – к романской архитектуре.
Возведено из блоков пористого известняка, фундаменты – из плит известняка. Сооружение зального типа с граненой апсидой на юго-западе и пятиярусной стрельчатой колокольней на северо-востоке, к южному и западному углам здания примыкают квадратные в плане четырехъярусные башни, завершенные шатрами. Стены укреплены контрфорсами.
ул. Островидова, 68
До революции в Одессе была лишь небольшая магометанская молельня на территории кладбища у подножия гак называемой Чумной горы. В 1876 г. архитектор А.Э. Шейне разработал проект строительства большой мечети, но он так и не был осуществлен.
В конце 1990-х гг. зашла речь о строительстве Арабского культурного центра и, несмотря на то, что эта идея пришлась по душе отнюдь не всем одесситам, в 2002 г. построили уникальное не только для Украины, но и всего СНГ здание с гигантским «втянутым» куполом (арх. Д. Повстанюк). По замыслу авторов, центр должен служить «связующим звеном между Востоком и Западом». По мусульманским канонам здание окрашено в белый цвет и отделано зеленой с золотой вязью лентой, которая опоясывает фасады и окаймляет портал парадного схода. Зеленый цвет повторен в окраске купола и башен.
угол улиц Ришельевской и Большой Арнаутской