В центральной части города, окруженной тенистыми и уютными свекрами, величаво возвышается замечательный памятник русской архитектуры первой половины XIX века – Свято-Покровский Собор. Возведен в центре Измаила в 1820-31 гг., в период расцвета градостроительства, на месте старого деревянного храма турецких времен.
Свято-Покровский Собор построен по проекту известного архитектора А. И. Мельникова на месте старой малороссийской (т. е. украинской) Николаевской церкви на средства прихожан и «пособием от казны», выделенным Бессарабским наместником графом М. С. Воронцовым по указу императора Николая I.
Освящен в 1831 году имеет два престола: первый и главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас состоит из икон изящной московской живописи. Другой престол – во имя святителя Николая – устроен на хорах усердием купца Сороколетова. Настенная живопись Свято-Покровского Собора выполнена академиком П. А. Пискаревым «на основе Васнецовских росписей Владимирского собора в Киеве». Первоначально это был простой однокупольный храм. Рядом с ним в 1848 г. была возведена 65-метровая трехъярусная колокольня, колокола (самый большой весом в 700 пудов) для которой отлили из металла трофейных турецких пушек.
В соборе находятся Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы («Избавительница», привезенная с Афона на благословение Измаила, и «Скоропослушница» ), а также иконы Божьей матери «Святой Марии Магдалены», «Святого Великомученика и целителя Пантелеймона».
Колокола отлиты из турецких орудий, Колоннада достроена в 1938 г.
пр. Суворова, 31
На месте нынешнего Свято-Константино-Еленинского монастырского храма раньше стояла деревянная церковь в честь святого равноапостольного князя Владимира. Потом она сгорела. И в 1930 году было принято решение о строительстве каменного храма. Оно было завершено в 1935 году. Так как в это время Измаил входил в состав Румынского королевства, архитектура храма отражала румынские традиции. Проект был составлен архитектором Улиничем. Большой вклад в строительство храма внес епископ Измаильский Дионисий. Новая кирпичная церковь была построена на пожертвования населения, средства епископии и заем в румынском банке.
В 1936 году храм был освящен в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены.
В 1962 году монастырь был закрыт. Церковная утварь, иконы были устроены на хранение в разные храмы. Так храмовая чудотворная икона Божией Матери «Благоуханный цвет» до 2004 года хранилась в Болградском Спасо-Преображенском соборе. В храме был открыт музей атеизма. Варвары сорвали крест с алтаря, с купола. А крест с колокольни сорвать не смогли даже трактором. По свидетельствам очевидцев, Господь явил Ангела, удержавшего крест своей десницей. Был вызван отряд пограничников. Пограничник поднялся на колокольню, но тут же спустился, сильно побледнев. Пограничники уехали, трактор тоже. На глазах у огромного количества людей, Ангел со свитком поднялся в небо, а крест и сейчас венчает колокольню.
30 лет в храме был музей атеизма. И только 9 февраля 1992 года состоялось открытие храма. Зазвонил колокол, который не смогли снять.
ул. Папанина, 42
Свято-Успенская церковь находится в крепости. Вся ее история связана с Успенским монастырем, построенным князем Валахии воеводой Константином Бранковяну. Церковь в монастыре была основана в 1643 году (грамота Константинопольского патриарха Парфения I).
В середине 17 в. монастыри, а соответственно и обе церкви, подчинялись Константинопольскому патриарху. В 1771 г. монастырь получает самостоятельность. Но уже в 1774 году крепость Измаил опять возвращается Турции. А 11 декабря 1790 года в монастыре произошла битва между татарами под предводительством потомка Чингисхана Максуд-Гирея и суворовскими войсками. Больше тысячи татар скрылись за стенами монастыря, но русские богатыри выломали ворота и захватили татар. И хотя во время сражения пострадала и Успенская церковь, 12 декабря в ней был отслужен благодарственный молебен. 29 декабря 1791 года был подписан Ясский мирный договор, и Бессарабия опять возвращается Турции, до 14 сентября 1809 года, когда русские войска вошли в Измаил.
Новая каменная Успенская церковь была построена и освящена в 1841 году. В конце 19 в. монастырь и церковь стали подчиняться Русскому Православному Синоду. Тогда же были построены и кельи из камня, которые сохранились до наших дней.
Румынское правительство в 1856 году закрыло оба монастыря, но после присоединения Бессарабии к России в 1878 году они были восстановлены и объединены в один Крепостной монастырь.
В 1946 году монастырь закрыли, около церкви со стороны Дуная были возведены пограничные ограждения. Церковь разрушалась временем и людьми. Она и сейчас находится в аварийном состоянии. Колокольня и перекрытия разрушены.
В 90-е гг. началось восстановление памятников истории и архитектуры в крепости, создана дирекция парка-музея «Крепость». А 25 апреля 1995 года Одесский областной Совет Народных Депутатов принял решение «О передаче Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей соответствующим парафиям Православной церкви» и они были переданы Украинской православной церкви Московского патриархата.
ул. Матросская, 23
В давние времена на территории крепости Измаил, возникшей на месте славянского поселения Смил в 1590 году, поселились монахи. Турки лояльно отнеслись к христианской церкви и разрешили создать митрополию в Браиле. В 1639 году митрополия переезжает в Измаил и размещается на территории Измаильского Николаевского монастыря.
Точная дата основания монастырей в крепости не известна. Николаевский монастырь, основанный святогорскими монахами, по приказу турецкого султана Селима был конфискован в казну турецким пашой Мустафой Челеби. В 1499 году был выкуплен монахами. Грамота об этом событии хранится в Каракальском монастыре. Это и есть первое документальное упоминание о Николаевском монастыре.
В 1641 году монастырь получает самостоятельность в делах, дарованную ему Константинопольским патриархом. Монахи начинают восстановление монастыря и христианской церкви, построенной в конце 14 века (документ «О митрополии» /1644 г./, пункт «О церкви Святого Николая в крепости Измаил»). Интересно, что все церкви в то время были полуподземные со ступеньками вниз, так как турки не разрешали, чтобы они возвышались над турецкими постройками. Отремонтированная церковь простояла до 1852 года.
В 1852 году была построена из кирпича новая Свято-Николаевская церковь, сохранившаяся до наших дней. Капитальный ремонт с реставрацией фресок был произведен в 1912 году.
В советское время судьба Свято-Николаевской церкви была печальна. Здание было передано кинопрокату в 60-е гг., перестроено под склад. Уникальные росписи были уничтожены. Лишь в 90-е годы началось восстановление памятника истории. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. Приходам будут переданы прилегающие к церкви здания.
ул. Матросская, 23
В 60-е гг. 19 в. на большом городском кладбище купцы братья Тульчиановы над семейным склепом построили часовню, которая потом была освящена в церковь Святого мученика Феодора Тирона. Там в 1864 году священники Свято-Покровского собора начали править церковную службу.
Церковь была очень маленькая, и настоятель Свято-Покровского собора протоиерей Иосиф Глизян обратился с ходатайством в Кишиневскую духовную консисторию о постройке новой церкви на кладбище. После нескольких отказов консистория в определении от 17 февраля 1883 года, утвержденном архиепископом Сергием, разрешила постройку каменной церкви во имя Святых Жен-Мироносиц. Епархиальный архитектор Серацинский составил проект и смету на строительство новой церкви. Как и большинство церквей она строилась на пожертвования жителей города, которые составили 26 431 рубль 92 копейки. Особо отмечены измаильские купцы Иван Кириллов и Тимофей Авраамов, дававшие деньги на строительство.
И вот спустя 14 лет возведение храма было закончено. В июне 1897 года протоиерей Симеон Топалов доложил в Кишиневской консистории о завершении строительства. Губернский архитектор одобрил новую постройку, было получено разрешение на освящение. Что и было сделано 5 октября 1897 года благочинным 1-го округа Измаильского уезда протоиереем Симеоном Топаловым. Так в Измаиле появилась церковь Святых Жен-Мироносиц.
В 1964 году в церкви был размещен склад. И только в 1989 году она была возвращена верующим. За четверть века варварского отношения к святыне от нее остались только стены: ни церковной утвари, ни колоколов. Настоятель протоиерей Иоанн взял на себя руководство по восстановлению храма. И опять собираются пожертвования. Известный художник А. Бурбела с сыновьями выполнил роспись. Храм был восстановлен, и начались постоянные богослужения.
ул. Шевченко, 9
В начале 1895 года Святейший Синод разрешил основать в Измаиле единоверческий приход. Богослужения временно совершались в крепости в Свято-Николаевской церкви. Прихожане добились разрешения построить свой храм. Строительство было закончено довольно быстро, и 2 октября 1896 года новый деревянный храм на каменном фундаменте был освящен. Но спустя пять дней церковь сгорела. Чудесным образом уцелел только деревянный крест. Следствием был установлен факт поджога. Хорошо, что храм был застрахован. Весной 1897 года началось строительство нового храма по проекту архитектора Г. Лозинского. И 16 ноября 1897 года новый храм был освящен Преосвященным Аркадием епископом Аккерманским. При храме действовала церковно-приходская школа. Первым священником был протоиерей Елезвой.
В 1961 году храм закрыли и передали школе №5. Школьники разорили могилу отца Елезвоя. Мощи оказались нетленными. Их перезахоронили на большом городском кладбище, которое позже варварски снесли. Место захоронения сейчас не известно. А прихожане продолжают чтить память отца Елезвоя и считать его своим небесным покровителем.
40 лет храм не действовал. В нем проходили уроки труда и физкультуры. В храме соорудили деревянное перекрытие, разделив на 2 этажа. Все церковные Церкви и храмы были разворованы.
В 1998 году храм возвратили православным в ведение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. С 2000 по2007 год он ремонтировался и реставрировался.
Храм Рождества Богородицы служит единению старообрядцев и православных, соединяя две церкви в одну. Это единственный храм, где освящается брак между православными и старообрядцами. Вот почему его еще называют единоверческим.
ул. Татарбунарская, 34
Начало создания старообрядческой общины Измаила относится к 1811 году, когда сюда переселились первые сторонники старой веры. Их численность возрастала, и старообрядцы стали ходатайствовать о строительстве каменной церкви. 22 июля 1831 года Николай I разрешил им «новую таковую каменную» построить. В 1833 году церковь была построена и освящена в честь святителя Николы. В 1899 году была реконструирована, а в 1904 был обновлен иконостас. Храм не закрывался даже в суровые годы войны и при советской власти. Продолжает действовать и сейчас, но требует капитального ремонта.
ул. Дзержинского, 124
Возведена в 1841 г. в стиле классицизма из известняка, оштукатуренная, крестовокупольная, в плане крестовая. На западном, северном и южном фасадах — четырехколонные портики тоскан¬ского ордера, увенчанные треугольными фрон¬тонами. Перекрыта полуциркульными сводами, средняя часть — полусферическим куполом на высоком круглом барабане, который поддер¬живается парусами, лежащими на арках. Стены гладкие без декора, достройки притвора расчленены лопатками. Юж¬ный и северный входы защищены двускатными навесами, опирающимися на стену и круглые столбы на пьедесталах.
Сооружение возведено, вероятно, народными мастерами, отличается архаичностью, диспро¬порцией между приземистыми стенами и высо¬ким восьмериком с главой. Памятник уникален по своему объемно-пространственному и архи¬тектурному решению.
село Кирнички
Сооружение возведено в 1823 г в стиле классицизма, возведено из камня-ракушечника, оштукатурено, четырехъ¬ярусное. Нижние два яруса прямоугольные в плане, с четырехколонным портиком, со сторо¬ны входа — с высоким треугольным фронтоном. Третий ярус с большими арочными проемами, в нижней и верхней частях квадратный, в средней — восьмигранный, украшен по углам колоннами на пьедесталах. Верхний ярус — восьмерик с двумя парами пилонов и колонн ионического ордера. В нижних ярусах колонны тосканского ордера.
село Старая Некрасовка