В конце XIX - XX века в Сокале было запланировано построить церковь. Ею должен был стать храм Верховных Апостолов Петра и Павла. Под строительство церкви был приобретен земельный участок по улице Львовской (теперь - улица Митрополита Шептицкого) стоимость которой составила 15 000 крон.
Разработкой проекта церкви занимался львовский архитектор В. Нагорный, который нашел его в Марселе (Франция) и переделал по византийскому обряду. Сначала она должна была быть с одним куполом, однако внезапно умер в. Орест Чехович. Поэтому его дело продолжили отцы Николай Кишкевич и Василий Левицкий. Они решили построить ее трехкупольной, которая, собственно, и теперь существует в Сокале.
1 июня 1904 было начато рытье фундаментов. 2 июля 1904 года состоялось посвящение краеугольного камня. В конце 1905 года были построено стены церкви. 26 июня 1906 состоялось посвящение главного креста на большом куполе, 3 ноября 1907 посвящен два других кресты на двух меньших куполах.
28 мая 1909, состоялось перенесение образа Святого Апостола Петра, как дар отцов-василиан Кристинопольского монастыря новому храму.
Торжественное посвящение церкви началось 30 мая 1909 года.
За весь период существования Церкви пришлось пережить тяжелые времена Первой и Второй мировых войн.
Сокальская церковь Святых Апостолов Петра и Павла после Львовского псевдособора 1946 года вынуждена была перейти в православие, под юрисдикцию РПЦ. В 1990 году храм Святых Апостолов Петра и Павла г. Сокаля вернулся в лоно УГКЦ.
г. Сокаль
В связи с татарским погромом 1519-го и переносом города на другую сторону Буга была построена деревянная церковь Успения Девы Марии с колокольней, а возле нее в начале XVI в. выложили из камня трехдольную церковь Св. Николая. Их обвели общей монастырской стеной. Церкви стояли рядом до 1821 года, пока церковь Девы Марии не уничтожил огонь.
В церкви Святого Николая 27 марта 1594 проходило совещание православных епископов Украины, где приняли решение о необходимости унии с РКЦ.
Церковь восстанавливали после пожаров 1613, 1677 годов, а в 1694 реставрировали. Вероятно, сначала церковь была одноэтажная и только в XVIII в. установили барочное купольное завершение над основными объемами.
В акте визитации 1731 указано, что церковь при строительстве перекрыли сводом, но только недавно она была украшена высокой баней и новой крышей.
Церковь восстановили 1927 согласно действующим тогда правилам консервации архитектурных памятников. Тогда был выполнен значительный объем строительных работ. Во время Второй мировой войны 1941 сгорела крыша притвора, крыльцо главного входа, купол над нефом, фонарь повредил огонь. Ремонт провели в 1942, установив новые крыши. В 1959 году храм был передан под склад геологоразведки. Тогда в сентябре церковь была обследована реставратором Игорем Старосельским.
В 1970 в храме были уничтожены или повреждены все деревянные конструкции крыш, стены пронизывали многочисленные трещины. На основе обследований 1959 года был разработан проект реставрации, выполненный в течение 1971-1974 годов. После реставрации в здании церкви открыли музей.
В 1990 у церкви организовалась православная община и церковь была передана УПЦ КП.
г. Сокаль
Помещик Моршина Александер Станислав Белжецький записал фундуш для женского доминиканского монастыря РКЦ уБелзи, который был обеспечен в его имениях в Моршине и Долгом. В 1684 году монахини согласились, чтобы его вдова Зофия перенесла «запись» монастырю с уступленных кишинскому старосте сел Долгое и Моршин на другие имения А. С. Белжецкого.
После вхождения Галичины в состав империи Габсбургов костел передан греко-католической общине города. В него перенесли иконостас и отдельные иконы разобранной деревянной церкви св. Духа.
В 1944 году после выселения украинский в УССР церковь вновь переоборудовали на римо-католический костел. После выселения поляков 1951 храм закрыли. При советах пропал весь церковный инвентарь и чрезвычайно богатый приходской архив, которым пользовался историк Теофиль Коструба для написания своих исследований о городе Белз.
г. Белз
В 1500 году упомянута деревянная церковь. Когда в 1780 году эта церковь сгорела, мещане отстроили ее таким способом, что сначала соорудили часть из кирпича, остальная часть церкви была деревянной. В 1855-1857 годах когда разобрали, старую деревянную церковь то основатели Степан и Палагия Жуковские построили за свой счет церковь из кирпича. На строительство церкви была разобрана каменная стена из остатков оборонительных валов у холма святого Иоанна.
До Второй мировой войны угневскую церковь считали одной из лучших в Галичине. Храм до сих пор славится своей художественной росписью (1933-1936).
г. Угнев
Основателем каменного костела в Угневе на месте деревянного стали Любачивский каштелян Христофор Дунин и его жена Марианна с Зборовских. Костел начали строить у 1683 по проекту архитектора Войцеха Ленартовича в стиле раннего барокко. 21 августа 1695 храм освятили.
Здание дожило до ХХ века на все невзгоды и забвения произведений талантливого архитектора. 28 июня 1915 во время боев костел был обстрелян артиллерией, от чего обрушилась одна из башен, была повреждена крыша, стены. Реставрация 1922 года должна была устранить повреждения.
Костел был вновь поврежден во время Второй мировой войны и восстановлен у1945-1951 годах, находясь в составе Польши. В 1951 после возвращения Угнева в СССР алтаре, отделку костела вывезли в Польшу, а костел был закрыт и стал складом. В 1963 году его включили в Реестр памятников республиканского значения. Из-за отсутствия ремонта он в начале 1990-х годов был в состоянии руины.
г. Угнев
Костел построен по проекту архитектора Войцеха Ленартовича в 1688-1693 годах. Основателем комплекса монастыря отцов пияров считается местный магнат, помещик Варяжа Марек Матчинский, который был похоронен в нем.
Здание костела сделано прямоугольными объемами, что уменьшаются по высоте в направлении апсиды. До сих пор сохранились фрески, выполненные в 1810г. Станиславом Строинским.
Костел относится к интересным достопримечательностям стиля барокко, однако находится в запущенном состоянии.
с. Варяж