В конце I тысячелетия новой эры на просторах Надднестровья существовала страна славян, известная как Большая или Белая Хорватия. О ней сообщил император Византии Константин Багрянородный в X веке в своей книге «Об управлении империей», где отметил, что «крестные далматинские хорваты происходят от некрещеных хорватов, живущих за горами Венгерскими» (то есть в Северном Прикарпатье).
Хорваты также упоминаются в «Повести временных лет»: сначала в недатированной части, в числе других славянских племен; второй раз - 907 года как участники военного похода киевского князя Олега на Византию; третий - 993 года в связи с походом на хорватов князя киевского Владимира Святославовича.
По некоторым данным, в ватиканских архивах сохранились короткие грекоязычные записи, сделанные не позднее 30-х годов XIV в, в которых сообщается, что между городами Галичем и Владимиром есть городок Стольско - резиденция Галицкой митрополии.
С начала 1980-х годов XX века Верхнеднестрянской археологической экспедицией Национальной академии наук Украины были начаты исследования памятников северных хорватов в Верхнем Поднестровье. В числе выявленных - историко-культурный комплекс с центром-городищем IX-XI вв. в селе Столско. Он охватывает большую площадь Бирбско-Стильской возвышенности (часть Ополья).
В результате археологических исследований было установлено, что на плато над современным селом в IX - начале XI в. существовал большой город, площадь которого достигала 250 га, а длина оборонительных стен - около 10 км. На это указывают мощные земляные валы, окруженные рвами и искусственно возведенные террасы, несколькими рядами шли вокруг древнего города. В одном из проездов в город был раскопан каменный тротуар, который по древнему преданию называли «Белой дорогой». По преданию, под городищем глубоко под землей располагалось подземный город. Упомянутый исследователь утверждает наличие здесь подземных лабиринтов, возможно, рукотворного происхождения. Вокруг детинца был укрепленный пригород, где раскопано несколько десятков жилищно-хозяйственных и ремесленных объектов, усадьбы отдельных состоятельных горожан. На полу разрушенных огнем жилищ были обнаружены остатки печей-каменок, собраны многочисленные образцы кружальной и лепной посуды, предметы повседневного обихода, оружие. В ближайших окрестностях города археологи исследовали густую сеть поселений, культовых мест и некрополей. Древний город было соединен с Днестром водным путем длиной 11 км, построенным еще в IX в. на реке Колоднице.
Ячейки языческого культа были обнаружены и исследованы археологами в окрестностях Стольско и в соседних селах: Дуброва, Илов, Великая Воля и вблизи города Николаева. На некоторых из них исследовались капища и жертвенные ямы, в которых были обнаружены остатки жертвоприношений.
В 2001 году Стольское городище внесли в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, в 2003 Верховная Рада постановила изучить вопрос «о создании на территории городища государственного историко-культурного заповедника», и тогда же правительство обязало Львовскую облгосадминистрацию подготовить и подать в Кабмин на утверждения необходимую документацию. Вопреки международному признанию уникального памятника древнерусской истории и культуры требования и постановления не было выполнено, научные исследования прекращены. Поэтому историческая среда Стольского городища разрушается.
с. Стольско
Строительство церкви Рождества Христова было начато 1898 и продолжалось до 1906 года.
Автором проекта сакрального сооружения выступил известный украинский архитектор Василий Нагорный. Взяв за основу Крещато-банную конструкцию, архитектор максимально упрощает структуру храма и придает ей черты византийского характера с элементами классицизма. Она имеет 5 куполов, которые означают Иисуса Христа и четырех апостолов евангелистов.
При церкви было братство, к которому было записано около 500 прихожан. Его члены поклялись не употреблять водки и других алкогольных напитков.
В годы войны священником в храме был о. Лысак, которого впоследствии энкаведисты убили во Львовской тюрьме. Позже отцом в приходе стал Любомир Прокопович. По его служения в храме был установлен новый иконостас и организован церковный хор.
с. Берездовцы
Примерно в 1760 помещики Францишка и Михал Юзеф Жевуские основала строительство нового костела. Руководителем строительства храма ученик Б. Меретина Петр Полейовский. В 1769-1771 годах помещица Подднестрян Францишка Жевуская выделила деньги на строительство современного каменного костела в селе Берездовцы в барочном стиле. Во время канонической визитации Львовской архиепархии РКЦ львовским латинским митрополитом Вацлавом Гиеронима Сераковским в протоколе по 24 августа 1774 указано, что строительство не было завершено. Ее окончания произошло при содействии сына основателей - канцлера Львовской курии РКЦ Адама Жевуского.
Перед главным фасадом стоит каменная трехпролетная колокольня, которая составляет с костелом единый ансамбль. Новый храм возведен на месте старого. В 1903 году был проведена реставрация.
В советские времена с 1949 по 1992 годы храм использовался как колхозный склад. Сегодня же здание костела - памятник национального значения.
с. Берездовцы
В центре села с 1885 года стоит деревянная церковь Козьмы и Демьяна. Алтарная часть накрыта пирамидальной низкой крышей с глухим фонарем и куполом. С восьмерика этого фонаря отходит металлическая дымовая или вентиляционная труба. С двускатной крыши навы поднимается четвериковая башня, покрытая такой же крышей, завершенной прозрачным фонарем. К южной и восточной стен алтаря пристроены ризницы. Бабинец имеет огромные арочные окна, через которые можно заглянуть внутрь церкви.
с. Бильче
Построенная в 1713 году деревянная церковь стоит на возвышении, у нового каменного храма. Она имела 3 четырехугольные верха, покрытые гонтом. Здание удлиненное и узкое, состоит из трех срубов, из которых сруб нефа имеет незначительные выступления, которые накрыты отдельными стремительными крышами.
К алтарю с юга и севера пристроены ризницы, ризница с северной стороны поднята на фундаменте и накрыта отдельной крышей, а с южной - меньше по высоте, имеет навес совмещенный с навесом. Главный вход в святилище акцентированный: у дверей нарисованы большие изображения Введение Пресвятой Богородицы во Храм и Святого Николая, стена окрашена в оранжевый цвет.
К западу от церкви расположена деревянная двухъярусная колокольня, накрытая пирамидальной крышей. У ограды церковного двора стоят два креста, между которыми - маленькая символическая деревянная часовня.
с. Станковцы