В 1783 году Крым окончательно был присоединен к России. Главный город будущей Таврической области решили строить рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, где расквартировались русские войска. Православных храмов в Ак-Сечети не было, поэтому в 1785 году командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом, хозяин которого уехал в Турцию, и устроил в нем полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены.
Она находилась на границе средневекового поселения Ак-Мечеть и нового города Симферополя. После ухода из Ак-Мечети русских войск церковь на некоторое время опустела. В 1786 году правитель Таврической области В.В. Каховский распорядился установить в церкви иконостас и возобновить богослужение. Во время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II 26 мая 1787 года посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. Пораженная ее бедностью и простотой, императрица выразила желание видеть в губернском городе «приличный храм соборный» и пообещала подарить церковную утварь и ризницу. Однако еще почти двадцать лет православные жители Симферополя приходили в маленькую старую церковь.
Новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла появилась только в 1806 году. После открытия Петропавловского собора церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены стала частью усадьбы генерал-майора В.П. Попова. Последним хозяином усадьбы стал Юрий Васильевич Попов, помещик Симферопольского уезда, при нем был изменен архитектурный облик домовой церкви. Над зданием храма соорудили небольшой купол, форма которого гармонировала с колокольней. На портале входа написаны слова: «Внииду в дом Твой и поклонюся ко храму Святому». В 1914 году церковь святых Константина и Елены снова стала полковой, ее посещали солдаты пехотного полка. До настоящего времени на потолке храма сохранились гербы полков.
С 1917 по 1921 год церковь была приписана к Петропавловскому собору.
В 1924 году власти приняли решение о ликвидации храма, но затем отменили его, уступив настойчивым просьбам прихожан. Спустя пять лет, в 1929 году церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены закрыли, разрушили верхний ярус колокольни. В обезображенном здании разместился аэроклуб, а затем здесь долгое время был архив ЗАГСа. В конце 90-х годов храм передали Церкви, и в нем началась реставрация. 4 ноября 2001 года здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение.
ул. Октябрьская, 8
Собор во имя Святых Петра и Павла был построен по просьбе и на средства жителей Симферополя, когда небольшая церковь Константина и Елены перестала вмещать всех прихожан нового города Крыма.
Строительство храма началось в 1805 г., а на следующий год новую церковь освятили. Он действовал более 20 лет до возведения Александро-Невского собора.
Собор во имя Святых Петра и Павла был деревянным, с большой колокольней и пятигранной апсидой. В первом здании храма Петра и Павла не было росписей, основным украшением церкви был иконостас.
Со временем он обветшал и был закрыт. Всю церковную утварь и колокола передали в Александро-Невский собор. В 1865 г. был создан комитет по возрождению Петропавловского собора. Проект нового храма разработал архитектор К.Лазарев. На собранные прихожанами средства в 1866 году заложили новый каменный. Храм был построен в виде вытянутого креста.
В 1870 г. собор был открыт для прихожан. При храме Петра и Павла были открыты женское и мужское училища, а также церковно-приходское попечительство. Петропавловский храм постоянно обновлялся. В 1902-1903 гг. живописцами из Академии художеств был расписан купол, а в последующие два года и стены.
После прихода Советской власти все имущество храма было национализировано, и в 1937 году храм Петра и Павла был закрыт. В здании храма был устроен склад, часть его разобрана и разрушена. Рядом со складом был пункт приема стеклотары и пивная.
В 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Проект для нового здания храма Петра и Павла был создан архитектором Сергеевой О.И., а реставрационные работы проводило ЗАО «Крымреставрация». В современном здании храма гармонично соединились как элементы древнерусского зодчества, так и классические формы.
Сейчас в храме два придела: в честь святых Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского. Вход в храм украшают тонкие полуколонны с яркими мозаичными изображениями святых Петра и Павла и Иисуса Христа. Над входом вытянулась изящная колокольня. Увенчан храм световым барабаном с куполом в форме луковицы. Внутреннее убранство храма Петра и Павла великолепно.
Современный архитектурный облик собора соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы.
При входе в собор устроена паперть – крыльцо. Каменная лестница ведёт к входу, над которым вытянулась к небу стройная колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, радуют глаз яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, святых Петра и Павла, в честь которых назван храм.
12 июля 1991 года в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла вновь была отслужена Божественная литургия. С 2003 г. Петропавловскому собору придан статус кафедрального.
Кафедральный собор апостолов Петра и Павла является архитектурной и культовой достопримечательностью Крыма.
ул. Октябрьская, 16
Изначально это была греческая церковь, построенная в 1796 г. С 1826 г. в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия.
В 1868 г. старую церковь разобрали, на ее месте по проекту архитектора И.Ф. Колодина построили новый храм.
Симферопольский Свято-Троицкий собор это каменное, крестово-купольное здание с лазурно-голубым куполом и двухъярусной колокольней, удачными пропорциями гармоничных в стильном единстве объемов стоит в ряду лучших церковных сооружений Симферополя. В архитектурном облике храма нашли отражения типичные приемы отечественного зодчества. Он крестообразный в плане с восьмигранным световым барабаном и невысокой колокольней над входом. Снаружи стены украшены декоративным узором, тонкими пилястрами с капителями коринфского ордера, мозаикой. Купола колокольни и храма окрашены в голубой цвет, их венчают ажурные кресты. Над центральным входом в Свято-Троицкий собор – мозаичное изображение Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа в виде голубя
Не менее прекрасен собор и внутри: под куполом изображен образ Господа, а на парусах можно увидеть изображения четырех евангелистов.
Свято-Троицкая церковь – одна из старейших сохранившихся православных церквей города. За ней еще один храм - это баптистерий св. Илии, средокрестие его оформлено восьмиугольником, мозаичные иконы украшают стены октагона внутри.
В соборе два придела: один посвящен святителю Николаю Мирликийскому, второй – святым равноапостольным Константину и Елене. Храм освятили в честь одного из важнейших христианских праздников – Святой Троицы.
Не смотря на попытки советской власти упразднить Свято-Троицкий собор, предпринятые в самый тяжелый для церкви период – 30-е годы прошлого столетия, храм удалось спасти, в том числе благодаря стараниям греческой общины. Однако за спасение этого храма отдали жизни два его служителя. Епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоирей Николай Мезенцев были расстреляны в 1937 и 1938 годах. В 1997 году церковь причислила погибших священников к лику местночтимых святых.
В монастыре с 1996 г. покоятся мощи святителя Луки. Здесь также хранится одна из крымских святынь – обновившаяся чудесным образом икона Божьей Матери «Скорбящая».
Сегодня на территории Свято-Троицкого женского монастыря помимо собора – известной достопримечательности Симферополя, находятся небольшой светлый Крестильный храм Илии Пророка и часовня. В ограде обители в одноэтажном здании располагается музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
С правой стороны от главного въезда на территории монастыря – одноэтажная постройка с колонами – хорошо сохранившийся архитектурный фрагмент XVIII века это бывшие Греческие торговые ряды, ныне – служебное помещение Свято-Троицкого кафедрального Собора. Здесь в конце 18 – начале 19 века расселилась греческая община, были построены греческие торговые ряды – открытая галерея с девятью колоннами, выточенными из блока известняка, под черепичной крышей, с глубокими створчатыми подвалами-хранилищами внизу.
Слева от входа в Свято-Троицкий собор в трехэтажном здании под покатой зеленой крышей размещаются келии, трапезная и мастерские.
Свято-Троицкий женский монастырь стал обителью в начале 2003 года.
ул. Одесская, 12
Храм был заложен в 1900 г. при Духовной семинарии, проект разработал архитектор А.Карапетов. Освящен в 1903 г. во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Построен по типу базилики, что в переводе с греческого означает «царский дом». В древних Афинах так называли здание, в котором заседал правитель – архонт-басилей.
Храм Трех святителей, прямоугольный в плане, стоит на высоком декоративном цоколе. С восточной стороны выделяется трехгранная апсида, в центральной части – изображение святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Храм пятикупольный: четыре небольших купола расположены на невысоких башенках по углам центральной части, шатровую крышу венчает основной купол с крестом. Внутренняя роспись храма выполнена художником Д.П.Праведниковым.
  В 1924 году храм закрыли, уничтожили иконостас, сняли кресты. В бывшей церкви сначала размещался областной архив, затем – хранилище библиотеки имени И. Франко.
Лишь спустя 65 лет после закрытия храм был возвращен Крымской епархии. В том же 1989 году началась реставрация. Архитекторы Е. Самонина и О. Сергеева разработали проект, по которому церкви вернули ее прежний, нарядный облик. Многие люди, фирмы и предприятия участвовали в ее возрождении. Позолоченные кресты были изготовлены и подарены Крымской финансово-промышленной корпорацией «Республика». Самый большой крест высотой 6 метров и весом 200 килограммов, освященный архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем, установили с помощью вертолета. Сегодня мы можем любоваться и посещать один из прекрасных храмов Симферополя.
ул. Гоголя, 16
Была построена на средства купца В.Б.Масленникова и освящена 14 июня 1864 г. во имя Успения святой праведной Анны.
Храм построен в классическом стиле: прямоугольное в плане здание с полукруглой апсидой и возвышающимся в центре куполом. Единственное украшение церкви – колокольня, расположенная в западной части здания. Ее проемы оформлены арками, углы – капителями. Над входом в церковь – треугольный фронтон. В росписи Всехсвятской церкви принимал участие академик живописи Н.Самокиш (1860-1944). Иконостас был взят из Александро-Невского собора, к которому церковь была приписана.
  Являлась кладбищенской церковью, в которой отпевали и поминали усопших. Со временем она стала называться церковью Всех святых.
На этом кладбище покоятся многие выдающиеся люди: епископ Таврический Михаил (Грибановский), знаменитый крымский художник Н.С. Самокиш. Рядом с церковью могила Таврического архиепископа Гурия (Карпова), управлявшего епархией с 1867 года по 1882 год.
В 1985 году в связи с прокладкой шоссе на Севастополь кладбище закрыли, а прах священников перезахоронили у Всехсвятской церкви. Когда рыли могилу, неожиданно наткнулись на пустой склеп, как бы специально предназначенный для их упокоения. Здесь же находилось захоронение архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), его святые мощи покоятся ныне в Свято-Троицком женском монастыре.
  Всехсвятская церковь – единственный храм в Симферополе, который никогда не закрывался. Богослужения здесь проводили и в годы гонения на церковь и в тяжелые годы войны. Возможно, поэтому именно в этом скромном храме произошло чудесное явление. В ноябре 1998 года в приделе святого великомученика Георгия Победоносца сняли для реставрации икону Христа Спасителя. Когда в реставрационной мастерской икону освободили от стекла, увидели необычное изображение Спасителя, отпечатанное на нем как негатив. Настоятель храма протоиерей Вечеслав Цешковский сразу сообщил о случившемся архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю. По его указанию была создана комисия, в состав которой вошли авторитетные священнослужители, ученые и художники. Освидетельствовав икону, они пришли к выводу, что изображение на стекле – нерукотворный отпечаток иконной росписи, оно представляет собой тонкий налет, состоящий из двух органических кислот и воска. Трудно сказать, как оно появилось. Одно из предположений ученых таково: молекулы кислот могли диффундировать из подкрасочной восковой грунтовки, выделиться из паров горящих восковых свечей или синтезироваться из атомов воздуха. Не исключали они и такой возможности, что фотокопия могла возникнуть под действием неизвестной энергии, исходящей от иконы.
Интересен и тот факт, что пока проводились исследования, изображение претерпевало изменения. Налет, прежде мягкий, затвердел. Изображение стало четче, появились новые детали. Теперь можно было сказать, что отпечаток на стекле не полностью соответствует оригиналу. В отличие от иконы, на стекле нимб у Христа имеет общие очертания без украшений, более четко отпечаталась правая рука.
Уникальное изображение бережно хранят в храме, его выносят к верующим после Божественной литургии.
Главный собор Симферополя во имя Св.князя Александра Невского возводился с 1810 года по 1829 год. Собор прослужил городу 100 лет. Спроектирован петербургским архитектором И. Шарлеманом, руководил строительством губернский архитектор И. Колодин. Одной из реликвий собора был крест, который по преданию, был прислан сюда от имени Екатерины ІІ.
В декабре 1922 года Александра Невский собор закрыли и превратили в склад, а в сентябре 1930 года взорвали. В настоящее время ведётся восстановление христианской Церкви и храмы.
К 150-ти летию начала Крымской войны был восстановлен храм-памятник св. Марии Магдалины и территория Братского кладбища русских воинов приведена в порядок.
Восточная (Крымская) война 1853-1856 годов самая кровопролитная война XIX столетия. Основные боевые действия развернулись на территории Крымского полуострова, отчего война и получила своё название. Всем известна Первая Героическая Оборона Севастополя, но и Симферополь – сердце Крыма, не остался в стороне от происходивших событий. Останки умерших от ран и болезней солдат свозили в Петровскую балку города Симферополя. Некогда пустынное место стало погостом. Хоронили павших в братских могилах, они остались безвестными: ни имён, ни фамилий, ни званий, ни должностей, ни дат рождения и смерти.
Мечеть Кебир-Джами – главный духовный центр мусульман Крыма и памятник архитектуры времен Крымского ханства. Это старейшая постройка в Симферополе, которая дала название татарскому поселению Ак-Мечеть («Белая мечеть»), резиденции калги-султана. Название «Кебир-Джами» означает «соборная».
Возведена в 1502 году Менли Гирей ханом. Изначально базиликового типа храм был прямоугольным, размером 9 на 12 м (хотя по одной из версий, первоначально храм был купольным, размером 7 на 7 м) со входом с севера, михрабом (нишей) в южной стене и минаретом, который стоял отдельно. Стены храма были выложены из ракушечника на глиняном растворе с последующей известковой побелкой.
В первой половине XVIII в. мечеть горела, была возобновлена в 1772 году и расширена в северную сторону. В 1907 г. храм был капитально отремонтирован и расширен, в результате чего изменилась и осложнилась его объемно-пространственная композиция: после пристройки боковых нефов минарет очутился внутри одного из них, на северном фасаде появился разлогий карниз, обогащенный мелкой пластикой, а на южном – фронтон, украшенный лучковыми кокошниками, несвойственными архитектуре ислама. После примитивных перестроек и расширений сооружение приобрело статус соборного храма (Кебир-Джами), почти квадратный план и странный экстерьер, в чем и заключалась его оригинальность.
Скромному древнему Кебир-Джами судьба определила ответственную роль: он стал главным градообразующим элементом прежнего средневекового поселения Ак-мечеть. Именно к храму и прилегающим к нему большим площадям – культовой, базарной, водоразборной – сходились кратчайшие пути из жилых массивов, которые нарастали вокруг как кристаллы в насыщенном растворе, лепясь друг к другу и расползаясь по склону плато во все стороны.
  Впоследствии, после присоединения Крыма к России на свободных местах возле Кебир-Джами появились православные храмы – сначала полковая церковь Константина и Елены, впоследствии Петропавловский собор, Святотроицкая греческая церковь и другие.
После второй мировой войны Кебир-Джами находилась в запустении и перестройках, длительное время в ней находилась переплетная мастерская. Новое возрождение древнего храма началось по возвращении из депортации на родину крымских татар – в 1989 году мечеть передана мусульманской общине.
После тщательного изучения достопримечательности специалистами Крымской комплексной архитектурно-реставрационной мастерской института «Укрпроектреставрация» и комплексного исследования ее состояния, решено было возвести на старых фундаментах новые каменные стены на крепком цементно-песчаном растворе с применением современных железобетонных конструкций. Оставлен лишь древний фрагмент стены с михрабом, вмонтированный в сооружение южного фасада уже нового храма. Проект его выполнили специалисты мастерской – архитекторы А. Абдурахманов, Ш. Халилов, инженер Л. Опанасенко. Строительство вели Крымское реставрационное управление и турецкие мастера. Заказчиком выступила Крымская инспекция памятников архитектуры.
Нынешний вид мечети решен в формах турецкой культовой архитектуры. Трехнефный молитвенный зал с притвором, хорами для женщин и расположенным в западном нефе минаретом увенчан полусферическим куполом на высоком восьмигранном барабане со стрельчатыми окнами на всех гранях. Авторы разнообразили фасады сочетаниям окон – прямоугольных в нижнем ярусе, стрельчатых и округлых вверху. В детализациях плана обновленного храма отображены строительные этапы реконструкций и расширений.
ул. Курчатова, 4
Сооружена в конце XIX века на средства симферопольского купца Хаджи-Саид-Нафе. Имеет размеры 10х18 м, строго ориентирована по линии север-юг.
На северо-восточном углу здания находится памятная доска, на которой на по-арабски написано «Объединение – это спасение, разделение – это наказание. Строил эту священную мечеть и закончил ее Аль-Хадж Сайд Нафи Бин Муххамед Аль-Амин Эфенди в 1301 (1895) г.»
пер. Колодезный
Мечеть Эски-Сарай – памятник крымскотатарской архитектуры, относящийся к XIV веку, временам, когда Крым еще оставался улусом Золотой орды. Располагается мечеть в долине реки Салгир, где в XV-XVIII вв. находилась резиденция калги-султана, второго лица Крымского ханства после хана. Калги-султан управлял всей Салгирской долиной и ранее здесь, помимо мечети, находился монетный двор, а также дворец (он и дал название поселению – Эски-Сарай, «старый дворец»).
Мечеть была построена, предположительно, в XIV-XV вв. Мечеть сохранилась благодаря высокой прочности стен, их толщина достигает 125 см.
  В плане храм имеет вид двух квадратов, большого (12,7 м длиной) и малого (6 м). К северо-западному углу мечети примыкает минарет. Малая мечеть служила султанской ложей для калги-султана. Сейчас это куб без крыши и минарета, его можно увидеть с шоссе при подъезде к селу Пионерское. Храм стоит в долине, в 200 м на север от русла Салгира.
Попытка исследования истории мечети и ее архитектуры предпринималась еще в 1923 году профессором П.В. Никольским. Из его записей становится понятно, что тогда здание было еще украшено куполом, который к настоящему времени утрачен.
В советский период истории мечети было несколько попыток ее восстановления. В 1969 году были проведены работы по консервации памятника: произведены инъекции трещин, частично восстановлена кладка нижнего ряда оконных проемов, изнутри стена укреплена железобетонным поясом.
Симферопольский район, с.Пионерское-2 (Эски-Сарай)
Симферопольская кенасса – культовое сооружение караимов. Кенасса была построена на средства самой общины на улице Караимской (бывшая ул. Пархоменко в 1891-1896 годах). Здание построено в эклектическом духе, сочетая мавританский, византийский и готический стили.
Кенасса является памятником архитектуры конца XIX века и находится на учете у Главного Управления архитектуры и Градостроительства Республики Крым.
На данный момент в здании находится редакция радиовещания Государственной телерадиокомпании «Крым». Караимская религиозная община добивается возвращения ей этого здания.
Ул. Караимская