В 1884 г. на этом месте в память об императоре Александре жители Болгарской слободы закончили строительство часовни и освятили ее в честь благоверного князя Александра Невского. В 1912 г. рядом выстроили большой каменный храм, при котором была основана церковноприходская школа и библиотека с двумя тысячами экземпляров церковных книг и газет. Ценным экземпляром было Евангелие на старогреческом языке 1622 года выпуска. В 1923 г. библиотека была уничтожена, часть литературы передана в Старокрымскую городскую библиотеку, книги духовного содержания сожжены. В 1928 г. храм был закрыт, здание использовалось под клуб, музей и спортзал. Возрожден по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При храме работает воскресная школа. Перед храмом находится старый фонтан, на котором еще просматривается надпись с именем Петра Михайлова из села Малко Тырнова, который построил фонтан в начале XIX в.
В III - VIII вв. здесь располагались культовые сооружения язычников. На этом месте есть целебный источник, который посещали Император Александр II с семейством и княгиня Софья Потоцкая. В 1893 г. место было ос- веящено под часовню, но из-за недостатка средств поставили временное деревянное строение, в 1904 г. его уничтожил пожар. В 1906 г. на свои средства семья Чикириди восстановила деревянное строение и подарила фамильную икону, которая в 1924 г. была конфискована советской властью, а часовня разобрана. С 1958 г. до конца своих дней за источником ухаживала пожилая женщина Ксения Виссарионовна Токарева, благоустроив его на свои сбережения. Горожане звали эту женщину матушкой. С 2000 г. по проекту А С. Яблонского, на средства Федерации греков Украины выстроена новая часовня.
С 1998 г восстанавливается на месте армяно-католического храма Сурб Аставацацин (св. Богородицы). Изначально был построен в 1375 г. армянами-католикосами (архитектор - Георг- Гаваци). При нем находились церковноприходская школа и мастерская по миниатюрной росписи. Упоминается у Афанасия Никитина в «Путешествии за три моря». В 1475 г. храм превратился в руины после взятия Кафы турками, восстановлен в 1549 г., но колокольня сооружена не отдельно стоящим зданием, а расположена сверху храма. В таком виде она просуществовала до 1779 г., выдержав две турецкие осады. Существует легенда, что отсюда был проложен подземный ход к монастырям Сурб-Хач и Сурб-Стефанос. В 1805 г. здание реконструировали по старинным чертежам. В 1835- 1837 гг. двухъярусный иконостас в храме расписывал И.К. Айвазовский. Это была его курсовая работа за III семестр обучения в Петербургской академии художеств. С 1821 г. прихожанкой храма была знаменитая авантюристка Жанна де ла Мотт-Валуа, известная ярким эпизодом из биографии - делом о похищении ожерелья, предназначенного для королевы Марии-Антуанетты, послужившим впоследствии сюжетом многих литературных произведений. В России она скрывалась под именем графини де Гаше, последние 5 лет проживала в Старом Крыму и была похоронена, по ее завещанию, около этой церкви. С 1923 г. храм стал православным. Функционировал он и в годы Второй мировой войны, в это время в нем служили румынские священники. С 1945 г. был единственным православным храмом на территории Кировского района. В 1958 г. закрыт, в 1960 г. разобран, на его фундаменте построили склад, затем там находилась обувная мастерская.
Построена в V-VI вв. греческими переселенцами. Во времена иконоборчества 787 г. была разрушена до основания, восстановлена в 953 г. В 1327 г. разрушена во время междоусобной стычки между мусульманами и христианами. Греческий путешественник Анастас Каргали так описывает это событие: «В Солхате снова нарушена свобода веры. Мусульманам малым показался оброк, заплаченный за спокойствие, и эти нехристи учинили кровавую резьбу прямо во время богослужения в субботу. Много наших братьев христиан полегло в неравной схватке. Весь пол был залит кровью. Неверные глумились над нашими святынями: протыкали кольями святые образы и разбивали барельефы на стенах. Священник был заколот прямо в алтаре подлым ударом в спину... Всего в неравной битве полегло около 150 людских душ...». По приказу наместника Золотой Орды - Нариман-Бея на месте часовни появилась первая и единственная в Солхате женская мечеть Салихи. В ней некоторые паломники добровольно принимали мусульманство, чтобы облегчить себе путешествие в далекие края. Мусульманки не подвергались в пути насилию и могли занять более высокое социальное положение в гареме. Мечеть была действующей до 1675 г., затем постепенно пришла в запустение. В 1830-е гг. греческая диаспора восстановила часовню по старинным чертежам. Действовала до 1922 г., затем использовалась как склад. В 50-е годы XX в. частично была разобрана на строительные материалы. На здании можно увидеть остатки греческой архитектуры и фрагменты восточной - михраб, развернутый на восток, полукруглый купол. У входа колонны, боковые апсиды украшены резьбой по камню. Мемориальная табличка на одной из стен сооружения гласит, что это памятник архитектуры - церковь X - XII вв.
Солхат, или Сурхат, - искаженные армянские слова Сурб-Хач - Святой или Животворящий крест. Под таким именем основан в 1338 г. близ Солхата армянский монастырь, служивший несколько веков религиозным и культовым центром крымских армян. Широко была известна действующая при монастыре духовная школа, деятельность которой, начиная с XIV в., с незначительными перерывами продолжалась несколько столетий. Преподавали в ней ученые люди, прибывшие сюда из Армении и других мест. Подолгу жили и творили здесь известные деятели армянской культуры - архитекторы, поэты, миниатюристы, художники. Монастырский комплекс создавался на протяжении пяти столетий, но при этом разновременные постройки органично связаны между собой. Расцвет монастыря приходится на XVII - XVIII вв. Законченный вид он приобрел в конце XIX - начале XX в. Монастырский комплекс можно рассматривать как укрепленную усадьбу (глухие высокие стены, узкие окна, бойницы, мощная система засовов всех дверей, наличие подземного хода) и хозяйственно-ремесленный комплекс (подвод воды по водопроводу из керамических труб, наличие канализации и дренажных сооружений, печь с коптильней, обширный подвал, различные мастерские). До наших дней сохранились храм Сурб-Ншан, возведенный в 1358 г. и занимающий главенствующее положение в комплексе, гавит (притвор храма), братский корпус, трапезная. В одном из залов расположено собрание лапидарных каменных крестов - хачкар. На территории монастырской усадьбы - монастырская гостиница, фонтаны, террасы. Все средневековые надписи выполнены на староармянском языке - грабаре. В 1925 г. монастырь был закрыт, а 23 июля 2002 г. постановлением Совета министров АРК возвращен Армянской апостольской церкви. В монастыре трудятся археологи и реставраторы. По большим религиозным праздникам на службу сюда собираются сотни армян. Памятник национального значения.
Был сооружен монахами-католикосами на руинах раннегреческого поселения II - III в. н.э. Упоминается в книге Минаса Меди- ци, который путешествовал здесь в 1820 г. Ссылаясь на поминальную надпись, выполненную в скриптории обители, путешественник сообщает дату ее выполнения - 1356 г. Монастырь просуществовал до 1670 г. Причина его ликвидации неизвестна. Во внутреннем дворе к югу располагались братский корпус, скрипторий и различные хозяйственные постройки. В церковь можно было попасть через обширный гавит (притвор храма) с колодцем или же, следуя вдоль стены гавита, через южный вход. По архитектуре церковь представляет собой трех- невную постройку с тремя апсидами в восточной части. Главная апсида выступает наружу пятигранником. Стены церкви сохранились на высоту до двух с половиной метров. Проход к объекту по территории Старокрымского ГЛОХ. К северо-востоку от монастыря Сурб-Хач.
К югу от монастыря Сурб-Хач находятся развалины мало кому известного археологического памятника, так называемого Георгиевского монастыря. Его площадь более 600 кв. м. Под сплошным ; завалом камня лишь кое-где проглядывают или незначительно возвышаются разрушенные кладки. По данным исследователей, этот археологический комплекс древнее, чем Сурб-Хач.
Построена ханом в Солхате в ознаменование своего прихода к власти. Вступив еще язычником на престол в 1312 г., распознав выгоду новой религии и вскоре став ее приверженцем, хан Узбек занялся активной исламизацией крымцев. Дату возведения мечети - 1314 г. - сообщает надпись на портале. Первое богослужение прошло в марте 1315 г. Большое величественное здание высшего мусульманского духовного училища - медресе, площадь которого занимает около 800 квадратных метров, было построено спустя 18 лет (1332 - 33 гг.) и стало проводником магометанства. Был открыт небольшой монастырь - текие, где жили дервиши. Они же преподавали в мусульманском медресе. Ученики изучали астрологию, основы Корана, медицину, дипломатию, иностранные языки, основы этикета. Это был первый храм мусульманской науки и культуры на полуострове. Главный зал медресе, где проходили занятия, был облицован черным мрамором, колонны, украшенные цветочным орнаментом, куда вплетались суры и аяты из Корана, имели высоту до 15 метров. В зале поменьше располагалась богатейшая библиотека, где особой ценностью являлся Коран (издание 850 г.), богато украшенный рисунками и гравюрами, он имел сафьяновый переплет, кованный медью, весом около 13 кг. Книга была найдена в железном ларце во время раскопок мечети и медресе экспедицией профессора Голонского в 1925 - 26 гг., находится в фондах Эрмитажа. Сама мечеть по своим формам - базиликального типа здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано в направлении север - юг, с тем, чтобы находящиеся в зале правоверные, молясь, лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход украшен резным порталом с датирующей надписью и следами ремонта в верхней части, над стрельчатой нишей и таким же архивольтом. Кладка торцевых стен бутовая, на известковом растворе. Боковые стены тоже из бута, сложены на глине. В 1921 г. мечеть закрыли, с 1923 по 1940 в здании располагался городской краеведческий музей. В 1980-е гг. под руководством археолога, хранителя золотого фонда Эрмитажа М.Г. Крамаровского мечеть была отреставрирована. Памятник национального значения.
Самая ранняя из старокрымских мечетей, но о ее постройке точных данных нет. По одной из версий, египетский султан Ал-Мелик Бейбарс (время правления - 1260-1277 гг.), уроженец Кипчакской орды, пожелал приобщить сородичей к магометанской вере и увековечить имя свое на бывшей родине, поэтому в 1248 г. послал землякам через хана Берке 2000 золотых динаров для постройки мечети; по другим сведениям, 2000 динаров и камнерезы для украшения портала мечети были отправлены несколько позже, в 1287 г. из Каира в Солхат султаном Калаун ал-Альфи. Стены мечети были облицованы туфом и белым мрамором, потолок - порфиром, она имела два ряда окон, и только стена с михрабом оставалась глухой и непроницаемой. Минарет был выполнен из тесаного белого камня и имел высоту 34 метра. На входе мечеть украшали несколько резных колонн с капителями. Перед мечетью был обустроен фонтан. По преданию, самой большой гордостью была огромная розовая плантация. Зная о любви имама к этим цветам, путешественники, посещавшие мечеть, привозили кусты роз со всех концов света. Поэтому другое название мечети - Мечеть миллиона роз - встречается в описаниях арабских путешественников. Весь ее внешний облик и интерьер, разительно контрастируя с неброскими христианскими базиликами того времени, был призван поражать взор вчерашних кочевников, язычников-шаманистов, поклонявшихся небесным светилам, зазывая внутрь, покоряя новизной невиданного ранее ритуала, красотой и торжественностью обряда богослужения и тем способствуя обращению их в новую веру - ислам. Из мечети был проложен подземный ход, остатки которого можно найти и сегодня. С 1620 г. мечеть перестала действовать и была частично разрушена. С 1823 по 1915 гг. многие исследователи организовывали экспедиции на этот объект. В 1943 г. в свод мечети попала авиабомба, и от нее осталась только часть стены. С 1977 г. в городе работает экспедиция М.Г. Крамаровского, которая до 1982 г. провела частичную реставрацию объекта.
Памятник архитектуры. Построена в 1394 г. Названа свинцовой, потому что, по преданию, стыки фундамента при постройке заливались раскаленным свинцом. Археологические раскопки эту версию не подтвердили. Мечеть имела три минарета - 45, 30 и 16 метров. Крыша объекта была выполнена из кованого железа и отделана позолотой. Сооружение имело три выхода. С 1398 г. здесь располагалось текие дервишей, которое в 1474 г. посетил известный путешественник Афанасий Никитин и описал его в «Путешествии за три моря». Текие действовало до 1572 г., затем по неизвестным причинам мечеть была покинута. Уже разрушенную мечеть описывал в 1575 г. польский дипломат Мартин Броневский. Дальнейшему разрушению она подверглась в 1625 г. во время междоусобной стычки. Необходимость исследования мечети, побывав на ее руинах в 1804 г., обосновал П.И. Сумароков. С 1861 по 1977 гг. проводился ряд экспедиций под руководством известных исследователей. В январе 1944 г. Куршум-Джами разрушила авиабомба, повредив свод сооружения. Сейчас мечеть обнесена бетонным забором, на территории расположена археологическая база Эрмитажа.