КЕРАИМСКИЕ КЕНАСЫ на ул. Караимской - духовный и культурный центр крымских караимов, в основе вероисповедания которых лежит Ветхий Завет в его изначальной чистоте.
Кенасы были построены на средства караимов почти двести лет назад: в 1804-1807 гг. сооружена соборная, а в 1807-1815 гг. - малая кенаса. Они представляют собой караимский храмовый комплекс, шедевр национальной архитектуры крымских караимов.
Текие дервишей - древняя святыня мусульман в Евпатории.
Богатая история Евпатории немало вобрала в себя во время правления крымских татар. Надо отметить, что город Гезлев, построенный ими на этом месте, являлся высоко развитым культурным и религиозным центром. С тех древних времен осталось очень немного строений, которые бы несли в себе многовековой дух народа. Одно из них – Текие дервишей, расположенное ныне на улице Интернациональная.
В те древние времена Текие дервишей располагалось недалеко от главных ворот «Одун-базар» крепости Гезлев, на пустыре, где ничем не может быть нарушен святой покой. Текие – это обитель суфийских дервишей. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, в 1666 году побывав в Гезлеве, писал в своей «Книге путешествий», что «...есть там три монастыря джалветского и халветского толка. Наиболее многолюдным из них является монастырь, где настоятель – Ахмед-эфенди из Келиджа». Точное время постройки Текие дервишей неизвестно, воздвигнут он где-то в XV-XVI веках. Это уникальный архитектурный ансамбль, включающий в себя текие, медресе и мечеть, является одним из шедевров эпохи «возрождения» крымского мусульманского зодчества, который фактически сохранен в первозданном виде.
  Кто же такие дервиши, что оставили столь неизгладимый архитектурный и культурный след в истории Евпатория. Дервиш (с персидского) – нищий. Для мусульман дервиши являлись святыми людьми, очень набожными и ищущими покоя и новых знаний в отшельнической жизни. Документально в конце XVIII века в Крыму насчитывалось 22 текие, которые принадлежали различным орденам. Каждый орден, в котором состояло до 30-40 дервишей, управлялся и подчинялся шейху, которые были авторитетны, влиятельны и обладали политической властью. Именно шейхи короновали наследника престола и опоясывали хана мечом Османа. Надо отметить, что в Гезлеве, скорее всего, было построено несколько текие, но только одно из них выдержало проверку временем.
Основное здание Текие дервишей имеет шестигранную форму и выполнено из камня-ракушечника. Сверху оно увенчано куполом, который покрыт черепицей-сарматкой, произведенной местными мастерами. В текие имеются 19 келий, расположенных вокруг центрального зала. Высота основного здания достигает 20 метров, толщина стен – 1 метр. С южной стороны от здания располагалось мусульманское кладбище, которое само по себе было уникальным. Однако в 1933 году кладбище сравняли с землей. Считается, что Текие дервишей – единственный сохранившийся мусульманский монастырь в Крыму.
  Рядом с Текие устремляется в небо минарет мечети Хан-Джами. Первоначальная мечеть не сохранилась до наших дней и была разрушена. Новая мечеть датируется XVII веком. Сама мечеть - одноэтажное здание с окнами, расположенными в два яруса. Минарет сделан из камня-известняка, обработанного в ровные блоки. В те времена мечеть имела очень сильную роль в религиозном воспитании и просвещении. Здесь каждую пятнице проводились молебны. Залы для красоты и удобства молящихся были устланы богатейшими коврами, а во дворе находился источник для омовения.
Текие дервишей потеряло свою религиозную силу после колонизации Крыма. Однако, несмотря на это, мечеть и медресе функционировали. Их закрыли уже после революции. Священнослужители, в большинстве своем, были репрессированы. В мечети располагались склады, а все богатств и убранство были просто разграблены. Долгие годы это уникальное сооружение использовалось под различные нужды, вмещая в свои стены самые разные заведения.
Ныне здесь расположен этнографический центр «Текие дервишей». Здесь есть своя музейная экспозиция, которая показывает быт крымских татар и историю Крыма и Евпатории тех давних времен.
Текие дервишей в Евпатории несет в себе уникальную духовную ауру. Каждый входящий сюда выходит с чувствами возвышенными, получает заряд энергии. Посетите уникальный архитектурный комплекс Текие дервишей и вы коснетесь древней истории Крыма, узнаете глубже культуру этой земли.
Расположен в красивом старинном здании. Был открыт в 1912 г. Его первыми экспонавтамии стали произведения искусства, старинные книги, собранные в домах состоятельных евпаторийцев, которые эмигрировали за границу. Всего было выставлено около двух тысяч экспонатов.
Ныне фонды краеведческого музея насчитывают более 80 тысяч единиц. Среди них богатые коллекции древнегреческих и скифских памятников, нумизматики, оружия, богатейший лапидарий.
Напротив краеведческого музея - фрагмент крепостных сооружений Керкинитиды (IV в. до н. э.), накрытых стеклянным колпаком. Они обнаружены в 2000 г. во время реконструкции Дувановской улицы. Здесь можно увидеть остатки крепостных сооружений: основание круглой сторожевой башни, кладка оснований оборонительных стен и жилых помещений. Другая часть памятника - фрагмент крепостной стены - находится на углу ул. Дувановской и набережной Горького.
Украшением центра Евпатории служит городской театр им. А.С. Пушкина, одно из лучших зданий города, сооруженное в 1910 г. Оно относится к числу наиболее удачных сооружений, созданных в стиле модерн. Привлекает величественным объемом, строгостью архитектурных частей, хотя заметны некоторые вычурность и утяжеленность.
В театре выступали многие корифеи сцены: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Евгений Вахтангов.
Один из наиболее интересных памятников средневековой архитектуры в Крыму. Высота ее центрального зала 22 метра. Архитектурный облик мечети напоминает знаменитый храм Святой Софии в Стамбуле.
Сооружена мечеть в 1552 г. Создателем ее является знаменитый турецкий зодчий Ходжа мимар Синаи, грек по происхождению, построивший более трехсот замечательных сооружений в мусульманских городах.
Это единственная многокупольная мечеть в Европе, памятник мирового значения. В списке сооружений Синана она числится под номером 77. В ней проходило коронование всех крымских ханов. Во дворе мечети находятся могилы турецких генералов, погибших в период русско-турецких войн ХVIII–ХIХ веков. Полностью реставрированная мечеть действует и сейчас.
Евпатория всегда была многонациональным городом (например, городской голова всегда избирался из караимов), поэтому здесь существовали и храмы различных конфессий.
Одной из самых многочисленных была армянская община, по просьбе которой, в 1885 г. возведен храм святого Николайоса (ул. Интернациональная).
После революции храм закрыт, ныне это памятник армянской храмовой архитектуры.
Величественный православный храм во имя святого Николая расположен недалеко от мечети Джума-Джами.
Собор был построен в 1899 г. в память об освобождении Евпатории от англо-франко-турецких войск во время Крымской войны. Автор проекта А.И. Бернардацци. Возведен храм в византийском стиле. Для него характерны подчеркнуто огромный центральный купол и оригинальность архитектурных решений. Собор ныне действующий.
На улице Братьев Буслаевых находится архитектурный памятник начала XX века - бывшая греческая церковь, ныне храм святого Ильи-Пророка. Строительство церкви нача¬лось в 1911 г. по просьбе греческой общины. Сооружен храм по византийскому образцу, на высоком цоколе, по проекту архитектора А. Л. Генриха. Освящен в 1918 г.
Ныне Ильинский храм снова действующий, многие жители и гости города заходят сюда не только помолиться, но и полюбоваться храмовыми фресками.
Памятник росийским воинам, погибшим в Крымскую войну установлен на проспекте 2-й Гвардейской армии и напоминает о трагическом сражении, разыгравшемся у стен города почти 150 лет назад во время Крымской войны.
В феврале 1855 г. русские войска под командованием генерал-лейтенанта С. А. Хрулева попытались штурмом овладеть Евпаторией. Но штурм был отбит союзниками. Русские войска вынуждены были отступить, понеся большие потери.
На 6-м километре Симферопольского шоссе на берегу моря стоит выразительный памятник морякам, погибшим здесь в январе 1942 г.
В яростном атакующем порыве моряки-десантники устремились из шлюпки на берег, навстречу врагу, да так и застыли в бронзе.
На постаменте надпись: «Ваш подвиг Отчизну славит, награда ему - бессмертие». Высота монумента, фигуры которого созданы из кованной бронзы, - 9 метров.
В поселке Заозерном расположено древнее городище «Чайка».
Здесь в IV в. до н. э. греки основали укрепленное поселение-усадьбу, жители которой выращивали хлеб и вели торговлю. Городище представляло собой укреплённое поселение и являлось одним из форпостов хоры Херсонеса.
Во II веке до н. э. его захватили скифы и превратили в свой укрепленный пункт, возведя оборонительную стену длиной 44 метра.
Просуществовало это поселение недолго: в I веке н. э., как считают археологи, жители покинули его и жизнь здесь замерла.
Исследования проводятся с 1959 г. под руководством А.Н. Карасёва и И.В. Яценко, и с 1963 года стали стационарными и ежегодными.
Находки: Рельеф – Пирующий Геракл, Малый рельеф Геракл, Маленький алтарь, Женская статуэтка (предположительно Деметры), Терракотовое изображение Афродиты, Афродита Анадиомена, Латунная статуэтка амазонки. В числе массовых находок – многочисленная керамика. Основные находки выставлены в Евпаторийской краеведческом музее.