Парк заложен в первой половине XIX в. на площади 40 га. В проектировании парка принимали участие архитекторы Э. Блор и В. Гунт. Он состоит из двух частей – Верхнего и Нижнего парков. В северо-западной стороне парка находится Большой каменный хаос, – беспорядочное нагромождение каменных громад и глыб. На вершине Хаоса посажена роща из сосен алеппской и итальянской. Ниже Большого хаоса находится Малый хаос. Между Большим и Малым хаосами расположены три пруда: Зеркальный, Средний (Форельный) и Большой (Лебединый). В центре Лебединого пруда возвышается пирамидальная скала, из которой бьет тонкая струя воды. Перед парадным входом во дворец высится громадный Лунный камень длиной 20 м и 10 м высотой. В Верхнем парке в 1848 г. построен павильон из диабаза с завершением в виде луковицы (архит. В. Гунт).
В западной части парка находится трехструйный фонтан «Трильби» (1829 г)
Перед южным фасадом дворца на трех террасах, повторяющих контур южного фасада дворца, расположена регулярная часть парка. Первая терраса оформлена двумя партерами с мраморными фонтанами. Фонтан состоит из двух плоских бассейнов с контуром в виде фистонов и центрального стержня, поддерживающего три постепенно сужающиеся кверху чаши. Последняя из них в виде фантастического растения с цветами лотоса. На площадке перед порталом дворца по две мраморные скамейки с каждой стороны. Низкие широкие мраморные вазы с агавами попарно расположены в начале и конце площадки, ряд ваз установлен на краю подпорной стены.
  Первая терраса соединена со второй широкой парадной лестницей из диорита, сооруженной в 1846-1847 гг. В 1848 г. она украшена симметрично расставленными по сторонам беломраморными львами в натуральную величину. Два нижних льва «Спящие львы» работы итальянского скульптора Боннани; вторая пара «Просыпающиеся львы» и третья «Бодрствующие львы» у портала дворца работы мастерской этого же скульптора.
Вторая терраса украшена балюстрадой с белыми мраморными вазами. Отсюда аллея выходит на площадку у библиотечного корпуса, в центре которой сооружен небольшой пятиструйный мраморный фонтан в виде двух чаш с гофрированными краями и квадратным бассейном. Здесь же у стены установлена копия Бахчисарайского «Фонтана слез». Далее каменная лестница ведет на замкнутую площадку у левого крыла дворца, где построен пристенный фонтан из белого мрамора «Источник Амура», бассейн которого установлен на скульптурах двух лежащих львов. В западной части террасы, у подпорной стены фонтан в форме лиры, вода из него стекает в круглый бассейн.
Вторая и третья террасы соединены между собой по оси дворца подковообразной лестницей с пристенным фонтаном «Раковина» из розового мраморовидного известняка.
  Берег моря возле дворца оформлен композицией в виде хаоса из скал. Наиболее выступающая в море скала с видовой площадкой названа скалой Айвазовского. Художник часто бывал в Алупке.
Самым крупным парковым сооружением является чайный домик, построенный в стиле классицизма в 1829 г. архит. Ф. Эльсоном. Это прямоугольный в плане каменный оштукатуренный павильон в виде пропилеев на невысоком подиуме. Зал с фонтаном перекрыт металлическим остекленным шатром.
В домике устраиваются периодические художественные выставки.
В парке успешно аклиматизированы растения с побережья Средиземного моря, Северной и Южной Америки, Восточной Азии. Наряду с местными аборигенными породами деревьев они составили оригинальные композиции парка. Всего в настоящее время здесь насчитывается до 200 видов растений.
Парк и парковые сооружения создавались одновременно с дворцом и составляют с ним единый ансамбль.
Алупкинский дворец-музей – крупный историко-архитектурный памятник середины XIX века.
Этот дворец был сооружен для князя М.С. Воронцова. (архитектор Э. Блэр).
Находится в парке, амфитеатром спускающемся к морю. Силуэт дворца со стороны моря напоминает очертания поднимающихся за ним зубцов горы Ай-Петри. Дворец возведен в стиле поздней английской готики в сочетании с мавританскими мотивами. Комплекс сооружений вытянут по оси восток-запад на террасе, возвышающейся на 46 м над уровнем моря. Состоит из главного корпуса, прилегающих к нему с запада Шуваловского и с востока библиотечного корпусов, парадного двора, хозяйственного корпуса с внутренним двором. С восточной и западной сторон к парадному двору ведут подходы в формах крепостной средневековой архитектуры.
На строительстве использовался, главным образом, труд крепостных, все работы выполнялись вручную, с помощью простейших орудий труда.
Дворец построен из блоков местного серо-зеленого диабаза, что увязывает его архитектуру с окружающими скалами. Многие строительные материалы и готовые изделия для строительства привозились издалека. К 1844 г. работы по возведению всего комплекса были, в основном, закончены. В последующие четыре года проводилась внутренняя отделка. Одновременно с дворцом заложили парк. В закладке парка принимали участие садовники из родового имения Воронцова во Владимирской губернии. Как и дворец, парк был создан трудом крепостных. Разбивка территории и расчистка ее от камней начаты в 1831 г.
После Великой Октябрьской революции, в 1921 г. во дворце открылся музей, вначале он назывался историко-бытовым и занимал главный, столовый и библиотечный корпуса.
В 1927 г. в Шуваловском корпусе открылся санаторий «10 лет Октября», а в хозяйственном стала функционировать алупкинская курортная поликлиника с водолечебницей.
Во время Второй мировой войны фашистские оккупанты похитили 537 произведений живописи и графики (в том числе полотна из Государственного русского музея и Симферопольской областной картинной галереи, находившиеся в Алупке на временной выставке), 360 предметов прикладного искусства. Кроме того, была вывезена уникальная мебель, расхищены редкие издания книг.
В 1956 г. музей был реорганизован в Государственный музей изобразительных искусств, в 1958 г. он стал архитектурно-художественным, а с 1965 г. называется Алупкинским дворцом-музеем.
Воронцовский дворец в г. Алупке. Генеральный план: 1 главный корпус; |
Сооружение, возведенное в начальный период отхода от стиля классицизма и увлечения романтизмом в архитектуре России, поражает умелым сочетанием этих двух различных стилей, своеобразием и величием архитектурных форм, богатством интерьеров, органической связью с окружающей природой и флорой парка. Комплекс дворца является главной достопримечательностью Крыма.
  Главный корпус, 1830-1837 гг. Здание двухэтажное, симметричное, с западной стороны зимний сад объединяет его со столовым корпусом, возведенным в 1834 г. (одновременно с галереей, остекленной и превращенной в зимний сад в 1838 г.).
Северный фасад дворца, выходящий на парадный двор, очень близок к английским постройкам XVI в., в которых сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения, принятым называть тюдоровским стилем. Фасад по вертикали расчленен на семь равных частей. По центру размещен ризалит с главным входом, по сторонам трехъярусные квадратные в плане башни, завершенные небольшими четырехгранными декоративными куполами. К башням примыкают эркеры, изломы плоскостей фасада декорированы каменными жгутами, напоминающими стволы бамбука; парапеты стен завершены зубцами килевидной формы. Южный фасад, обращенный в сторону моря, в декоре имеет элементы тюдоровского стиля, но центром всей архитектурной композиции здесь является портал в мавританском стиле, напоминающий пиштак – вход в мечеть или медресе. Глубокая ниша портала обрамлена двойной подковообразной аркой, украшенной лепным, художественно исполненным орнаментом. Многогранные стройные колонны, фланкирующие нишу, увенчаны высокими башенками. Одноцветную белого колера окраску в портале разнообразят легкие балконы с майоликовыми ограждениями.
Большой интерес представляют интерьеры дворца с дубовыми резными панелями, лепными потолками, каминами и фонтанами. В наиболее интересных по декоративному оформлению парадных помещениях вестибюле, кабинете, ситцевой и китайской комнатах, голубой гостиной, столовой, зимнем саду и бильярдной создана экспозиция, знакомящая посетителей с характером дворцовых интерьеров 3040-х годов XIX в.
В соответствии с декоративной отделкой интерьеры дополнены предметами прикладного искусства художественной мебелью, изделиями из фарфора и бронзы, произведениями живописи и скульптуры. В экспозицию входят образцы русского и зарубежного изобразительного искусства преимущественно XVIII первой половины XIX вв. и работы европейских мастеров XVIXVII вв.
Незабываемое впечатление оставляет Голубая гостиная – ее светло-голубые стены и потолок покрыты тончайшим лепным орнаментом из цветов и листьев.
Зимний сад украшают мраморные скульптурные портреты семьи Воронцовых и копии античных скульптур.
Парадная столовая выглядит торжественно благодаря высоким потолкам, дубовым панелям, резному балкончику для музыкантов, диабазовым каминам и строгой мебели.
Библиотечный корпус, 1842-1844 гг. Перестроен по проекту архитектора Вильяма Гунта в 1846 г., отделочные работы велись в 1845-1848 гг. Находится к юго-востоку от главного корпуса. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с квадратной трехъярусной угловой башней и эркером на западном фасаде. Соединяется с главным корпусом переходом с лестницей, возведенным в 1845 г.
Библиотека занимала оба этажа: помещения первого этажа перестроены и там периодически организовываются художественные выставки, зал второго сохранился без изменений. Высокий деревянный потолок второго этажа отделан декоративными тягами и лепными гербами, выполненными художником Иваном Ковшаровым; книжные стеллажи, почти достигающие потолка, украшены резьбой. Собрание книг насчитывало 25 тыс. экземпляров и было по своему характеру энциклопедическим. Здесь же хранились гравюры конца XVI начала XIX вв. западноевропейских и русских художников, архитектурные чертежи, географические карты. После Второй мировой войны большая часть книг, представляющих научный интерес, была передана библиотеке Академии наук СССР.
Зал библиотеки включен в экспозицию дворца-музея.
  Шуваловский корпус, 1830-1834 гг. Перестроен в 1840-1842 гг. Вытянут параллельно южному фасаду хозяйственного корпуса, примыкает к западному торцу столовой. Состоит из прямоугольных в плане двухэтажной восточной части, предназначенной для размещения гостей, и одноэтажной на высоком цоколе западной для дочери Воронцова Софии. Планировка восточной части коридорная с двусторонним размещением помещений. Северный фасад ее решен в виде крепостной стены, идентично южному фасаду хозяйственного корпуса. В западной части трехарочная, огражденная чугунной решеткой лоджия, в которую ведет двусторонняя каменная лестница. Помещения размещены симметрично с трех сторон лоджии. К западному торцу корпуса примыкает одна из башен, фланкирующих западные ворота.
После Великой Октябрьской социалистической революции в корпусе размещался санаторий, в 1974 г. здание передано музею.
Хозяйственный корпус, 1838-1842 гг. Находится к северу от Шуваловского корпуса и отделен от него проходом. Северная часть, граничащая с парком, возведена в 1845 г. Корпус перестроен по проекту архит. Вильяма Гунта в 1846 г.
Имеет вид замка с башнями у ворот и на южной стороне. Наружный фасад оформлен в виде крепостной стены с контрфорсами, щелевидными окнами-бойницами и зубчатым завершением. Сооружение двухэтажное, с внутренним двором. Часть северо-западной стороны, где размещались конюшни, одноэтажная; под восточной частью устроены подвалы. Во двор ведут двое ворот. Западные ворота, выходящие на парадный двор, фланкированы прямоугольными трехъярусными башнями, одна из которых, северная часовая, завершена башенкой с флагштоком. У западного входа круглая башня. Первоначальная планировка помещений не сохранилась.
Используется как административный корпус санатория «Горное солнце».