Каланча пожарного депо расположена рядом с пожарным депо. Построена в середине XIX в. по проекту архитектора А. Захарова.
Является памятником архитектуры местного значения.
В удовлетворительном состоянии. Вход закрыт.
г. Тараща, ул. Шевченко
Таращанский римо-католический костел был построен в 1890-х гг. в псевдоготическом стиле. Строительство костела началось в 1886 г. Деньги на него собирал граф Браницкий. В храме был установлен орган, стрельчатые окна были украшены витражами.
Во времена советской власти в помещении собирались открыть макаронную фабрику, но этому помешала Вторая мировая война. Во время немецкой оккупации в костел стал православным храмом, а в 1960-х гг. храм поделили на 2 этажа, сделав на первом этаже маленькие комнаты-классы, а на втором этаже большой актовый зал – храм стал музыкальной школой.
Сейчас костел является одним из украшений города, в нем до сих пор находится Таращанская музыкальная школа им. Лысенка. В рабочее время можно зайти и осмотреть помещение.
г. Тараща, ул. Шевченко, 68
Комплекс Присутственных мест в Тараще спроектирован императорским архитектором, профессором архитектурного класса Петербургской академии искусств А. Захаровым. Построен в 1803-1817 гг. после того, как Тараща стала поветовым местечком. Сохранились служебные поветовые места, тюрьма, флигель земского суда, казначейства, городской управы. Под комплексом расположена сеть подземных тоннелей, которыми арестантов из земской тюрьмы водили на строительство собора (уничтожен в 1930-х гг.).
Сейчас в одном из зданий расположена биржа труда, остальные используются как жилые дома.
г. Тараща, ул. Шевченко, 12
Экспозиции: природа, археология, период гражданской войны и становления Советской власти на территории района, период 1922-1933 гг., район в годы Второй мировой войны 1941-1945 гг, выдающиеся земляки, этнографическая комната.
г. Тараща, ул. Красноармейская, 22, тел. +380 4566 425-36
Режим работы – с 10.00 до 17.00. Выходные дни - суббота, воскресенье
В 1765 году под руководством священника Михаила Крыжановского начато строительство, а в 1766 году возведена деревянная пятибанная церковь в честь Святого Архангела Михаила 4-го класса. В 1873 году ее ремонтировали, крыша и купола обновили листовым железом. В 1881 году у церкви построили выше нее деревянную колокольню, которую развалили в 1940 году.
В научных исследованиях начала XX века деревянной церковной архитектуры в Украине отмечено, что в чувстве пропорции и гармонии форм эти строения могут служить образцом архитектурной компоновки, как, например, «... два лучших деревянных строения Приднепровья – церковь Медведевского монастыря и в селе Велкая Березянка Киевской 1766 г.»
Первого священника новой сельской церкви Михаила Крыжановского сменил на этом посту его сын Крыжановский Петр Михайлович. Последним великоберезянским священником при указанной церкви был Пинчук Арсений Андреевич, назначенный в 1941 году.
Простояв на протяжении 185 лет, уцелев во время боевых действий и интервенций, здание сельского храма пришло в упадок. Последний обряд в храме состоялся на праздник Михаила в 1950 году. Решением исполкома в 1952 г. признано целесообразным разобрать старое здание церкви. Затем уникальное здание деревянной церкви разобрали на хозяйственные нужды. На ее месте почтительные к истории селяне установили памятный крест.
В 1989 году, при поддержке коллективного хозяйства «Прогресс», православные березяне построили новый храм в честь Архистратига Михаила, который относится к Таращанскому благочинию Белоцерковской епархии УПЦ КП.
с. Великая Березянка
Первый Свято-Троицкий храм в с. Великая Вовнянка был построен в 1770 году. Однако в 1937 году он был разрушен советской властью.
Деятельность православной общины была восстановлена в 2000 году, когда впервые на Праздник Богоявления Господня была отслужена Божественная литургия.
Позже, в июле 2001 года, был заложен камень для строительства нового храма. Начиная с августа 2004 года началось активное строительство нового храма, который на сегодняшний день находится в стадии завершения.
с. Великая Вовнянка
Деревянная пятисрубная одноглавая церковь с двухъярусной колокольней. Является памятником архитектуры национального значения.
Различные источники приводят разные даты его возведения. Лаврентий Похилевич писал, что в 19 веке (до 1861 гг.) в Дубовке церкви не было, а жители села были приписаны к приходу села Станишовка. В издании «Памятники градостроительства и архитектуры» отмечается, что церковь в Дубовке была построена в 1748 году. А по новейшим данным церковь построили в 1861 году.
с. Дубовка
Согласно историческим данным первая часовня в с. Карданы была построена около 1716 г., когда население в селе увеличилось, то старую часовню разрушили и на ее месте построили новый храм.
Строительство было начато в 1746 году под руководством о. Иоанна Везерского, священника с. Ракитное. Через три года храм был освящен. Церковь была построена из дубового дерева, с тремя куполами с железными крестами. В ней было две большие двери на железных петлях с запорами. Фундамента под Церковью не было. К северу от храма находилась колокольня. У храма стоял также дом священника. Древний храм был разрушен властью еще до начала Второй мировой войны. И до 1991 года в с. Кирданы храма не было. Прихожане посещали храмы села Бушево и города Тараща.
Церковная община в честь Успения Пресвятой Богородицы была зарегистрирована в 1991 году. С тех пор началось строительство нового храма. Значительную помощь в строительстве оказало местное сельскохозяйственное предприятие. В 2001 году был проведен внешний ремонт храма, установлены ворота и цементное ограждение территории храма.
с. Кирданы
Монастырь Святых Царственных мучеников расположен в живописном месте на возвышенности, которое в народе называют Церковной горой. Это из-за того, что здесь раньше находился храм. Церковная гора разделяет два небольших села – Кисловку и Буду.
История этих мест очень богатая и уходит корнями в глубину веков. Ранее Буда называлась Монастырка. Такое название село получило от пещерного монастыря, находившегося здесь в давние времена. Местные жители указывают на место, где обитель была раньше – это холм, возвышающийся вблизи старого кладбища. Когда-то он был обнесен несколькими валами, остатки которых заметны и сегодня.
В каком именно веке монастырь был разрушен, неизвестно, так как татары совершали свои набеги на Русь в течение трех столетий. Однако, сохранился народный перевод о том, что церковь в соседнем селе – Кирдан – была сожжена во время набегов хана Батыя. Вполне вероятно, что именно в этот период была разорена и обитель в Монастырке.
В XVII веке монастырь восстанавливался. Об этом свидетельствуют исследования историка XIX века Л. Похилевича.
В 2001 году при участии археологов из организации «Подземный Киев» в монастырском скиту были проведены раскопки. В результате обнаружили пещерный ход общей длиной до 33-х метров.
Пещера устроена довольно интересно. Справа на высоте около метра – выступление с частицами пепла. Очевидно, здесь устраивалась монашеская кухня. Сбоку – аркасоль, место, где могли присесть несколько человек. Рядом с кухней находился небольшой погребок, похожий на вырытую в земле яму. Справа у входа – место, предназначенное для кратковременного отдыха. На нем невозможно лечь в полный рост, а только полулежа подремать. Эта традиция берет свое начало еще с Афона, где монахи не позволяли ни на минуту расслабиться своей бренной плоти.
Вдоль всей пещеры в стенах размещены ниши, похожие на места для свечей. Они расположены в шахматном порядке на разном уровне, чтобы лучше освещать пещеру.
В глубине пещеры слева находилась оригинальная вентиляция. Она имеет вид продолговатого отверстия, постепенно сужается к верху. По словам специалистов, отверстие сначала выкапывали изнутри, потом запускали крота, и он прорывал ход наружу.
С обеих сторон пещеры на небольшом расстоянии от пола размещены выемки. Они имеют прямоугольную вытянутую форму. Очевидно, сюда вставлялись бревна или доски для настила. Здесь свечные ниши расположены только с западной стороны, то есть, таким образом, чтобы молится на восток, как и положено у православных. При этом свет освещает книгу.
В конце пещеры на восточной стороне заметны очерки двух голгофских крестов и надпись «Мануил». Возможно, это имя монаха, который выкопал пещеру или жил в ней.
Таким образом, проведя раскопки, было установлено, что пещера монашеская. В ней могло жить два-три подвижника.
В 1865 году, по ходатайству местных жителей, старый деревянный храм с. Ковшеватая был перенесен на Церковную гору и освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
В 30-х гг. XX века церковь закрыли и устроили в ней состав для продуктов.
В 1943 году в церковь попал снаряд и она была частично разрушена. Впоследствии церковный материал разобрали жители на хозяйственные нужды.
Более полувека в землях Кисловка и Буды не происходили богослужения. И только 16 июля 1994 было выдано свидетельство о регистрации общины. Поскольку церкви в селе не было, было решено взять в аренду помещение бывшего магазина.
В начале 1995 года на Церковной горе была выделена земля под строительство храма. Летом в 1996 году из-за отсутствия материальных средств на заложенном фундаменте сделали деревянный каркас, обмазали глиной и устроили временную церковь.
В 2000 году началось строительство жилого корпуса с небольшим храмом внутри.
30 октября 2003 состоялось освящение храма в корпусе в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Божественную литургию возглавил епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим в сослужении священников благочиния.
В августе 2007 года была проведена расчистка заваленных пещерных ходов на территории монастыря в с. Буда (Монастырка).
В 2008 года в с. Кисловка Таращанского района Киевской области был основан женский монастырь во имя Святых Царственных мучеников. Монастырь выкупил бывшую усадьбу помещика – старый разрушенный дом в центре села. Здесь устраиваются столярные мастерские, пилорама, а также гостиница для паломников.
с. Кисловка
Большая каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1865 году местным землевладельцем графом И. Млодецким по благословению митрополита Киевского и Галицкого Филарета (амфитеатр), вместо старой деревянной церкви, строительство которой датируется 1750 годом.
В 1936 году храм был полуразрушен советской властью и превращен в колхозный амбар. Однако в 1944 храм вновь открыли, и в нем возобновились богослужения.
Полное восстановление храма в его первичных размерах началось в 1997 году
Сейчас церковь Рождества Богородицы снова действует, проведена реставрация. В интерьере можно осмотреть шикарный резной иконостас.
с. Ковшеватая
с. Косяковка
Рожковский целебный источник находится на поляне в лесной роще на восточной окраине с. Рожки.
По легенде, источник открылся в конце XIX в. Святым его стали почитать после того, как одному из местных жителей у источника было явление купающейся Богородицы. До революции источник Успения Пресвятой Богородицы был местом массового паломничества, поскольку распространилась слава о целебных свойствах его воды. Очевидцы рассказывали, что после молитвы и употребления этой воды у людей восстановилось зрение, «оживали» ноги и т.д.
В советские времена источник неоднократно пытались уничтожить, но местные жители каждый раз его восстанавливали. Вода из источника необычайно чистая и насыщенная серебром, поскольку пробивается сквозь редкую кремениево-серебряную породу. По праздникам и воскресным дням возле Рожковского источника проводятся богослужения.
с. Рожки
с. Чапаевка