БИРЮКИ (укр. Бирюки) – центр Бирюковского сельского совета, в который, кроме того, входит Пугачовка.
Размещено на правом берегу реки Роси в 12 км к юго-западу от районного центра и в 3 км от железнодорожной станции Бирюки.
Население – 657 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Второй мировой войны (1962 г.)
История
О происхождении села в книге «Сказание о населенных местностях Киевской губернии» которая была напечатана издательством Киево-Печерской лавры в 1864 году, Л.Похилевич дает такую историческую справку: «Бирюки – татарское слово, обозначающее волка. Название села наводит на предположение об основании этого села в период татарского владычества. В летописях под 1125 годом упоминание о соединении половцев при Бирюче и Броне, но не расследовано можно ли Бирюч и Бирюки признавать за название одной местности».
На месте нынешнего села в разные времена было большое поселение очевидно городского типа, на что указывает нахождение на этом месте древнего городища. Были найдены: остатки кирпичей, черепков и различных предметов домашнего обихода, а также монеты княжеских времен, которые довольно часто варьируются или находятся в результате разрушения берегов рекой Рось.
На территории села в древности водились дикие быки, туры, останки которых найдены под утесом над Роси. Туровый рог длиной более метра, на котором заметны следы обработки его человеком, долгое время хранился в школе. О том, что здесь когда-то было значительное поселение, а возможно и монастырь, свидетельствуют различные вещи бытового и церковного обихода, вырытые при копании канав и вспашке, в частности посуда, огромный железный замок весом несколько килограммов, древние монеты и даже серебряные слитки и много других вещей.
Как отмечается в упомянутой книге Л. Похилевич по данным визитов своего рода ревизий в Бирюках в 1740 г. насчитывалось 26 дворов и 200 жителей, а через 100 лет в середине 19-го века население возросло до 801 человека. В этих же визитах упоминается Бирюковская церковь, построенная в 1723 г. Этот деревянный Храм Божий счастливо простоял на Бирюковской земле почти два века. Но в 1913 году община села решила, что старушка церквушка должна быть разобранной, а на ее месте нужно построить новую деревянную церковь. К сожалению, эта церковь не сохранилась. Сооружение, которое построили мастера деревянного зодчества с Севера России впервые закрыто в период коллективизации и гонения на Церковь. После прихода немцев церковь вновь открыли. Но во время второй волны борьбы коммунистов с православной верой церковь в селе Бирюки закрыли снова. По инициативе тогдашнего директора школы в помещении церкви был оборудован школьный состав. Именно в этом качестве церковь была сожжена одной из июльских ночей 1966 года.
В 18 веке село Бирюки, как и вся Правобережная Украина, оказалось под властью Речи Посполитой, а в 1790 г. польский сейм отдал Белоцерковское староство магнату Ксаверию Браницкому. Конечно, не все жители сел Бирюки и Пугачовка попали в крепостное рабство. Были среди них, так называемые, Рось казаки, которых боялись закрепощать. После отмены крепостного права в 1861 году граф Браницкий сдал Бирюковские земли в аренду Станиславу Косацкому. Его экономия существовала вплоть до 1918 года.
По состоянию на 1885 г. в бывшем собственническом селе Островской волости Васильковского уезда Киевской губернии проживало 868 человек, насчитывалось 115 дворовых хозяйств, существовала православная церковь, школа и 2 постоялых дома.
Революционные события начала 20-го века, процессы украинского государства 1917-1918 гг., гражданские войны безусловно отражались на жизни наших односельчан. Политика 20-30 гг. тогдашнего руководства пагубно отразились и на положении наших крестьян. В 1905 году в селе состоялось выступление крестьян. Для подавления его из Киева был вызван отряд полиции. 5 человек-организаторов выступления арестовали.
Около 800 жителей наших сел Бирюки и Пугачовка забрал голодомор 1932-1933 годов. В память погибшим во время Голодомора в 1993 г. установлены памятные знаки на кладбищах Бирюк и Пугачовка на местах наибольших братских захоронений.
Большими испытаниями для села стали 1941-1945 гг, когда мирный труд людей была прервана войной с немцами. В первые дни войны более 200 бирючан ушло защищать родную землю. 147 из них не вернулись с войны. Фашистами село было занято в июле 1941 г. Гитлеровцы грабили местное население, отбирали скот, свиней восстановили колхоз, но уже на своей идеологической основе, назвав его госхозов. Горя испытали семьи тех молодых людей, которых немцы отправили на работу в Германию.
Шестого января 1944 г. гитлеровцы были изгнаны из села, село было отстроено где-то за два с половиной года.
БУШЕВО (укр. Бушеве) – центр Бушевского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки
Население – 824 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Троицкая церковь
В Бушево сохранилось огромное здание водяной мельницы, возведенного в XIX веке. К сожалению часть здания сейчас находится в частной собственности и скрывается за высокой стеной, а другая часть потихоньку разрушается.
Голубе озеро
Бушевское городище
История
Село Бушево до 1946 года называлось Прусы.
В окрестностях села сохранились остатки двух поселений (I тыс. до н.э.), городище укрепленного поселка (XI-XIII вв.) и целая группа курганов (III-I тыс. до н.э.). Интересно, что некоторые из курганов в XVI-XVII раскапывались местным населением для добывания селитры, которая образовалась в них вследствие биохимических процессов.
ЖИТНЫЕ ГОРЫ (укр. Житні Гори) – центр Житнегорского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки.
Расположен в 4 км к северу от районного центра и железнодорожной станции Ракитное.
Население – 2347 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Церковь Иосифа Обручника
Музей истории села Житные Горы
Братская могила воинов Советской Армии и памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Второй мировой войны (1975 г.)
История
В окрестностях села исследованы остатки 6 поселений раннеславянской Черняховской культуры, а также городища с прилегающими к нему поселениями времен Киевской Руси.
Село Житные Горы принадлежало белоцерковскому владению польского шляхетского рода Браницких.
ЗАПРУДЬЕ (укр. Запруддя) – центр Запруднянского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки
Размещено по обоим берегам реки Гороховатка, левого притока реки Роси, в 18 км к северо-востоку от районного центра и в 16 км от железнодорожной станции Ольшаница.
Население – 1311 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Музей истории села Запрудье
Братские могилы воинов Советской Армии, погибших в годы Второй мировой войны (1958 г.)
История
Село Запрудье имеет многовековую историю и до 1960 года называлось Винцентивкой (потом было переименовано в Запрудье).
Вблизи села археологические экспедиции зафиксировали одну из северных сарматских погребальных памятников – скифский курган.
По историческим источникам, поселение на современной территории села было основано в 1507 году.
Название «Винцентивка» село получило в 1752 году от имени Станислава Винцента, князя Яблоновского, который был здесь старостой. В те времена село принадлежало Белоцерковскому староству. По рассказам старожилов, через поселение по дороге на Белую Церковь проезжал гетман Б. Хмельницкий, он отдыхал со своими казаками там, где сейчас расположены озера. И до сих пор сохранились некоторые огромные пеньки от роскошных ив и тополей, что росли вдоль берегов.
В древности село было свободным, а с приходом на Украину поляков – земли села стали собственностью польских магнатов, крестьяне стали крепостными графов Браницких. Экономия их была расположена на территории нынешнего села Маковка. Первым помещиком в ней был шляхтич Маковский.
В 1752 году на территории села князем Яблоновским была построена деревянная церковь. В 1768 году она была перестроена в православный храм. Это были времена Колиевщины, когда православные миряне выгоняли католиков и униатов и сооружали новые церкви. В 1786 году винцентивский храм во имя святого Николая был построен практически заново. В конце XVIII века в числе других православных храмов южной Киевщины винцентивская церковь получила в подарок от российской императрицы Екатерины II в отдельные детали одежды духовных лиц. Еще долго крестьяне из сел приезжали посмотреть на вещи, присланные царицей из далекого Петербурга. Миряне Винцентивки и Лищинки бережно ухаживали за своим храмом и регулярно его ремонтировали. В середине XIX века сооружение нуждалась уже в капитальном ремонте, и крепостные деревни обратились к графу Браницкому с просьбой починить храм. Когда граф проигнорировал эту просьбу, то миряне написали письмо киевскому митрополиту Филарету. Владыка сообщил о ситуации киевскому генерал-губернатору, а он, в свою очередь, начал влиять на гендерных графов. Письма высокопоставленного лица сделали свое дело: графская экономия выделила средства и древесину, церковь была обновлена и освящена в 1850 году. Обновление храма было весомым, однако неумолимое время брало свое – столетнее сооружение разрушалась под воздействием атмосферных явлений. После отмены крепостного права в 1861 году миряне совершали ремонтные работы самостоятельно.
В 1864 году население Винцентивки составляло 2456 человек. После отмены крепостного права Браницкие оставались полновластными хозяевами на селе.
По переписи 1895 г. Винцентивка была центром одноименной волости, имела 870 дворов с населением 4645 человек, из них 4357 крестьян, а остальные 388 чел. – дворяне, мещане, купцы. В селе была церковь, 1 водяной и 25 ветряных мельниц, церковноприходская школа, по четвергам – большие базары. С 1891 года в селе работал медпункт, первым фельдшером которого был Дитиненко. В 1895 году община села построила запасной магазин, куда ссыпалось общественное зерно. Селу также принадлежали ферма и 3 поселения – «Узинский степь» (4 ч.), «Московия» (45 чел.), «Росава» (403 ч.) и собственная усадьба «Княжин» княжны М. Горчаковой (31 ч.).
Во время богослужений, которые происходили в винцентивском храме, постоянно упоминались император и его семья. В течение года происходили десятки «царских богослужений» в честь многочисленных событий в доме Романовых.
По переписи 1900 г. в Винцентивке насчитывалось 992 двора с 5334 жителями. Кроме церкви, в селе были часовня, 1 водяной и 31 ветряная мельницы, 4 конных топчака, 5 кузниц, 3 маслобойни. В 1903 году хлебный запасной магазин переоборудовали и открыли двухклассное министерское училище.
В 1905 г. в помещичьей экономии состоялась забастовка рабочих, организаторами которого были С. Максименко и И.А. Широкоступ.
ЛУБЯНКА (укр. Луб’янка) – центр Лубянского сельского совета, в который, кроме того, входят Села и поселки Любка и Першотравневое.
Размещено в 12 км к северо-востоку от районного центра и в 7 км от железнодорожной станции Ольшаница.
Население – 288 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Братская могила воинов Советской Армии, погибших в годы Второй мировой войны (1950 г.)
МАКОВКА (укр. Маківка) – центр Маковского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Петровское.
Размещено на правом берегу Днепра, в 20 км к северо-востоку от районного центра и железнодорожной станции Ракитное.
Население – 395 чел. (2001 г.)
НАСТАШКА (укр. Насташка) – центр Насташивского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Колесниково.
Размещено на 17 км юго-западнее районного центра и железнодорожной станции Ракитное.
Население – 1917 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Музей истории села Насташка
Могила Степуры И.Л., погибшего от рук белогвардейцев в 1918 году (1950 г.)
Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Второй мировой войны (1960 г.)
История
Из археологических раскопок известно, что в V-II веках до н.э. на территории современной Насташки проживали оседлые племена скифов-пахарей, имевшие широкие торговые связи с Римской империей. Об этом говорят найденные в селе в разные годы римские монеты. Только в течение последних 35 лет три из них были найдены в разных местах на территории села. Так же в селе обнаружены остатки городища времен Киевской Руси, а в окрестностях есть 2 кургана. По преданию, на месте современного села существовал большой древний город Китайгород, который разрушили татары.
Село основано в 1577 году.
При революции 1905-1907 гг. здесь произошли крестьянские волнения.
В 1918 крестьяне Насташки активно участвовали в Таращанском восстании против немецких интервентов.
ОЛЬШАНИЦА (укр. Ольшаниця) – центр Ольшаницкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки
Размещено в 12 км к востоку от районного центра.
Население – 2493 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Храм Святого архистратига Михаила.
Остатки летописного города Торческ.
Музей истории села Ольшанка.
Братская могила воинов Советской Армии и памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Второй мировой войны (1958 г., 1970 г.)
История
Вблизи с. Ольшаница находятся остатки городища летописного города Торческ времен Киевской Руси, который был разрушен монголо-татарами в 1240 г. и больше не восстанавливался.
Ольшаница упоминается в летописях еще 1150.
В 1518 году оно с Рокитным принадлежало Волчку и Сенюшке Романовичам. Как и Белую Церковь, Ольшаницу основал князь Ярослав Мудрый, когда строил пограничные крепости по Роси от врагов. Тогда поселение называлось Райгород. Оно было расположено на территории городища, которое сохранилось и по сей день. Сохранились и змиевы валы со рвами, которые окружали город. Там было много церквей. Жители Райгорода успешно отражали нападения половцев. Но татарское нашествие уничтожило, опустошило город.
Название современной Ольшанице, по одной версии, происходит от слова «ольха» (на русском языке «ольха»). После опустошения Райгорода люди поселялись в ольховых лесах. Но не исключено, что название происходит от фамилии князей Ольшанских, которые были обладателями этих земель.
Возле Ольшаницы стояли лагерем войска Богдана Хмельницкого, Петра Сагайдачного, гетмана Выговского.
Церковные книги свидетельствуют, что в 1680 году был воздвигнут храм из ольхового дерева Святой Троицы. А 1740 г. его перестроили из дубового леса и дали имя архистратига Михаила. Осталась и Преображенская церковь. При советской власти церкви были уничтожены.
Во время революции 1905-1907 гг. крестьяне Ольшаницы выступили против помещиков. Их борьбу возглавил крестьянское комитет, созданный в октябре 1905 года. Чтобы подавить революционное выступление крестьян, к Ольшанице были введены войска.
В годы немецкой оккупации 1918 г. жители села присоединились к Таращанскому восстанию.
В период временной фашистской оккупации гитлеровцы замучили многих жителей села. Первыми жертвами их стали старая революционерка М. Бабешко, один из организаторов сельского комитета в 1905 году И.Я. Павличенко и члены его семьи. В лесах Ольшаницы действовал партизанский отряд «Искра», которым командовал лейтенант Г.С. Кулагин. Связным отряда был пионер Володя Бучацкий, замученный фашистами в 1943 г. Его имя присвоено пионерской дружине средней школы, в которой он учился.
29 мая 2011 г. в селе Ольшанка произошло освящение нового храма Святого архистратига Михаила.
ОСТРОВ (укр. Острів) – центр Островского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Довгалевское.
Размещено на правом берегу реки Роси, там где впадает в нее двумя рукавами река Насташка, образуя остров. Отсюда и происходит название села.
Население – 2127 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Церковь Михайловская
Братская могила воинов Советской Армии, погибших в годы Второй мировой войны (1975 г., с. Довгалевское)
Братские могилы воинов Советской Армии, погибших в годы Второй мировой войны (1956-1957 гг., с. Остров)
История
По состоянию на 1885 г. в бывшем собственническом селе, центре Островской волости Васильковского уезда Киевской губернии, проживало 1958 человек, насчитывалось 312 дворовых хозяйств, существовали православная церковь, школа и 3 постоялых дома.
По переписи 1897 года количество жителей возросло до 3093 человек (1503 мужского пола и 1590 – женского), из которых 3024 – православной веры.
РОМАШКИ (укр. Ромашки) – центр Ромашковского сельского совета, в который, кроме того, входит населенный пункт Бакумовка.
Размещено на правом берегу реки Гороховатка (левый приток Роси), в 12 км к северо-востоку от районного центра и железнодорожной станции Рокитное.
Население – 865 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Покровская церковь
Музей истории села Ромашки
Братская могила воинов Советской Армии, погибших в годы Второй мировой войны (1958 г.)
История
Возле села найдены каменные орудия труда эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.), исследовано два кургана скифского времени (VII-VI вв. до н.э.), обнаружено несколько серебряных римских монет (II ст. н.э.).
В 1899 году на могильнике Черняховской культуры раскопано 38 захоронений. Здесь сохранились фибулы (застежки) VI-VII вв. н. е., глиняный кувшин IV в. н.э. с изображением славянского календаря, которого расшифровал академик Б.А. Рыбаков. Исследователи раскопали также курган и нашли пряслица из красного шифера времен Киевской Руси.
Село основано в XVIII в.
В 1864 здесь произошло крестьянское восстание, для подавления которого из Киева прибыли две пехотные роты. Руководитель восстания М. Головню приговорен к 11 годам каторжных работ и на вечное поселение в Сибирь.
САВИНЦЫ (укр. Савинці) – центр Савинецкого сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки
Размещено в 15 км к северу от районного центра и железнодорожной станции Ракитное.
Население – 1062 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
В 1882 был построен деревянный храм Архистратига Михаила, который до 1901 года не имел самостоятельного статуса и прихода, а был приписанным к Свято-Иосифивскому приходу с. Житные Горы.
Музей истории села Савинцы
Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Второй мировой войны (1969 г.)
История
До началу XIX в. это был хутор, который принадлежал Житнегорскому приходу и насчитывал 23 двора и 560 жителей. Со временем хутор разрастался и в конце XIX в. в селе проживало около 1600 человек.
В 1905 г. в Савинцах произошло волнения крестьян, которые отказывались работать на барских землях, требуя повышения платы.
Первую школу построило земство, и по состоянию на 1914 г. там было 85 учащихся первых классов (70 – мужчин, 15 – девушек).
СИНЯВА (укр. Синява) – центр Синявского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки
Размещено на правом берегу реки Роси, в 3 км к юго-востоку от районного центра и железнодорожной станции Рокитное.
Население – 3603 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
В селе находится одна из старейших деревянных церквей Киевской области – Николаевская церковь, которая была построена в 1730 году.
Водяная мельница
Страусиная ферма
Божа гора, памятный знак
Парк-памятник садово-паркового искусства (ок. 50 га, 1847 г.)
Бюст Т. Шевченка
Мемориал Слави
Братская могила воинов Советской Армии, погибших в годы Второй мировой войны (1954 г.)
История
Вблизи села обнаружены остатки Черняховского поселения. Здесь найдены также 4 римские монеты (II в. ст. н.э.).
Первое официальное упоминание о селе датируется 1550 годом, хотя по преданию на месте села когда-то существовало поселение Синелець или Стринява.
Во время немецкой оккупации в марте 1918 года в Синяве началось вооруженное восстание, к которому первый день присоединилось около 10 тыс. крестьян окружающих сел. Организаторами его были А. Коваль и И.Г. Дзюбенко. На помощь повстанцам пришел партизанский отряд из Таращи, возглавлявший В.С. Баляс. Повстанцы из Синявы отправились на Рокитное, но с помощью немецких броневиков и артиллерии Центральный совет разгромил восстание.
ТЕЛЕШОВКА (укр. Телешівка) – центр Телешовского сельского совета, в который, кроме того, не входят другие села и поселки
Размещено на обоих берегах реки Гороховатка, впадающей в р. Рось, в 12 км к северо-востоку от районного центра и в 10 км от железнодорожной станции Рокитное.
Население – 1427 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Братська могила воїнів Радянської Армії і пам'ятник воїнам-односельцям, які загинули в роки Великої Вітчизняної війни (1959 г., 1975 г.)
История
Возле села исследованы курган эпохи бронзы (II тыс. до н.э.), остатки трех поселений и могильник Черняховской культуры и трех поселений Киевской Руси.
Первые упоминания о с. Телешовка встречаются в документах в начале XVIII в.
В 1740 году здесь насчитывалось 60 дворов и проживало около 550 человек. Село лежало в густом дубовом лесу, который покрывал склоны реки.
В 1754 году с. Телешовка владел польский магнат, регент коронной канцелярии – полковник Ю. Дунин-Карвицкий. Закрепощенные селяне не раз были участниками борьбы против польских помещиков и шляхты.
В конце XVIII в. Телешовка с окружающими землями принадлежала помещику А. Головинскому. В 1818 году село продали помещикам А. Блоцкому и Ф. Володкевичу. Через пять лет они перепродали Телешовские земли вместе с крестьянами новому помещику – предводителю дворянства Васильковского уезда Я.И. Гудим-Левковичу за 6853 руб. серебром. В 1845 году на него работало 642 ревизские души.
Крестьяне-крепостные не мирились со своим бесправным положением и вели борьбу за освобождение от феодального гнета. В 1855 году они приняли участие в массовом антикрепостническом движении крестьян – Киевское казачество.
Реформа 1861 года дала возможность помещикам сохранить в своих руках большую часть лучшей земли.
О развитии капитализма в сельскохозяйственном производстве и о потере крестьянами надельной земли и превращения их в сельских пролетариев некоторое представление дают материалы земской статистики. Так, в 1912 году из 593 хозяйств безземельных насчитывалось 28, с наделом до 2 десятин – 202, до 3 десятин – 144, до 6 десятин – 179, до 10 десятин – 31, свыше 10 десятин – 9 хозяйств. Не было скота у 114 хозяйств.
В пореформенный период в селе возникают промышленные предприятия. В 1875 г. помещица М. Горчакова построила водяную мельницу. Кроме того, в селе были кирпичный завод, 12 ветряных мельниц, крупорушка и 4 кузницы.
Отмена крепостного права не принесло существенных изменений в культурной жизни трудящихся. Самодержавие держало их в темноте и невежестве. В одноклассной начальной школе, которая открылась в Телешивке в 1862 г., через три года обучалось лишь 28 детей, а в 1899-м – 67 учеников, из них только одна девочка. Учили их учитель и поп. На содержание школы царские власти отпускали в год только 191 руб. С 1912 года здесь основано сельское двухклассное училище.
ШАРКИ (укр. Шарки) – центр Шаркивского сельского совета, в который, кроме того, входят населенный пункт Калиновка.
Размещено на левом берегу реки Гороховатка, что является левым притоком р. Роси, в 11 км к северо-востоку от районного центра и в 5 км от железнодорожной станции Ольшаница.
Население – 704 чел. (2001 г.)
Достопримечательности
Остатки летописного города Торческ.
Братская могила воинов Советской Армии, погибших в годы Второй мировой войны (1961 г.)
Памятник Сторчевой А.Т., активном борцу за власть Советов (1971 г.)
История
Вблизи села обнаружены остатки поселения Черняховской культуры, городища и поселения времен Киевской Руси. Между селами Шарки и Ольшаница исследованы остатки сложных укреплений древнерусского города Шаргорода, которое играло значительную роль в Киевской Руси, раскопано также древнерусские и кочевницкие курганы X-XIII веков.