Ансамбль Вознесенского монастыря расположен в центре города. Архитектурный облик монастыря начал формироваться с момента строительства Вознесенского собора (1695–1700 гг.). Формирование комплекса начато в 1695 г., когда на средства гетмана Мазепы начато строительство каменного Вознесенского собора (освящен 1700 г.). В течение XVIII-XIX вв. на территории монастыря находилась резиденция местного архиерея. В 1738 г. здесь основано Переяславский коллегиум - среднее учебное заведение, который разместился в деревянном корпусе. В 1748 г. пожар уничтожил все деревянные строения монастыря, после чего собор восстановлен, его фасады украшены лепкой, а другие сооружения возведены каменными: в 1753-1757 гг. - Коллегиум, в 1770-1776 гг. - Колокольню. В 1782 г. с востока к колокольне пристроили Варваринскую церковь (уничтожена в 1941 -1943 pp.). В конце XVIII - начале XIX вв. южнее собора возведено удлиненный двухэтажный каменный корпус с колонной галереей на южном фасаде, первый этаж которого был торговыми рядами, второй - бурсой для семинаристов. Территория монастыря была окружена стеной. В 1916 г. двухэтажный корпус сгорел и был разобран. Здания комплекса, которые очень пострадали во время Второй мировой войны, реставрированные в 1954-1964 гг. Сейчас они входят в состав Национального историко-этнографичного заповедника «Переяслав».
Ансамбль Вознесенского монастыря является одним из лучших в истории украинской архитектуры и каждое его здание представляет большую историческую и художественную ценность. Вместе с другими памятниками Пе- реяслава-Хмельницкого ансамбль играет большую роль в силуэте города.
Вознесенский собор, 1695–1700 гг.
Собор - кирпичный оштукатуренный, крестообразный, девятидольный, однобанный. Ветви креста завершены высокими волнистой формы фронтонами.Западное плечо вытянутое, прямоугольное в плане, остальные ветви - граненые. Помещения между ними квадратные в плане, двухэтажные. Композицию осложняют два цилиндрических объема обеих западных плечей. Все компартименты равновысокие, подведены под единый карниз. Мышцы увенчанны тридольными фронтонами изысканных барочных очертаний, помещения между ветвями - палаточными крышами. Над крестопоклонной возвышается двухъярусная барочная баня на высоком восьмигранном подбаннике. Декор экстерьера сдержан: формы собора акцентируется угловыми лопатками; окна, расположенные в два яруса, имеют полуциркульные и лучковые перемычки, окаймленные наличниками и увенчанные прямыми, треугольными и лучковыми сандриками. Венчает здание купол на очень высоком граненом барабане.
Колокольня, 1770–1776 гг. Построена к юго-западу от собора.
Колокольня относится к типу надвратных и находится на юго-запад от собора, замыкая перспективу нескольких улиц. Сооружение - трехъярусное, увенчанная высоким двухъярусным куполом барочных очертаний на низком подбаннике. В плане представляет собой квадрат с вогнутыми гранями. Первый ярус рустованный, арка проезда украшена выразительным барочным порталом. Грани второго и третьего ярусов прорезаны арочными проемами для колоколов, фланкированный пучками полуколонн и пилястр тосканского (второй ярус) и композитного (третий ярус) ордеров. Ярусы венчают раскрипованые багатообломные карнизы. Колокольня является весьма характерным образцом высотных сооружений эпохи позднего барокко.
Колокольня стала основной вертикальной доминантой, замыкающей перспективу ряда улиц.
Коллегиум, 1753–1757 гг.
Коллегиум построенный на средства переяславского епископа И.Козловича. До сих пор считалось, что в 1753 г. здесь преподавал поэтику выдающийся украинский философ Сковорода. Учитывая это здесь сегодня (с 1972 г.) размещен Музей Сковороды. Однако в ходе преподавания философа в Переяславском коллегиуме приходится только начало строительства каменного корпуса. Так обучения в 1753 г. происходило в каких-то приспособленных помещениях, которые не сохранились.
Здание - прямоугольное в плане, линейной однорядной многокамерной структуры. Состоит из четырех классных комнат и трех сеней. На продольном фасаде, обращенном к собору, устроено три портала. Помещения перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками над окнами.
Фасадный декор - в стиле барокко: стены в метрическом ряду членятся филенчатыми пилястрами, оконными и дверными проемами с лучковыми перемычками. Стены венчает раскрипованый полный антаблемент, фриз которого украшен растительным орнаментом - ползунком. Надоконные ниши декорированы орнаментальными барельефными вставками с растительными мотивами, в которых преобладает виноградная лоза. Акцентами фасада являются порталы входов. Скромное решение центрального портала, который вел к младшим классам, и значительно богаче - боковые, которые вели до старших классов. Порталы одинаковы по схеме - дверные проемы фланкированны пилястрами, соединенными вверху дугообразным карнизом, выше которого находится орнаментальное панно. Над левым порталом в картуш вкомпоновано малярное произведение религиозного содержания, над правым - барельефное изображение епископских инсигний с монограммой епископа И.Козловича. Уличный фасад декорирован значительно скромнее: плоскость стены членят только рустованные пилястры и арочные окна. Здание венчает высокая Вальмовая крыша с переломом.
Вознесенский собор является типологически уникальным, искусно неповторимой достопримечательностью Мазепы суток - переходного этапа от украинского возрождения к барокко.
Вознесенский монастырь в Переяславе-Хмельницком - один из крупнейших архитектурных ансамблей эпохи Гетманщины.