Костел расположен недалеко от современного центра города на правом берегу Унавы на площади, носящей имя Зигмунда Козара.
Первый костел в Фастове был построен в конце XVI века епископом Иосифом Верещицьким. Впоследствии здесь действовали уже несколько католических общин, в частности иезуиты, бернардинцы.
В 1723 году на месте старого епископом Самуэлем Орґою построили новый костел, также деревянный. Однако он был сожжен гайдамаками во время Колиивщины.
Новый и снова деревянный костел отстроили в 1793 году.
Современный костел Воздвижения Святого Креста в Фастове возводили по проекту архитектора Домбровского в период с 1903-го по 1911-й годы. За 2 года после начала строительства общий проект культового сооружения был несколько изменен, а к его выполнению привлекли известного украинского архитектора Федора Троупянский. Костел был торжественно освящен 18 сентября 1911. После его освящения настоятелем Фастовского прихода стал Леон Зеленский, первым деканом - инициатор строительства Станислав Шептицкий.
Фастовский костел Воздвижения Святого Креста построен в романо-готических формах, характерных для архитектурных сооружений последней четверти XIX века, в целом культовое сооружение является образцом неоготики.
На фундаменте из бутового камня возведены стены из желтого кирпича. Конструкции кровли первично были изготовлены из сосны и покрыты зеленой и красной черепицей.
Главный - западный фасад венчают две башни, между которыми расположен центральный вход в костел. Над входом - большое круглое окно ( «роза»), что является традиционным элементом готических храмов. На фасаде размещена скульптура епископа и барельефная сюжетная композиция «Христос благословляет детей».
Костел имеет существенную особенность - западный фасад здания является асимметричным. Асимметрия проявляется во всем: в элементах декора, формах окон, отдельных деталях и тому подобное. Две его башни, является однакововимы в плане, внешне абсолютно разные. Южная - почти вдвое выше северную, четырехугольная по всей высоте, со сквозными спаренными арками в верхней части.
В интерьере храма сразу привлекают внимание галерея, хоры, пол, стройные пилястры и колонны с пышными капителями.
Советская власть в 1934 году закрыла костел, а самые активные члены приходской общины были в 1937 году или казнены, или брошены в тюрьму на много лет. В послевоенное время в костеле некоторое время действовала православная церковь.Многочисленные петиции к власти имели своим следствием возвращения культового сооружения фастовским католикам. Поэтому в июне 1990 года храм был вновь освящен - обряд совершил священник Янис Крапанс.
Фастовский краеведческий музей находится в историческом здании - помещении бывшего банка (конец XIX века). Здание музея - памятник интересного периода в жизни Фастова, который характеризовался определенным подъемом в промышленности, экономике и культуре. Он - небольшой, принадлежит к образцам безордерной архитектуры - является примером так называемого кирпичного стиля, однако свидетельствует определенный вкус его строителей. Для Фастова, безусловно, представляет большую историческую ценность, также соответствует всем требованиям его нынешнего (музейного) практически функционального назначения.
Предшественниками современного Фастовского государственного краеведческого музея созданы в начале 1970-х годов в Фастове как этнографический и исторический музеи на общественных началах.
Собственно краеведческий музей в Фастове был основан согласно решению Киевского облисполкома от 17 сентября 1990 года. Несмотря на то, что дом во время передачи находился в полуразрушенном состоянии, сотрудники музея с энтузиазмом восприняли известие о передаче помещения и обрадовались тому, что музейная экспозиция и фонды будут расположены именно в исторической постройке в фастовском центре города.
Официальной датой открытия Фастовского Государственного Краеведческого музея считается 19 декабря 1995 года, когда был открыт первый выставочный зал «Фастовщина: страницы истории (с древнейших времен до 20-х годов ХХ века)», материалы которого были собраны благодаря археологическим и этнографическим экспедициям, обследованию архивов Киева, Фастова, Львова, Москвы, а также поисковой и собирательской работе энтузиастов на предприятиях и среди населения.
Второй этап реставрационных работ в помещении музея был завершен в 2003 году.
Фонды Фастовского государственного краеведческого музея насчитывают около 21 000 предметов, и условно их можно разделить на 2 основные группы - историко-краеведческие и естественные.
Археологическая коллекция Фастовского краеведческого музея основана благодаря работе археологической экспедиции Украинской госпедуниверситета им. М. Драгоманова под руководством известного археолога Надежды Кравченко. Среди материалов музейного исторического отдела имеющиеся редкие архивные и фотоматериалы, тогдашние предметы, рассказывающие о «запрещенные» по СССР темы исторического развития города в начале XX века - в частности, о пребывании в Фастове Директории УНР, о бое под Мотовиловкой, об объединении УНР и ЗУНР тому подобное. Также собран значительный фотодокументальный материал о массовом крестьянском повстанческом движении в крае периода гражданской войны, развитие образования, пребывание на Фастовщине выдающихся деятелей украинской науки и культуры, взаимное украинской, польской, русской культур на фастовской земли.
г. Фастов, ул. Ивана Ступака, д. 9
Расположен рядом со зданием Фастовского железнодорожного вокзала.
Музей отражает исторический период, когда Украина в декабре 1918 года, подписала акт воссоединения Украинской Народной Республики та Западно-Украинской Народной Республики. Это событие произошло именно на железнодорожной станции Фастов.
В начале 2000-х годов на железнодорожной станции Фастов между путями, тянущиеся по направлению к Казатину и Белой Церкви, был установлен открытый для посещения дореволюционный вагон-музей. В нем, как принято считать, в 1918 году в Фастов была доставлена группа делегатов для переговоров от правительства УНР с представителями ЗУНР. Целью переговоров было создание неделимой государства. 1 декабря в вагоне поезда стороны подписали предварительное соглашение, столицей определен не Киев, а город Фастов. В Киеве в честь этого события провели массовую акцию. Таким образом, прославился дом на колесах стали считать уникальным в своем роде вагоном-столицей. В каком бы городе он не останавливался, то автоматически провозглашался новой «столицей». Акт Воссоединения был официально объявлен в Киеве на Софийской площади 22 января.
Вход в музей бесплатный.
Построена в 1758 году. Согласно преданию, средства на строительство дали гайдамаки.
Церковь расположена на возвышении в центральной части поселка. Она стоит на каменном фундаменте и имеет три купола. Позже храм был расширен за счет невысоких пристроек с юга и севера, а с запада - тамбуром. Срубы перекрыты восьмигранными куполами без барабана, что делает силуэт здания несколько приземленным.
Наклонены внутрь (а иногда и в разные стороны) стены, криволинейные очертания, некоторая приземленность предоставляют храму привлекательную архаичность, таким образом он выглядит живописно и гармонично, на все свои более 250 лет. Чеканка по жести, которой покрыто церковь, немного сглаживает диссонанс «дерево-металл». Необычность композиции здания позволяет ее отнести к интересным памятников деревянной архитектуры Правобережной Украины.
пгт. Кожанка
Церковь Святой Параскевы (в ее современном виде) построена в 1990-х годах на месте старой, разрушенной большевиками. Восстановлена по чертежам. Церковь связана с жизнью украинского композитора Кирилла Стеценко, который был приходским священником в ней. У нее его и похоронили.
Первый Веприцкий храм Параскевы был возведен в 1856 году.
В 1920-30-х годах церковь была серьезно повреждена, во время Второй мировой войны храм частично восстановлен, и там проводились богослужения.
После войны в 1960-х культовое сооружение было окончательно уничтожено.
Существующий храм построен на старом кирпичном фундаменте и фактически произвольной фантазией современного архитектора на темы старой деревянной архитектуры. Хотя церкви довольно похожей на образцы деревянной культовой архитектуры Приднепровья XIX века, сохранились до сих пор.
с. Веприк
Курган Могила Лядвига, расположенный на водоразделе рек Каменка и субботу между селами Малополовецкое и Кожанка, является одним из самых масштабных с археологических памятников на Фастовщине, которые сохранились до наших дней. И сегодня он поражает своими размерами. наряду с Змииными валами между Фастовом и Волыце и земляными укреплениями городища скифского времени в с. Вопреки, на котором сейчас стоит хутор Мельница.
С этим курганом связано множество легенд и преданий. Целью работы Фастовского археологической экспедиции стало уточнение времени сооружения кургана и выяснения его места в древней истории края. В 1972 г.. Памятник был исследован разведывательным отрядом Института археологии АН УССР в главе с М. П. Кучерой. Было установлено, что памятник представляет собой не городище, а большой курган, центр которого был разрыт не позднее XIX в.
По рассказам жителей с.Яхны, курган раскапывали грабители при немцах, в 1942-1943 гг .. В 2000г. Житель с. Кожанка поведал, что в детстве (60-е годы) он с друзьями откапал на кургане «большой желтый меч», который потом забрал участковый ... В толковых словарях находим такие слова с корнем «ляд» «лядвии», «ляд», «лядь», «крышка», «лядина», этимология которых возможно сможет прояснить название кургана.