Троицкая и Вознесенская церкви были построены монахами Киево-Печерского монастыря 1792 г.). По исследованиям Броварских краеведов, есть основания полагать, что Троицкий храм существовал в Броварах гораздо раньше, так как еще до ХVII в. здесь находилось подворье Больничного храма Киево-Печерской Лавры и при нем была построена первая Троицкая церковь (этот вопрос ждет своего исторического исследования). К середине XVIII в. Троицкая церковь была уже в аварийном состоянии и поэтому в 1859 г. ее отстроили заново (теперь это территория парка им. Т. Шевченко на «развилке»).
В 1937 г. во время антирелигиозной кампании в Броварах были уничтожены все церкви. Но уже в 1942 г. власти разрешили верующим открыть церковь и даже выделили ей заброшенный сарай машинно-тракторной станции. Здесь церковь просуществовала до 1949 г. В 1943 г. после освобождения города от фашистских оккупантов одна из прихожанок, мать казненного гитлеровцами броварчанина Ивана Тонкого, отдает под строительство храма Святой Троицы часть своего участка. Этот храм и собрал вокруг себя православный приход в Броварах, который был единственным до 1993 г.
Старый храм старел на глазах, и с началом третьего тысячелетия возникла настоятельная необходимость строительства нового храма. Строительные работы начали в 2002 г. и уже в 2005-м на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 26-27 сентября состоялось первое богослужение в новом храме. 6 декабря того же года в день памяти благ.кн. Александра Невского Блаженнейшего Владимир Митрополит Киевский и всей Украины освятил престол заново отстроенного храма.
К Рождеству Христова 2009 г. в храме установили новый иконостас – дубовый, резной, в четыре яруса. А еще через год была закончена роспись стен храма. В этом же 2010 в храме установили новое паникадило. Иконостас практически полностью заполнен иконами нового письма (все иконы являются копиями храмовых икон московского храма Христа Спасителя).
Церкви и храмы Свято-Троицкого храма. За время строительства храма неисповедимыми путями Господними в храме появилось множество святынь: ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих преподобных Печерских и других, всего около 40 частиц, икона свт. Николая с частицей мощей, ковчег с частицами мощей 40 Севастиских мучеников, икона прпп.старцев Оптинских с частицами их мощей, икона-складень Святой Троицы с предстоящими Божией Матерью и Предтечей Господним Иоанном, подаренная жителями с. Крехаев в 1943 г.
При храме существует Воскресная школа и работает библиотека православной литературы.
м. Бровари, вул. Чапаєва, 6, тел. (04594) 49904
9 октября 2003 г. архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном, викарием Киевской митрополии, было освящена часовня в честь св. Апостола Иоанна Богослова.1
6.02.2006 г. по благословению Его Блаженства Митрополита Владимира начато строительство будущего храма.
9 октября 2006 г. Престольный праздник, отслужена первая Божественная Литургия.
12.11. 2006г. Его Блаженством Блаженнейшим Владимиром Митрополитом Киевским и всея Украины был освящен новый храм.
В 2009 завершено строительство нижнего храма в честь святителя Николая Чудотворца.
При храме действует воскресная школа. Занятия проводятся каждое воскресенье в 15:00.
м. Бровари, вул. Черняховского, 38
г. Бровары, Гагарина 22-а
Некогда в Броварах было три храма, все они уничтожены после революции. В том числе — и церковь святых апостолов Петра и Павла, где по дороге из Петербурга в Киев останавливалась траурная процессия с гробом Тараса Шевченко. Неподалеку находилось кладбище, на месте которого в советские времена была устроена танцплощадка.
В 2000 году здесь началось строительство нового храма первоверховных апостолов. Он возводился, благодаря пожертвованиям, и выполнен в стиле украинского барокко.
На территории общины также построен храм в честь иконы Богородицы «Скоропослушница».
г. Бровары, Киеская, 229
В довоенное время на месте современной церкви располагался крупный аэропорт, который уже в первые дни Второй мировой войны был разгромлен фашистскими захватчиками.
В целях дальнейшего укрепления православия и духовного роста воинов и граждан Украины в 1996 году из помещения старого склада военнослужащие и жители военного городка г. Бровары создали часовню и освятили ее в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В настоящее время там проведен капитальный ремонт и справляются богослужения по воскресеньям и церковным праздникам.
В будущем, когда церковная община получит в собственность землю и здание церкви, прихожане и настоятель храма намерены построить на этой территории капитальный храм с церковными зданиями.
Неподалеку от Храма находится Братская могила погибших воинов.
м. Бровари, при в\ч А-2860
Первый храм был сожжен в 1967 году.
Начало возрождения Церкви и храмы датируется 1994 годом. Накануне праздника Вознесения Господня было начато строительство, и уже через четыре года, 19 ноября 1998 главный престол храма освятил Блаженнейший Митрополит Владимир. К тому времени церковь еще не был расписана, в ней не было иконостаса. За то время, которое прошло с тех пор, главный придел храма был полностью расписан, был установлен иконостас, были проведены отделочные работы – храм был приведен к тому состоянию, в котором находится сейчас.
В храме находятся частицы мощей святителя Феодосия Черниговского, которого жители поселка Бобрик считают небесным покровителем не только храма, но и всего населенного пункта.
с. Бобрик, ул. Щорса, 18-а
Когда и кем была построена церковь свм. Параскевы, которая существовала до 1945 года жители села не помнят. Известно только что первая школа в селе Богдановка была организована еще в 1892 г. дьяком при церкви, стоявшей в центре села. В 1893 году было построено здание для школы из кирпича на две классные комнаты и квартиры для одиноких учителей. Итак, в школе работали два, а позже три учителя. Изучали здесь арифметику, русский язык, историю, географию, естествознание и Закон Божий.
Церковь была деревянная, намного лучше, чем в соседнем селе В. Дымерка. С приходом Советской власти колокола церкви увезли на станцию Бобрик, сдали в металлолом, а само помещение переоборудовали в клуб, где свой досуг проводила молодежь. Перед началом Второй мировой войны, клуб переоборудовали снова в церковь. В течение войны постоянно проводились богослужения священником по фамилии Шевченко.
Все нажитое, все труды сгорели в пожаре 1943 года, который был совершен немцами при отступлении. Сгорело 485 сельских домов, а храм остался величаво стоять невредимым. Власть имущие превратили его сначала в зернохранилище, а затем переделали на штаб самообороны. В декабре 1945 года из-за несоблюдения правил противопожарной безопасности церковь сгорела.
В 1993 году силами общины с. Богдановка при содействии сельского библиотекаря Хилько М.А., председателя сельского совета Згонник Т.И., директора птицесовхоза «Богдановский» Яницкого П.В. и районной Госадминистрации с бывшего медпункта сделали временную церковь. Следует отметить активных участников, обустраивали храм.
В 1998 году после праздника Маккавеев под мудрым руководством настоятеля отца Антония и силами общины села Богдановка и Залесье было начато строительство нового храма, который вмещал в себе временный храм. Таким образом, параллельно со строительством храма вместе совершалось и богослужение.
С 4 ноября по 13 ноября 2006 завершены работы по установке куполов и начались внутренние работы в храме. Работы продолжаются. Ведется художественное оформление храма художником Кривенко С.С.
с. Богдановка
Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 1782 и освящен в 1785 годах. Это была не первая Димерская церковь. Храм строил Олишовец Иван Литошевский и окончил Тимофей Михалка из Пикуля. Иконостас в 3 яруса работы Ивана Мышеловца из Лавры. На южной стороне храма старовинная икона в.м.Георгия с надписью от времени затершейся, но в которой видно 1712 год. Датохранительница в 1783 году, кипарисный крест в серебряной оправе с надписывают сделал Кирилл Донец в 1784 году. Чаша серебряная с надписью сооружений в Храм Покрова богородицы Дымерского средства Ивана Турчинского».
Историки вспоминают церковь, которая стояла здесь еще до 1564 г. и в которой велись книги до 1784 г. С 1680 село закрепленное за Киево-Печерской Лаврой. Из материалов переписи 1767 известно, что «Дымерка - монастырское село, здесь расположен монастырский дом, церковь Покрова старая, при церкви – школа».
пгт. Великая Дымерка, ул. Гоголевская, 25
Деревянная церковь с колокольней расположена в равнинной местности в центре села среди высоких деревьев.
Деревянная церковь на этом месте была построена в 1827 г. В 1862 г. она обветшала и вместо нее в 1863 г. построили новую деревянную церковь на кирпичном фундаменте. Она была крещатой, пятисрубной, однокупольной. Центральный сруб был квадратный в плане, рамена – прямоугольные, укороченные.
В 1864 г. в северо-западном углу церковного двора была построена деревянная двухъярусная колокольня типа «четверик на четверике», увенчанная сферическим куполом.
В 1880-х гг. церковь получила реконструкции с расширением, вследствие которой стала крещатой девятидольной. В период 1908-1914 гг. отдельно расположенную деревянную колокольню разобрали и пристроили в западной части новую двухъярусную колокольню.
Ныне церковь состоит из крестообразного девятидольного ядра и пристроенной вплотную колокольни. Колокольня относится к типу «восьмерик на четверике». Восьмерик имеет арочные отверстия колокола по сторонам света. На второй ярус ведет деревянная лестница. Для освещения хоров во втором ярусе на южном и северном фасадах бабинца прорезаны небольшие квадратные окошки. Церковь поставлена на кирпичном фундаменте. Внешне срубы оббиты досками горизонтально в стык.
Во время советской власти церковь довольно долго оставалась действующей, была закрыта только в 1960-е гг. В 1988 г. возобновлены богослужения, а в 1995 г. церковь была возвращена УПЦ МП. Из особенностей: на крыльце со стороны колокольни на прихожан сверху смотрит Всевидящее око.
В марте 1998 года храму был подарен колокол весом 550 кг.
Церковь Рождества Богородицы в с. Гоголево является характерным образцом деревянной церковной архитектуры так называемого епархиального направления времени историзма.
с. Гоголев, ул. Ватутина 5-а
Церковь Святого Георгия в Заворичах была построена в 1873 году.
Официально памятником архитектуры не считается.
с. Заворичи, ул. Кирова, 57
В 1875 г. в центре села был построен храм в честь Воскресения Христова. Он был трохпрестольный, украшено фигурной кладкой из желтого кирпича.
Старая деревянная церковь была перенесена в соседнее село Погребы, где она простояла до прихода большевиков.
Главным инициатором строительства был архиепископ Павел (Субботовский), который завещал деньги на строительство большого кирпичного храма в своем родном селе.
В строительстве нового храма участвовало все село. Кирпич высокого качества привозили на подводах из Вышгорода и частично выжигали на месте. Последние отделочные работы были завершены в 1875 г. С этого момента история храма тесно переплелась с историей с. Зазимье: революция, голод, война, советская власть – все это «помнят» стены церкви.
Колокольня церкви была пристроена в 1900 году по инициации настоятеля протоиерея Иоанна Барзаковського. Умер он в 1918/1919 году и похоронен у правого алтаря Зазимского храма. В 1911-1912 годах известный киевский архитектор М.М. Горденин изготовил для храма железобетонные хоры.
В 1920 г. возле храма была решительная битва между советской властью и восставшими жителями с. Зазимье. Храм пострадал, сгорело много икон, книги, настенная роспись. В течение шести лет церковь отремонтировали, возобновилось богослужение, но не на долго... в тридцатых годах новая власть закрыла храм и приняла решение перестроить его на клуб для молодежи.
Но Господь не допустил такого святотатства. Нашлись люди, которые помогли храму выжить и сохранили его, как ценный памятник архитектуры. Но, несмотря на это, храм был закрыт и оборудован под зернохранилище. Даже сегодня можно увидеть в полу отверстия, в которых стояли перегородки и станки. Это было в конце 30-х годов. Наступила Отечественная война, пришли немцы. Церковь была открыта, богослужение возобновилось, с этого времени храм уже не закрывали.
Храмовые праздники: Пасха - Праздник Воскресения Христова, 19 сентября - Чудо архистратига Михаила, 12 июля - Первоверховных апостолов Петра и Павла.
с. Зазимье, ул. Деснянская, 89
Согласно данным Черниговского архива первая церковь была построена в Калите казаками со времени основания села. Была она деревянная, холодная с одним престолом в честь св. Николая Чудотворца. После того, как она стала непригодна для дальнейшего использования, на этом же месте была построена новая деревянная типовая церковь. От старой церкви остался фундамент, а также склеп, есть гробница с неизвестным погребением.
Новая церковь была построена в 1905 году, а уже в 1934 г. она была закрыта. Безбожники сняли колокола и купола с крестами. Использовалась она как склад, магазин, школа. С приходом немцев, в 1941 году, она была открыта, но купола так и не были восстановлены.
Роспись церкви отражал «Символы веры» и когда в 1964 году во второй раз атеистическая власть решила закрыть церковь, то пришлось эти росписи закрасить нитрокраской, но росписи не «взяла» нитрокраска и изображение проступало. Тогда решили забить все стены сухой штукатуркой. Так церковь стала клубом, библиотекой.
В 1973 году церковь оставили на произвол. Сначала использовалась она как складское помещение, затем оставалась ничейной потому, что нуждалась в ремонте. Жители села обращались письменно в Москву о его передаче. В конце концов, пришло разрешение на адрес районного исполнительного комитета. Были приобретены строительные материалы, но здание храма было настолько «запущенным» и объем работ был настолько большим, что работа по реставрации значительно затягивалась. И только в 1995 году начались проводиться серьезные работы по реконструкции храма. Стараниями настоятеля о. Петра и прихожан Свято-Николаевского прихода 15 ноября 1999 г. был освящен ныне действующий храм Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабодан) Предстоятелем УПЦ.
Храм имеет два престола: основной в честь св. Николая; правый придел в честь иконы Божией Матери «Казанская».
В 2001 году храм был обкраден. В 2005 году храм был вторично обкраден. Органы внутренних дел отказались расследовать эти преступления, ссылаясь на отсутствие криминала.
с. Калита, ул. Турчановского
Спасо-Преображенский мужской монастырь основал в XII в. прп. Никола Святоша, князь Черниговский.
Вскоре монастырь сожгли татары. Позже его восстановили, но в 1917 г. снова уничтожили.
В 1940 г. монахов вторично отправили на Соловки, а храм вновь сожгли.
В 1980-х гг. началось восстановление храма, возобновилась монашеская жизнь. В монастыре находятся иконы Божией Матери Почаевской и Всех Скорбящих Радость.
На территории монастыря расположены два памятника: воинам-освободителям и жителям села, погибшим в 1942-1943 гг.
с. Княжичи, ул. Максименко, 1
При церкви Св. Николая Чудотворца (а позднее – Покровской) хранилось знаменитое Литковское Евангелие (около 1595 г.), один из четырех известных волынских рукописных Евангелий 16 века (три другие – Пересопницкое, Волынское и Хорошевского), полностью или частично написанных на староукраинском языке. В 20 веке Литкивское Евангелие исчезло, хотя существуют версии, что они скрыты местными жителями.
с. Летки, пер. Базарный, 23
Одноэтажная с колокольней деревянная церковь, поставленная на невысоком холме в центре села, является его архитектурной доминантой.
Проект сооружения разработал в 1888 г. Андрей Дмитриевич Фессалоницкий (1842-?), который в течение 1876-1890 гг. занимал должность черниговского губернского архитектора. Строительство храма завершилось в 1889 г. Его распланироно-пространственное решение повторяет структуру разобранной в 1888 г. старожитной Покровской деревянной церкви, которая была крещатой, девятисрубной, одноэтажной.
Основной объем церкви крестообразный, девятисрубный, с граненым алтарем, остальные срубы прямоугольные в плане. В полной мере использованы декоративные возможности горизонтального шалевания фасадов в сочетании с накладными дощатыми элементами – наличником, пилястрами, другими вертикальными и горизонтальными членениями.
В интерьере все срубы объединены трапециевидными арками-вырезами. Потолки во всех срубах, кроме центрального, плоские, на деревянных балках. Иконостас и рисования в интерьере не имеют историко-художественной ценности.
Памятка сохранилась в аутентичном состоянии, без перестроек и потерь, используется по первоначальной функцией. Она является одним из высокопрофессиональных образцов церковной архитектуры эпохи историзма, ориентированной на использование и развитие украинских национальных традиций.
с. Плоское
Старая деревянная церковь была перенесена из соседнего села Зазимье, но она простояла до прихода большевиков.
В 1994 г. на средства крестьян и спонсоров была построена новая кирпичная церковь.
с. Погребы, ул. Калинина, 11
Старая Свято-Покровская церковь была построена в 1808 году. Разобранная большевиками в 30-х годов XX века.
Новый храм построен в 2005 году.
с. Пуховка
Посреди села возвышается гора с валами, на которой стояла старинная деревянная казацкая церковь. Она была разрушена властью в 1962 г.
В 1988 г. была восстановлена небольшая церковь на сельском кладбище, которая действует до сих пор.
В храме есть три древние иконы из старой развалившейся церкви. Две из них написаны на Афоне «Достойно есть» и «Вмч. Пантелеимона». Также ценность для прихода имеет икона Божией Матери «Иверская».
с. Светильня
Церкви в Требухов сводились несколько раз. Сначала легендарная древнерусская церковь, позже – церковь, построенная Треба. В документах бориспольского магистрата от февраля 1662 г. упоминается Требуховский священник Симеон. Это означает, что казацкая церковь была здесь раньше 1662 г.
А в 1714 г., как свидетельствуют письменные источники, построена церковь св. Троицы, которая была перестроена в 1851 г. и 1869 г. (достроена колокольня). По преданию, на ней были установлены золотой крест из старой горочанской церкви, которая затонула в озере.
С 1898 г. в селе известна Покровская церковь. Изменение названия церкви не случайно. Согласно церковной реформы уничтожаются украинские казацкие церкви, вводятся церкви московского обряда. Современная красивая деревянная церковь построена в 1905-1911 гг. По архитектуре это традиционная казацкая церковь. Крест с малой Троицкой церкви перенесли тогда на новую Покровскую церковь. Эта церковь пережила все тяжкие советского времени, при ней велась давняя летопись, пропавшая во время войны. Но в 30-х гг знаменитый крест сняли с церкви комсомольцы и евреи.
Церкви и храмы храма: Козелещанська икона Божьей Матери, влмч. Пантелеймона целителя и преп. Сергия Радонежского.
с. Требухов, ул. Броварская, 1