Интересным местом Харькова является Покровский мужской монастырь. На его территории находится самое старое здание города – Покровский собор. Он расположен на берегу реки Аопани, внутри бывшей Харьковской крепости.
Собор был построен в 1689 году в стиле Слобожанской архитектурной школы. Изначально он использовался как усыпальница и домовая церковь семьи полковника Г. Е. Донец-Захаржевского, а с 1729 года – в качестве соборного храма Покровского мужского монастыря.
Древнейшее сооружение города и единственное сохранившееся от застройки Харьковской крепости, В архитектуре собора сочетаются черты русского и украинского барокко XVII в. Памятник кирпичный, побелен по тонкой затирке, двухъярусный, на подклети, с церквами в каждом ярусе. В его объемно-пространственном решении отражены традиции украинской трехчастной, трехверхой, многоза- ломной церкви. К центральному восьмигранному башенному объему храма примыкают пятистенные притвор и алтарная часть.
Нижняя зимняя церковь перекрыта сомкнутыми сводами с распалубками, верхняя – летняя – восьмигранными верхами с двумя заломами. Средний объем верхнего храма значительно выше и шире боковых. Верхняя церковь в плане почти целиком повторяет нижнюю, только по периметру центрального и западного объемов устроено гульбище, опирающееся на аркаду нижнего яруса. Отвечающие поперечной оси памятника небольшие ризалиты первого яруса играют роль контрфорсов. Стены основного объема и глав завершены карнизом с зубчатым поребриком, углы подчеркнуты висячими полуколоннами на кронштейнах. Наличники, колонки, сандрики декорируют оконные проемы. Интерьер отличается стройностью.
Собор сильно пострадал во время Второй мировой войны. Реставрирован в 1960– 1965 гг. (архитекторы В. Б. Петичинский и В. И. Корнеева): укреплены основные конструкции, восстановлены главы и утраченные архитектурные детали, разобраны поздние притвор между церковью и колокольней и переход к архиерейскому дому. Экстерьеру сооружения возвращен перво начальный вид.
Колокольня возведена одновременно с собором. Кирпичная, побелена по затирке, восьмиугольная в плане, четырехъ ярусная с подвалом. Имеет вид оборонной башни, входила в систему укреплений Харьковской крепости. Подвал, первый и третий ярусы перекрыты сомкнутыми сводами, второй ярус имеет плоское перекрытие. Верхний звонный ярус с арочными проемами в гранях завершен кирпичным, шатровым, в котором восемь слуховых окон размещены в два яруса. Шатер колокольни увенчан луковичной главкой на восьмигранном барабанчике. Колокольня снаружи поярусно расчленена карнизами. Фасады нижнего яруса отвечают архитектуре первого яруса собора. Здесь и венчающий карниз с зубчатым поребриком, над которым протянут пояс ширинок и арки, обрамленные архивольтами, соединенными у пят горизонтальной тягой. Внутри арок – прямоугольные перспективные ниши, скомпонованные по вертикали по три в каждой арке.
В советское время Успенский собор был закрыт. Из него были изъяты все ценности. В 1929 году купола были разобраны, год спустя с колокольни были сняты колокола, а вместо креста была установлена антенна областного радио. В 1986 году в соборе был открыт малый зал филармонии, где устраивались концерты органной и камерной музыки. Специально для этого из Чехословакии был привезен орган с 3574 трубами. Уникальная акустика Успенского собора обеспечила неповторимое звучание этого музыкального инструмента.
В середине 1980-х на церкви были вновь установлены купола. В настоящее время в колокольне возрожден храм Святой Параскевы Пятницы, а в самом соборе по-прежнему располагается Дом органной и камерной музыки. За время своего существования здесь было создано много интересных органных, вокально-органных программ, посвященных великим композиторам разных эпох.
В 2006 году стараниями прихожан и настоятеля Успенского собора отца Валерия (Рудася) на колокольне собора вновь усыновлен крест.
ул. Университетская 8
Построен в 1771 – 1777 гг на месте старого, возведенного в 1688 г. и сгоревшего в 1733 г. Прообразом собора послужила церковь Климента, построенная в Москве на ул. Пятницкой в 1762–1770 гг.
Памятник в стиле барокко, кирпичный оштукатуренный, прямоугольный в плане, четырех-столпный, трехнефный, пятиглавый, соединен переходом с колокольней, размещенной с западной стороны. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком барабане, увенчанном шлемовидной главой с декоративным фонариком с золоченой главкой в виде луковицы с перехватом. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, углы – полусферическими куполами, над которыми возвышаются малые декоративные главы, повторяющие архитектуру центральной главы в измененных пропорциях.
Фасады раскрепованы, членены пилястрами. Благодаря двухъярусному расположению окон, обрамленных наличниками и украшенных сандриками, здание выглядит не столько культовым сооружением, сколько типичным для барокко дворцом.
Территория памятника ограждена металлической решеткой, установленной на высоком кирпичном цоколе со столбиками, украшенными капителями коринфского ордера.
Здесь будут проводить концерты органной музыки. Сняты все поздние наслоения, воссозданы утраченные завершения и декор. Экстерьеру сооружения возвращен первоначальный вид. В интерьере восстановлены отделка стен из искусственного мрамора, орнаментальная роспись сводов.
Памятник приспособлен под зал органной музыки.
Колокольня успенского собора Построена по проекту профессора Харьковского университета Е. А. Васильева в 1821 – 1848 гг как монумент в честь победы России в Отечественной войне 1812–1814 гг. Проект был рассмотрен и одобрен акад. архитектуры В. П. Стасовым и утвержден в 1820 г. Заложена в 1821 г. Строительство вел автор проекта, после его смерти с 1837 г.– профессор Харьковского университета архит. А. А. Тон.
Колокольня в стиле классицизма, возведена из кирпича, декоративные детали и карнизы из бетона, покрыта цементной штукатуркой с искристым декоративным терразитовым верхним слоем, выполненным на основе крошки доломита белого цвета. Пятиярусная, высотой 88,9 м. Основанием служит каменный фундамент шириной 6,5 м, Первый ярус решен в виде прямоугольного в плане двухэтажного объема с пилястрами тосканского ордера с трех сторон. Второй ярус квадратный в плане, с четырехколонными портиками, размещенными по осям. Верхние три яруса – круглые. Третий – с двухколонными портиками, четвертый – расчленен полуколоннами, поддерживающими антаблемент. Ордер колонн композитный. На пятом ярусе в 1862 г. установлены четыре циферблата часов с боем. Завершает колокольню крытая под чешую луковичной формы позолоченная глава с высокой главкой. Колокольня переходом соединена с собором.
Памятник отреставрирован в 1972–1975 гг.
В 1831 году, по проекту архитектора Е. А. Васильева, напротив дома губернатора был построен комплекс университетских зданий. Здесь располагались актовый зал, библиотека, обсерватория и домовая Свято-Антониевская церковь.
В 1853 году в Антониевской церкви был организован хор из студентов, который считался лучшим в городе, поэтому университетская церковь пользовалась огромной популярностью.
В советское время здание церкви занимал кинотеатр, а сейчас здесь располагается Харьковский украинский культурный центр «Юность».
ул. Университетская, 25
Пески – так в Харькове называли местность, которая располагалась ниже старого Ботанического сада и зоопарка. Пески возникли на рубеже XVIII–XIX веков, когда за клочковым хутором, под холмом, на котором раскинулся Университетский сад, поселилосьнесколько семей. В 1870-е годы район Песков быстро разрастался и остро встал вопрос о строительстве приходской церкви для проживающих здесь людей. В 1885 году, по проекту архитектора Ф. И. Данилова здесь была построена церковь в русско-византийском стиле. Освятили ее во имя святого Пантелеймона Целителя.
В 1897 – 1898 годах храм реконструировался. Архитектор М. И. Ловцов богато украсил фасад церкви декоративными деталями. Также храм расширили, перестроили колокольню. В 1930-е годы церковь закрыли. В течение 60 лет храм пребывал в запущенном состоянии. Возрождение церкви состоялось в 1990-е годы.
На территории храма имеется источник Пантелеймона Целителя с чистой родниковой водой, за которой приезжают люди со всех концов города.
ул. Клочковская, 94
Трехсвятительский храм назван в память о высоко почитаемых на Слобожанщине отцах православной церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте.
Возможно, на выбор названия для храма повлиял тот факт, что инициатор создания этой церкви, купец Г. О. Гольберг, имел братьев Ивана и Василия. В память о Гольберге, который пожертвовал значительные средства на возведение храма, харьковчане присвоили Трехсвятительской церкви еще и второе название – Гольберговская.
Трехсвятительская церковь была построена в начале XX века в стилистике русской храмовой архитектуры XVI–XVII веков. Закладка храма состоялась 2 сентября 1906 года под руководством епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского. Полностью строительство храма завершилось в 1916 году.
Для исполнения росписей храма пригласили талантливого петербургского живописца Алексея Яковлевича Соколова. По чертежам В. Н. Покровского в Италии был изготовлен оригинальный иконостас храма. Осо- пую художественную ценность Грехсвятительской церкви придают ее уникальные интерьеры.
Трехсвятительская церковь является не только одной из лучших в Харькове, но по праву признана архитектурным памятником Украины.
ул. 1-й Конной Армии, 101
Одним из первых храмов в Залопанской части Харькова была Благовещенская церковь. Поначалу она была деревянной, и только в 1793 году на ее месте освятили каменную церковь. Приход Благовещенской церкви долгое время был небольшим. Только в 1840-е годы, после застройки окрестных улиц домовладениями купцов и чиновников, стало ощутимо, что церковь мала, а после перевода оптовой торговли в Суздальские ряды необходимость строительства нового храма стала очевидной.
Новый храм строился с 1888 по 1901 год. Новый Благовещенский храм был спроектирован архитектором М. И. Ловцовым в русско-византийском стиле, с примыкающей к нему высокой ярусной колокольней (высота 80 метров), силуэт которой напоминает готические соборы.
Внутренняя отделка Благовещенского храма ничем не уступала его фасадам: иконостас из белого каррарского мрамора с позолотой и византийским орнаментом, 29 икон, написанных на цинковых досках художниками А. И. Данилевским и М. Д. Михайловым. Стены расписаны в стиле Софийского собора в Константинополе.
Храм рассчитан на четыре тысячи человек, сегодня он является городским кафедральным собором. В соборе хранятся мощи святителя и чудотворца константинопольского Афанасия, преподобного архиепископа Белгородского Мелетия и священномученика Александра.
пл. Карла Маркса, 1
В предместье Лысая гора с середины XVIII века проживали содержатели скотобоен и ремесленники, занимавшиеся выделкой кож. Жители Лысой Горы относились к приходу Благовещенской церкви Харькова и давно мечтали о собственном храме.
В 1894 году потомственный дворянин К. Уткин пожертвовал свой земельный надел для возведения на нем храма. В том же году по проекту епархиального архитектора В. X. Немкина было начато строительство церкви. Деньги на ее возведение собирали по всему городу. 11емалую часть средств пожертвовала семья Уткиных.
Церковь была закончена и освящена в 1912 году к 300-летию освобождения Москвы от поля ков дружинами народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. После завершения строительства пятиглавая краснокирпичная церковь в русско-византийском стиле, посвященная Казанской иконе Божией Матери, стала доминирующим зданием в северо-западной части города.
Казанская церковь – одна из немногих в Харьковской епархии, в которой в советское время не прекращались богослужения.
ул. Ленинградская, 78
Пригородная слобода Ивановка известна с середины XVIII века. Жители ее долгое время посещали ветхую деревянную церковь и, не имея достаточных средств на строительство новой, не решались на это предприятие. Во второй половине XIX века Харьков наводнили массы разнорабочих, начался рост промышленности и строительства. Большинство приезжих селились на квартирах в пригороде, где цены на жилье были меньше. В 1879 году число жителей в Ивановке возросло более чем вдвое. В этот же год здесь началось строительство каменной Иоанно-Богословской церкви с тремя престолами по проекту епархиального архитектора Ф. И. Данилова. Так как средств постоянно не хватало, церковь была закончена только в 1895 году. В советские времена она использовалась как складское помещение. Ныне храм возрождается.
ул. Котлова, 105
Казанская церковь иконы Божией Матери была построена в 1912 году. Освящена она была 16 июля 1912 года к 300-летию освобождения г. Москвы и государства Российского от войск польских захватчиков дружинами народного ополчения под предводительством К. Минина и Д. Пожарского в 1612 году. Построен храм из красного кирпича, который производится на местных кирпичных заводах.
Ул. Ленинградская, 78
Впервые о деревянной церкви Константина и Елены упоминается в церковной ведомости за 1830 год. В 1851 году на деньги, пожертвованные помещиком Утковым, был построен каменный Свято-Константино-Еленинский храм. В 1922 году храм закрыли. Вновь он открылся только в 1945 году. В настоящее время храм полностью отреставрирован и действует.
ул. Котлова, 203а
Деревянная Свято-Николаевская церковь с колокольней была построена в 1747 году. Деньги на ее строительство пожертвовал полковник Андрей Петрович Щербинин. Эта церковь не сохранилась.
Существующий храм начали строить в 1890 году. Строительство длилось десять лет, ив 1900 году церковь была освещена. Сейчас храм полностью отреставрирован. Церковь действует, и при ней работает церковно-приходская школа.
ул. Ванды Василевской, II
Каменная церковь на Журавлевке была заложена в 1871 году и завершена в 1875 году. Она создана в русско-византийском стиле по проекту архитекторов Ф. И. Данилова и В. Н. Небольсина.
Храм был однокупольный, с тремя престолами. Главный престол освящен в честь апостолов Петра и Павла, правый престол – во имя Василия Блаженного, левый – в честь с мятого Иоанна Предтечи. При церкви работала женская церковно-приходская школа. За весь период своего существования храм не прекращал работу.
К 130-летнему юбилею, который отмечался в 1996 году, церковь Петра и Павла была отреставрирована. В том же году при церкви была открыта церковно-воскресная школа Василия Великого, где преподаются основы вероучения и искусство церковного песнопения.
ул. Шевченко, 121
История харьковской католической общины началась во второй половине XVIII века. В то время в городе проживало около 100 иностранцев, большинство из которых были христианами-католиками. В начале XIX века в связи с открытием университета количество католиков резко возросло. Духовными пастырями харьковских католиков были священники из других приходов, приезжающие на короткое время. Богослужения проходили в здании Первой мужской гимназии и в стенах Харьковского университета.
В 1829 году харьковские католики избрали собственный приходский совет и начали сбор средств для строительства храма. Год спустя община купила участок земли на улице Малой Сумской, и в 1832 году в перестроенном особняке был освящен первый в Слободской Украине католический храм Богородицы Царицы Святого Розария.
К 80-м годам XIX века католическое население Харькова увеличилось до 4500 человек. Поэтому было принято решение о строительстве более вместительного храма. Новый костел возвели в 1887–1891 годах по проекту архитектора Б. Г. Михайловского и освятили во имя Успения Богородицы. Костел был построен в готических формах: стрельчатые порталы и окна, высокая колокольня, завершенная шпилем. При церкви были открыты богадельня для нуждающихся, приют для детей-сирот, приходская школа, издавался ежемесячник «Харьковский приход». С 1915 года в храме проводили службы и армяне-католики, бежавшие из Армении из-за притеснений со стороны турок.
После окончательного установления в городе советской власти начались преследования верующих. В 1938 году священники Леонард Гашинский и Карапет Еганян а также двенадцать прихожан храма были расстреляны органами НКВД, а костел был закрыт. В годы немецкой оккупации Харькова храм возобновил свою деятельность, но в 1949 году был вновь закрыт и передан государству. Много лет в здании костела размещалось областное управление киновидеопроката.
В начале 1990-х годов в храме стали проводиться воскресные собрания католиков, а 13 декабря 1991 года костел был окончательно возвращен верующим. Когда в 2002 года в Восточной Украине была создана Харьковско-Запорожская епархия католической церкви, храм Успения Богородицы получил статус кафедрального собора.
Одним из безусловных украшений храма являются витражи, выполненные в традициях средневековой готики. При храме работают библиотека христианских знаний имени святых Кирилла и Мефодия, воскресная школа для детей и взрослых.
ул. Гоголя, 4
Еврейская община Харькова зародилась еще во времена основания Харьковской крепости. К концу XIX века ее численность превысила 5 тысяч человек. В это время в городе действовало две синагоги п более десятка молитвенных домов. Одна из синагог располагалась на улице Немецкой (современная Пушкинская), » доме, купленном еврейской общиной в 1867 году. К началу XX века здание пришло в негодность и было снесено. На его месте в 1913 году по проекту петербургского архитектора Я. Г. Гевирца было построено новое здание хоральной синагоги. Оно содержало в себе черты восточной архитектуры и элементы романского стиля. Высота здания, увенчанного куполом, крытым чилийской медью, составляет 30 метров. Основное пространство внутри здания занимает молельный зал. Несмотря на большие размеры, синагога удачно вписывается в ландшафтный план улицы, не нарушая его архитектурного единства.
После установления в Харькове советской власти из синагоги были изъяты все ценности, а в 1923 году она была закрыта. На протяжении почти 70 лет в ней попеременно располагались рабочий клуб, детский кинотеатр и дом спортивного общества «Спартак». За эти годы внутренней планировке и интерьерам здания был нанесен значительный ущерб.
В 1990 году здание синагоги было возвращено еврейской общине. На протяжении 13 лет в нем велись реставрационные работы, которыми руководил архитектор В. Е. Новгородов. В настоящее время синагога включена в список культурных памятников Украины.
ул. Пушкинская, 12