Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Харькове был заложен в 1935 году в дни празднования 120-летия со дня рождения поэта.
Всесоюзный конкурс на сооружение памятника Т. Г. Шевченко в Харькове выиграл проект ленинградского скульптора М. Г. Манизера. Он выполнил несколько проектов памятника. Первый представлял собой огромную голову Шевченко, которая была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом коленопреклоненного гайдамака-повстанца, гневно потрясающего цепями. В другом проекте (1931) М. Г. Манизер разместил статую поэта на пьедестале с низким барельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. Третий вариант проекта (1933), наконец, принес скульптору удовлетворение и долгожданную победу в конкурсе.
Фигуры монумента отливались в Ленинграде. В работах по сооружению памятника Шевченко принимали участие около двухсот рабочих разных профессий.
Открытие памятника Кобзарю состоялось в марте 1935 года. Памятник представляет собой многофигурную скульптурную композицию.
Памятник одному из основателей Харьковского университета Василию Назаровичу Каразину (1768 – 1843) был установлен 20 июня 1907 года в Университетском саду. Авторами памятника стали архитектор А. Н. Бекетов и скульптор И. М. Андреолетти. Скульптор запечатлел в камне момент, когда в 1802 году Василий Каразин произносил речь перед харьковским дворянством, где говорил о создании университета. На памятнике выбиты слова В. Н. Каразина: «Главным предметом учреждения университета было у меня благосостояние милой моей страны и полуденного края России».
В 1935 году памятник убрали из Университетского сада и перенесли к старому зданию университета на Университетской улице. После войны памятник был установлен у Музея природы на улице Тринклера, а с 1958 года он стоял в саду имени Т, Г. Шевченко, возле нового главного корпуса университета. К 200-летию старейшего вуза Харькова памятник установили у главного входа в Харьковский национальный университет.
В августе 2004 года, к 350-летнему юбилею Харькова, в начале проспекта Ленина был установлен памятник основателям города. Памятник, изготовленный известным московским скульптором 3. К. Церетели, представляет собой всадника, сидящего на коне и держащего в руках пику. Однако следует отметить, что ни одежда, ни вооружение абсолютно не соответствуют времени первых поселенцев и защитников Харьковской крепости.
Первоначально предполагалось, что этот памятник будет посвящен казаку Харько (Харитону), имя которого якобы дало название городу. Это вызвало волну протеста среди интеллигенции Харькова, поскольку фигура казака Харько вымышленная и появляется в историографии только в конце XVIII века. Уместно было бы посвятить памятник атаману Ивану Кривошлыку, который упомянут в первой переписи харьковских черкас за 1655 год, Ивану Сирко, который был некоторое время харьковским полковником, или полковнику Григорию Ерофеевичу Донец-Захаржевскому, который своей преданной службой Москве обеспечил Харькову право быть центром управления слободскими казачьими полками, а в будущем стать столицей наместничества и губернии.
В центре Харькова, на пересечении улиц Чернышевского и Петровского, установлены памятники героям бессмертного романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» – Кисе Воробьянинову, Остапу Бендеру и Эллочке-Аюдоедке.
Скульптуре Кисы Воробьянинова приданы черты актера Сергея Филиппова, сыгравшего роль «предводителя дворянства» в фильме Михаила Швейцера. Киса изображен с протянутой рукой, просящим милостыню. Бронзовый Остап Бендер (скульптор Эльданиз Гурбанов) сидит на бронзовой же скамье у входа в один из ресторанов города. «Сын турецко-подданного» курит папиросу, одет в пиджак, на голове у него кепка, шея обмотана шарфом. Свободное место на скамейке позволяет любому желающему сфотографироваться вместе с «великим комбинатором». Скульптура Эллочки-Людоед ки изображает актрису Елену Шанину. Бронзовая Эллочка опирается на стул, на который, по книге, она выменяла чайное ситечко.
Помимо этих трех скульптур в Харькове имеется памятник еще одному персонажу бессмертного романа – отцу Федору, который с чайником кипятка бежит по платформе Южного вокзала.
В сквере на углу улиц Совнаркомовской и Пушкинской установлен памятник всем влюбленным. Причудливые летящие фигуры мужчины и женщины, слитые в поцелуе, образуют арку, под которой, по сложившемуся поверью, молодожены и просто влюбленные должны поцеловаться, чтобы их любовь была долговечной.
Открытие памятника, изготовленного скульптором А Иванченко и архитектором В. Водолажским, состоялось 1 сентября 2002 года. Памятник был результатом проводившеюся среди молодых харьковских архитекторов конкурса на лучшую скульптуру влюбленных.
Один из самых необычных на Украине памятников – футбольному мячу – был открыт в 2001 году на Аллее спортивной славы в городском саду имени I Г. Шевченко. На этом месте по традиции собираются харьковские любители футбола.
Бронзовый футбольный мяч установлен на постаменте из черного гранита. Диаметр монумента составляет около полутора метров. Вес шара – более 2 тонн.
По замыслу руководства футбольного клуба «Металлист», который преподнес этот подарок поклонникам команды, памятник должен стать визуальным символом харьковского футбола.
В открытии памятника принимал участие знаменитый украинский футболист Олег Блохин.
Памятник ликвидаторам последствий на Чернобыльской АС (скульптор С. Гурбанов) установлен на улице Метростроителей (район Северная Салтовка) в 2006 году. Композиция «Крик» установилена в небольшом сквере возле десятой городской поликлиники. Приурочена композиция 20-летию с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно в этой поликлинике получают медицинскую помощь около 400 человек, участвовавших в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
В 2001 году на площади Розы Люксембург был установлен монумент в честь 10-летия независимости Украины (архитектор Н Спасов, скульптор А. Ридный). Скульптурная композиция представляет собой 16-метровую триумфальную колонну, которую венчает бронзовый сокол – символ свободы Украины. У подножия колонны стоит девочка – образ юной страны.