Первоначально дом предназначался для пребывания в нем царственных особ, с той же целью здесь был устроен и тронный зал. Однако из первых лиц государства здесь останавливалась только императрица Екатерина II, возвращавшаяся в 1787 году из своего путешествия в Крым.
Одним из красивейших зданий Харькова является дом, в котором до революции располагалось представительство жирардовской мануфактуры Гилле и Дитриха. Жирардовская мануфактура прядильный цех, названный по имени француза Филиппа Жирара, усовершенствовавшего технологию механической обработки льна. Построенное в середине XIX века, оно перестраивалось епархиальными архитекторами В, X. Немкиным в 1879 году и В. Н. Покровским в 1912 году. В ходе последней перестройки здание приобрело характерные черты стиля модерн.
Архитектор выбрал удачный художественный образ, в котором воплощены и торговая и административная функции здания. Дом украшен ярким растительным орнаментом, рельефным панно из майолики над окнами второго этажа, двухъярусным витражом лестничной клетки. Стены дома увенчаны крутой кровлей со шлемовидными оконными проемами, благодаря чему он напоминает терем XVII века. В советские времена здание было одним из корпусов Исторического музея. В 2004 году его передали Харьковской епархии, и сегодня в нем открыта экспозиция Музея церковной истории.
ул. Университетская, 10
Построена в 1814 г. по проекту архит. Е. А. Васильева, на месте почтового двора XVIII в. Руководил работами архит. И. Вателет. В 1848 г. сделана пристройка вдоль проспекта, в 1950-х годах расширена в сторону двора.
Здание в стиле классицизма, кирпичное, оштукатуренное, Г-образное в плане с закругленным углом, двухэтажное, перекрытия плоские, коридоры первого этажа частично сводчатые, планировка коридорная с односторонним размещением помещений. Главный фасад со стороны проспекта украшен шестиколонным портиком тосканского ордера, над антаблементом которого ступенчатое завершение. В портик ведет широкая каменная лестница. Плоскости стен главного фасада расчленены пилястрами, стоящими на раскреповках цоколя. Ордер колонн и пилястр тосканский. Окна обрамлены «ушастыми» наличниками, по первому этажу – с замковым камнем. Стены завершены антаблементом, отвечающим антаблементу портика, с модульонами под карнизом большого выноса. Используется Харьковским индустриально-педагогическим техникумом.
Одно из немногих сохранившихся зданий начала XIX в.
просп. Московский, 24
Дом государственной промышленности, или Госпром, является своеобразной визитной карточкой Харькова. Это единственное здание в городе, которое находится под охраной ЮНЕСКО.
Госпром был сооружен в 1929 году по проекту ленин-градских архитекторов С. С. Серафимова, С. М. Кравца и М. Д. Фельгера, которые одержали победу на всесоюзном конкурсе. Строительство Госпрома было осуществлено под надзором инженера П. П. Роттерта в довольно короткие сроки, учитывая, что комплекс здания представляет собой три корпуса высотой от шести до тринадцати этажей, связанных между собой на уровне третьего, пятого и шестого этажей закрытыми переходами. В здании девять подъездов с вестибюлями, лестницами и лифтами.
Конструкции здания выполнены из монолитного железобетона. Госпром отличается оригинальным сочетанием объемов, красивыми пропорциями и гонкой прорисовкой предельно лаконичных деталей. Архитектура Госпрома отражает модный для того времени стиль конструктивизма, который прижился в Харькове, как нигде более из городов Советского Союза. Недаром Харьков считается столицей конструктивизма, а здание Госпрома является вершиной того архитектурного стиля.
В годы немецкой оккупации (дание пытались взорвать, однако монолитные железобетонные конструкции даже не дали трещины. После войны здесь располагались различные государственные учреждения и управления отраслей народного хозяйства. Здесь же была открыта первая Харьковская телевизионная студия.
Сейчас в здании Госпрома размещены около 170 организаций: учреждений государственного областного и городского уровня, благотворительные организации, фонды, гражданские организации инвалидов, ветеранов войны и труда, управления в делах защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В 2003 году, к 75-летию Госпрома, фасады здания и ряд помещений были отремонтированы.
пл. Свободы, 5
Здание Национальной юридической академии было построено в 1891 году в стиле неоренессанса. Первоначально оно принадлежало Коммерческому училищу. Это здание памятно тем, что это была первая работа будущего академика архитектуры А. Н. Бекетова, по проектам которого в Харькове было построено множество зданий, ставших подлинными архитектурными шедеврами.
Здание академии отличается торжественностью и пропорциональностью архитектурных деталей. Выступающую центральную часть акцентирует парадный вход. Окружает здание массивный парапет. Развитой пластике центральной части противопоставлена сдержанная поверхность боковых крыш. В 2000 году рядом с академией был открыт памятник князю Ярославу Мудрому.
ул. Пушкинская, 77
Построен по проекту архит. П. Я. Ярославского в 1785–1787 гг по заказу военного ведомства. В литературе известен под названием военнопровиантского магазина.
В стиле классицизма, кирпичный, оштукатуренный, прямоугольный в плане, двухэтажный с подвалом. Перекрытия – плоские, подвала – полуциркульные и сегментные своды. Фасады по вертикали расчленены плоскими арками малого рельефа, в которые помещены оконные проемы, по горизонтали – пояском в уровне импостов арок. Стены увенчаны антаблементом и карнизом с модульонами.
Памятник – одно из самых ранних гражданских хозяйственных сооружений Харькова.
п. Поэзии, 7
В самом начале Пушкинской улицы располагается комплекс зданий Харьковской государственной научной библиотеки имени В. Г. Короленко.
Открытие городской Общественной библиотеки со-стоялось в 1886 году стараниями передовых ученых и общественных деятелей Харь-кова: Д. И. Багалея, Н. Н. Бекетова, Н. Ф. Сумцова, И. П. Щелкова, В. Я. Данилевского и других. Первоначально библиотека располагалась во флигелях обычного жилого дома, затем в старом здании городского Купеческого банка и мезонине дома на Московской улице.
Под председательством Д. И. Багалея библиотеке уда-лось собрать около 110 тысяч рублей на строительство собственного двухэтажного здания. Оно было возведено в формах неоренессанса в 1891 – 1901 годах по проекту архитектора А. Н. Бекетова, за который он был удостоен звания академика архитектуры. На первом этаже здания разместились вестибюль, абонементный зал и каталог, на втором – зал, рассчитанный на 300 читателей или на 600 зрителей. Этот зал также использовался и как концертный, он перекрыт зеркальным сводом и имеет хорошую акустику. В 1930 году к библиотеке было пристроено новое книгохрани-лище (архитектор Д. Вейцман), а в 1970 – 1979 годах со стороны Слесарного переулка было возведено современное 13-этажное здание книгохранилища.
В разное время библиотеку посещали известные писатели, поэты, композиторы. Александр Скрябин, Бела Барток, Сергей Рахманинов давали концерты под зеркальным сводом читального зала. В 1920-е годы здесь выступали Валентин Катаев, Юрий Олеша, Анна Ахматова, Николай Асеев, Павло Тычина, Владимир Сосюра, Михаил Зощенко, Владимир Маяковский, Алексей Толстой.
Фонды Харьковской государственной научной библио-теки составляют около 7 миллионов томов. Огромную ценность представляют рукописи и издания XV–XVI веков, хранящиеся в отделе редкой книги. Также сотрудниками библиотеки регулярно проводятся семинары, творческие встречи, научно-практические конференции.
В 1922 году библиотеке было присвоено имя писателя В. Короленко. В 1930 году библиотеке был присвоен статус научной.
пер. Короленко, 18
Вывшая усадьба губернского секретаря Д. Ф. Сердюкова является характерным памятником харьковской усадебной архитектуры дореволюционного племени. Она была построена н начале XIX века на окраине городской черты по проекту ар- хитекторов П. А. Ярославского и В Н. Лобачевского.
Усадьба представляет собой целостный ансамбль. В него входят строгий двухэтажный дом с портиком ионического ордера, выходящий фасадом на улицу Чернышевского, два флигеля, один из которых выходит фасадом на улицу Скрыпника, а также дворовые постройки. Дважды усадьбу реставрировали, но именно после второй реставрации она предстала в своем первозданном виде благодаря архитектору В. М. Лопатько и его студентам.
ул. Чернышевского, 14
В начале улицы Плехановской до сегодняшнего дня сохранился один из уголков живой старины дореволюционного Харькова. Здесь, в переулке Никитинском, сохранились два дома сестер Синяковых, а также часть их бывшего сада (ныне парк «Строитель») – любимое харьковчанами место. В этом саду прогуливались, мечтали, влюблялись, писали стихи, да и просто пили чай В. В. Маяковский, С. А. Есенин, Г. Н. Петников, В. Хлебников, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и другие представители русского и украинского авангарда начала XX века.
Сестры Синяковы задавали особый тон в жизни харьковского общества. Эти женщины обладали удивительным даром – притягивать к себе творческих людей. Сестры стали музами футуристов. Каждая из них обладала таинственной природной красотой, которая зачаровывала многих мужчин, особенно из творческого сообщества. В Зинаиду был влюблен Владимир Маяковский, в Надежду – Борис Пастернак, в Марию – Божидар и Давид Бурлюк, во всех по очереди - Велимир Хлебников, который посвятил сестрам поэмы «Три сестры» и «Синие оковы»; на Вере женился Григорий Петников, на Оксане – Николай Асеев.
пер. Никитинский, 22, 22а