Пятикупольный Свято-Преображенский собор – одно из старейших каменных сооружений не только города, но и всей Слобожанщины, дошедшее до наших дней с казацких времен. Храм был построен в 1684 – 1685 годах в стиле украинского барокко. Долгие годы здесь хранилось напрестольное Евангелие, подаренное царем Петром I изюмчанам после Полтавского сражения.
В 1751 г. капитально отремонтирован. В 1886 г. с западной стороны были пристроены притвор и колокольня. В 1902–1903 гг. собор был перестроен инж. М. И. Ловцовым. Главы XVII в., за исключением барабана центральной главы, были разобраны, возведены новые с луковичными главками, по верху стен надстроены кокошники. Все это изменило архитектурный облик здани я.
Собор в стиле украинского барокко. Кирпичный, побеленный по затирке, крестовый в плане, пятиглавый, Традиционные формы украинской деревянной архитектуры нашли отражение в пятибашенном объеме этого памятника, с пятигранниками боковых ветвей, примыкающими к центральному в плане объему, а также конструктивном решении трапециевидных сводов, компактно размещенных глав, напоминающих плоские грани деревянных рубленых сводов. В декоре фасадов широко применен зубчатый кирпичный поребрик, присутствующий в венчающих карнизах основного объема и глав, в профилированном цоколе и в аркатурном поясе, расположенном под окнами. Все углы фасадов акцентированы плоскими лопатками и выступающими трехчетвертными колонками с перехватом посередине, поддерживаемыми кронштейнами из местного камня. Оконные проемы и ниши обрамлены наличниками и декорированы полуколонками, поддерживающими трех- и пятилопастные кокошники. Три входа решены как нарядные порталы, карнизы и арки которых поддерживают резные колонки. Декоративное убранство выполнено из лекального кирпича. В интерьере высоко раскрытое пространство воспринимается единым благодаря высоким и широким трехцентровым подпружным аркам, объ
единяющим ветви собора с центральным объемом.
В 1903 г. инженером М. Ловцовым была проведена реконструкция в неороссийском стиле: возведены новые главы с луковичными головками, по верху стен надстроены кокошники. В 1953-55 гг. архитектурному памятнику возвратили первоначальные формы.
Во время Второй мировой войны были разрушены восточная и западная главы, притвор с колокольней. В 1953–1955 г. здание реставрировано в первоначальных формах, очищено от поздних наслоений, восстановлены западная ветвь собора, главы и утраченный декор.
В 1983 г. железное покрытие крыши и глав было заменено медным. Для реставрации собора был специально изготовлен большемерный и лекальный кирпич по образцам существующего.
Ныне Свято-Преображенский собор является архитектурной доминантой центральной части города. Он был построен одновременно с крепостью, был составной частью фортовых сооружений, позднее именно вокруг него складывался архитектурный ансамбль центра города.
г. Изюм, ул. Старопочтовая, 12
Небольшая деревянная Крестовоздвиженская (Николаевская) церковь была воздвигнута в 1704-1709 годах на пожертвования прихожан, находилась она в районе современной Первомайской улицы. Церковь сгорела в 1747 году. Новый деревянный храм был построен на леваде в районе нынешней улицы Харьковской и освящен в 1751 году. Со временем здание обветшало и его разобрали. Новый каменный храм в стиле классицизма был освящен в 1821 году.
Изначально выполнена в стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, крестовая в плане, с полукруглой апсидой, однокупольная. В каждом приделе – двухколонный портик тосканского ордера с западной стороны и квадратная в плане алтарная часть – с восточной. Неф церкви перекрыт полусферическим куполом на высоком круглом барабане, лежащем на парусах и подпружных арках, которые поддерживают мощные пилоны, апсида-конхой, притвор и приделы – полуциркульными сводами. Пространственные ветви, кроме восточной, расчленены пилястрами, частично рустованы, завершены фронтонами.
В интерьере памятника купол с барабаном и паруса покрыты тематической и орнаментальной росписью, на стенах – масляная живопись. Выполнялась в разные периоды XIX и XX ев. От колокольни, примыкающей с запада, сохранился только нижний ярус.
Крестовоздвиженская церковь в Изюме построена на средства прихожан вместо двух обветшавших деревянных храмов XVIII в.
г. Изюм, ул. Соборная, 5
Деревянная Вознесенская церковь изначально находилась на левом берегу Северского Донца, в местности под названием Зверинец. Однако каждую весну воды Изюмца и Донца затапливали церковь, поэтому ее перенесли в предместье Изюма Замостье. Но и на новом месте храм невозможно было уберечь от половодья. Тогда в 1792 году церковь было решено перенести еще раз – в более высокую местность, на Пески.
Спустя несколько лет построили новую, каменную Вознесенскую церковь. Первоначально крестовая в плане, в 1903 году она была расширена достройкой боковых приделов, а также на один ярус была увеличена колокольня. Сегодня Вознесенская церковь является кафедральным собором.
Построена в стиле классицизма, кирпичная, оштукатуренная, прямоугольная в плане, трехнефная, с трансептом, однокупольная, с колокольней над западным притвором. Центральная часть перекрыта полусферическим куполом на высоком круглом барабане, лежащем на парусах и подпружных арках, опирающихся на мощные пилоны. Центральный неф и трансепт перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, боковые нефы и первый ярус колокольникрестовыми сводами. Стены фасадов памятника расчленены пилястрами и увенчаны антаблементом с развитым карнизом. Главный западный и боковые входы акцентированы четырехколонными портиками со спаренными колонками и треугольными щипцами. Барабан главы расчленен полуколонками коринфского ордера, над антаблементом аттик, увенчанный приподнятой полусферической главой с круглой декоративной главкой,
Колокольня четырех-ярусная. Декор прямоугольного в плане нижнего яруса аналогичен фасадам церкви, квадратного второго – ограничен карнизом и наличниками окон, восьмигранный третий по сторонам света украшен плоскими портиками с пилястрами коринфского ордера и треугольными фронтонами над антаблементом.
Церковь известна далеко за пределами Изюмщины. Здесь хранится чудотворная икона Песчанской Божией Матери, к которой приезжают паломники со всего православного мира.
г. Изюм, ул. Московская, 30
Изюмский краеведческий музей – один из старейших и известнейших музеев в Харьковской области. Он был основан в 1920 году. Его руководителем стал Н. В. Сибилев. Им была проведена большая работа по изучению края, также он собрал уникальную коллекцию археологических находок разных эпох и культур (древние орудия труда, половецкие каменные статуи и многое другое). В фондах музея хранится около 11 тысяч экспонатов. Музейная коллекция живописи состоит из полотен С. И. Васильковского, М. Федорова, Г. В. Курнакова, В. И. Зашабты, Ф. С. Когана. Особого внимания заслуживают: прекрасная нумизматическая коллекция, в которой представленные редчайшие монеты, напрестольное Евангелие в серебряном с позолотой окладе - подарок Петра I Изюмскому Преображенскому собору (издание нач. XVIII в.), личные вещи семьи декабриста А. Розена, живописные произведения: этюды С. Васильковского, картины М. Фёдорова, В. Забашты, Ф. Коган.
г. Изюм. ул. Соборная, 12
тел. +38 05743 21394
Гора Кремянец – самая высокая точка Харьковщины (218 метров над уровнем моря). На склоне горы стоят каменные половецкие изваяния, или половецкие «бабы». Существует древняя легенда, согласно которой жившие в степи племена поклонялись богу-солнцу, но прогневали его и были превращены в камень.
На возвышенности сохранился вал и ров Изюмской крепости, построенной в 1681 г. для защиты южных границ России от набегов крымских татар. Крепость была одним из самых мощных фортификационных сооружений того времени и стала основой для закладки города.
20 декабря 1919 года возле рва старой крепости деникинцы казнили 94 политических заключенных изюмской тюрьмы. В 1926 году на месте гибели узников был установлен белокаменный обелиск.
Во время Второй мировой войны, с октября 1941 по май 1942 года, через город проходила линия фронта. Левобережная часть города была освобождена в феврале 1943 года. К 40-летию Победы (1985) на горе Кремянец был сооружен Мемориальный комплекс (архитекторы А. М. Левин и Ю. М. Градов). Площадь мемориала – 7,5 гектара. На площади Памяти установлены три стелы, по форме напоминающие взрыв, и скульптурная группа «Атака». Центральная аллея ведет на площадку, на которой выставлена боевая техника времен Второй мировой войны: «Катюша», танки Т-34 и КВ, артиллерийские орудия.
Кириченкова криница находится в одном из живописнейших уголков города. Многие приезжают сюда, чтобы по пробовать целебной ключевой воды из этого родника.
Вода здесь имеет особенный вкус, именно этот факт привлек внимание саксонского подданного Блезе, который прибыл в Изюм в 1860-е годы, чтобы открыть здесь пивоваренный завод. В 1864 году завод Блезе начал выпускать свою продукцию. Рекомендуем и вам попробовать необычное на вкус изюмское пиво, сделанное сегодня на бывшем заводе Блезе.
Недалеко от Кириченковой криницы находится небольшая часовня-купальня. По преданию, искупавшись в ней, можно смыть грехи и избавиться от многих недугов.
Изюмская лука – это уникальное явление природы. От села Аевковка река Северский Донец резко поворачивает на запад и делает огромную петлю. По автодороге от Левковки до Изюма всего 18 километров, в то время как по реке – более 80 километров. Такая ярко выраженная петля представляет собой довольно необычное явление. Некоторые ученые считают, что в древние времена территория, окаймленная излучиной, находилась под водой. На подробной карте Европы, изданной в XVI веке Г. Меркатором, возле Северского Донца, несколько выше от впадения в него Оскола, то есть в нынешней Изюмской луке, изображено огромное озеро. Его длина – 70 километров, ширина – 35 километров, а небольшая речка несет в реку Северский Донец избыток вод этого озера.
Построена в 1776 г. Расположена в центре жилой застройки села. В первой половине XIX в, пристроена колокольня. В стиле позднего русского барокко, колокольня – классицизма с элементами барокко в завершении. Кирпичная, оштукатуренная, трехчастная, одноглавая. Здание состоит из основного объема в виде бесстолпного двухсветного четверика, перекрытого незамкнутым шатровым сводом с высокой стрелой подъема, несущим световой барабан, завершенный луковичной главкой, и квадратных в плане алтарной части и притвора, перекрытых конхами. Полукруглые углы четверика и срезанные алтарной части фланкированы лопатками, раскрепован- ными по карнизу. Стены нефа завершены полуциркульными фронтонами с люкарнами в тимпане по продольной и поперечной осям фасадов и аттиком.
Колокольня квадратная в плане, трехъ ярусная, завершена световым фонариком с небольшой луковичной главкой и высоким шпилем. Углы колокольни подчеркнуты лопатками, рустованными в нижнем ярусе.
Аналогичные архитектурно-пространственные решения культовых сооружений распространены в русской архитектуре и в архитектурном наследии Украины не встречаются.
с. Ивановка