Построенная в 1580 г.. Как каменная трехконховый православная церковь. Это тридольное сооружение осталось единственным из трех ранее существовавших в городе.
В архитектуре церкви присутствуют фортификационные элементы. Во время турецкой оккупации 1672-1699 гг. ее передали римско-католической общине. В восточной части церковного двора турки построили укрепления.
В 1700-1795 гг. Церковь была греко-католической, затем - православной. В конце XVIII в. стены укреплены контрфорсами. В 1834 гг. До ее западному фасаду пристроена колокольня в стиле русского классицизма. Во время реставрационных работ в 1970-х гг. Обнаружены фрагменты фресок XVI в., Позже забелены. Теперь церковь принадлежит к Киевскому патриархату.
ул. Татарская, 9
Значение кафедрального 'костела Святых апостолов Петра и Павла в жизни края является непревзойденным. По историческим справкам, в конце XIV в. на его месте была деревянная постройка костела. В конце XV или в начале XVI в. здесь возвели каменный трехнефный храм в готическом стиле, тогда же к северного и западного фасадов пристроили часовню в стиле ренессанса.
Сначала главный вход в костел находился с восточной стороны и его главный фасад был обращен на площадь Польский Рынок.
В 1646- 1648 гг. Восточной стороны костела пристраивают новую готическую алтарную часть - пресбитериум, а главный вход переносят на запад.
Турки, захватившие город в 1672 г. "превратили костел в главную мечеть Каменца. Пристроен ними к западному фасаду минарет имеет высоту 36,5 м, основой для него послужила ренессансная часовня XVI в.
После возвращения Каменца в состав Польши (1699) костел заново освящен.
В 1756 стараниями католического епископа Николая Дембовского на минарете установлена бронзовая фигура Девы Марии.
В середине XVIII в. все ансамбль костела реконструировано в стиле барокко.
В середине XIX в. здание капитально отремонтировано: обновлен алтаре, установлено витражи, расписано фресками стены и потолок, а пол устлан мраморными плитами. Южную часовню Девы Марии расписал итальянский художник Джованни Сампини. На хорах над входом в костел установлен орган, привезенный из Вены.
В советские времена в костеле размещался отдел атеизма исторического музея.
В 1990г. Он передан римско-католической общине города.
ул. Татарская, 20
По исторической версии, монахи-доминиканцы появились в Каменце в 1370 и вскоре построили в центре центра города однонефный костел Святого Николая с башней-колокольней, который был центральным сооружением первоначального монастыря.
В 1420. После пожара построено костел Святого Николая. В течение XVI-XVII вв. костел строился: в 1596 г. к правой от входа нави на пожертвования магнатов Потоцких, которые были покровителями каменецких доминиканцев, и на пожертвования мирян пристроено купольную часовню Божьей Матери Розарии, а в первой половине XVII в. - часовни Христа Спасителя и святого Доминика.
В 1641 приором монастыря и ксендзом был известный историк доминиканского ордена Окольский.
После захвата города турками в 1672 костел превращен в мечеть султанши Хасеки. В костеле хранится с тех времен резной мембар - проповеднический амвон. Реставрация и развитие костела в среде.
XVIII в. проводились на пожертвования, значительную часть которых внес теребовлянский староста Михаил Францишек Потоцкий. Под руководством архитектора Яна де Витте к главному фасаду костела пристраивается трехъярусная колокольня в стиле барокко. Портал к долгому входа извиници украшает скульптурная композиция, состоящая из нескольких фигур: с правой стороны святой Яцек, с левой - святой Доминик, вверху - скульптура Девы Марии. Над входом помещен горельефное изображение пса с горящим факелом - эмблема ордена.
ул. Доминиканская, 1
Армянский собор Св. Николая был архитектурной доминантой армянских кварталов. К сожалению, сегодня от некогда пышного храма, в архитектуре которого европейское барокко органично переплеталось с элементами восточной архитектуры, остались только фундаменты и руины некогда парадной аркады главного фасада. Собор в течение веков был духовным центром армянской общины Каменца. Главной святыней собора была чудотворная икона Армянской Божьей Матери, написанная, по мнению некоторых исследователей, в VIII в.
В 1922 икона была экспроприирована среди других ценностей для нужд голодающих Поволжья; ее копия (XIX в.) находится в кафедральном костеле.
В сокровищнице собора хранились вотивные предметы, культовые вещи из его отделки, а в библиотеке - рукописные фолианты, молитвенники, хроники.
Собор Св. Николая возведен на месте деревянной церкви Св. Николая. По историко-библиографическими источниками, первоначальную церковь построили на средства армянской общины в 1495 В 1566 г.. Заложены фундаменты каменной церкви, строительство которой завершено в 1577 Значительно повреждена во время пожара в 1602, вскоре отремонтирована. Вследствие турецкой 1 оккупации церковь снова пострадала, и армяне устроили в ней часовню Св. Стефана.
В XVII в. состоялся процесс полонизации армян. Священники церкви Св. Николая прекратили сопротивление и вынуждены были принять унию. Армянская церковь стала костелом.
В 1672 г.. Храм разрушен во время нового захвата турками города, а на его руинах возникла мечеть визиря Кара Мустафы.
В 1756-1767 гг. Храм отстроен на средства армянской общины, а в 1791 г.. Освящен как армяно-католический. В 1936 г.. Собор Св. Мы круга был взорван.
В 1989-1990 гг. Здесь проведены археологические раскопки, во время которых расчищено его фундаменты.
Башня (колокольня) Армянского Свято-Николаевского собора сооружена в 1565 г.. Средства армянской общины города при активном участии членов армянского юношеского церковного братства, благодаря чему она получила еще одно название - «Юношеская колокольня». Это величественное пятиэтажное сооружение, построенное в ренессансном; стиле, верхние ярусы которой приспособлены к обороне. В источниках XVI в. сохранилось имя епископа Хачатура, который подарил колокольни колокол, а еще один колокол подарил господин Григор, который продолжил п строительство. В 1633 г.. В колокольне устроили церковь Св. Степаноса (Стефана). Эту дату зафиксировано на плите, которая существовала у входа к колокольне XIX в. Во (время турецкого господства в 1672-1699 гг. Колокольня была частично повреждена, а колокола похищено. После изгнания турок из города колокольню отремонтировали и установили два колокола с датами «1701» и «1702».
По источникам XIX в., На колокольне существовал еще один колокол, который упал и был поврежден, а позже отремонтирован.
В течение 1700-1767 гг. В колокольне проводилось богослужение. В XX в. завершение колокольни претерпело значительные повреждения - во время Первой и Второй мировых войн. В 1982 г.. Проведены реставрационные работы, восстановлены завершения колокольни в первоначальном виде.
Во время проведения ремонтных работ в 1985 г.. В первом этаже часовни под каменным мощением пола найден клад, состоящий из золотых и серебряных культовых вещей, вотивных предметов, женских украшений и наград. Сейчас первый этаж колокольни занимает церковь Св. Архидиакона Стефана.
ул. Армянская, 1а
Церковь Святого Николая известная также под названием Благовещения Пресвятой Богородицы и, по мнению исследователей, считается одной из древнейших в Каменке. По другим источникам, построенная в 1398 на средства армянина Синана Котлубея, возможно, на месте более ранней. К 1495 называлась Николаевской церковью, затем превращена в Благовещенске часовню, а с 1811 вновь получила название Николаевской. В XVII в. при церкви жили армянские черници- «дивоткы».
В середине XVI в. в северной и южной ее стен пристроено по одному контрфорса; вероятно, тогда же в южный контрфорс вмонтирован хачкар с датой «1544» и именем армянина Акопа, который дал средства на укрепление стен храма. Во время турецкой оккупации 1672-1699 гг. Церковь несколько повреждено, но \ полностью разрушено: отсутствовали крышу, двери и окна. В течение XVIII в. здание ремонтировалась на средства армянской общины города.
В 1822 г.. Армянскую Благовещенске часовню передали униатам, и того же года ее освящен в церкви Св. Николая Чудотворца.
Через двадцать лет церковь вновь стала православной. Небольшое каменную церковь завершал деревянная крыша с куполом, рядом была построена колокольня. Новые перестройки осуществлен в начале XX в в церковь пристроены деревянный притвор (тамбур), с севера и юга - каменные стены с арочным проходом вроде аркбутанов.
В западной части построена колокольня также с арочным проходом.
В 1990г. В храмовой постройке проведены ремонтные работы. Этаж древней живописи выполнен новый.
ул. Николаевская, 1
Каменный костел Святой Троицы построен монахами-тринитариев в 1750-1765 гг. На территории усадьбы каменецкого мещанина Доминика Хоцимирского, которую получили по завещанию. Этот монашеский орден, основанный во Франции в XII в., Свою миссию видел в спасении христиан от рабства. В тяжелые годы турецкого тяжелые, при содействии тринитариев немало подолян вернулось на родные земли. На первом этапе построили небольшой однонефный костел.
После 1773 он был перестроен в северном направлении, а фасад украшен барочным декором. Освящение состоялось в 1780 г. художественная концепция главного фасада и интерьера характерны для творчества каменецкого архитектора Яна де Витте. В костеле устроен главный алтарь из местного черного камня и шесть боковых, украшенных благородными гербами, картушами, маскаронами. В конце XVIII в. костел расписал известный художник Ю. Прахтель (росписи не сохранились). Перед северным фасадом костела сформировался парадный вход с лестницей и скульптурной композицией. На пилонах главных ворот установлены каменные статуи основателей Тринитарского монашеского ордена. Каменные лестницы, ведущие к воротам, ограждены со стороны улицы каменным парапетом. Центральное место на парапете занимает статуя Девы Марии. В 1842 г., после закрытия монастыря, костел стал приходским. Действовал до Великой Отечественной войны, во время которой в результате обстрелов был частично поврежден. После 1945 г.. в костеле хранились фонды Хмельницкого областного государственного архива. В 1977-1984 гг. проведены реставрационные работы (авторы проекта - архитекторы Е. Пламеницкая, и. Тюпич). В 1993 г.. костел передан греко-католической общине.
ул. Замковая, 1
Уникальным памятником является деревянная Хрестоздвиженська церковь с колокольней в Каменце-Подольском. Она стоит в пригороде Карвасар на узкой набережной полосе р. Смотрич под Старым замком. Построена в 1799-1801 гг. На месте старой церкви, которая: существовала здесь в XVII в. Колокольня была пристроена к западному фасаду церкви в 1863 Во время реставрации в начале 1990-х гг. Колокольню перенесли на угол церковного двора и поставили отдельно от храма.
Основания церкви и колокольни сложены из местного камня-известняка. Церковь тридольная, одноэтажная с крыльцом и ризницей с северной стороны. Все три срубы квадратные в плане. Более широкий и высокий центральный сруб переходит в восьмерик, завершенный палаточным верхом с куполом. Церковь имеет широкое опасение на выпустят нижних венцов срубов. Верхние части стен, крыши и верх покрыты гонтом. Колокольня квадратная в плане, двухъярусная, завершена высоким палаточной крышей. Церковь и колокольня являются уникальными памятниками архитектуры национального значения, характерными для той части Подолья, которая называется Низовьем. Это - единственные старинные деревянные здания уцелели в Каменце-Подольском.