Наши путешествия
Главная strelka Украинаstrelka Черниговская областьstrelka Сребное,Сребнянский районstrelka Достопримечательности Сребного
Села и поселки района

Достопримечательности Сребного

Усадебный дом.

Построен в 1825–1832 гг. Автор проекта архит. П. Дубровский. В 1877–1882 гг. перестроен под земское ремесленное училище архит. Ф. Вержбицким. Дошел до наших дней со значительными утратами: отсутствует деревянный второй этаж главного корпуса. Сооружение из кирпича, оштукатурено, под зданием – подвалы.

В центре расположен главный корпус, с которым при помощи одноэтажных дугообразных в плане переходов связаны двухэтажные прямоугольные флигели. Переходы декорированы неглубокими нишами с ордерными вставками в виде трехчетвертных колонн тосканского ордера. Восточные фасады флигелей рустованы. Боковые переходы использовались под оранжерею и зимний сад.

В центральной части каждого флигеля по всей его высоте выступает ризалит с полуциркульной нишей, в которой под окном второго этажа размещается лепной растительным орнамент.

Памятник представляет интерес как пример типичной усадебной постройки начала XIX в.

Пгт. Дегяри

Усадьба Павла Галагана

Усадьба расположена на западной окраине села, в поросшей лесом местности с холмистым рельефом. С северо-запада участок ограничен дорогой, а с запада - болотистой долиной, на юге к ней подступает естественный лесной массив.

Центром ансамбля усадьбы является дворец, который разделяет парк на две половины - регулярную и ландшафтную. К парадному фасаду дворца ведет широкая аллея длиной 400 м. Дворец расположен на ее оси, а все остальные постройки симметрично к ней. Эта ось симметрии ансамбля продолжена и в композиции ландшафтной части парка площадью 60 га, спускающийся по рельефу к каскаду прудов, общая площадь которых достигает 10 га. У въездных ворот и вдоль аллеи расположены хозяйственные флигели, которые вместе с воротами и оградой составляют группу зданий главного въезда. К северу от дворца размещались хозяйственные дворы для скота и лошадей с соответствующими зданиями. Общая площадь усадебно-паркового ансамбля составляет 427 га.

План усадьбыnter>
Условные обозначения:

1 - подъездная аллея;
2 - главная аллея;
3 - переддворцовая поляна;
4 - дворец;
5 - служебные флигели;
6 - центральная поляна;

7 - оранжерея;
8 - ротонда;
9 - готический мост;
10 - колодец;
11 - хозяйственные постройки,
12 - большая поляна

Род Галаганов, происходящий от прилуцкого полковника Игната Галагана, владел Сокиринцами с 1717 г. В XIX в. в имении были крепостной театр и хор. Усадьба распланирована в 1823-1825 гг. приглашенным из-за границы садовником И.Е.Бистерфельдом при участии архитектора П.А.Дубровського, который является автором всех сооружений ансамбля. В течение 1824-1835 гг. по заказу владельца усадьбы, Павла Григорьевича Галагана, построены сохранившееся до наших дней дворец, забор с воротами, служебные флигели, конюшни, парковая беседка, оранжерея, мостик в парке, посажен парк. В создании парка принимали участие паркостроитель Редель (руководил работами в 1826-1831 гг.) и садовник К.Христиани (руководил работами с 1834 г.).

В разные годы усадьбу П.Галагана посещали и жили здесь выдающиеся деятели культуры - Тарас Шевченко (в 1845 г.), Композитор Николай Лысенко, художник Лев Жемчужников, который написал здесь несколько картин. Здесь жил, умер и похоронен выдающийся кобзарь Остап Вересай. Впечатления о пребывании в Сокиринцах отражение в повести Шевченко «Музыкант».

В 1920 г. в усадьбе открыт Сокиринский сельскохозяйственный техникум. В 1920 - 1927 гг. здесь действовал Сокиринский художественно-исторический музей. В течение 1920-х гг. потеряны некоторые сооружения ансамбля: две церкви с колокольней, теплицы, дома персонала.

Дворец, как и все остальные здания ансамбля, решен в архитектурных формах позднего классицизма (так называемого ампира) с использованием в парковых малых форм мотивов романтизма. Все сооружения каменные из кирпича, оштукатуренные; крыши - вальмовые, покрытые сталью по деревянным стропилам.
Дворец Дворец (1825-1829 гг.) Состоит из центрального двухэтажного корпуса и двух соединенных с ним одноэтажными переходами флигелей на два этажа. Общая длина всего здания составляет 105 м. Центральный корпус дворца прямоугольный в плане (40х24 м), симметричный, его ось на Лицевом и парковом фасадах акцентируют ионические портики с фронтонами и декоративным сферическим куполом на низком цилиндрическом подбаннике. Первый этаж центрального корпуса и флигелей был жилым. В центре его - вестибюль с парадной лестницей. Здесь же содержались служебные и некоторые хозяйственные помещения. Декор интерьеров очень скромный и ограничивается карнизами, кафельными печами и каминами. На втором этаже были парадные покои - залы, гостиная, столовая, бильярдная, кабинеты и спальни. Центром композиции был большой танцевальный зал. Эти помещения декорированы с применением классических ордерных форм (колонны, пилястры, антаблементы композитного, дорического и тосканского ордеров).

Лицевой северный фасад центрального корпуса украшен восьмиколонным портиком ионического ордера, поставленным на аркаду первого этажа. Шестиколонный портик садового, юго-восточного фасада решен в том же ордере и опирается на террасу, которую несет аркада. С террасы в парк спускается лестница, расширяющиеся книзу и переходят в пандус. Вдоль пандуса на пьедесталах стоят две мраморные статуи античных богинь Геры и Цереры (копии античных скульптур), привезенные в конце XIX в. из-за границы. Терраса окружена балюстрадой и украшена мраморными и чугунными вазами на пьедесталах.

Фасадные плоскости первого этажа частично рустованные. Окна - прямоугольные, на первом этаже - с выделенными замковыми камнями. Фасады обогащенные лепными деталями над окнами второго этажа в виде венков с лентами.

Все остальные постройки усадьбы подчинены главным композиционным доминантам: в парадной части - дворца, в парковой - ландшафта.
Ворота Ограда и въездные ворота спроектированы и построены одновременно со всем ансамблем, сохранились фрагментарно. Ворота решены в архитектурных формах, присущих ампиру: пилоны с наклонными боковыми гранями увенчанные тяжелыми фронтонами с массивными кронштейнами, над фронтонами - аттики. Пилоны прорезаны прямоугольными отверстиями с арочными нишами над ними. Ограждение ритмично расчлененно пилястрами дорического ордера, фланкировано башнями-беседками, декорированными рустом.

Конюшня прямоугольная, симметричная. Первоначально центральная часть ее была двухэтажной, с лоджией на два этажа и с двумя колоннами, которые поддерживали антаблемент, завершалась щипцами. Ворота имели арочные перемычки. Отверстия оправлялись простыми наличниками. Сейчас второй этаж основного объема утрачен, в связи с потерей лоджии изменено архитектурное решение центральной части фасада. По центру расположены большие прямоугольные ворота. В верхней части фасада ритмично расположенные арочные окна.

Служебные флигели расположены симметрично относительно главной аллеи - парадного въезда на территорию усадьбы. Центральные прямоугольные в плане части флигелей, обращенные главными фасадами в сторону парадного проезда, - одноэтажные; боковые, квадратные в плане, - двухэтажные. Первый ярус фасадов боковых частей флигелей оформлен рустом. На боковых - прямоугольные ниши, в которые вписаны по две пилястры дорического ордера. Во втором этаже - полуциркульные оконные проемы с архивольтом, декорированные нишами-ширинками.

В архитектурных формах оранжереи использованы ордерные мотивы. Это комплекс каменных сооружений, включающий ограду, главный вход и теплицы. Ограждение окружает по периметру четырехугольные в плане оранжерейное хозяйство площадью 0,3 га. Теплицы - это прямоугольные в плане углубленные в землю траншеи, разделены поперечными кирпичными стенами на ряд отдельных камер. Декоративную отделку ограждения составляют пилястры, создают четкий ритм на внешних фасадных поверхностях, и пилоны, фланкирующие парадный вход на территорию оранжереи и теплиц. Памятник - единственный сохранившийся образец сооружения этого функционального типа на Левобережье.
Парк Юго-западная территория парка распланирована по пейзажному принципу. Для нее характерны чередование открытых полян и зеленых массивов, отсутствие прямых осевых перспектив, наличие кривых тропинок на склонах холмов.

В парке преобладают деревья лиственных пород - дуб, вяз, береза, вяз, липа, тополь белый, клен остролистный, граб, каштан. Встречаются также платан, бук, явор (отдельные экземпляры), а также хвойные - лиственница, ель, сосна обыкновенная и черная. В восточной и южной частях размещались участки фруктовых деревьев. Малые архитектурные формы - две беседки, два моста, часовня (не сохранилась), колодец, скульптура и вазы с цветами - создавали локальные микроансамбли, разнообразящие общую композицию.
Беседка Беседка решена в виде позднеклассической восьмиколонный ротонды, перекрытой сферическим куполом. Колонны упрощенного ионического ордера поддерживают антаблемент с карнизом значительного выноса на лепных модулйонах.

Мостик расположен в юго-восточной части парка. Соединяет склоны глубокого оврага, по дну которого проходит парковая дорога. Решен в неоготических стилевых формах, характерных для эпохи романтизма. Построенный из кирпича и дерева трехпролетный мостик имеет четыре каменных граненых пилона, разделенных горизонтальными группами на три яруса. Пилоны украшены стрельчатыми каннелюрами и тонкими колонками на ребрах верхнего яруса. Каждый пилон имеет зубчатое завершение. Пилоны, соединенные стенами со стрельчатыми арочными проемами, несут деревянный настил моста, огражденный глухим парапетом с аркатурой.

Ансамбль усадьбы П.Галагана в Сокиринцах – лучший из сохраненившихся образцов великопанской усадьбы первой половины XIX в. Сокиринский парк с 1972 г. является памятником садово-паркового искусства общегосударственного значения.

с.Сокиринцы