Ладанский Покровский монастырь был основан в 1600 году одновременно с Густынским. Сначала он был мужским и назывался Подгорным.
Основателем его был монах Евфимий - один из трех монахов, которые вышли из Киевского Межгорского монастыря и пошли распространять православную христианскую веру по Руси. Старший из монахов - Иоасаф - остановился на Густынском острове у Прилук и стал основателем Густынского монастыря, а третий монах Геннадий - на горе между селам Ладанов и Полонка вырыл пещеру вроде лаврских и остался в ней жить с монахом - одиночкой. Пещера эта - архитектурный памятник начала 17 века с фресками в глубине - сохранилась до наших дней, но находится в аварийном состоянии и нуждается в реставрации и сохранности, ибо она одна на всю Украину дожила до наших дней.
Все земли Левобережья в том числе и Прилуки, в те времена принадлежали богатому Литовскому магнату - князю Михаилу Корибут Вишневецкому. Вдвоем с женой, будучи христианами, они не жалели ни своих земель, ни денег для строительства храмов и монастырей ради распространения христианства в своих владениях.
В 1619 году тридцатилетняя вдова Раина Вишневецкая, уже будучи смертельно больной, перед своей смертью оставила фундуш (завещание), которым подтвердила права монастыря на владение селом Ладан, а также землямии угодьями.
В этом же году (18 января) епископ Исаия Копинский, управляющий храмами и монастырями Вишневецких на Левобережье, добился в Раины Вишневецкой разрешения реорганизовать обитель с мужской в женскую с целью, чтобы игуменьей в ней была его сестра Александра. В 1624 году Исаия вернулся из Лубен в Ладанский монастырь и начал строить кельи.
В 1735 году обитель полностью уничтожил пожар. В то время в ней были: три храма, колокольня, хозяйственные постройки и оборонительные укрепления. Обитель уже называлась "Покровская". После этого пожара монастырь возродился быстро - уже через 5 лет в нем было три церкви и полный штат служащих.
Строительство и полное возрождение монастыря Киевский Митрополит Рафаил Заборовский поручил в 1743 году игуменье Александре (Ивановой), переведя ее из Нежина. За 20 лет ее работы монастырь достиг самого высокого расцвета - при ней были построены 2 храма: первая каменная постройка во имя Пресвятой Богородицы в 1763 году, второй храм был построен из дерева во имя святителя Николая.
Во время «смутных» времен царица Екатерина II монастырь оставила заштатным. Все из обители было вывезено, но она не погибла, а продолжала свою жизнь, благодаря трудолюбивым монашкам.
В 1817 году Ладанский монастырь вновь был включен в штат с присвоением ему 3 - го класса.
1870 - 1880 годы были годами самого высокого расцвета монастыря. Обитель значительно расширяется и перестраивается.
Перед революцией и до времени его ликвидации в 1928 году монастырь был очень богатым и пользовался значительной популярностью не только в своей округе, но и далеко за ее пределами. Высоко почиталась Чудотворная икона Ладанской Богоматери и славилась целебная вода из древней монастырской колодца, которые давали исцеление от болезней больным за их веру и молитву.
После ликвидации монастыря в его зданиях разместили трудовую коммуну для несовершеннолетних безпризорных детей, рожденных войной, революцией и разрухой. В зданиях монастыря были размещены мастерские для обучения детей. Впоследствии мастерские превратились в заводы и фабрики, которые в 1938 году были объединены в завод противопожарного оборудования. Завод развивался и достиг со временем большихуспехов, имел статус Союзного значения и отправлял продукцию в 39 стран зарубежья.
Но с распадом Союза завод тоже упал и сократил производство. В постройках монастыря отпала необходимость.
Пользуясь этим, а также Законом Украины (ст.17) о возвращении религиозным общинам культовых сооружений, вновь религиозная община Свято-Покровского собора монастыря добилась передачи ей в собственность двух храмов монастыря - Свято-Покровского собора и Свято-Вознесенской (Николаевской) церкви. Монастырь начал свое третье возрождение.
Из зданий монастыря сохранились Покровский собор, построенный в 1765 г. в стиле барокко, Николаевская церковь (середина ХІХ ст.), кельи, в которых проживали монахи (в настоящее время квартиры), остатки стены и подземный потайной ход. Сейчас ведутся реставрационные работы на территории монастыря по возрождению Свято-Покровского собора. С 2003 года частично действует Свято-Вознесенская церковь.