Наши путешествия
Главная strelka Украина strelkaЧерниговская областьstrelkaМена, Менский районstrelkaДостопримечательности Менского районаstrelka
strelkaЦеркви и храмы Менского районаstrelkaДомницкий монастырь Рождества Богородицы
Села и поселки района

Домницкий монастырь Рождества Богородицы

Домницкий монастырь

Архитектурный ансамбль расположен в равнинной местности на невысоком холме посреди леса и пойменных лугов при р.Домнице, которая является правым притоком р.Десна.

Монастырь основан универсалом гетмана И.Мазепы от 16 мая 1699. Этим же универсалом монастырю предоставлены владения. На собственные средства гетмана здесь была поставлена деревянная церковь Рождества Богородицы. Первоначальное название монастыря - Думницкий. Название монастыря и местности происходит от реки Думницы. До 1805 г. большинство монастырских зданий были деревянными. Каменное строительство началось при игумене Иерофее Малицком с 1762 г. (возведены каменные стены вокруг обители и погреба). В 1774 вместо разобранной деревянной построена каменная надвратная Николаевская церковь.

План Домницкого монастыря
План монастыря

1. Собор
2. Трапезная
3.Колокольня
4. Братский корпус
5. Настоятельский корпус

Во второй половине XVIII в. Домницким монастырем стал заниматься генеральный судья Андрей Безбородько, а после его смерти в 1780 г. - его сын, канцлер Российской империи князь Александр Безбородко, который выделил средства на сооружение всех каменных монастырских зданий. После смерти в 1799 А.Безбородко развитием монастыря занимался его младший брат, граф и сенатор Илья Безбородько. В 1798 получено разрешение построить каменный монастырский собор с использованием строительного материала разобранных сооружений отмененного Макошинского монастыря, который находился в 40 километрах к востоку от Домницкого на правобережье р.Десны. Собор Рождества Богородицы был заложен в 1800 г., освящен в 1806. Тогда же построены каменные трапезная Св.Параскевы, корпуса келий и настоятеля, новая стена вокруг монастыря, а Николаевскую церковь перестроили в колокольню. Автором проектов монастырских сооружений считают выдающегося итальянского архитектора на русской службе Джакомо Кваренги, который много работал по заказам братьев Безбородько, хотя прямых документальных свидетельств авторства Дж.Кваренги по Домницкому монастыю не выявлено.

В течение 1832-1837 гг. монастырские сооружения отремонтированы и частично перестроены, в частности настоятельский корпус. В 1930-х гг. монастырь был закрыт, однако он избежал значительных разрушений. Его основные сооружения сохранились: собор Рождества Богородицы, трапезная церковь Св.Параскевы, надвратная колокольня, братский и настоятельский корпуса. Частично сохранилась стена вокруг монастыря. В советское время здесь располагался дом инвалидов, а с 1987 г. - лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В течение 1950-1970 гг. на территории монастыря возведено несколько одноэтажных корпусов, в некоторой степени исказили планово-пространственную композицию ансамбля.

Территория монастыря в рамках внешней стены неправильного прямоугольника в плане. В центре на высокой отметке рельефа - собор, в южном прясла монастырской стены - надвратная колокольня. Перед главным западным фасадом собора в одну линию размещены трапезная и братский корпус, а южнее собора - настоятельский корпус. Таким образом, комплекс имеет строго регулярную композицию, традиционную для православных монастырей.

Кубический однокупольный каменный собор Рождества Богородицы решен в архитектурных формах зрелого классицизма. Северный, южный и западный фасады акцентировали монументальные четырехколонные портики тосканского ордера с треугольными фронтонами (не сохранились), а с востока - цилиндрическая апсида, накрытая конхой. В интерьере четыре пилона разделяют квадратное в плане пространство собора на три нефа, образуя девять пространственных участков крестовокупольной структуры храма. Пилоны с помощью подпружных арок и пандативов несут цилиндрические световые подбанники со сферической ребристой куполом. Характерную для высокого классицизма монументальность и лапидарность объема подчеркивают высокий аттик, закрывающая покатый крышу, а также достаточно сдержанный декор: окна без наличников, неглубокие ниши, горизонтальные тяги, пилястры тосканского ордера. В общем, распланированную-пространственная структура здания и его декор типичные для церковных зданий архитектора Дж.Кваренги.

Основу надвратной колокольни составляет тридольный объем Николаевской церкви 1774 г.: Центральная участок в плане - квадрат со срезанными углами; западная и восточная участка - прямоугольники с закругленными внешними углами. В течение 1800-1806 гг. второй ярус церкви был перестроен и превращен в колокольню. Боковые участки были ниже среднего, имели покатые крыши. Центральный участок венчала сферическая декоративная баня с фонариком. В середине XX в. средний пролет второго яруса был перестроен: арку колокола и баню уничтожели, устроены прямоугольные окна и все здание подведено под единый карниз. Архитектурные формы этого памятника демонстрируют переход от барокко к классицизму: пластика стены - типично барочная, с чередованием плоских и округлых участков, с выразительным розрипуванием многообломних карнизов. Время лишило сооружение декора: доминируют гладкие плоскости стен, прорезанные по первому ярусу арочными нишами. Здание имеет плоские перекрытия по деревянным балкам и вальмовую крышу.

Трапезная церковь Св.Параскевы Пятницы, построенная в 1806 г., является одноэтажным зальным зданием с цилиндрической апсидой и четверкой с банистым сферическим покрытием (четверик не сохранился). В течение 1832-1837 гг. в трапезную с севера пристроен хозяйственный корпус.

Настоятельский корпус построен в 1806 г., Перестроен в 1832-1837 гг. Это прямоугольный в плане одноэтажный дом, с плоскими перекрытиями и вальмовой крышей, без фасадного декора.

Братский корпус одноэтажный, удлиненный, с плоскими перекрытиями и высокой четырехскатной крышей. Северное крыло имеет коридорно-двусторонний план, южное - секционный, состоя из двух секций: в каждой из них - сени со сквозным проходом с парадного двора на хозяйственный, по бокам - по четыре комнаты с каждой стороны. Окна прямоугольные, удлиненных пропорций. Декора на фасадах нет.

Ансамбль Домницкого монастыря является редкой памятником градостроительства и архитектуры эпохи расцвета русского классицизма в Украине, имеющий высокую научную и художественную ценность.