Архитектурный ансамбль расположен в равнинной местности на невысоком холме посреди леса и пойменных лугов при р.Домнице, которая является правым притоком р.Десна.
Остатки монастыря расположены на левом равнинном берегу р.Десны на невысоком овальном в плане повышении в окружении заболоченных лугов напротив с.Максаки. Ранее во время весеннего половодья монастырь со всех сторон окружала вода и он оказывался на острове.
Построена в 1787 г. До наших дней дошла с некоторыми утратами: не сохранились 9 открытая галерея и колокольня, примыкавшая к церкви.
Сооружение в формах классицизма, из кирпича, оштукатурено, однокупольное, часть конструкций — деревянные. В основе прямоугольное в плане, над центральным объемом возвышается аттик. Ризалиты с севера, юга и запада завершены портиками тосканского ордера и полукруглой в плане апсидой. Фасады расчленены пилястрами, полукруглые и прямоугольные оконные проемы обрамлены наличниками. Пластику фасадов дополняют ниши, фронтоны с разорванным нижним поясом профилированного карниза.
В интерьере 12 колонн, отвечающих подкупольному квадрату, несут архитрав с опирающимися на него подпружными арками, на которых покоится световой восьмигранный снаружи и цилиндрический в интерьере барабан. Все эти конструкции из дерева. Объемно-пространственное решение интерьера дополняют двухъярусные проемы в западной стене, за которой расположены хоры.
Памятник является примером сооружения в стиле классицизма, в котором удачно сочетаются каменные и деревянные конструкции.
с. Бегач
Деревянная одноэтажная церковь стоит в центре села на древнем городище, возвышающемся над поймой р.Дяговой, и является важным архитектурным акцентом в застройке. Построена в 1765 г. по заказу приходской общины. В 1818 г. под церковь подвели кирпичный фундамент вместо дубовых стоек, которые, к тому времени успели згнить. В середине XIX в. к церкви пристроен западный притвор с деревянной колокольней.
Колокольня трехъярусная, увенчанная шлемовидным куполом на низком восьмерике. Нижние два яруса - четрверики. Над ними возвышается восьмерик, имееющий прямоугольные отверстия колокольни. Фасады декорированы накладными лопатками. Перед западным входом - двухколонное крыльцо.
Успенская церковь в Волосковцах является одной из немногих на Левобережье хорошо сохранившихся девятисрубных одноэтажных деревянных памятников сакральной архитектуры.
с.Волосковцы
Трехъярусная деревянная церковь находится в южной части старинного села, упоминавшегося как небольшой городок еще в документах XVI-XVII вв. Церковь является архитектурной доминантой села.
Построена в 1763 г. Первоначально была трехдольной, без пристроек. Состояла из прямоугольного в плане бабинца, восьмигранного центрального участка и граненого алтаря.
В 1888 г. церковь капитально отремонтирована и с трех сторон достроены высокие притворы, над западной часть возвели высокую многоярусную колокольню (не сохранилась). Тогда же вырезана часть западной стены бабинца, зашиты некоторые первоначальные окна, барочные ярусные верхушки на трех восьмериках заменили гранеными сферическими куполами, а вертикальную с нащельниками шалевку фасадов – на горизонтальную встык.
Церковь была закрыта в 1930-х гг. и тогда же разрушена колокольня. В течение советского периода использовалась как колхозное зернохранилище В 1970-х гг. власти неоднократно предпринимали попытки уничтожить памятник, и каждый раз на его защиту становились жители села. На рубеже 1980-1990-х гг. было принято правительственное решение о переносе памятника в Киев в Музей народной архитектуры и быта, однако оно не было реализовано из-за сопротивления местных крестьян. С 1979 г. церковь имеет статус памятника архитектуры республиканского (ныне - национального) значения.
Этот памятник - представитель отдельной, вполне своеобразной школы в народной монументальной архитектуре Левобережной Украины.
с.Городище
Построена в 1896 г. Сооружение в формах «историзма».
Срублена из сосны, врубки – «в ласточкин хвост», обшита досками, крестовая в плане, с прирубами между ветвями основных объемов. Фасады южной и северной ветвей завершаются щипцами.
Сооружение одноверхое, двухзаломное, с куполом на восьмигранном барабане, перекрытом плоским плафоном. В остальных объемах перекрытия плоские, в прирубах сделаны арочные перекрытия.
Декор фасадов составляют треугольные сандрики, развитые зубчатые и ломаного очертания карнизы.
В интерьере все срубы сообщаются между собой при помощи больших шестиугольных прорезей, поэтому сооружение воспринимается одновременно и как крестовое, и как трехнефное. На стенах притвора сохранилась монументальная масляная живопись.
Памятник представляет интересное сочетание украинских народных традиций и профессиональных приемов конца XIX в., отразивших направление поисков «русского стиля».
с. Дягова
Каменное безбанное сооружение находится в центре села на главной улице, к которой обращена южным фасадом. Улица ведет к старинной Максаковской переправе через Десну и далее к Максаковскому монастырю, расположенному на левобережье.
Первое документальное упоминание Петропавловскои церкви в Максаках датируется 1790 годом. Каменный храм построен в 1816 г. В первой трети XIX в. над центральным четверкой был надстроен деревянный восьмерик с баней. Рядом с церковью была деревянная колокольня.
В 1866 г. церковь подверглась серьезной перестройки по проекту архитектора Бурневського.
В нижнем ярусе четверика были пробиты новые окна, а сам он получил палаточную четырехскатую крышу с луковичным куполом на глухом фонаре. С запада тогда же пристроен притвор и высокая трехъярусная колокольня со шпилем типа «четверик на четверике» (колокольня не сохранилась). Деревянную колокольню разобрали в 1866 г. В 1930-х гг. верхние два яруса церковной колокольни, южную экседру и венчание четверика (фонарь с куполом) было разрушено, а церковь приспособлена под сельский клуб.
Петропавловская церковь в Максаках является одним из поздних образцов тетраконховых церквей квадрифолиевого типа, демонстрируя его трансформацию в архитектурном творчестве народных мастеров. Вследствие разрушений и перестроек памятник значительной степени утратил свой первоначальный вид, но сохранила высокую научную стоимость как необходимое звено в процессе развития типологии культовых зданий.
с.Максаки
Трехдольная трехъярусная деревянная церковь расположена в равнинной местности в центре села. Построена в 1775 г. на средства П.Юницкого. Вероятно, памятник строил тот же мастер, который возвел Николаевскую церковь в с.Городище. В XIX в. к церкви пристроены притворы с севера и юга, а также тамбур перед западным входом.
Сооружение хорошо сохранило первоначальные формы. По типу плана относится к группе распространенных на Левобережье трехсрубных памятников, состоящих из четырехгранного бабинца, восьмигранной навы и шестигранного алтаря. В общей композиции доминирует средний верх с массивным восьмериком. Восьмерик имеет крещатые окна - проёмы, что редко встречается в деревянных памятниках.
Внешне три купола имеют очень выразительный силуэт благодаря характерным барочным формам покрытиям и бань из воротника и перехватами в нижней трети. Карнизы и ригели украшены резьбой. В интерьере сохранились росписи XIX в. и иконостас, а также первоначальные западные двери с резными косяками. Интерьер претерпел определенных изменений на протяжении XIX в.: Зашит световой фонарь центрального верха, в притворе сделаны хоры, зашита значительная часть проема между бабинцем и центральным срубом.
Эта церковь принадлежит к локальной школе народной монументальной архитектуры, представленной немногочисленными достопримечательностями (церкви в селах Городище, Новые Мельницы) и ценна как памятник, полностью сохранила первоначальные архитектурные формы. Покровская церковь в с.Синявка с 1979 г. является памятником архитектуры национального значения.
с.Синявка
Техсрубная трехъярусная деревянная церковь с тремя притворами и колокольней стоит на высоком холме при въезде в село, доминируя в его застройке и в ландшафте.
Построена в течение 1767-1769 гг. В1881 г. К ней пристроили южный и северный притворы-крыльца, а также западный притвор с высокой двухъярусной колокольней, что несколько нарушило уравновешенность силуэта церкви. Во время перестройки 1881 вопреки проекту западную пристройку сделали шире, чем планировалось. Тогда же разобрали северную ризницу. Остальные срубы и верхушки значительных изменений не претерпели.
В интерьере срубы сочетании арками-вырезами трапециевидной формы. Хорошо освещено и высотно раскрыто пространство центрального сруба, контрастирует с затемненными бабинцем и алтарем. Декора в интерьере нет, за исключением масляных рисунков и иконостаса конца XIX в.
Двухъярусная колокольня относится к типу «восьмерик на четверике», увенчанная куполом с фонариком (первоначально венчалась высоким шпилем на бане). В ярусе колоколов - отверстия традиционных очертаний со срезанными верхними углами. Перед западным и южным входами - крыльцо в виде четырехколонного портика тосканского ордера с треугольными фронтонами. Аналогичнон южное крыльцо не сохранился. Крыши и купола по деревянным стропилам и кружалах покрыты кровельной сталью.
Памятка используется по первоначальному назначению. Она достаточно хорошо сохранила первоначальные архитектурные формы и является высокохудожественным произведением народных мастеров второй половины XVIII в. Пристройки 1881 г. по масштабу и архитектурными формами согласуются с первоначальным объемом.
с.Степановка
Построена в 1782 г. Автором считают архитектора Дж. Кваренги. Основной объем сохранился в первоначальных формах; крытый переход и колокольня-XIX в., форма купола колокольни изменена.
Сооружение в стиле зрелого классицизма, кирпичное, оштукатурено, квадратное в плане, с апсидой с восточной стороны. Пилястровые портики ионического ордера, вписанные в неглубокие ниши, акцентируют входы в церковь с трех сторон.
В интерьере памятника подкупольному пространству соответствует колоннада ионического ордера с тщательно прорисованными элементами, несущая антаблемент и образующая в плане квадрат. На места сопряжения антаблемента с внутренними стенами опираются подпружные арки, несущие купол.
Двухъярусная колокольня, первоначально имевшая выраженное ампирное завершение, связана с церковью прямоугольным крытым переходом- галереей. В нижнем ярусе колокольни размещался вход в церковь.
с.Стольное