Монастырь находится на правом берегу р.Остер между Козельцом и с.Данивкой на небольшом возвышении. Благодаря изысканному силуэту собора с тремя барочными куполами монастырский комплекс доминирует в панорамах долины р.Остер на многие километры.
Каменный собор с колокольней расположены в историческом центре города Козелец, на главной улице вблизи центральной площади. Оба сооружения являются главными градостроительными доминантами, царящие в застройке и окружающем ландшафте. Сейчас непосредственным окружением этих памятников является городской парк, в котором расположен дом полковой канцелярии. Неподалеку стоит Николаевская церковь.
Пятикупольный собор построен в 1752 - 1763 гг. по проекту и под наблюдением архитектора А.Квасова с участием киевского архитектора И.Григоровича-Барского, который декорировал фасады и интерьер, по заказу графини Натальи Демьяновны Разумовской, матери братьев Алексея и Кирилла Разумовских. Строительство велось на средства семьи Разумовских под контролем гетмана К.Розумовского. Колокольня построена в 1766-1770 гг. по проекту А.Квасова архитектором С.Кариным, тоже на средства Разумовских.
Собор претерпел некоторые изменения и перестройки: в конце XVIII в. открытые веранды перед тремя порталами надстроен и превращен в аркадные ротонды, покрытые палаточными крышами пластических форм. В XIX в. изменены формы бань. Двухъярусная барочное венчания колокольни после пожара 1848 заменено сферическим куполом со шпилем.
В интерьере царит большой (на всю ширину собора) четырехъярусный иконостас в стиле рококо, выполненный по проекту архитектора В.Растрелли. Все детали вырезаны из липового дерева, основной фон был темно-синий, на нем выделялся позолоченный резной орнамент. Иконы выполнялись местными мастерами под руководством известного художника, придворного художника К. Разумовского Г.Стеценко (1710-1781 гг.).
Колокольня стоит отдельно от собора в пределах его ограждения, раньше была надвратной. Она четырехъярусная, с глубоким подвалом. Имеет общую высоту до креста 50 м. Решена в стилевых формах барокко. В плане - квадрат с вогнутыми гранями и срезанными углами. Архитектура ордерная: нижний этаж украшен рустом, верхние - краеугольными пучками колонн вдоль арочных проемов колокола: тосканского ордера - на втором ярусе, ионического - на третьем, коринфского - на четвертом.
Козелецкая колокольня принадлежит к небольшой типологической группы так называемых больших колоколен Левобережья, которые были возведены в 1770-х гг. и объединяют два основных типа колоколен, известных в XVIII в. в Украине - ордерных (тип Большой лаврской колокольни в Киеве) и ярусных Четвериков. До этого редкого типа относятся, кроме колокольни собора Рождества Богородицы в Козельце, еще колокольни черниговского Троицкого и переяславского вознесенского монастырей.
Оба сооружения подверглись разрушениям во время второй мировой войны. Собор реставрирован в 1946 г. и в течение 1961 -1982 гг., Колокольня - в 1961-1970 гг. Реставрация соборного иконостаса проводилась в течение 1980-1990-х гг. Часть икон утрачена. Сейчас собор и колокольня являются памятниками архитектуры национального значения.
Построена в 1866–1874 гг. Возведена из кирпича, пятикупольная, четыре боковых купола декоративные, крестовая в плане, с ризалитами на южном и северном фасадах и двумя апсидами по оси восток–запад. Гладкие оштукатуренные стены увенчаны профилированным карнизом. Вытянутые по вертикали оконные и дверные проемы с полуциркульными перемычками обрамлены плоскими наличниками. Интерьер имеет ярко выраженное крестово-купольное пространственное решение. Центральная глава с восемью световыми проемами в восьмигранном барабане увенчана декоративной главкой. Внутренние углы восьмерика барабана в интерьере скруглены.
Барабан центральной главы опирается на подпружные арки, перекрыт куполом. На парусах – живопись на металлических листах, в простенках барабана также масляная живопись.
Своды над всеми частями памятника кирпичные, над восточной и западной ветвями – полуциркульный – сочетается с сомкнутым сводом, над северной и южной – полуциркульные, над угловыми камерами – сомкнутые своды, главы камер – квадратные в плане со срезанными углами – воспринимаются как верхний ярус угловых башен.
Реставрационные работы, начатые в 1975 г., предусматривают полное восстановление памятника в первоначальных формах. Реставрация завершается.
Памятник представляет редкий пример своеобразной трактовки традиционного для Левобережья Украины XVII–XVIII вв. крестового пятикупольного храма в период «историзма».
В настоящее время в церкви находится Музей истории ткачества Черниговщины.
Каменная крещатая однокупольное церковь стоит в историческом центре города Козелец на берегу р.Остер неподалеку от собора Рождества Богородицы. Местоположение храма фиксирует южную границу Козелецкой крепости XVII-XVIII вв. Благодаря расположению над поймой и высоком ярусном верху храм является важной градостроительной доминантой.
Построена в 1781-1784 гг. вместо деревянной церкви по заказу и на средства священника Кирилла Тарах-Тарловского по прозвищу Дикий Поп, который, по преданию, обвенчал в Козельце российскую императрицу Елизавету Петровну с Алексеем Разумовским.
Несмотря на ремонты, в частности в 1811 г., памятник хорошо сохранила свои первоначальные архитектурные формы в стилистике позднего барокко за исключением бани, завершение которой в 1811 г. было заменено сферическим куполом. В течение 1981 - 1989 гг. проведены реставрационные работы, при которых восстановлено утраченное завершение бани.
В интерьере единство внутреннего пространства достигнуто с помощью высоких арок, которые объединяют все пространственные участки и подчиняют их высокому, щедро освещенному куполу. Западная и восточная основа перекрыты цилиндрическими сводами, южная и северная - неполными сомкнутыми, дъяконник и жертвенник - сложными конховыми сводами, переходящими в цилиндрические, апсида и контрапсида - конхами.
Николаевская церковь в Козельце - типологически уникальный, высокохудожественный памятник завершающей стадии развития стиля барокко в архитектуре Украины.
Юрьева божница (Михайловская церковь) - памятник древнерусского зодчества XI в., Расположена при въезде в город с юга на высоком холме. "Юрьевой" она была названа в честь своего благоукрасителя Юрия Долгорукого, именно он украсил свою придворную церковь фресками подобными фрескам Софии Киевской.
Храм был построен как церковь княжеского замка по указу Владимира Мономаха в 1098 году, а в XII веке по желанию Юрия Долгорукого его украсили фресковой росписью. Свое название «Юрьева божница» церковь получила по имени князя Юрия Долгорукого, которому в свое время принадлежал Остер.
Остерская Михайловская церковь в ходе истории неоднократно подвергалась разрушениям. Сначала, в 1152 году она пострадала от рук князя Изяслава Мстиславича, который сжег город. Была восстановлена сыном Юрия Долгорукого Всеволодом Юрьевичем в 1195 году. Следующий раз Юрьева божница была разрушена во время набега татаро-монголов в 1240 году.
Служба в церкви не проводилась вплоть до 17 века. В 1695 году церковь вновь восстановили и даже устроили дополнительный алтарь во имя Святой Троицы на хорах. В 1753 году во время грозы в храм ударила молния, в результате чего сгорел деревянный верх, к тому же кладка начала разрушаться в результате сдвига холма к реке. В конце XVIII-начале XIX в. большая часть объема здания была разобрана в связи с аварийным состоянием, сохранилась лишь алтарная часть (апсида и часть юго-восточной стены).
Реставрационные работы по проекту архитектора П. П. Покрышкина были проведены только в 1907 году по проекту архитектора П. П. Покрышкина. В 1924 и 1950 гг были проведены работы по консервации. В 1977-80 гг инициировали консервацию останков и реставрацию фресковой росписи XII в., Остатки которой сохранились в интерьере апсиды. (Художник В. И. Бабюк). Копия фрески «Евхаристия» хранится в Софийском заповеднике
г. Остер
Известие о закладке деревянной Воскресенской церкви датируется 1790 г. Каменный храм был построен в 1845 году за счет братьев-купцов Ильи и Павла Цилюриков. В церкви даже есть два дополнительных алтаря: Ильи, а также Петра и Павла. Один из основателей храма похоронен у стен Воскресенской церкви.
Основой храма является распространенный в то время однобанный тип крестообразного строения в стиле позднего классицизма. Для него характерен вытянутый зал и пристроенная колокольня. Большой полусферический купол лежит на высоком барабане, украшением храма являются четырехколонные портики с южной и северной стороны здания. Трехъярусная колокольня была возведена несколько позже храма и имеет выраженные барокковые черты.
Иконостас был устроен купцами в 1857 году. В конце 80-х годов прошлого века в храме проводились исследования, в ходе которых здесь были обнаружены десятки икон, которые считаются памятниками искусства. Среди них образ св. Варвары (авторы Василий Левченко и его супруга Анастасия), святителя Николая, архангела Михаила, а так же иконы в иконостасе.
г. Остер
Каменная однокупольное церковь тетраконхового типа стоит в равнинной местности на невысоком холме в центре села и является его главной архитектурной доминантой. Хорошо просматривается с автомобильной трассы Киев-Чернигов.
Построена по заказу и на средства графа Алексея Разумовского над могилой своего отца - казака Григория Розума по проекту архитектора А.Квасова. Строительство началось в 1755 г., Освящен храм в 1760 г. В 1865 г. по проекту черниговского архитектора А.Куцевича пристроен западный притвор с колокольней, при этом разобрана западная конха. В храме в 1760 г. был установлен четырехъярусный иконостас в стиле рококо. В нем были иконы, выполненные художником А.Воскобойниковым (иконостас не сохранился). В 1913 - 1914 гг. по приглашению потомка основателя князя А.Розумовского над реставрацией иконостаса и живописи в интерьере работали выдающиеся украинские художники Михаил Бойчук, его жена София Налепинская-Бойчук и Тимофей брат Бойчука. Реставрация не была завершена из-за начала первой мировой войны. В 1974-1982 гг. памятник отреставрирован (архитекторы И.Иваненко, Н.Селиванова, В.Трегубов).
Трехсвятительская церковь в Лемешах является самым первым и самым выдающимся представителем храмов тетраконхового типа в Украине. В стилистическом отношении знаменует переход от барокко к классицизму.
с.Лемеши.
Построены в 1782–1796 гг. Памятник сохранился в первоначальных объемах. Церковь выполнена в формах зрелого классицизма, из кирпича, крестообразная в плане, с закругленной алтарной частью и угловыми камерами по высоте, равными основному объему, благодаря чему по внешнему абрису представляется кубической с небольшими ризалитами по центру каждого фасада, отвечающими ветвям крестового плана. Каждый ризалит обработан монументальным, усложненной формы портиком с фронтоном на четырех спаренных невысоких колоннах дорического ордера, поддерживающих арку с завершающим стену треугольным фронтоном. К западному порталу ведет широкая лестница. Сооружение одноглавое, завершается куполом на цилиндрическом барабане, угловые помещения – декоративными главками, выполненными из металла. В северной и южной угловых камерах устроены деревянные лестницы, ведущие на хоры.
Стены рустованы (угловые объемы), декорированы нишами различной конфигурации, оконные проемы обрамлены гладкими наличниками с замками. Сохранились в окнах металлические решетки.
Ведущая роль в интерьере отведена хорошо освещенному подкупольному пространству. Подпружные арки, опирающиеся на четыре пилона и паруса, несут световой барабан, перекрытый купольным сводом. Подбарабанное кольцо имеет масляную роспись, близкую по характеру иллюзорной живописи, распространенной на рубеже XIX в.
Памятник представляет интерес как прекрасный пример архитектуры классицизма конца XVIII в., профессионально решенной в хороших пропорциях и гармоничном сочетании элементов.
с. Петровское