Монастырь находится на правом берегу р.Остер между Козельцом и с.Данивкой на небольшом возвышении. Благодаря изысканному силуэту собора с тремя барочными куполами монастырский комплекс доминирует в панорамах долины р.Остер на многие километры.
Основан монастырь в 1654 г. согласно универсалу гетмана Богдана Хмельницкого. Сначала все постройки были деревянными. В 1708 г. сюда из Почаевского монастыря на Волыни перебрались монахи во главе с игуменом. Монастырю способствовал гетман Иван Скоропадский, который предоставил ему в 1713 г. грамоту на владение мельницей.
Контракт с мастером на строительство каменного монастырского собора св.Георгия был заключен 4 апреля 1741 В контракте было указано требование построить храм по плану и с фасадом Вознесенского собора Фроловского монастыря в Киеве, построенного в 1722-1732 гг. Российская императрица Елизавета Петровна пожертвовала на устройство собора 2000 рублей. Однако строительство велось очень медленно, поэтому в 1754 собор стоял еще без крыши, а в 1756 г. он пострадал от пожара. Средства на достройку храма и устройства иконостаса предоставил полковник Киевского казацкого полка Ефим Дараган, чья усадьба находилась неподалеку в Покорщине. После завершения отделочных работ собор освятили в 1770 г., об этом гласила надпись на западном портале (не сохранилась).
Комплекс монастырских сооружений пережил разрушения во время второй мировой войны. В 1952 г. и в 1970-х гг. было проведены консервационные работы. В послевоенные временна до конца советской власти в монастырских сооружениях находился дом инвалидов. Деятельность монастыря была восстановлена в 1995 г.
Сейчас в состав монастырского комплекса входят каменные сооружения Георгиевского собора, корпуса с Троицкой теплой церковью 1811 г., корпуса братских келий 1832 и 1873 гг. Территория окружена стеной высотой около 3 м с воротами (1811 г.). К юго-западу от собора стояла колокольня изысканных барочных форм (не сохранилась).
Георгиевский собор - крестовокупольный, трехапсидный, трехбанный, на подвале, с тремя низкими прямоугольными в плане притворами перед входами. Занимает самую высокую точку холма. Собор представляет редкий тип церковного здания эпохи Гетманщины. Его объемно-пространственная структура повторяет устройство каменных крестовокупольных храмов эпохи Киевской Руси. Четыре пилона делят внутреннее кубическое пространство здания на три продольные нефы. Особенность Георгиевского собора в том, что средняя нава в три раза шире боковых, а три купола поставлены над средней навой в ряд вдоль оси запад-восток, как делалось в украинских традиционных деревянных трехъярусная храмах. Собор имеет развитые хоры, лестница на которые устроены в толще южной стены. Центральная апсида граненая снаружи и цилиндрическая внутри. Арки имеют стрельчатые очертания.
Внешне объемы собора выглядят монолитными. Окна окаймлены профилированными наличниками. На простой глади побеленных стен эффектно воспринимается изящная барочная декоративное лепка, которая применена локально: она украшала порталы подбанниках и включала растительные элемнеты, аллегорические фигуры, военную арматуру, гербы и тому подобное. Этот декор значительной степенью утрачен в течение второй половины XX в. В интерьере собора декор и росписи не сохранились. Три купола имеют цилиндрические световые подбанники и двухъярусные верха характерных барочных очертаний с воротником, перехватами и куполами на глухих фонариках.
Такой тип церковного здания является контаминацией двух устоявшихся планово-пространственных типов: крестовокупольного и тридольного трехъярусного. В Украине сохранилось лишь три образца сооружений этого типа: Фроловский собор в Киеве, собор Сошествия Святого Духа в Ромнах и Преображенская церковь в Нежине.
Теплая Троицкая церковь с трапезной и кельями (1811 г.) - двухэтажный, прямоугольный в плане удлиненный корпус, поставленный на юг от собора параллельно ему. Первоначально здание было одноэтажным. В нем содержались теплая церковь, трапезная палата для монастырской братии, кухня и пекарня. Эти помещения были очень тесными, поэтому в 1854 г. по инициативе игумена Феодосия был надстроен второй этаж. После надстройки на втором этаже разместились Троицкая теплая церковь и покои настоятеля, а в нижнем - трапезная палата и кельи.
Северный и южный фасады имеют по два ризалита. С востока выступает полукруглая апсида церкви, увенчанная глухим сферическим куполом с фонариком. С западной стороны – цилиндрическая башня, увенчанная таким же куполом. Это придает симметрию зданию, асимметричному по своей функциональной структуре. Декор очень лаконичен, в стилистике классицизма: прямоугольные окна без наличников, фасады членит на два этажа горизонтальная тяга, завершены стены простым карнизом. Крыша Вальмовая. Ризалиты и оси симметрии продольных фасадов акцентированы треугольными фронтонами.
Братский корпус (1873 г.) - прямоугольное в плане, очень длинное двухэтажное здание под вальмовой крышей, коридорной планировки. Она замыкает с запада монастырский двор. Декор на фасадах отсутствует.
Забор, ограждающий территорию монастыря, разделен широкими пилястрами, завершен карнизом под двускатной крышей. Хорошо сохранилась типично классицистические ворота (1811 г.). Арка проезда фланкирована двумя пилястрами тосканского ордера с антаблементом и треугольным фронтоном.
Козелецкий Георгиевский монастырь - уникальный комплекс памятников, где органично слились черты украинской архитектуры двух стилевых эпох: барокко и классицизма. Собор является памятником архитектуры национального значения. Другие монастырские сооружения являются памятниками архитектуры местного значения.