Заповедник представляет собой объединение разнопрофильных музеев, а также ряд историко-культурных памятников как национального, так и местного значения, целью деятельности которого является изучение и популяризация объектов исторического наследия и природных памятников Корсунщини, обеспечения их сохранности и рационального использования. Значительный культурно-просветительной ячейка, а также туристический объект Черкасской области.
Построена в 80-е годы XVIII в. Представляет собой усадебно-парковый комплекс, раскинувшийся на площади 97 га. Парк основан в 80-е годы XVIII в., одновременно со строительством дворца. В 1783 г. архит. Я. Мюнтц построил на одном из островов на р. Рось обширный деревянный дом, заложил парк с оранжереями, виноградниками и плантацией шелковицы. В 1787 г. на другом острове по проекту архит. Линдсея был построен дворец в формах неоготики на месте замка XVI в. С этого времени начинается интенсивное строительство парка, въездных ворот, флигелей, конюшен, грота, мостов, служебных построек. Парк создан на базе старых древесных насаждений, среди которых преобладали местные породы: дуб, липа, клен, вяз, граб и др. Встречается также сосна крымская, единичные экземпляры софоры, единственное старое дерево гинкго, удачно посаженное на площадке у дворца, группа вековых деревьев сосны Веймутова и другие – вместе с декоративными кустарниками около 70 видов.
Это – один из значительных ландшафтных парков Украины в стиле романтизма, в композиционном решении которого использованы естественные особенности широкого тальвега р. Рось.
      Дворец, 1787 г. Построен по проекту архит. Линдсея в стиле романтизма. Кирпичный, двухэтажный, прямоугольный в плане в уровне первого этажа, Н-образный в уровне второго, с граненым пятистенным тамбуром у главного входа. Над углами здания – килевидные кокошники, из которых вырастают восьмигранные башенки-бельведеры. Открытые террасы по обеим сторонам главного входа в уровне первого и второго этажей придают главному фасаду парадность. В основу композиции положена планово-пространственная и конструктивная структура раннего классицизма, элементы же византийской и готической архитектуры использованы лишь для оформления здания в духе романтизма. Фасады симметрично расчленены горизонтальными карнизами и тягами, оконные проемы с килевидными и полуциркульными перемычками обрамлены наличниками и объединены подоконными валиками. Оконные заполнения имитируют витражи. Тимпаны кокошников декорированы арочными фризами в виде лепных розеток, килевидные архивольты с гирьками венчают оконные проемы первого этажа. Башни увенчаны декоративными мерлонами, дымовые трубы с зубчатым завершением декорированы аркатурным фризом. Башни соединены между собой открытыми переходами, идущими по конькам двускатных крыш. Ажурные металлические романики этих узких галерей перекликаются с ограждением террас главного фасада. Внутренняя планировка помещений анфиладная по периметру центрально расположенного зала, по обеим сторонам которого устроены хоры для музыкантов. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений архитектуры романтизма, в которых переплелись традиции византийской гражданской и культовой архитектуры с элементами неоготики.
В настоящее время во дворце размещается музей «Корсунь-Шевченковская битва».
      Въездные ворота, 80-е годы XVIII в. Построены по проекту архит. Линдсея в формах французской средневековой оборонной архитектуры. Сооружение кирпичное, прямоугольное в плане, со сквозным проездом, фланкированным по главному фасаду круглыми в плане башнями, а по тыльному фасаду – пилонами. В оформлении сооружения использованы элементы архитектуры неоготики. Первый ярус между башнями декорирован квадровым рустом. Стены второго яруса, башни, используемые для хозяйственных нужд, и боковые фасады – гладкие с узкими оконными проемами и нишами со стрельчатыми перемычками. Стены завершены декоративным стрельчатым аркатурным фризом, увенчаны мерлонами, башни – мерлонами с ложными машикулями. Свод сквозного проезда имеет стрельчатую форму с невысокой стрелой подъема. Арка ворот с обеих сторон оформлена профилированным архивольтом с декоративными гирьками. С обеих сторон к воротам примыкают длинные одноэтажные корпуса, имевшие различное хозяйственное назначение.
Сооружение относится к немногочисленной группе памятников архитектуры романтизма, художественный образ которых создан на основе архитектурных мотивов средневековья.
      Флигель, 1786 г. Построен в стиле раннего классицизма. Кирпичное сооружение в 1830-х годах надстроено деревянным- этажом и соединено крытой галереей с дворцом (галерея не сохранилась). В плане прямоугольный, с тремя симметрично расположенными ризалитами по главному (северно-западному) фасаду, трехэтажный. Четвертый ризалит, нарушивший симметричную композицию здания, появился, очевидно, в 1830-х годах. Флигель оштукатурен. Стены нижних этажей гладкие, с прямоугольными оконными проемами, увенчаны скромным профилированным карнизом, входной проем оформлен рустом. Центральный ризалит верхнего этажа акцентирован деревянными полуколоннами, стены прорезаны окнами со стрельчатыми перемычками, завершены карнизом, достроенный ризалит отмечен неоготическимарочным фризом. Планировка коридорная с двусторонним расположением помещений. Памятник – оригинальное произведение усадебной архитектуры, в котором наглядно соединены стилевые черты классицизма и романтизма.
Вместе с корпусами, примыкающими к въездным воротам, флигель образует хозяйственный авандвор усадьбы. В здании размещена картинная галерея.
Швейцарский домик, 1783 г. Построен по проекту архит. Я. Мюнтца. Деревянный, прямоугольный в плане, двухэтажный с галереями, окружающими здание с трех сторон. Главный и тыльный фасады отмечены двумя ярусами галерей (верхняя – в пределах мансарды). Крупные прямоугольные оконные проемы расположены асимметрично, в соответствии с функциональным расположением групп помещений. Высокая двускатная крыша с большими свесами со всех сторон хорошо защищает деревянное сооружение от атмосферных влияний.
Памятник интересен как уникальное парковое сооружение архитектуры романтизма, составляющее неотъемлемую часть окружающего ландшафта каменистого острова, густо заросшего растительностью, связанного с остальной усадьбой подвесным мостом на двух гранитных скалах, переброшенным через р. Рось.
ул. Остров Коцюбинского, 4
Построена в 1738 г. Капитально перестроена в начале XIX в. (достроены приделы и притвор с колокольней). В XX в. к алтарю пристроено кирпичное помещение, а к колокольне – тамбур.
К центральному восьмигранному срубу с запада и востока примыкают меньшие восьмигранные срубы, с севера и юга – прямоугольные. Основные срубы одной высоты, перекрыты восьмигранными в основании верхами с одним заломом на восьмериках, завершены вытянутыми главками. Главные фасады приделов отмечены портиками с тонкими деревянными стойками, увенчанными треугольными фронтонами. С запада к сооружению примыкает прямоугольная в плане, трехъярусная колокольня типа два восьмерика на четверике с шатровым верхом, окруженным кокошниками. Карнизы сооружения декорированы резьбой типа жгут. В интерьере пространство всех верхов высотно раскрыто. Стены срубов, имеющие заметный наклон внутрь, иллюзорно увеличивают высоту внутреннего пространства. В основу центрального верха положен восьмерик, вытянутый по оси север-юг. Связи декорированы фигурной порезкой. Благодаря компактной компоновке масс, точно найденным пропорциям, выразительным деталям памятник относится к оригинальным произведениям народной архитектуры среднего Поднепровья первой половины XVIII в.
с. Кирово