Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 г. с включением в его стены остатков старой Василианской церкви, сооруженной в 1771 г. Строительство собора и колокольни, начавшееся в 1851 г., было почти закончено в 1853 г. Однако, вследствие ошибок в расчетах и недостаточной прочности местного нестандартного кирпича, в 1853 г. колокольня упала и разрушила собор. В 1864 г. руины были разобраны и составлен проект нового кафедрального собора акад. архитектуры К. К. Рохау, дополнен и закончен проф. архитектуры Е. Жибером и архит. В. Г. Шаламовым. Памятник сооружен на новом месте без учета старого сооружения.
Высота собора 53 метров. На колокольне был установлен главный колокол весом 500 пудов.
В связи со сложностью работ в строительстве собора принимали участие рабочие, строившие в 1818-1858 годах Исаакиевский собор в Петербурге.
Кирпичный, в русско-византийском стиле, крестовый в плане, трехнефный, пятиглавый (с шатровым завершением), с четырехъярусной колокольней, примыкающей к западному фасаду.
В художественном оформлении интерьеров собора была заложена идея показа минеральных богатств Волыни, использованы граниты и лабрадориты Житомирщины. В интерьере памятника - настенный масляная живопись XIX в.
Иконы собора написано русским академиком Михаилом Васильевым.
Собор построен в 1856 году на средства житомирского купца Михаила Хаботина (1861).
По замыслу Хаботина, новый собор не должен был подчиняться как местной духовной, так и светской власти. Меценат 16 лет добивался своего, пока городские власти не разрешили купить ему участок на перекрестке улиц Киевской и Пилипоновськои.
Собственно строительство сооружения довершила финансовые неурядицы основателя. Ведь общие затраты на храм составили огромную сумму - около 37 000 рублей. Это почти вдвое превышало годовой бюджет Житомира. Но, несмотря ни на что, благодетель осуществил свой замысел, и у1856 году Свято-Михайловский собор был освящен.
После смерти благодетеля, его похоронили под алтарной частью церкви. В советские годы его останки по-варварски выкопали, после чего их судьба неизвестна.
Именно в Свято-Михайловском соборе был крещен Святослав Рихтер.
После Октябрьской революции и до 1927 года церковь действовала как храм украинской автокефальной православной общины. Под предлогом ремонта храм закрыли, после этого здание церкви долгое время использовалась не по назначению. Здесь располагался склад, а обещанный ремонт так и не начался. В годы Второй мировой войны храм вернули верующим, он оставался действующим до 1960 года. Тогда были снесены малые купола храма и разрушена колокольня. Собор был частично переделан под служебные помещения. Долгое время здесь находился областное общество «Знание», а впоследствии - театр кукол. В подвале располагался склад.
21 ноября 1991 помещение храма было возвращено религиозной общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, начались службы. Настоятелем был назначен протоиерей Богдан Бойко. После варварских разрушений храм пришлось возрождать снова. Реконструкция продолжается до сих пор.
С периода основания храма на стенах собора уцелели два фрагмента иконописи, сделанной еще в XIX веке.
Первоначально построен в 1724 г. Из дерева на месте более раннего, а в 1737 году епископ С. Ожига инициировал строительство на Замковой площади величественной культового сооружения - кафедрального католического собора Святой Софии. Через двадцать лет строительные работы завершились, и жители города смогли любоваться прекрасным собором, который стал удачным дуэтом позднего ренессанса и барокко.
Фасад костела делится на два яруса, а изящные башни, обработанные рустами, венчают его крышу. С северо-восточной стороны располагается двадцати шестиметровая колокольня. Толщина соборных стен из кирпича достигает двух метров. На одном из пилонов здания находится барельеф, созданный композитором и пианистом Ю. Заребским. Совершенство вида собора придают тосканские и ионические ордера.
В XIX веке костел реконструировали, приблизив его архитектурный стиль к классицизму. Но внутренняя отделка была оставлена без изменений, поскольку настенная роспись и лепнина являются уникальными. Сегодня житомирский костел - памятник архитектуры, притягивающий взгляды прохожих. Но он, в то же время, есть действующим. Здесь проводят торжественные службы в дни религиозных католических праздников.
Костел – кирпичная, трехнефная, шестистолпная базилика с двумя башнями на фасаде. В оформлении сооружения применены тосканский и ионический ордера, а также обработка второго яруса главного фасада и башен рустом. Главный неф перекрыт полуциркульными сводами, боковые – крестовыми. В интерьере памятника сохранились настенная живопись, лепнина.
Колокольня расположена на северо-восток от костела. Кирпичная, квадратная в плане трехъярусная, завершена фонарем, увенчанным шпилем.
г Житомир, ул. Кафедральная, 12.
Построена в 1841 году, в 1865 году рядом с церковью построена колокольня.
Выполнена из красного кирпича, крестовая в плане, однокупольная, в стиле позднего классицизма. Северный фасад акцентирован мощным четырехколонным портиком тосканского ордера. Стены фасадов расчленены пилястрами. В интерьере памятника – настенная живопись XX в.
Колокольня кирпичная, трехъярусная, увенчанная куполом. Расположена на запад от памятника. Построена в стиле позднего классицизма.
с. Кодня
Построены в 1805 г.
Костел в стиле позднего барокко представляет собой кирпичную, трехнефную базилику с низкими боковыми нефами. Главный фасад, расчерченный горизонтальным рустом, решен в дорическом ордере. Фасад фланкирован спаренными пилястрами, опирающимися на цоколь и несущими дорический антаблемент, и завершен треугольным фронтоном с декоративными вазами по углам. Симметричная композиция главного фасада усилена мощными приземистыми обелисками, закрепленными на углах боковых нефов. Центральный неф освещен большими прямоугольными окнами, боковые нефы – полуциркульными. Перекрытия главного нефа – полуциркульные своды с распалубками, боковых нефов – крестовые своды. Интерьер выполнен в ионическом ордере.
Памятник является последним, построенным в стиле барочной архитектуры на Украине. Колокольня расположена на северо-запад от памятника. Кирпичная, квадратная в плане, двухъярусная с шатровым завершением.
с. Лещин
Расположены на краю обрывистого скального мыса излучины р. Тетерев.
Монастырь основан в XV в. житомирским князем Владимиром. В 1613 г. отстроен в дереве. Занимал по значимости второе место после Почаевского монастыря. С 1839 г. в монастыре начинается строительство кирпичных церквей (вместо прежних деревянных), в том числе Преображенской.
Памятник построен в упрощенных русско-византийских архитектурных формах «тоновского» направления.
Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объема), с колокольней над притвором, завершенной шатром.
Корпус келий построен (а по другим сведениям – капитально перестроен) И. Шнейдером. Корпус кирпичный, расположен на косогоре (с юга – двухэтажный, с севера – одноэтажный), Г-обраэный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой. Перекрытия – полуциркульные своды с распалубками и плоские.
В 1883 при обители открылась церковно-приходская школа. В 1930-х годах монастырь закрыли. Церковь использовали как склад, а братский корпус - как школу. При немецкой оккупации монастырь действовал как приход. По окончании войны в корпусе снова разместили школу. В 1990 корпус вернули церкви. 1993 приход был преобразован в монастырь.
с. Тригорье