Никольский собор располагается в центре Бердичева. Храмовый каменный ансамбль, состоит из собора, трехъярусной колокольни. Все постройки выполнены в византийском стиле, поэтому гармонично друг друга дополняют. Внутреннее храмовое убранство поражает богатством. Здесь можно увидеть четырехъярусный иконостас, иконы, настенную роспись, изображающую сюжеты из Библии, церковные атрибуты.
Собор сооружен на месте деревянной церкви Св. Николая, которая была построена в 1748 г. усилиями владелицы города Варвары Завиш, жены Николая Радзивила. Долгое время Николаевский храм был греко-католическим и усыпальницей княжеского рода Радзивилов.
6 декабря 1751 года деревянный храм, возведенный из дубового сруба, был освящен.
Нынешний Никольский собор построили в 1908 году. С 1921 по 1937 г. в церкви служили обновленцы. В 1938 году храм закрыли по распоряжению властей, а все имущество разграбили или уничтожили. Таинственным образом исчезла и главная святыня храма – икона святителя Николая.
Богослужение в Никольской церкви возобновилось в 1942 году, а в 1996 году бердичевский Свято-Никольский храм получил статус собора. В 2013 году было принято решение о золочении соборных куполов мастерами из Киево-Печерской Лавры.
ул. Европейская, 7.
Януш Тишкевич, воевода и генеральный староста киевского края, основал монастырь кармелитов босых, как обет за освобождение из татарского плена. Генеральный Совет в Риме 5 декабря 1628 приняла и утвердила это основание, определяя его как миссионерскую семинарию католической Церкви. После согласованию всех условий и получение необходимых разрешений Януш Тишкевич 19 июля 1630 сделал запись в Люблинском Трибунале, согласно которому свой замок и земельный участок в Бердичеве он отдал под костел и монастырь кармелитов босых. На содержание монастыря и его монахов он отписал также село Скрагливку и прибыль от своих имений в сумме 1800 злотых ежегодно. Основание утвердил Богуслав Бокса Радошевский, латинский епископ Киевский, в Чуднове, 10 ноября в 1630 году.
2 марта 1634 латинский епископ Киевский Андрей Шолдрський освятил краеугольный камень под строительство нижнего костела во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Св. Михаила Архангела, Св. Иоанна Крестителя и Св. Иоанна Евангелиста. Строительство длилось восемь лет. Торжественное открытие монастыря и освящение нижнего костела состоялось 22 июля 1642. На этом торжестве основатель составил жертвенный дар для нового костела - икону Пресвятой Девы Марии, издавна известную в семье Тишкевичей своей благодатью.
В 1648 году, в связи с кровавой революцией в Украине, кармелиты, оставляя Бердичев, вывезли во Львов образ Матери Божьей. В течение 73 лет икона находилась в монастыре сестер кармелиток босых, вплоть до года 1721.
В 1663 монахи вернулись в Бердичев. Когда они отстроили уничтоженный монастырь, в 1684 они были изгнаны силой наследниками Януша Тишкевича. И только декретом 1717 Люблинского Трибунала было приказано владельцам Бердичева отдать монахам отобранную собственность и возместить нанесенный ущерб. В тот же период времени кармелиты опять отстроили монастырь и вернули в Бердичев чудотворный образ Матери Божьей. Восстановлением монастыря руководил архитектор Григорий Тарновский.
Генеральный план: 1 – костел ; 2 – кельи ; 3 – колокольня ; 4 – привратный корпус ; 5 – флигель ; 6 – стены. |
В XVIII и XIX веках Бердичевский монастырь стал центром не только религиозной жизни и культа Марии в Украине, но также и центром культуры и благотворительности. Используя свою типографию и школы, он получил большие заслуги в процессе распространения образования.
Монастырская деятельность не нравилась России. В 1866 царским правительством монастырь был упразднен. Помещение использовались различными правительственными учреждениями. В 1917 отцы-иезуиты приняли монастырь и костел в Бердичеве в пользование, выполнив необходимые ремонтные работы.
16 июня 1918 кармелиты босые снова вернули право собственности на свой монастырь. Они руководили приходом и были охранниками санктуарию до 1926 г., С конца 60-х годов 20-го века судьбой комплекса сооружений монастыря кармелитов стала заниматься государство и общественные организации. В течение 1970-1980 гг. Административная власть Бердичева под надзором реставраторов памятников архитектуры из Киева обеспечила сохранность костела с помощью восстановления сводов, заключения нового крышной кровли из оцинкованного железа на храме и его куполе. Отстроены сожженные кельи, в которых размещались средние школы - музыкальная и художественная, которые до сих пор занимают и используют монастырские помещения в педагогических и учебных целях.
В 1992г. Постройки костела были переданы в аренду католической общине, которая начала восстановление за свой счет. На 1997 год были отреставрированы и стали использоваться корпус келий, башня и нижний храм костела. Реставрирован также дом настоятеля и фасады верхнего костела и его восточная башня.
В 1998 году в костеле создан Санктуарий Божьей Матери Бердичевской, которая была освящена и коронована Папой Римским Иоанном Павлом II.
ул. Косогорская, 17
Бердичевский костел святой Варвары свободно расположен на усадебной участке с отступом от линии застройки. По оси здания со стороны главного входа отдельно стояла двухъярусная колокольня (до сих пор не сохранилась).
В 1756 году на месте нынешнего костела была построена деревянная восьмигранная часовня в честь коронации иконы Матери Божьей Бердичевской.
Бердичевский приходской костел Святой Варвары была основана в 1759 году Варварой Радзивилл. Именно этот фактор, то есть финансовая поддержка от самого основания прихода постоянными ее прихожанами и опекунами князей Радзивиллов обусловила тот факт, что вплоть до 20-х годов ХХ века Бердичевский приход св. Варвары оставался одним из самых богатых в Луцько-Житомирской диоцезии.
В 1824-1825 годах, находясь при дворе князей Радзивиллов, юный Фредерик Шопен в костеле играл и учился игре на струнных инструментах у профессора Живного. Костел также известен тем, что 14 марта 1850 в 7:00 утра в нем поженились известный французский писатель-классик Оноре де Бальзак и местная шляхтянка Эвелина Ганская. Обряд совершал прелат Олицкой коллегиаты Виктор Ожаровский. В 1858 году в храме был крещен известный писатель-маринист Джозеф Конрад Коженевский.
С приходом советской власти в 1922 году все ценности из храма были конфискованы и национализированы. Еще через 15 лет (1937) в период религиозных гонений костел был заперт.
Во время Второй мировой войны и непродолжительное время после нее - с 1941 по 1947 годы - костел действовал. С 1950 года костел снова был закрыт.
В советское послевоенное время костел сначала приспособили под складское помещение, а затем помещения культового сооружения использовали приспособили под спортивную школу. использовался как детская спортивная школа.
В 1966 году в память о венчании в костеле писателя Оноре де Бальзака и Эвелины Ганской на стене костела была установлена мемориальная доска.
В 1969 году главный вход в костел был замурован, орган, хоры, алтарь и отдельные архитектурные украшения - уничтожили. В алтаре сделали входные двери, построили железобетонное перекрытие центрального нефа костела на два этажа - для атлетического и гимнастического залов. Колокольню и сигнатуру над храмом тогда же разобрали.
11 января 1991 изуродованная христианская святыня вновь была возвращена верующим, но они туда не входили еще долго, ожидая также и на возвращение монастыря Босых кармелитов.
Костел - кирпичный, оштукатуренный, выбеленный, является трехнефной, сводчатой, четырехстолпного базиликой в стиле барокко, с прямоугольной апсидой, фланкованой помещениями сакристии и скарбця, с винтовой лестницей в толще западной стены на музыкальные хоры (не сохранились).
Главный западный фасад, отражая базиликальной структуру, составляет трехчастную композицию. Фасадный торец решен в форме приставного пилястровым портика дорического ордера на пьедестале, увенчанного треугольным фронтоном.
Ранее по центральной оси располагались полуциркульная плоская ниша, в которой уместились прямоугольный дверной проем главного входа, над ним - балкон с арочными дверями с хоров, соединенные арочным порталом, включавший колонны коринфского ордера. Соединение главного объема с пониженными боковыми крыльями, закрывают торцы боковых нефов, и возвышаются над ними (что является особенностью архитектурной композиции фасада) смягчен четверть-колоннами, а по вертикали - истек. Углы крыльев акцентированные пучками пилястр, которые розкрепують карниз, над которыми, как и над фронтоном, находилась фигуративная скульптура. Боковые фасады расчленены спаренными лопатками. Окна с лучковыми перемычками в верхнем ярусе обрамлены наличниками «с ушами», в нижнем - без наличников.
В интерьере храма сохранились крестовые своды на нервюрах.
ул. Европейская д. 25
Идея создания музея в Бердичеве возникла в конце 1925 года. В ноябре 1926 года открыт социально-исторический музей, а в 1928 году - заповедник, вошедший в число крупнейших музеев Украины.
Значительная заслуга в создании заповедника принадлежит первому директору, научному руководителю Бердичевского социально-исторического и экономического музея им. Дзержинского и историко-культурного музея заповедника Феодосия Молчановского. Именно он предложил использовать здание бывшего монастыря Босых кармелитов. Благодаря усилиям работников, увеличилось количество экспонатов, проведен ряд археологических разведок, основным направлением работы стало сохранение книжных собраний в бывших барских имениях.
Политические события конца 20-30-х годов негативно повлияли на деятельность музейных заведений. Музей-заповедник требовал немедленного ремонта помещений, создание благоприятных условий для сохранения экспонатов, увеличение количества сотрудников.
Во время второй мировой войны, в годы оккупации Бердичева, значительная часть экспонатов музея и заповедника была уничтожена, частично вывезена в Германию. Здание монастыря Босых кармелитов был сильно повреждено.
С первых дней после освобождения Бердичева музей начали восстанавливать. 29 декабря 1944, после кропотливой работы сотрудников музея по собрания и систематизации экспонатов, музей был открыт. К тому времени он состоял из четырех отделов: археологического, исторического, этнографического и отдела Второй мировой войны.
Согласно постановлению о расширении областных музеев, экспонаты Бердичевского музея были переданы в Житомирский краеведческий музей, и в 1954 году музей прекратил свою деятельность.
5 октября 1984 в городе открыт краеведческий музей. Его возглавила учитель истории, бывший директор школы № 14 А.С. Блажкун. Для размещения экспозиции музея было выделено помещение бывшей библиотеки школы № 5. За время существования музея собрана уникальная коллекция экспонатов, которая периодически возобновлялась новыми вещами. Помещение музея не соответствовало санитарным условиям, а общая площадь не позволяла полноценно и на должном уровне разместить экспозиции.
При содействии Бердичевского городского головы Василия Константиновича Мазура, музей истории города Бердичева переведены в специально отреставрированное помещение на территории монастыря Босых кармелитов и торжественно открыт 22 августа 2003 года. В просторном двухэтажном здании разместились 7 экспозиционных залов: этнографии, истории города, ВВ войны, выдающихся людей края, выставочный зал и два зала, посвященные настоящему города.
За последние годы выставочный фонд музея значительно пополнился новыми экспонатами. В 2010 году открыты две музейные комнаты: музей образования г.Бердичева и музей воинов-интернационалистов.
ул. Соборная 25
Телефон: (04143) 2-44-07 (04143) 2-44-07
График работы: вторник - воскресенье с 9.00 до 18.00
Выходной день – понедельник