Наши путешествия
Главная strelka Украина strelkaЗакарпатская областьstrelkaВеликий Берёзный, Великоберезнянский районstrelkaДостопримечательности Великого Березного strelkaЦеркви Великого Березного
Села и поселки Достопримечательности История

Церкви Великого Березного

Церковь святого Михаила

Церковь святого Михаила

Ужоцкая деревянная церковь является своеобразной визитной карточкой Закарпатья. Это одно из самых интересных сооружений бойковского стиля.

21 июня 2013 на 37-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Камбодже, Церковь Святого Духа, вместе с другими деревянными церквями карпатского региона, была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Храм архангела Михаила построен на выступе высокого холма. Своими лаконичными формами он прекрасно вписывается в горный ландшафт. Над притвором устроена небольшая колокольня, которая по высоте намного превышает алтарный верх, но ниже центрального, что лишает массы храма недвижимости и вносит в его общую композицию элемент динамики и живописности.

Внешне Михайловская церковь простая и неприхотливая. Храм лишен резких внешних украшений, причудливых деталей - он стройный и изящный.

Церкви верхнего течения Ужа относятся к бойковскому стилю и имеют многочисленную родню на Львовщине - около полусотни бойковских церквей в Сколевском таТурковскому районах и еще несколько в Ивано-Франковской и в Польше, к которой рукой подать из Ужоцкого перевала.

Церковь построили мастер Павел Тонов из соседнего села Битля на львовском стороне Карпат и мастер Иван Циганин из села Тихого. Строители закончили работу 11 июня 1745. Рассказывают, что первоначально церковь построили высоко на склоне горы, но старым людям было трудно туда подниматься и церковь перенесли вниз по склону, почти к дороге. В епископской визитации 1751 года говорится о новой церкви в Ужке, обеспеченную всеми книгами и двумя колоколами.

У церкви стоит классическая верховинская деревянная колокольня, квадратная в плане, двухъярусная, покрыта четырехскатной шатром, построенная в 1927 году. Во время первой мировой войны австрийское правительство реквизировало колокола на военные нужды. Два новых колокола были значительно тяжелее, и их не решились установить на колокольне.

с. Ужок

Церковь Святого Николая Чудотворца

Церковь Святого Николая Чудотворца

Николаевская церковь, принадлежит к лучшим образцам закарпатской народной архитектуры, стоит отдаленно от главной дороги, на своеобразном полуострове, образованном слиянием двух потоков.

Церковь Святого Николая Чудотворца является памятником деревянной архитектуры, в дереве которого воплощены достижения бароко. Стройный силуэт ажурной колокольни в Черноголовые издалека видно на фоне невысоких холмов, темный цвет сруба придает сооружению мрачную важность.

Первоначально церковь была бойковского типа с тремя верхами, но перестройка дала ей современный вид, характерный для большой группы закарпатских церквей конца XVIII века.

В давние времена село простиралось на восток от реки Лютянка, в урочище Соленый. Там на Куртаничевском взгорье стояла предыдущая деревянная церковь, возможно, первая в селе, основание которой датируется 1552 годом. Современную церковь святого Николая Чудотворца построили из ели в XVII веке трехъярусная в бойкивском стиле. Современный «барочный» вид церковь приобрела после перестройки в 1794 году священником Василия Ивашковича. Согласно надписи на перекладине, перестройку осуществил мастер Мати Химич из села Лучки, завершив работу 2 июня 1794.

У церкви стоит каркасная колокольня простой конструкции. Маленькая одноярусная колокольня своей простотой усиливает впечатление от церкви. Ограда вокруг церковного двора уже давно проволочная, но до сих пор сохранены древние деревянные воротца.

с.Черноголова

Церковь Василия Великого

Церковь Василия Великого

Одним из старинных памятников села является деревянная церковь 1703 года Святого Василия Великого. Старожилы рассказывают, что на месте старой церкви однажды осталось только пепелище и тогда люди решили купить Сянках, церковь. Разобрали ее и без крыши перевезли в Соль, на «Горб». Она была без колокольни, поэтому в 1834 году ее перестроили и таким образом она получила современный вид. То место, где стояла старая церковь, вскоре получило название «пожарище», потому что здесь она сгорела. Фактически церковь датируется 1777 годом.

В 1949 году церковь была передана православным.

Церковь имеет три колокола, один из которых установлен учителем Иваном Пазуханич. Большой колокол подарен церкви вдовой Ивана Гулея, вылитый на фабрике Эгри Ференца в Малых Геевцах (XIX в.). Второй - на фабрике Ласло Шандора в Венгрии (1827 г.). Третий - малый был привезен из России. Старый иконостас храма не сохранился - в 70-е годы его разобрали и передали другой церкви, где-то в России. Иконостас и фрески сделаны в начале 70-х годов. С старого иконостаса сохранились только «царские врата». Сохранился и ковчег старого храма, престол с византийским балдахином.

На территории церкви находится старое кладбище, на котором сохранилось около двенадцати могил. Сбоку находится единственный памятник, изготовленный из песчаника, в верхней части закруглен, с изображением четырехлепестковыми клевера и вазы с двумя ветвями и надписью, что здесь покоится Киш Эмма (род. 11 ноября 1888 и умерла 9 марта 1903.)

с.Соль

Святониколаевский монастырь

Святониколаевский монастырь

На месте, где теперь стоит монастырь, уже в XV в. жили монахи, хоть их было мало, только два или три. В 1580-1634 годах на этом месте построили церковь и монастырь. До наших дней сохранилась монастырская печать, которая является самым древним свидетельством деятельности монастыря; на ней выгравирован год - 1435.

Позже к этому месту пришел из Галичины один законник Ордена святого Василия Великого. Здесь он устроил себе келью, в которой стал постоянно проживать. В часовне проводил Святые Службы, учил мальчиков грамоты, а с милостыни поддерживал свою жизнь. После смерти этого монаха, ему следовали второй, и третий. С тех пор это место стало процветать, поскольку верующие восточного и западного обряда часто посещали его. В 1733 году произошло объединение всех монастырей на Закарпатье в одну провинцию Василианского Ордена. Тогда же монахи Мукачевского монастыря Ордена святого Василия Великого в большом количестве прибыли в Малый Березный, заложили монастырь, который был достроен в 1742 году.

6 июня 1921 Священная Конгрегация Восточных Церквей дала разрешение на проведение монашеской реформы, которая была необходима для восстановления монашеской жизни.

В 1924 году к реформе примкнул Малоберезнянском монастырь.

В 1932 году на Закарпатье была создана Закарпатская Василианская провинция святого Николая. В том же году, поскольку оккупационная чехословацкая власть запретила высылать василиян-украинцев учиться в Галиции, в Святониколаевском монастыре в Малом Березном открытысобственные студии, где обучалось пять студентов гуманистики и шесть философии. Здесь они находились два года, гуманистику продолжали изучать в Мукачевском монастыре, а философию и богословие - в Ужгородском.

Ситуация ухудшилась, когда в 1944 году Венгрия оказалась в руках советской власти. Уже в марте 1947 года большевики насильно ликвидировали все василианские монастыре, а большинство монахов вывезли в концлагеря.

В 1948 помещения монастыря отдали Ужгородском университету, студенты которого каждое лето отбывали здесь практику. Церковь была превращена в спортивный зал. В феврале 1958 открыта школа-интернат для умственно отсталых детей. Монастырские помещения были переделаны под классы и приспособлено для нужд этой школы. Из церкви сделан хозяйственный состав и уничтожены росписи на стенах.

В 1973 г.. Рядом с церковью построен новый учебный корпус. В 1989 году начались старания в деле возрождения деятельности монастыря. В 1991 официально зарегистрирована церковь.24 июля 1994 монахам передано северное монастырское крыло. Через год Министерство Украины по делам национальностей, миграции и культов выдало монастырю свидетельство о регистрации устава религиозной организации. В 1997 окончательно были освобождены все монастырские помещения.

с. Малый Берёзный

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В центре села, на холме, находится оригинальный памятник бойковского деревянного зодчества - храм Покрова. Церковь представляет большой интерес как переходный тип от бойковского к лемковскому зодчеству.

В 1703 община купила очень красивую церковь, построенную 1645 в селе Сянки соседнего Турковского района Львовщины. Перевозили деревянный храм волами с Сянок всю ночь. Народное предание утверждает, что, выбирая место для церкви, крестьяне долго колебались и переносили древесину из урочища Кошарка в урочище Дорошавиця и наоборот, пока не поставили храм на Дорошавике. В 1865 году община заказала план новой каменной церкви и выбрала участок. Очевидно, из-за отсутствия средств каменную базиличную церковь долго не строили. Наконец решили построить ее на месте деревянной и приступить к работе в 1914 году, но началась Первая мировая война. После войны деньги, собранные на строительство, обесценились, и деревянная красавица была спасена.

Сейчас церковь Святой Покровы принадлежит православной епархии и переименована в Костринский монастырь. Монастырь Святой Покровы считается архитектурным памятником Закарпатья, ведь построен только из дерева. Внутри сохранились иконостасы и позолоченные чаши. Поражает также и старая колокольня монастыря.

с. Кострино