Музей изобразительного искусства расположен в центральной части Ямполя. Музей представляет огромный интерес для любителей истории и фольклора.
В Ямпольском музее изобразительного искусства собраны работы современных украинских художников. Яркие полотна передают колорит украинской жизни и повествуют о знаменательных исторических событиях. Для женщин будет интересна коллекция мужской и женской одежды, которая охватывает несколько веков. А вот у мужчин интерес вызовет нумизматическая коллекция.
Особое место в музее занимает экспозиция традиционных изделий Ямпольщины. Коллекция собиралась по соседним селам, как Цекиновка, Клембивка, Писаревка, Дзыговка и другие. По орнаменту на вышивках и писанках можно узнать, к какому региону они относятся. Каждая из работ имеет свой скрытый смысл - послание потомкам из прошлого. Работники музея с удовольствием расскажут вам об особенностях каждой работы.
г. Ямполь
Музей работает с 8:00 до 17:00, кроме воскресенья.
Градостроительным ядром, военно-административным центром Буша и центром значительной сельской округи в XVII в. был замок. Он находился в центре мыса, образованного реками Мурафой и Бушанки и очищенного со стороны поля рвом и валом.
Замок, судя из руин, оставшихся представлял собой прямоугольное в плане сооружение, площадь которой достигала 0,5 га. Особенно величественным и грозным замок выглядел со стороны долины р. Мурафы, поднимаясь как орлиное гнездо над уровнем водной поверхности реки на высоту 25-30 м. Замок в. Буше имел шесть башен. Боевые линии каменных стен замка усиливали четырехугольные башни, каждая из которых имела в своем подземелье пороховой погреб. Башни соединялись между собой подземными переходами, а по верху стен, которые завершались зубцами бойницами, с внутренней стороны замка протянулся новый ход.
С востока замок защищался земляным валом и прудом, образованным высокой земляной плотиной, которая перекрывала р. Бушанку недалеко от ее впадения в р. Мурафу. С юго-востока замок прикрывал палисадник, к которому можно было попасть через калитку в южной замковой стене. В палисаднике до плотины, ограничиваясь валами, располагался пригород.
Замок имел одни ворота. Они находились в северной замковой стене, недалеко от двух дозорных башен, одна из которых сохранилась до наших дней. В XIX в. - Она была частично реконструирована и использовалась как колокольня.
Сохранилась башня квадратная в плане (7х7 м). построена она из местного камня-песчаника на известковом растворе. Под башней сохранился сводчатый погреб (5х4 м), который, очевидно, сочетался с погребами замковых башен и с городом, о чем свидетельствуют частые провалы в различных частях современного села.
В подвалах башне расположен музей героической обороны Буши. В экспозиции музея представлены находки оружия и бытовых предметов с территории крепости.
В 13 м от башни, в западном направлении, располагалась церковь, фундаменты которой открыт в 1987. Это был типичный для Украины XVI-XVII вв. трехконховый храм, который имел прямоугольный в плане неф, с двумя, полукруглыми конхами и завершался на востоке полукруглой апсидой.
На территории замка находились также колодец, хозяйственные постройки, казармы для гарнизона, склады для оружия и провианта, конюшни и тому подобное.
Напольный вал и ров частично сохранились до наших дней. Высота вала достигает из разных местах от 3 до 5 м. Ширина рва колеблется в пределах от 10 до 15 м. Пол валом с северной и западной сторон города, над обрывами, возвышались дозорные башни и помещения для стражи. Считаем, что защитные бастионы сооружения функционировали и у плотины, прикрывая подступы к пригороду со стороны рек.
Второй земляной вал с частоколом находился вдоль северо-восточной стороны города. Вал начинался у плотины и тянулся высшей террасой правого берега Бушанки перед замком почти до скального храма.
После разрушения войсками Стефана Чернецкого в 1654 году Буши, носившей имя "Малого Каменца", превратилась в небольшое село. От крепости остались только одна башня и руины городской ратуши, мельницы и замковой церкви.
с. Буша
Деревенский сельское кладбище в Буше входит в комплекс объектов историко-культурного заповедника. Каменные кресты ХVIII-XIX века, здесь сохранились, являются ценными памятниками местного народного промысла каменщиков. Они изготовлены из местного камня-песчаника, залежи которого в окружающей местности большие.
В XIX в. народный каменщиков промысел в этих краях был довольно развит. На изготовление крестов приходился наибольший процент среди продукции промысла.
Каменные кресты вывозили для продажи далеко за пределы края, даже в Киевскую губернию, их и сегодня можно найти в старых уголках сельских кладбищ вокруг Винницы, в частности, в селах Оленевка, Комаров и другие.
Кресты с Бушанского кладбища позволяют проследить эволюцию их формы в течение века. Это нетрудно сделать по той причине, что захоронения велось подряд, могила у могилы, поэтому очевидно известно, какие из них более древние и которые более позднего времени. Кроме того, на многих из них надписи, на которых указаны даты захоронения, имена и фамилии покойников.
Кресты начала века имеют тщательно обработанную поверхность и относительно сложную, но изысканную форму. К сожалению, памятников этого периода сохранилось всего лишь несколько единиц. В конце первой половины века воцарилась большая монументальная форма в виде мальтийского креста, которая комбинируется с формой круга. Одновременно в этот период создано несколько форм простых, но также комбинированных с кругом.
с. Буша
Обработка камня на Подолье - искусство изначальное. Издавна в Буше развивался промысел обработки камня. Из песчаника изготовляли жернова, цилиндрические кольца для колодцев, украшения для оформления входа в усадьбы, так называемые "обереги", точилки, надгробия.
Начала пленэр "Подольский оберег" группа краеведов. В августе 1986 из разных городов и сел Украины - Киева, Херсона, Одессы, Винницы, Ямполя, Могилев-Подольского и др. в Бушу приехали скульпторы на творческий пленэр по песчанику.
За 18 лет проведения "Подольского оберега" известие о Бушанский пленэр разнеслась по всей Украине и за ее пределами.
Сам Бушанский пленэр приобрел общегосударственное признание и является традиционным. Результат многолетних собраний мастеров каменотесного дела в Буше - создание почти 130 работ из камня, которые теперь образуют парк исторической скульптуры заповедника.
Каждый из профессиональных скульпторов, народных умельцев оставил в Буше не только свое творение из камня, но и частичку своей души. И тот, кто раз побывал в этом сказочном крае, то возвращается сюда снова и снова. Уместно назвать активных участников "Подольского оберега":
с. Буша
Этнографический музей Буши расположен в стенах небольшой дом, принадлежавший простой крестьянской семье. Возраст это дома весьма солидный - 130 лет. Типичная архитектура дома, белый цвет стен, маленькие окошки с живописными ставнями, забор («забор») лучше всякого экскурсовода расскажут о том, как жили наши предки. Внутри дома можно увидеть все предметы быта, включая посуду, полотенца, ткани с вышивкой, роспись на гробам стенах, расстановку оригинальной мебели. Весь интерьер 18-19 веков воссоздан с максимальной точностью: держатели для котелков, углубления в стенах (которые использовали как полки) и многое другое, что практически невозможно увидеть в быту современного человека.
Еще одной достопримечательностью, которая находится непосредственно на территории Музея этнографии, есть небольшой макет знаменитой оборонительной крепости. В нем можно рассмотреть уникальные детали замка и окружных рвов, которые были неприступными в период средневековья. Путешественники могут увидеть и реальные остатки замка, уцелевшие фрагменты строений из камня считаются исторической достопримечательностью и находятся недалеко от дома-музея.
с. Буша
Археологическая коллекция заповедника состоит из случайных находок и материалов раскопок разных времен, происходящих с территории заповедника и ближайшими археологических памятников трипольской культуры IV-III тыс. до н. э., эпохи бронзы II тыс до н. э., предскифского и скифского времен I тыс. до н. э., черняховской культуры III-IV вв. н. э., периода Киевской Руси.
с. Буша
Историю исследования памятника начал в конце XIX в. профессор В. Б. Антонович. Как показали исследования, храм был основан в середине I тыс. н. е. и использовался в эпоху Киевской Руси и позднего средневековья. Часть помещений появились и использовались в позднем средневековье (XVI-XVII вв.).
Скальный рельеф расположен на вертикальной поверхности стены песчаника с востока. Общая площадь обработанной художником вертикальной поверхности скалы составляет около 9 метров квадратных. После проведения раскопок и наблюдений за стратиграфией наслоений выяснилось, что от уровня основания в скале рельеф в своей нижней части находился на высоте 1,2м.
О нем шла речь на VI археологическом съезде в Одессе в 1884 были поданы сведения о рельефе, его местонахождение и высказано предположение о принадлежности произведения к культурной традиции древних славян-язычников.
Рельеф изображает человека, который стоит на коленях перед захламленным деревом, на котором сидит петух. За спиной человека на небольшом холме - олень. В центре композиции прямоугольник с надписью, которую уже невозможно разобрать.
Рельеф вызвал разные мнения относительно времени создания. Датировка ее находится в пределах с I в. по XVI в. Одно можно сказать, безусловно - это произведение искусства, связано с традицией славянской народной резьбы.
На противоположной от рельефа вертикальной поверхности скалы, на расстоянии 3,5 м, расположена выбитая в древности ниша длиной 5,8, шириной равной основе - 0,48-0,50 м. Указанная ниша, использовалась, очевидно, как место для языческих приношений.
Помещения, пристроенные позже, отделены от основного объема скального помещения стенами, от которых сохранились нижние части. Стены были сложены из камня на глиняном растворе. Основная стена отделяла юго-западные трещины в скалах от основного объема помещения, непосредственно связанного со скальным рельефом и жертвенным столом-нишей.
Частично сохранились и остатки кладки у юго-восточного входа в скальные помещения (со стороны поймы реки Бушанки).
В юго-западной части ущелий скал были расчищены и остатки стены, которая шла перпендикулярно к основной. Она составлена по той же самой техникой на глиняном растворе и имела в ширину 0,9 м. Длина этой стены, упиралась в западный край скальной расщелины - 3,8-3,9 м. В северо-западном углу помещения обнаружены остатки печи, построенной на нижней части скального выступа.
Помещение связано отверстиями-входами с комнатами. К нему ведут проходы (0,9 м) с самого объема скального комплекса, из хозяйственного помещения с печью, а также - из кельи. Это помещение имеет площадь 3,6х3,9 м. При расчистке его основания найдено отдельные обломки гончарной керамики XVI-XVII вв.
Длина кельи - 7,2, ширина у основания - 2,3 м. В западной стене кельи расчищены две выбитые в скале ниши. Первая а переходит в выбитый в камне лежак. Вторая ниша выбита не на всю длину западной стены, а только в северной половине. Очевидно, это своеобразная полка, расположенная над лежаком. В северо-западной стене кельи расположена еще одна ниша-полка.
Узкий вход в келью оформлено у западной стены в виде полуколонки, рельефно выбитой в скальной породе. За ней, слева от входа, над лежанкой в камне выбиты небольшое углубление с плоским основанием, которое служило для установки свечи. Во время расчистки кельи на ее полу найдены обломки позднесредневековой керамики.
Таким образом, келья, как и прилегающие к ней помещения функционировали в эпоху позднего средневековья - в XVI-XVII вв. Об этом свидетельствуют и остатки слоев клеймо с пеплом и позднесредневековой керамикой.
На верхнем ярусе также руины каменных фундаментов, сложенных на известковом растворе. Возможно, это была небольшая часовня, площадью примерно 15 метров квадратных. Она была ориентирована по сторонам света. Юго-западная часть сооружения была уже за пределами скальных трещин, а северо-восточная - выходила в одну из ущелий скал (последняя перед сооружением фундамента была в этой части забутована камнями). При расчистке остатков фундаментов были обнаружены фрагменты керамической посуды и кафель XVI-XVII вв. Здесь же найдены и обломки круглого художественного оконного стекла этого же времени. Итак, датировка останков часовни над скальным храмом с рельефом определяется XVI-XVII вв.