Первое название - костел Св. Винцента Ферериюша. Памятник принадлежит к сооружениям позднебарочной архитектуры на Украине. У костела доминиканцев был монастырь. На содержание монахов основатель костела Юзеф Потоцкий записал село Стегниковцы, сейчас Тернопольского района. С 1772 в монастыре разместили учреждения циркулу (округа).
29 сентября 1820 - согласно распоряжению наружной канцелярии, доминиканцы вынуждены были переехать в Жовкву, монастырь передали езуитам. Иезуиты находились до 1848 г.. Некоторые помещения занимала гимназия. 20-22 октября 1851 император Франц Йозеф I находился в Тернополе, торжественная встреча была в Доминиканском костеле города. ]
В 1903 в костел вернулись доминиканцы. Костел реставрирован в 1908-1910 гг. под руководством архитектора Владислава Садловского: построен новый купол, восстановлено старые фрески и дорисовано новые (художник К.Политинський), установлен новый орган и малые алтаре, электрифицировано.
В Апреле 1944 года во время боев за Тернополь Доминиканскому костелу были нанесены значительные разрушения. Послевоенная реставрация завершилась в 1957 году. В 1978-1989 гг. в здании размещалась Тернопольская картинная галерея.
Костел представляет собой своеобразно интерпретированную под влиянием стиля барокко базилику. Средний неф овальной формы перекрыт полуциркульным с распалубками сводом и завершен по всему объему декоративным куполом. Боковые нефы перекрыты полуциркульными и крестовыми сводами. Главный фасад декорирован пилястрами с капителями, стилизованными под композитный ордер, сандриками, рокайлевыми обрамлениями окон. Башни имеют высокие многозаломные шатровые верхи с лю карнами.
Внешнему облику костела соответствует оформление интерьера в стиле рококо, ведущим приемом которого являются раскреповки пилястр с капителями композитного ордера и высокого антаблемента.
Под храмом есть большая подземная часть, в которой в настоящее время сохраняются некоторые церковные вещи. Ходы, по предположениям исследователей Тернополя, могут вести к Театральной площади, замку и другим тернопольским старинным сооружениям. Часть ходов засыпана землей, часть замурована. Своды подземелья - из камня и старинного кирпича, кладка - известковая.
Монастырь с церковью были разрушены большевистской властью в 1962 году. Сейчас на его месте отстроена Успенская церковь и колокольня: современная постройка немного модернизирована.
При Успенской церкви был монастырь Ордена, В 1744 году ее передали светскому священнику.
В1836 Деревянную церковь разобрали и на ее месте возвели каменную в стиле ампир с тремя византийскими куполами и колокольней из тесаного камня: снизу четырехугольная, вверху восьмигранная, завершенная куполом.
Выше дверей колокольни стояли статуи: слева - св. Петра (с Евангелием и ключами), посередине - Иисуса Христа (правая рука поднята, в левой - земной шар), справа - св. Павла с открытым Евангелием и крестом. На колокольне висел колокол весом 20 тонн.
В 1931 митрополит Андрей Шептицкий передал церковь. Редемптористам во главе с Иосифом де Вохт, при которых возникла величественная постройка с шестью византийскими куполами и 3-мя отдельными входами с широкой лестницей, которые символизировали крестный ход.
Памятник отличается от других культовых оборонительных сооружений Подолья наличием полукруглой апсиды, которая происходит еще из древнерусских традиций.
Первые исторические сведения о церкви содержатся в грамоте князя Василия Константина Острожского от 1570 года.
В древности у церкви были Львовские ворота, которые во время турецко-татарских нападений оказывалось большое сопротивление, поэтому церковь выполняла очень важную оборонительную функцию. В то время использовалась также сигнальная система: звонили в колокола, жгли факелы, разводили костры, которые было видны даже на Голубицких Товтрах, а они имели связь с Зализцами, Подкамнем и Почаевом.
В 1627 году к западному фасаду была пристроена трехъярусная оборонная башня-колокольня, о чем свидетельствует резная надпись над порталом. Он также сообщает, что башня-колокольня построена при господстве в городе Томаша (Фомы) Замойского и его жены Екатерины (представительница Острожских, дочь Олександра Острожского), а также епископа Иеремии Тисаровского, 1627, «месяца июля, 28 дня».
В 1629 году после очередного разрушения церковь была восстановлена при содействии князя Острожского.
В 1760 году Елена Замойская предоставляет Надставной церкви отдельную фонд:
Церковь был сильно поврежден во время Второй мировой войны.
В 1954 году была реставрирована.
Долгое время помещение использовалось не по назначению. Были уничтожены колокольня, ценный иконостас, росписи интерьера. Советская власть планировала сделать в помещении церкви зал моды, музей искусства. Позже были намерения на ее месте построить гостиницу «Москва».
Теперь церковь принадлежит Украинской автокефальной православной церкви.
Сооружение из песчаника, трехчастное, состоит из прямоугольного в плане нефа, квадратного и равноширокого с нефом притвора с двумя ярусами башни над ним и полукруглой апсиды. Неф перекрыт полуциркульным с распалубками сводом, притвор — крестовым, апсида — четвертьсферическим сводом.
На месте современной стояла деревянная церковь, известная как Средняя (сгорела в конце XVI в.), Впервые храм упоминается в королевской грамоте от 6 июля 1566.
Каменное сооружение строили с июля 1602 до сентября 1608. Храм освящен в день Рождества Христова 1609 года. Впоследствии перестроили притвор, образовали 2 этажа, отделив придел Святой Троицы в отдельную церквицу, что упомянутаяв грамоте епископа Иосифа Шумлянского (1668). Тогда пристроили бастионы, переходные галереи.
В 1770 церковь стала греко-католической. В 1808 во время реконструкции разобрали потолок, увеличили внутреннюю высоту, изменили роспись храма.
Современный вид церковь приобрела после 1937, когда в алтарной части выбили для лучшего освещения 2 окна, несколько изменили форму главного купола, обновили расписание.
Во время Второй мировой войны храм не претерпел значительных разрушений. В 1958 снесли каменную ограду, колокольню.
После 1946 храм передан РПЦ, ныне - собор УАПЦ.