В 1979 году экспозиция размещалась в бывшей синагоге (памятник архитектуры 17 в.). В 2006 году начато переоборудование музейной экспозиции в другом помещении.
В основном и научно-вспомогательном фондах музея хранятся более 16 000 экспонатов - уникальные коллекции ископаемых костей мамонта и динотерия, каменные и бронзовые орудия труда, гончарные изделия, старинная вышивка и тому подобное.
Экспозиция городища - святилища Богит, которое входило в «Збручский культовый центр», оформлена в помещении малого экспозиционного зала музея в сентябре - октябре 2009 года - стала визитной карточкой края и очень интересным объектом для потока туристов. Святилище является памятником археологии национального значения.
В составе музея три отдела: природы, археологии, истории. Специальные стенды раскрывают особенности природы Гусятинского края, его достижения в экономике. Демонстрируются уникальные коллекции: ископаемые остатки костей мамонта, каменные и бронзовые орудия труда, гончарные изделия.
пгт. Гусятин ул. Тернопольская, 5, Телефон 03557-219-32
Построена в XVI-XVII вв. в городе Гусятин. Относится к трехконховому типу церквей.
Храм был построен в последнее десятилетие в XVI века- в начале сXVII века. Первоначально это был оборонная двухэтажная церковная башня, но верхний уровень с четкими элементами защиты не сохранился.
Во время турецкой оккупации Подольского воеводства (1672-1699) была переделана в мечеть, в церковь была пристроена минарет, который не сохранился. После изгнания турок - снова христианский храм. Вокруг церкви сохранились оборонительные стены.
Православная церковь почти не имеет внешней отделки. Все компоненты конструкции здания сообщаются друг с другом изнутри аркадными проходами. Архитектура церкви несет отличительные черты церковного зодчества Волыни и Молдовы.
Основателем монастыря был Валентин Калиновский Александр, который пожертвовал средства на его строительство в 1610 году. Работы по строительству постоянного монастырского комплекса продолжались 15 лет и были завершены после смерти основателя. Уже в семнадцатом веке. Во время турецкого вторжения и татарских и казачьих восстаний Монастырские здания были разрушены. В результате во второй половине XVII века церковь и монастырь были полностью разрушены и необитаемы, так бернардинцы в 1660 году покинул Гусятин. После возвращения монахов в 1690 году, Адам Николай Синявский финансировал реконструкцию монастырского комплекса, которая продолжалась до 1723 года.
После раздела Польши Гусятин оказался в австрийской части. В 1786 году по указу императора Иосифа II монастырь был упразднен. Церковь, принадлежащая бернардинцам была преобразована в приходскую, а монастырь - в штаб-квартиру священника и муниципалитета. В 1938 году монастырь в Гусятине вернули бернардинцам, но после шести летим снова пришлось оставить город.
Монастырь был построен в стиле барокко. Основная церковь монастыря, имела престол Рождества Пресвятой Девы Марии и являлась трехнефным храмом. Первоначально три нефа были перекрыты поперечными сводами, которые в результате разрушений в начале XX рухнули, и в 1975 году были заменены новыми. Главный вход в церковь является одной из форм ионического портика, с украшениями арочного обрамления двери. Весь инвентарь в храме был уничтожен после 1945 года, только несколько элементов декора было спасено прихожанами.
Первое упоминание о евреях в Гусятине датируется 1577 годом. В то время город защищали замок и городские укрепления, автономными узлами обороны которых были Онуфриевская церковь и синагога. Синагога была построена как сооружение оборонного характера в центральной части старого города, на холме у реки Збруч.
Учитывая назначение синагоги, она имела своеобразную форму, обладала четко выраженными оборонительными чертами. Это было прямоугольное сооружение размером 15,6 х 17,2 метра, толщина стен которой достигала 1,76 - 2,16 метра. Внутренняя часть сооружения состояла из четырех ярусов, которые включали также открытую боевую площадку на крыше здания. В дополнение, здесь, в нижнем ярусе северного фасада сооружения, который возвращен в сторону Збруча, были устроены 4 бойницы для артиллерии. Стены верхнего яруса синагоги (аттика) были прорезаны ключеподобными бойницами. Связь между ярусами сооружения обеспечивался с помощью каменной лестницы в северо-западном углу здания.
В середине XVII века, после пожара в 1742 году, синагогу основательно перестроили: исчезают внутренние перегородки между ярусами, образующие большой молитвенный зал высотой 13,5 метров. Для хранения Торы, в восточной стене была обустроена ниша, украшенная лепным декором, перед которым был установлен алтарь. Вместо бойниц на втором и третьем уровнях появились высокие стрельчатые окна высотой около 8 метров, выполненные в готическом стиле. Одно из окон северного фасада прорезала своей подоконник лестница, соединяющая яруса.
Во время Второй мировой войны синагога была значительно повреждена: практически полностью были разрушены западная и северная пристройки, полностью обрушились своды сооружения, синагога лишилась западной стены, сильно пострадал интерьер. В 50-х годах, под руководством М. Говденко, были проведены масштабные консервационно-реставрационные работы, результатом которых стало восстановление западного фасада, интерьера и сводов сооружения. Были также воспроизведены западная и северная пристройки в виде 1-ярусных сооружений с террасами. В восстановленном здании синагоги разместили краеведческий музей. Музей в здании синагоги прекратил свое существование, а само помещение было закрыто. Для размещения экспозиции не было предоставлено новое помещение, поэтому часть ее была потеряна.
Несмотря на проведенные реставрационные работы сооружение находится в заброшенном состоянии.
С целью создания культурно-просветительского центра в 1897 году Михаил Петрицкий, Лука Сафиян и священник Северин Матковский предложили построить в Копычинцах собственный дом, так называемый «Народный Дом» с большим залом для театральных представлений, концертов, игр, собраний граждан и помещений, где смогли бы разместиться общественные организации.
В 1904 году, благодаря усилиям народных масс, часть «Народного Дома» была построена. В ней разместились общества «Согласие», «Воскресение» и зрительный зал. В 1910 году строение было закончено полностью. В достройке были размещены классы для гимназии, столовая для учащихся, комната для "бесед" и помещение для сторожа.
За время войн его не стало. Все нужно было начинать с нуля. С 1922 года началось обучение в «Родной Школе», которая размещалась в Народном Доме. Преподавание всех предметов велось на украинском языке. С декабря 1939 года в нескольких комнатах« Народного Дома »разместили Копичинецкую районную библиотеку. С достройкой кинотеатра в 1987 библиотека заняла все помещения« Народного Дома ».
г. Копытчинцы