Уникальная яблоня-куст возрастом свыше 220 лет (одна из самых старых яблонь в Украине). Представляет собой колонию из 15 связанных между собой родственных деревьев площадью 1 тыс. кв. м. Колония развилась из существовавшего когда-то единого материнского ствола. Её главная особенность – в уникальном способе размножения. Ветви яблони с возрастом клонятся к земле и укореняются, в результате чего прорастают новые деревья (таким способом размножаются крыжовник и смородина). Яблоня находится на территории бывшей усадьбы князей Мещерских. Под ней установлена найденная неподалёку могильная плита с надписью: «Князь Петр Сергеев, сын Мещерский. Родился 1780 августа 24, умер 1848 февраля 18 от роду 68 лет». По легенде, дерево «тоскует» по умершему хозяину.
Цветет яблоня в период цветения обычного сада. Цветы розовые обычного размера. Поскольку яблоня-колония – это целый сад, то плодоносит каждый год только половина дерева, а вторая половина отдыхает. Яблоки среднего размера, кисло-сладкие с терпковатым привкусом.
Эта ботаническая достопримечательность природы занесена в реестр биологических объектов общегосударственного значения.
г. Кролевец, ул. Андреевская, 51
Сотни лет украинский народ поклонялся силам природы и солнцу, огню, воде, ходил к рекам и источникам. Церковь долгое время боролась с этим, но так и не смогла запретить старые украинские верования, принялась освящать места, куда ходил люд. Потому в настоящий момент бытует среди людей легенда о Дубовицком колодце, расположенном вблизи автомагистрали Киев – Москва, неподалеку с. Дубовичи Кролевецкого района.
За народными переводами история этого уникального места достигает глубины ХVІ ст. и связанная с образом Богоматери, икону которой, вроде бы, именно в этом месте нашел пастух и которого ослепило сеяние ее. Люди часто ходят к целебному источнику, а особенно в десятую пятницу после Пасхи, когда осуществляется праздничная литургия.
Разные вехи истории пережил колодец. Во времена атеистической борьбы его равняли с землей, закидывали мусором, и люди опять раскапывали, очищали целебный источник, и доныне дарует оно людям здоровья и силу.
Партизаны, бойцы, которые освобождали землю в годы Второй мировой войны, утоляли здесь жажду, залечивали свои раны, омывая целебной водой.
В последнее время особенное внимание на Дубовицкий колодец обращают органы местной власти. В 2000 году по инициативе районной государственной администрации и районного совета с помощью предприятий и организаций города, общественности района была упорядочена территория вокруг целебного источника, сведен сруб, накрытие. Войдет в историю и год 2002. В этом году на возвышении вблизи колодца сведена каплица.
Кролевецкий районный краеведческий музей создан в 2000 г. на базе открытого в 1971 г. музея истории города. Занимает старинный деревянный дом в центре города. Экспозиция рассказывает об истории края с древних времён до конца Второй мировой войны, о культуре и искусстве Кролевеччины. В отдельном зале представлена история ткачества, искусством которого Кролевец славился в XVIII в.
г. Кролевец, ул. Свердлова, 33, тел. +38 (05453) 9-50-47, myzeu@i.ua
Работает: 8:30-17:00 (пер. – 12:00-13:00), вых. – Сб, Вс
Архитектурный комплекс состоит из трех каменных сооружений – безбанной церкви, дома священника и стены вокруг церковного двора с вратами. Содержится на повышенном левобережье р. Реть, на периферии исторического средместия Кролевца в местности, которая называется Довгаливкой (ул. Шевченко, 8), среди одноэтажной усадебной застройки. Трапециевидный в плане церковный участок расположен возле пересечения двух улиц. Церковь поставлена так, чтобы ее баня запирала перспективу улицы. В течение XIX ст. этот комплекс играл композиционную роль градостроительной доминанты, второй за значением после городского собора. После разрушения в 1930-х гг. колокольни и церковной бани комплекс потерял свое композиционное значение, а после построения в 2000 г. новой колокольни – в известной степени повернул его.
Деревянная Спасо-Преображенская церковь на предместье Довгаливци известна с 1714 г., в частности и тем, что здесь были похоронены родители уроженца Кролевца, митрополита Тобольского (с 1702 г.) Филофея Лещинского – православного миссионера и просветителя Сибири, который строил там церкви и монастыри, учреждал школы и госпиталя. Проезжая в 1716 г. через Кролевец, Ф.Лещинский подарил этой церкви Евангелие московской печати 1693 г.
Эта церковь сгорела 6 мая в 1775 г. На ее пожарище в 1778 г. заложен одноименный каменный храм, который построили на средства местных дворян Павла и Даниила Бутовичив, Якова Грановского, а также парафиального священника Максима Федоровича. Церковь освятили в 1782 г. Рядом с ней стояла деревянная колокольня. Черниговский губернатор, осматривая Кролевец 23 июня в 1839 г., «нашел колокольню весьма ветхой и приказал сломать ее».
Каменная колокольня была построена к западу от церкви, отдельно от нее, в 1865-1872 гг. по проекту, проработанным архитектором Ивановым в 1863 г. Она была трехъярусной, решенной в архитектурных формах, которые являются контаминацией позднего классицизма с «Тоновским» российско-византийским стилем. Нижний ярус широкий, тридольний. Посередине устроен проход на территорию церкви, с обеих сторон – вспомогательные помещения. Их окна оформлены характерными наличниками с разорванными сандриками. Второй ярус – четверня, арочные отверстия какого фланкованные спаренными пилястрами тосканского ордера. Третий ярус – восьмерик, увенчанный граненой баней сферических очертаний с маковкой.
В 1849 г. церковь перестроили и значительно расширили по проекту, проработанному архитектору Малининим в Строительной экспедиции Черниговского губернского правления и конфирмуемому императором Николаем І в 1848 г. В 1872 г. в расширенной церкви был устроен боковой алтарь во имя иконы Казанской Божьей Матери. В конце XIX ст. к западному фасаду пристроен низенький входной тамбур в виде граненой ротонды.
В 1904 г. в северо-западном углу церковного двора построили одноэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом священника. В середине XIX ст. вся территория комплекса была окружена массивной кирпичной стеной с вратами и калиткой.
В течение 1930-1933 гг. церковь была закрыта, разрушена баня, колокольня (сохранились только фундаменты) и частично – стена. Служба Божья в храме возобновлена во время немецкой оккупации в 1942 г. В настоящее время церковь используется за прямым назначением, а прежний дом священника – как дом причту и просфорня. В 2000 г. по инициативе местной власти колокольню отстроили в очень приблизительных архитектурных формах.
Комплекс Спасо-преображенской церкви, невзирая на разновременность сооружение зданий, потери и перестройки, отмечается художественным единством, типологической уникальностью и имеет высокую историко-архитектурную и историко-мемориальную ценность как единственная сохраненная в Кролевце церковь, к тому же связанная с семьей выдающегося церковно образовательного деятеля Филофея Лещинского. Комплекс включен в Свод достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область»), поставлено на государственный учет как достопримечательность архитектуры и градостроительства местного значения с охранительным № 273-См.
г. Кролевец, ул. Шевченко, 8
Памятник архитектуры, XIX в.
  Усадебный дом помещиков Огиевских, в котором останавливался Т.Шевченко. В 1859 г. он в последний раз возвращался из Киева в Петербург. Посетив своих друзей Лазаревских в с. Гыривка (ныне Шевченко) Конотопского повета, он заехал с ними в Кролевец, где жила сестра Лазаревских Г.Огиевская. Здесь Шевченко и переночевал, отправившись затем в Глухов. Дом Огиевских сохранился в первоначальном виде. В 1964 установлена чугунная мемориальная доска.
г. Кролевец, бул. Шевченко, "Огиевщина"
Памятник архитектуры, XIX в.
Усадебный дом кролевецких дворян Рудзинских построен в 1820-х гг. на юго-восточной окраине города, у старой дороги на Глухов. Выполнен в архитектурных формах позднего провинциального классицизма, с некоторым влиянием романтизма. Стены сложены из дубового бруса, элементы декора выполнены в штукатурной лепнине. В интерьерах частично сохранился первоначальный декор, в частности, лепная розетка на потолке. Предполагается, что в 1845 г. здесь побывал Т.Шевченко (сохранился датированный этим годом портрет И.Рудзинского, выполненный Шевченко). Последним владельцем был В.Рудзинский, участник освободительного движения нач. XX в. В советские времена здесь разместили клуб, затем школу. В 1960-х гг. на базе усадьбы был создан детский санаторий. Сейчас здание отреставрировано, находится в частной собственности.
г. Кролевец, ул. Горького, 64
Каменное двухэтажное здание содержится на перекрестке улиц Чехова и Советской в историческом средместии среди двухэтажной квартальной застройки. Причелком выходит на красную линию улицы Советской, челом обращен в небольшой двор. Играет роль архитектурного акцента.
Синагога или молитвенная школа построена еврейским обществом Кролевца в 1860-х гг. Первобытно была одноэтажной. В конце XIX ст., когда количество еврейского населения города выросло и две городских синагоги стали тесноватыми, был надстроен второй этаж и пристроена лестничная клетка. В середине XX ст. пристроили еще одну лестничную клетку с юга, а также сделаны разнообразные пристройки хозяйственного назначения. Во второй половине XX ст. в здании содержалась детская музыкальная школа.
Синагога в Кролевце – редкая достопримечательность культового строительства одной из национальных меньшинств, что издавна жила на Левобережной Украине. Здание включено к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область»), поставлено на государственный учет как достопримечательность архитектуры и градостроения местного значения с охранительным № 271-См.
Ботаническая достопримечательность природы местного значения «Дуб-орел» – дерево дуб, с уникальными параметрами по высоте и ширине кроны 26 х 21 м. Обхват на высоте груди 555 см, что составляет диаметр 177 см, высота – около 30 м. Ориентировочный возраст – 450-500 лет.
Дерево необходимо заповедать.
Расположен в лесном массиве неподалеку с. Боцманов, Реутинского сельсовета.
Комплекс, расположенный в центре села, отмечает место старинного общественного центра. Состоит из двух каменных сооружений: школы, которая челом выходит на главную улицу, и церкви, поставленной на разветвлении этой улицы. Комплекс является архитектурным акцентом среди усадебной одноэтажной застройки.
Крещатая безбанная церковь стоит на повышении, выходя северным фасадом на ось главной улицы. В настоящий момент, в результате потери бани, церковь не играет роли архитектурной доминанты.
Каменная церковь была заложена в 1829 г. на месте древнего кладбища, где с 1691 г. стояла деревянная церковь св. Козьми и Дамиана. Средства на строительство предоставили местный казак Лукьян Федченко, помещик Михаил Бутович и священник Христофор Вербицкий. Возводилась она по «образцовому проекту № 5» из «Собрания планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей», в проработанном 1824 г. петербуржскими архитекторами Авраамом Михайловым и Иосифом Шарлеманем. Этот проект доработали в Строительной экспедиции Черниговского губернского правления: сторона подкупольного квадрата была уменьшена на 2 м, крестовые своды рамен заменены на цилиндровые, стены устроены сплошными, без ниш в интерьере. Строительство церкви завершено, ориентировочно, в 1834 г. (этим годом датированы первые метрические книги). Есть сведения об освящении этой церкви в 1843 г.
Церковь была крещатой, одинбанной, с колокольней на западном фасаде. Баня обвалилась в 1937 г. после того, как была разломана колокольня. Служба в закрытой советской властью церкви возобновлена в 1942 г. во время немецкой оккупации и с того времени она используется за прямым назначением.
В настоящий момент церковь пятидольная, симметричная относительно двух взаимно перпендикулярных осей. Прямоугольные рамена очень коротки, перекрыты цилиндровыми сводами. Широкие полукруглые подупругие арки с помощью сферических треугольных пандативов несут цилиндрового подбанника. В настоящее время подбанное кольцо зашито плоским деревянным потолком.
Образ храма суров и лапидарен. Доминирует нерасчленяющая гладь белых потинкованых стен, которые оживляются тонко профилируемым карнизом венчания и мотивом переработаного палладианского окна в плоскости каждого причелка, который увенчивается пологим треугольным фронтоном. Входы к церкви в настоящий момент устроены из северного и южного фасадов, перед ними – тамбуры. На западном фасаде арка прохода была замурована после уничтожения колокольни; теперь там устроены окна.
Интерьер декорирован разнообразнее, чем фасады. Пилоны отделены от арок энергично профилируемыми многообломными карнизными тягами (группами). Такой сам группа проходит в основе подбанника над пандативами. Стены потинковано и побелено. Частично сохранились масличные рисунки середины XIX ст.: на пандативах в овальных обрисовках – Евангелисты; на стенах и пилонах – сюжетные многофигурные композиции, каждая из которых взята в отдельную прямоугольную или арочную орнаментируемую рамку: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Несения креста» и тому подобное. Иконостас историко-художественной ценности не имеет.
Покровска церковь в Алтиновке является редкой на Сумщине архитектурной достопримечательностью позднего классицизма, связанной с типичным проектированием петербуржских архитекторов. она обнаружена и обследована автором в 1990 г., включено к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область») и поставлено на государственный учет как достопримечательность архитектуры и градостроения местного значения с охранительным № 275-См.
с. Алтиновка.
Деревянная церковь стоит в центральной части села на краю застройки. Размещенная на городище времен Киевской Руси, которая является мысовой частью высокого коренного правого берега р. Клевень при впадении у нее р. Воргол. Благодаря низинной левобережной заводи и размещению в зоне наивысшей композиционной активности церковь первобытно была очень импозантной градостроительной доминантой, хорошо проглядываясь как среди одноэтажной усадебной застройки села, так и из луговой заводи – из расстояния до 3 км.
В самом давнем описании села Литвиновичи в 1654 г. упомянуто деревянную Петропавливску церковь. В 1770-х гг., когда село принадлежало правителю тогдашней Малороссии генерал-фельдмаршалу графу П.Румянцеву-Задунайському, на месте старухи построили новую деревянную церковь. После того, как она обветшала, на ее месте в 1902 г. свели новую деревянную крещатую в плане одноверхую церковь с колокольней в традиционных формах «епархиального стиля».
В 1930-х гг. церковь закрыли и переделали под сельский клуб. При этом разрушили церковную баню и верхний ярус колокольни, в результате чего здание потеряло композиционную роль градостроительной доминанты. Из 1941 г. здание начало использоваться за начальным назначением. в 1959 г. церковь опять закрыли.
В 1990 г. здание вернули церковному обществу, которое сделало в ней ремонт.
Петропавловская церковь в Литвиновичах, невзирая на потерю венчания, является ценной достопримечательностью церковной деревянной архитектуры начала XX ст., украшением очень характерного ландшафта. Она сохранила свой композиционный потенциал и после возобновления завершений может опять вернуть себе роль важнейшей градостроительной доминанты. Включена к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область») и поставлено на государственный учет как достопримечательность архитектуры и градостроения местного значения с охранительным № 276-См.
с. Литвиновичи.
Каменная церковь стоит в центре села на левом высоком берегу большого пруда на р. Реть. Содержится поодаль улицы. Ближайшая застройка – одноэтажная усадебная. В результате потери бани и колокольни достопримечательность в настоящий момент не играет композиционной роли градостроительной доминанты, хотя наличие широкого зеркала воды к северу от нее обеспечивает добрый обзор из отдаленных видовых точек.
Деревянная Успенская церковь в Тулиголово была построена в 1656 г. На ее месте в 1852 г. средством местных помещиков супругов Матвея Степановича и Елизаветы Петровны Алферовых построен каменный однобанный холодный храм. В основу проекта было положено один из «образцовых проектов» петербуржского архитектора Константина Андреевича Тона из «Альбома» в 1838 г.
В 1873 г. по просьбе попечителя и церковному старосты Михаила Федоровича Улазовского Черниговское губернское правление утверждало проект пристройки с юга до Успенского храма каменного теплого бокового алтаря. Автором проекта пристройки был, предполагаемый, глуховский частный архитектор Александр Гросс. Пристройка осуществлена в 1881 г. средством М.Улазовського.
В 1930 г. церковь закрыли и превратили в состав. При этом разрушили верхние ярусы колокольни, баню холодного храма и декоративный верх теплого бокового алтаря. До конца советских времен достопримечательность использовали в качестве колхозный состав. При этом к южному фасаду сделали прямоугольную в плане кирпичную пристройку. В 1990-х гг. здание вернули церковному обществу, после чего разобрали пристройку, сделали новые крыши, над западным притвором холодной церкви устроили маленькую цилиндровую звоницу с банькой.
Успенская церковь в Тулиголово является одной из наиболее интересных достопримечательностей архитектуры неоруского стиля на Сумщине. она обнаружена и обследована автором в 1990 г., включено к Своду достопримечательностей истории и культуры Украины (том «Сумская область»), поставлено на государственный учет как достопримечательность архитектуры и градостроения местного значения с охранительным № 277-См.
с. Тулиголово