Построенна в 1639 году по инициативе княгини Ирины (Регины) Соломирецкой, врожденной княжны Гойской, является одним из ранних образцов использования в каменном строительстве трехдольного объема здания в бесстолпном храме, который раньше использовали только в деревянной архитектуре. Из четырех стен внешние стены церкви построены из известняка и желобчатого кирпича, завершаются треугольными щипцами, окантованными точным профилем. Это едва ли не самый трехдольный храм на Волыни. Отличительная черта архитектуры этого сооружения - миниатюрные валюты на капителях пилястр. Стрельчатые окна на алтарной части - отголосок старой готической традиции. В XVII в. на церкви установлены солнечные часы. Внутреннее пространство церкви стекается к средней нави, перекрытой полусферическим сводом. Подобные своды, есть над двумя другими частями, а также частично сохранившиеся в них фонарики могут свидетельствовать о том, что ранее внутренний свод имел верхнее освещение, следовательно, очевидно, церковь имела Трехглавое завершение.
пгт. Гоща
В 1639 в противовес социанам и их школам смоленской кастелянкой, княгиней Региной Соломирецкой-Гойской был основан Свято-Михайловский храм. При храме действовал монастырь и была основана школа. Монастырю основательница подарила село Курозваны и его владения. При монастыре сразу была основана школа. Княгиня отреклась от права патроната над монастырем, вычеркнула его из-под управления Луцко-Острожских владык, которые могли перейти в унию, и отдала в подчинение Митрополиту Петру Могиле и собора Киевского Братского монастыря. Занимался школой сам Петр Могила - митрополит Киевский и Галицкий.
В период 1629-1672 годов Гощанский Михайловский мужской православный монастырь был культурно-образовательным центром на Волыни. В 1672 г. Во время нападения крымских татар на городок отдельные деревянные помещения этого монастыря были сожжены.
В XVIII веке монастырь становится униатским. Тогда первоначальный вид храма монастыря был изменен.
26 июня 1796 Свято-Михайловская церковь Гощанского монастыря снова была передана православным, в то время как сама обитель продолжала свое существование как Василианская. Полностью Гощанский монастырь перешел в ведение московского православного духовенства лишь в 1833 году.
Современный вид приобрела после реконструкции 1888
В советский период (1939-1991 pp.) Монастырь был ликвидирован, а монастырские здания использовались для общественных и хозяйственных нужд.
В 1991 году по ходатайству местного священника Николая Галия и церковной общины власть вернула одно помещение.
В 1991 году одновременно с передачей церковной общине одного из помещений на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, по ходатайству епископа Ровенского и Острожского Анатолия (ныне - архиепископ Сарненский и Полесский), были приняты решения об открытии Свято-Покровского женского монастыря. 1994 монастырю было передано и другая часть помещений.
пгт. Гоща
Успенская церковь в Дорогобуже построена в 70-х годах XII в и была квадратной в плане, с четырьмя массивными опорами, которые способны нести высокий барабан с куполом, позволяет видеть в ней предшественницу храмов с башнеобразной композицией, которые распространились на Руси на рубеже XII и XIII веков.
В XVI в. судьба Дорогобужа была связана с магнатской семьей Острожских, которая пользуясь поддержкой народа, развернула огромную строительную деятельность. В результате были построены большие оборонительные и культовые сооружения. Успенская церковь - одна из таких памятников.
В 1892 году, отмечая 900-летие Волынской епархии, восстановленной князем Владимиром Великим, в Дорогобуже перед храмом Успения Богородицы поставлен величавый цилиндрической формы памятник, сверху украшенный крестом.
Впоследствии церковь ремонтировалась 1936, 1950 гг. К ней была достроена деревянная двухэтажная колокольня, которая была соединена с главным фасадом церкви.
После длительного периода запустения в советские времена 10 ноября 1988, усилиями общины храм возобновил богослужения. Помещение церкви, которое почти разрушилось, совместными усилиями людей и государства удалось возродить.
В тысячелетней Церкви и храмы - храме Успения Богородицы - сохранилась одна из старейших Богородичных икон, дошедшая до нас сквозь вековые лихолетья еще с Дорогобужского монастыря княжеских времен XII века - один из редких памятников древней украинской живописи, волынской школы иконописи. Благодатная икона Божией Матери - «Богородица Одигитрия из Дорогобужа» написана на холсте, наклеенной на деревянную доску. Богородица на ней изображена по пояс, с младенцем Иисусом на левой руке. В 1769 году икона заново была украшена серебряной художественного чеканки ризой. Первоначальное ее происхождение неизвестно, возможно, она передана сюда из монастыря Преображения Господня. Из исторических источников узнаем, что образ этот обновлялся в 1577. После обновления дорисованы 12 апостолов вокруг Богородицы.
с. Дрогобуж
В 1614 году (по другим данным - ок. 1590) при Николае Семашко был построен костел святой Троицы и святого архангела Михаила. Костел неоднократно горел. Хроники свидетельствуют, что первый пожар произошел в 1649 в это связано с казацко - крестьянской освободительной войной 1648-1654 г.г. под руководством Б. Хмельницкого. Сожгли его крестьяне после освобождения Тучина казацкими полками под руководством Максима Кривоноса, как акт мести полякам.
После поражения освободительной борьбы и подписанием в 1667 Андрусовского перемирия и возвращением поляков на свои земли костел был вновь отстроен. Большие разрушения костел получил в годы второй мировой войны, так как попал под артиллерийский обстрел и почти весь выгорел изнутри. Был он убежищем от вражеских пуль сначала для красноармейцев, а впоследствии и для немцев. Но это сооружение было такое крепкое, что даже артиллерия не смогла уничтожить его. Поэтому и до сих пор он возвышается на большом холме в деревне.
У костела находилось кладбище на котором похоронены прихожане этого храма. Состоятельные поляки строили здесь свои склепы и маленькие семейные часовни. После окончания Второй мировой войны и с приходом советской власти, которая пропагандировала атеизм костел так и оставался развалиной. Впоследствии польская общественность пыталась восстановить костел, но натолкнулась на резкое сопротивление советского режима, да численность поляков в крае уже не была такой многочисленной потому, этому поспособствовали депортационные акции господствующего на тот период режима и противостояния с украинским.
С провозглашения независимости Украинского государства поляки снова пытались восстановить сооружение, но экспертная комиссия дала заключение: костел восстановлению не подлежит.
с. Тучин
Существует легенда, что во время монголо - татарского нападения в древнюю церковь собрались местные жители и когда нападавшие уже ворвались в церковь она ушла под землю, а на ее месте появился источник.
В 1921 году у источника был основан Свято - Успенский скит.
Невредимой остались лишь часовня, которая размещалась в цементном фундаменте, а в ней бил источник - колодец. Жители Липок не забывали дороги к источнику и даже при эпохе атеизма ухаживали его в порядок часовню, повесили иконы, и набирали целебную воду. Позже на месте бывшего скита был построен мужской монастырь. Все началось в 1990 с выделением местным колхозом земли под храм, уже в 1991 году здесь была зарегистрирована религиозную общину, и добилась разрешения на строительство храма Украинской православной церкви. Архиепископ Ровенский и Острожский Ириней благословил застройку и закрепил старшим на строительстве архидиакона Михаила Гнесюка. как в первый раз, храм был поручений опеке Пречистой Богоматери и именовался Успенским.
В июне 1991 года изготовлен план землепользования, начался сбор средств на его строительство. На руинах началась работа; завозили камень, кирпич, дерево.
Через четыре месяца кропотливого труда была построенанебольшая церковь, установлен купол, крест, сделано работы по благоустройству в середине и 18 января 1992 отец Николай Галлий освятил воду.
Но на этом строительство не завершилось. Уже в 1997 году был построен двухэтажный корпус на 14 комнат для монастырской братии. Через 2 года в 1999 был построен еще один жилой дом на 4 комнаты. В это время и началось строительство нового величественного храма в честь Живоносного Источника Божией Матери и было освящено место под храм. Освятил Владыка Варфоломей. Работы начались с источника: здесь было построено новое надстройку, в которой есть колодец и купальня на две комнаты. На массивном фундаменте было положено начало строительства храма. В 2000 году храм был увенчан куполами. С весны 2002 года храм ошалеван вагонкой, установлены окна и двери и окрашены в нежно голубой цвет, а окна и двери - в белый.
с. Липки