Построенный в 1606-1618 годах на искусственной насыпи, сделаной пленными турками, как родовой мавзолей семьи Жолкевских и пантеон рыцарской славы. В подземелье похоронен Станислав Жолкевский, его жена Регина с сыном Яном, семья Данилович, отец короля Якуб Собеский, королевичи, государственные секретари, настоятели, меценаты храма. По количеству и значимости захоронений выдающихся деятелей польского государства костел часто называют «Малым Вавелем».
Храм считают самой, самым красивым, самым богатым сооружением Жолквы.
Костел строил Павел Счастливый, после его смерти (1610) - Павел Римлянин, Амвросий Прихильный. Храм в форме латинского креста в плане увенчанный византийской куполом, характерной для украинских деревянных церквей, украшенный скульптурным фризом, многими декоративными элементами, скульптурой Архангела Михаила на фронтоне и сигнатуркой над алтарной частью. Главный вход обрамлен белокаменным резным порталом с изображением апостолов Петра и Павла, святых Лаврентия и Станислава, евангелистов и Христа Вседержителя в окружении ангельских головок и орнаментов. Этот портал считается одним из лучших ренессансных порталов Украины и Польши.
Когда то в храме находился очень хороший орган. С приходом советской власти в храме сделали склад удобрений и в начале 1990-х оказалось, что орган исчез. В храме есть только его имитация и продолжаются работы по восстановлению.
Сейчас здесь находится действующий Приходской костел св. Лаврентия Римско-Католической Церкви в Украине.
г. Жолква
Церковь построена в 1612 году на месте деревянной благодаря привилегии Станислава Жолкевского. Эта привилегия подтверждал незыблемость территории, свобода в проведении праздников и обрядов, а также давал разрешение построить каменную церковь.
В 1691 г. Ян III Собеский переносит в церковь из Молдавии мощи Иоанна Сучавского. Тогда же в Жолкву прибывают монахи-василиане, хотя сведения об их пребывании в городе уже есть с 1682 года. При церкви закладывают монастырь, игуменом которого становится румынский философ митрополит Досифей, прибывший сопровождая мощи.
В XVIII веке построена башня. В 1895 была заложена типография отцов Василиан. Остальные сооружений достраивали вплоть до начала XX века. Также в начале XX века произошла перестройка храма по проекту Эдгара Ковача. От древних времен остался только ренессансный белокаменный портал бокового входа.
Нынешнюю роспись церкви с 1932 по 1934 создавал Юлиан Буцманюк. Роспись идентифицируют с украинским барокко и отдельно отмечают его оригинальность. К примеру, на одной фреске изображено казаков, которые принесли дары новорожденному Иисусу, а на другой - Акт Соединения с изображениями известных политических и общественных фигур того времени (в советское время была частично затерта, в наше время была законсервирована и ждет реставрации).
В 1990 церковь возвращена ордену Василиан и она теперь относится к Львовской митрополии УГКЦ.
г. Жолква
Церковь на этом месте появилась впервые во 2-й половине 16 века и сначала была деревянной, поэтому через некоторое время сгорела. Такое неприятное происшествие повторялась еще дважды. Только когда начали строить в четвертый раз, то возвели храм из камня. Костел был построен в 1653-1655 году, по модели неаполитанских храмов на средства Теофилии Собеской как усыпальницу для ее сына Марка. В интерьере до сих пор сохранились надгробия Теофилии и Марка Собеских, выполненные во второй половине XVII в. известным скульптором Андреасом Шлютером. Кельи появились в 1754-1792 гг. В том же 1792 храм набрал современный вид.
Здесь также находятся остатки северо-восточной стены, а напротив входа (если стать спиной, то слева), были Львовские ворота, возле которых стояли три колокола этого храма - Мария, Яцек и Доминик. Во времена Речи Посполитой, Австро-Венгрии и снова Польши это был действующий храм. Во времена советской власти здесь были казармы нескольких полков, конюшни (конюшня) и склад.
Теперь первый этаж принадлежит Львовской архиепархии Греко-Католической Церкви, так же как и храм, носящий теперь имя Святого великомученика Иосафата. Уже несколько лет продолжается восстановление внутренней части храма, поэтому внутри все заставлено лесами ремонтников, что, однако, не мешает священникам проводить службы.
г. Жолква
Сначала, в 1625, синагога была возведена деревянной, так строительство было дешевле и не нуждалось в разрешении на строительство, в отличие от каменной. Однако относительно скоро она сгорает. И хотя в 1635 второй владелец Жолквы Станислав Данилович дает разрешение на строительство каменной синагоги на месте той, что сгорела, новую синагогу начинают строить только лишь в 1692 при содействии короля Яна III Собеского, третьего владельца Жолквы и под руководством королевского архитектора Петра Бебера . Построили новую святыню в 1698 гг. В стиле ренессанса. Она является одной из крупнейших в Европе оборонительных сооружений в этом стиле. Стены синагоги оборонного типа, потому что она была, как подтвердили археологические раскопки, расположенная возле городской стены. Со вторым приходом в Жолкву советской власти, синагогу превратили в склад. Хотя она к тому времени уже не функционировала, так как еще нацисты ее закрыли. Также во время немецкой оккупации сооружение горело, после чего фактически сохранились только стены. Синагога известна во всем мире. И не только тем, что ее занесли в список Нью-Йоркского фонда мировых памятников «100 памятников мира, находящихся в угрожающем состоянии», благодаря чему в 2000 началась реставрация и в будущем здесь будет Еврейский центр Галичины.
г. Жолква
Построена на прежнем пригороде Жолквы в 1720 на средства прихожан и королевича Константина на месте сгоревшей в 1717 году. Церковь представляет собой деревянное, трехсрубное здание с кирпичной достройкой - ризницей. Белокаменное обрамление окон и портал перенесены сюда из разобранной замковой башни.
В церкви находится пятиярусный иконостас, насчитывает около 50 икон, созданный мастерами Жовкивской школы живописи и резьбы Ивана Рутковича на початкуXVIII ст. В иконописи воплощено новаторский поиск - образы святых наделены элементами украинского типажа. Иконостас изготовлен из липы, его декор имеет глубокая резьба, которое выполнил Игнатий Стобенский. В 1978-79 годах иконостас был реставрирован. Сейчас церковь принадлежит УГКЦ.
21 июня 2013 на 37-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Камбодже церковь Святой Троицы внесена в список всемирного наследия в числе 16-ти деревянных церквей Карпатского региона Польши и Украины.
г. Жолква
Церковь св. Лазаря. Внутренняя роспись
История храма начинается 1624, когда был построен деревянный костел. В 1627 году при костеле открыли городской госпиталь для бедных. В 1735 году фундацией Якуба Собеского возведены каменные здания костела и госпиталя. В 1861 году в восстановленных зданиях ансамбля открыт монастырь фелицианок, который действовал до Второй мировой войны.
С 1994 года в здании бывшего костела открыта церковь святого и праведного Лазаря, принадлежащего Украинской Автокефальной Православной церкви.
г. Жолква
Францисканцы-реформаты осели в Раве-Русской в 1720-х годах.
В 1726 году провинциал Целестин Хедеровский обратился к богатому покровителю ордена Павлу Карлу Санґушка с просьбой направить в Равы-Русской своего надворного архитектора Паоло Фонтана. Осенью архитектор прибыл на строительство монастыря реформатов, которое проходило по его проекту.
Из-за нехватки компетентного руководителя строительство затянулось, некоторые элементы приходилось перестраивать. Достроено монастырь под наблюдением первого приора (настоятеля) о. Яна Тхурого. Работы завершены в 1734 году.
В течение 1732-1739 годов построен костел. В 1738 состоялось освящение костела во имя святого Михаила.
Сейчас комплекс бывшего монастыря используется машинно-тракторной станцией.
г. Рава-Русская
Деревянная церковь расположена в северной части села Вязовая, на просторном участке возле левого берега реки Свиня.
Деревянная церковь построена на средства прихожан в 1740, по другим данным - в 1743 году. Тогда же в церкви установлен барочный резной иконостас, позже неудачно перерисован при восстановлении в начале 1990-х гг. Перед1911 г. В 1925 г. Проведен ремонт церкви.
С 1959 по 1989 деревянная церковь была закрыта. Восстановлена и отремонтирована в начале 1990-х гг. Церковь Покровы Пресвятой Богородицы сейчас находится в пользовании общины УГКЦ.
К западу от церкви стоит деревянная двухъярусная колокольня, покрытая пирамидальной палаточной крышей, покрашеная в такие же цвета, как и церковь. Возведена она в начале 1990-х гг.
с. Вязовая
Учредителями Креховского монастыря считаются монахи Киево-Печерской Лавры Иоиль и Сильвестр. Они в 1590-х годах поселились в вырубленной в скале пещере в 12 км от Жолквы. Со временем монахов стало больше, при поддержке магната Станислава Жолкевского они построили неподалеку от пещеры церковь св. Петра и Павла, позже церковь Преображения и Троицкую церковь. Здесь же была возведена колокольня и кельи монахов. Обитель имела свою чудотворную икону Богородицы, которую подарила монахам львовская православная семья Красовский.
С 1660-х годов при поддержке короля Михаила Вишневецкого монастырь был окружен большими крепостными стенами, которые замыкали четыре высокие башни. За его стенами не раз спасалось много людей, особенно во время нападения татар. Во время осады 1672 монастырь защищал молодой Иван Мазепа. Несколько раз в 1698 приезжал в монастырь Петр I, находившийся в Жолкве и Раве-Русской, заключая соглашение с королем Августом II о совместных действиях против шведов в будущей Северной войне.
В 1721 году Креховский монастырь стал греко-католическим. С этого времени еще больше усиливается его религиозное значение. С деревянного его перестроили в каменный. Появились северные въездные ворота, колокольня, старшая часть монастырского корпуса.
Между 1721 и 1751 построена новая каменная церковь Св. Николая. В начале 1990-х годов она была освящена заново на церковь Преображения Господня. Монастырь славился своими чудотворными иконами, которых в Крехови было четыре: три иконы Богородицы (одна из Верхрата) и икона святого Николая Великого.
с. Крехов
Построена в 17 веке как сельский приходской храм по образцу Спасо-Преображенской церкви Креховского монастыря. В 1724 ее ремонтировал мастер Иван Хомюк (о чем свидетельствует надпись в центральном срубе).
К западу от церкви стоит квадратная в плане трехъярусная колокольня с высоким шатровой крышей . Когда она была надвратной. В ее первом ярусе сохранились ключеподобные бойницы.
В 1971-72 годах церковь отреставрирована. Церковь с колокольней является интересным образцом галицкой школы народной архитектуры.
с. Крехов
Самая старая деревянная церковь Львовщины. 21 июня 2013 на 37-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Камбодже, Церковь Святого Духа, вместе с другими деревянными церквями карпатского региона, была включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Церковь была построена 1502 гончарами (или счет гончарного цеха) с. Потелич на месте церкви Бориса и Глеба, которую сожгли татары. По преданию, Богдан Хмельницкий побывал на богослужении в этой церкви, когда ждал по разведке вестника Буняка.
В XVII веке в церкви был установлен новый двухъярусный иконостас. Росписи церкви были сделаны в 1620-1640 годы. В 1718 году прошла реставрация церкви под руководством мастера Казимира Доминиковича. В 1736 и 1753 годах тот же мастер провел следующие реставрации, в ходе которых были заменены основы и перекрытия над алтарем, отремонтировано крыльцо, а также западные и южные двери.
Реставрационные работы проводились также в 1831, 1903 и 1923 годах, во время которых все гонтовые крыши и обшивка стен заменили жестью. Во время реставрации 1970-1972 годов был восстановлен первоначальный вид церкви и восстановлено стенопись.
Рядом с церковью находится деревянная квадратная в плане двухъярусная 20-метровая башня-колокольня, построенная в то же время, что и церковь. Колокольню ремонтировал мастер Казимир Доминикович в 1736 году, последняя реставрация проходила в 1970 году.
с. Потелич